Налоги и сборы в российские социальные фонды

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 1990-х годах в России сборы в социальные фонды уплачивались отдельно, а также действовала ступенчатая шкала регресса: с зарплат в 300—600 тыс. руб. платили допплатеж в размере 10 %, с сумм свыше 600 тыс. руб.— 2 %. По оценкам, общий платеж составлял около 38-39 % с фонда оплаты труда плюс 1 % с самого наемного работника. Уклонение от платежей было крайне распространено, и в 2001 году было объявлено о введении единого социального налога, объединявшего все платежи и администрируемого ФНС. В 2004 году была установлена единая ставка ЕСН, а с 2010 года без изменения размера суммарной ставки налог решено заменить вновь на отдельные платежи в социальные фонды. В 2010 году совокупный страховой взнос в размере 26 % от фонда оплаты труда делился между ПФР (20 %), системой обязательного медстрахования (ОМС, 3,1 %) и Фондом социального страхования (2,9 %). При этом в системе ПФР часть (6 % от фонда оплаты труда) уходила в накопительную часть пенсии, на 8 % формировались пенсионные обязательства по страховой системе, за счет оставшихся 6 % нынешние работающие в рамках «солидарного» принципа системы платили пенсии нынешним пенсионерам. Денег, впрочем, на всех не хватает, что порождает дефицит ПФР, покрываемый из средств федерального бюджета. В 2011 году накопительная часть осталась той же (6 %), страховая часть, исходя из которой определяется объем будущих пенсионных прав, выросла на 2 %, до 10 % (в долях от оплаты труда), солидарная поднялась на 4 %, до тех же 10 %. Оставшиеся 2 % от общего роста совокупного платежа с 2014 года должны были уйти в систему ОМС, чтобы повысить размер платежа до 5,1 % — но в 2012—2013 годах 2 % территориальным фондам ОМС передавать в Белом доме не собирались, вместо этого решив профинансировать модернизацию системы здравоохранения на 460 млрд руб.[1]

Личные инструменты