Музыка в Санкт-Петербурге

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 2015 году функ­цио­ни­ру­ют: опер­ные те­ат­ры — Ма­ри­ин­ский, Ми­хай­лов­ский, С.-Пе­терб. кон­сер­ва­то­рии (ста­тус с 1989; быв. Опер­ная сту­дия), Гос. ка­мер­ный муз. те­атр «Санктъ-Пе­тер­бургъ Опе­ра» (1987), др. гос. му­зы­каль­ные те­ат­ры — Муз. ко­ме­дии (1920), «Рок-опе­ра» (1966), «Мю­зик-холл» (1990). Ис­пол­ни­тель­ские кол­лек­ти­вы: Санкт-Пе­тер­бург­ская ака­де­ми­че­ская ка­пел­ла, Санкт-Пе­тер­бург­ский сим­фо­ни­че­ский фи­лар­мо­ни­ческий ор­кестр, Ака­де­мич. сим­фо­нич. ор­кестр (АСО) С.-Пе­терб. фи­лар­мо­нии (1931, быв. Боль­шой сим­фо­нич. ор­кестр Ле­нингр. ра­дио­ко­ми­те­та), Гос. ака­де­мич. рус. ор­кестр им. В. В. Ан­д­рее­ва (ос­но­ван в 1925 как Ор­кестр рус. нар. ин­ст­ру­мен­тов, с 1960 при Ле­нингр. ТВ и ра­дио, с 1998 са­мо­сто­ят.), С.-Пе­терб. гос. ака­де­мич. сим­фо­нич. ор­кестр (СПб. ГАСО; ос­но­ван в 1967 как Ле­нингр. ка­мер­ный ор­кестр, за­тем до 1986 Ле­нингр. ка­мер­ный ор­кестр ста­рин­ной и совр. му­зы­ки, до 1993 Ле­нингр. сим­фо­нич. ор­кестр, совр. назв. с 1996), Ор­кестр Гос. Эр­ми­та­жа (ос­но­ван в 1989 как «Санкт-Пе­тер­бург Ка­ме­ра­та», с 1994 совр. назв.), Сим­фо­нич. ор­кестр С.-Пе­терб. гос. ака­де­мич. ка­пел­лы (1991), Бал­тий­ский сим­фо­нич. ор­кестр (2010); са­мо­сто­ят. кон­церт­ную дея­тель­ность ве­дёт Сим­фо­нич. ор­кестр Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра. В рус­ле ау­тен­тич­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва ра­бо­та­ют Рос. ан­самбль ста­рин­ной му­зы­ки (1988), Рос. ро­го­вой ор­кестр (2006). Сре­ди лю­би­тель­ских кол­лек­ти­вов — Ака­де­мич. хор лю­би­те­лей пе­ния С.-Пе­тер­бур­га (1958). Муз. учеб­ные за­ве­де­ния: Санкт-Пе­тер­бург­ская кон­сер­ва­то­рия, С.-Пе­терб. муз. уч-ще (кол­ледж) им. Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (в 1936-91 Муз. уч-ще при Ле­нингр. конс.), Сред­няя спец. муз. шко­ла-ли­цей при С.-Пе­терб. конс. (1936), Хо­ро­вое уч-ще им. М. И. Глин­ки (ос­но­ва­но в 1946 при Гос. ака­де­мич. ка­пел­ле, с 1955 са­мо­сто­ят.). Рос. ин-т ис­то­рии ис­кус­ств (РИИИ; совр. назв. с 1992). Фольк­лор­но-эт­но­гра­фич. центр (1991, ос­но­ван при С.-Пе­терб. конс., с 1997 са­мо­сто­ят., с 2010 им. А. М. Мех­не­цо­ва). Гос. кон­церт­но-об­ра­зо­ват. уч­ре­ж­де­ние «С.-Пе­терб. Дом му­зы­ки» (2006). Гл. кон­церт­ные пло­щад­ки: Санкт-Пе­тер­бург­ской фи­лар­мо­нии Боль­шой зал; Ма­лый (ка­мер­ный) зал им. М. И. Глин­ки С.-Пе­терб. фи­лар­мо­нии им. Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча (т. н. Дом Эн­гель­гард­та; с 1948); Кон­церт­ный зал С.-Пе­терб. ака­де­мич. ка­пел­лы; Боль­шой (им. А. Г. Ру­бин­штей­на, он же — Муз. те­атр кон­сер­ва­то­рии) и Ма­лый (Ка­мер­ный; им. А. К. Гла­зу­но­ва) за­лы С.-Пе­терб. кон­сер­ва­то­рии; Эр­ми­таж­ный те­атр (1991); Кон­церт­ный зал Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра (от­крыт в 2006, в 2009 ус­та­нов­лен ор­ган франц. фир­мы «Daniel Kern»); кон­цер­ты про­хо­дят так­же в мно­го­числ. ка­мер­ных за­лах ис­то­рич. зда­ний С.-П. В 1967 от­крыт кон­церт­ный зал «Ок­тябрь­ский». В С.-Пе­терб. гос. му­зее те­ат­раль­но­го и муз. иск-ва име­ют­ся фи­лиа­лы: Ше­ре­ме­тев­ский дво­рец (1990; здесь раз­ме­ща­ют­ся Му­зей му­зы­ки С.-П. и круп­ней­шая в Рос­сии Гос. кол­лек­ция муз. ин­ст­ру­мен­тов), Му­зей-квар­ти­ра Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (1970), Дом-му­зей Ф. И. Ша­ля­пи­на (1975), Му­зей-квар­ти­ра ак­тё­ров Са­мой­ло­вых (1994). В Эр­ми­та­же хра­нят­ся об­раз­цы муз. ав­то­ма­тов, сре­ди них — ча­сы «Пав­лин» (см. илл. к ст. Ме­ха­ни­че­ские му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты). Ус­та­нов­ле­ны ка­рий­о­ны: на ко­ло­коль­не со­бо­ра апос­то­лов Свя­тых Пет­ра и Пав­ла (2001; вклю­че­ны неск. ко­ло­колов, при­ве­зён­ных Пет­ром I из Гол­лан­дии), на баш­не Ка­ва­лер­ско­го до­ма в Пе­тер­го­фе (2005). Круп­ней­шее муз. изд-во — «Ком­по­зи­тор — С.-Пе­тер­бург» [ос­но­ва­но в 1930 как Ле­нингр. от­де­ле­ние Гос. муз. изд-ва (Муз­гиз), неск. раз ме­ня­ло под­чи­не­ние, с 1992 совр. ста­тус и назв.]. До 2003 име­лось от­де­ле­ние изд-ва «Му­зы­ка». Круп­ней­шие ме­ж­ду­нар. муз. фес­ти­ва­ли: «Звёз­ды бе­лых но­чей», «Пло­щадь Ис­кусств» (с 1991), «Двор­цы С.-Пе­тер­бур­га» (с 1992), «Му­зы­каль­ная кол­лек­ция» (с 2005), «От аван­гар­да до на­ших дней» (с 1991), «Свинг бе­лой но­чи» (с 1994), хо­ро­во­го иск-ва «По­ющий мир» (2003).[1]

[править] История

В XVIII веке музыкальная куль­ту­ра Санкт-Петербурга бы­ла ори­ен­ти­ро­ва­на на ев­роп. фор­мы. Пе­ре­ве­дён­ный в 1703 из Мо­ск­вы в С.-П. хор го­су­да­ре­вых пев­чих дья­ков со вре­ме­нем ре­ор­га­ни­зо­ван в При­двор­ный пев­че­ский хор (с 1763 При­двор­ная пев­че­ская ка­пел­ла). Для эпо­хи Пет­ра I ха­рак­тер­ны об­ще­го­род­ские мас­со­вые празд­не­ст­ва. Но­вая для Рос­сии фор­ма куль­тур­но­го до­су­га — ас­самб­леи (вве­де­ны ука­зом Пет­ра I в 1718), со­че­тав­шие при­зна­ки ба­ла, мас­ка­ра­да и приё­ма; про­во­ди­лись сре­ди дво­рян­ст­ва и ку­пе­че­ст­ва. На ас­самб­ле­ях рус. об­ще­ст­вом бы­ли ос­вое­ны все осн. тан­цы то­го вре­ме­ни: ме­ну­эт, по­ло­нез, контр­данс, анг­лез, эко­сез; тан­цы со­про­во­ж­да­лись иг­рой му­зы­кан­тов при­двор­ных им­пе­ра­тор­ских или ча­ст­ных ка­пелл. В 1-й тре­ти 18 в. поль­зо­ва­лись из­вест­но­стью ка­пел­лы А. Д. Мен­ши­ко­ва, М. Г. Го­лов­ки­на, П. И. Ягу­жин­ско­го, М. Ю. Чер­кас­ской и др. При Пет­ре I ус­та­но­ви­лась тра­ди­ция т. н. сто­ло­вой (за­столь­ной) му­зы­ки, при­чём имп. па­рад­ный обед на­чи­нал­ся фан­фа­ра­ми труб и бо­ем ли­тавр; по сви­де­тель­ст­ву Я. Ште­ли­на, Пётр I для этой це­ли выпи­сал из Ри­ги ан­самбль тром­бо­нов и цин­ков. Тор­жест­вен­ные встре­чи рос. войск, па­ра­ды, от­кры­тие три­ум­фаль­ных арок со­про­вож­да­лись иг­рой ин­стру­мен­таль­ных ка­пелл, пе­ни­ем хва­леб­ных кан­тов. Вво­зи­лись ор­га­ны, из Гол­лан­дии Пет­ром I был до­став­лен ка­рий­он. В 1716 и 1723 по­сле­до­ва­ли цар­ские ука­зы о по­строй­ке те­ат­раль­ных зда­ний. При Ф. М. Ап­рак­си­не в оби­ход во­шла «ко­ра­бель­ная му­зы­ка» (зву­ча­ла при спус­ке ко­раб­ля на во­ду и др.), в Ад­ми­рал­тей­ст­ве ра­бо­та­ла ка­пел­ла, иг­рав­шая на баш­не по ча­сам; «му­зы­ка на во­де» как спе­ци­фич. фор­ма пе­терб. гор. бы­та со­хра­ня­лась до сер. 19 в. К 1720-м гг. вос­хо­дит тра­ди­ция са­до­во-пар­ко­вых уве­се­ле­ний с му­зы­кой, ко­то­рая по ме­ре строи­тель­ст­ва за­го­род­ных ре­зи­ден­ций ста­но­ви­лась всё бо­лее раз­но­об­раз­ной; в хо­ду у ари­сто­кра­тии бы­ла и т. н. егер­ская (охот­ни­чья) му­зы­ка, в 1755 по рас­по­ря­же­нию Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны при дво­ре был ор­га­ни­зо­ван ро­го­вой ор­кестр. К нач. 18 в. вос­хо­дит тра­ди­ция дер­жать при имп. дво­ре две груп­пы му­зы­кан­тов: соб­ст­вен­но «му­зы­ку» — ор­кестр, со­сто­яв­ший пре­им. из нем. му­зы­кан­тов, и груп­пу тру­ба­чей и ли­тавр­щи­ков, иг­рав­ших фан­фа­ры при здра­ви­цах, встре­чах и др. (обы­чай дер­жать при дво­ре «ри­ту­аль­ную» му­зы­ку со­хра­нял­ся до прав­ле­ния Ека­те­ри­ны II). Пётр I, пред­по­чи­тав­ший мощ­ное зву­ча­ние ду­хо­вых ин­ст­ру­мен­тов му­зы­ке ка­мер­но­го пла­на и муз. те­ат­ру, ок. 1711 на­нял груп­пу сак­сон­ских во­лын­щи­ков («бок­фе­фе­ры», иг­раю­щие «на коз­лах»); ан­самбль во­лы­нок су­ще­ст­во­вал при дво­ре до 1732. В 1721 в С.-П. вы­сту­па­ла ка­пел­ла австр. по­слан­ни­ка Ф. Кин­ско­го. В уве­се­ле­ни­ях зна­ти при­ни­ма­ла ак­тив­ное уча­стие ка­пел­ла гер­цо­га Кар­ла Фрид­ри­ха Голь­штейн-Гот­торп­ско­го, ис­пол­няв­шая со­чи­не­ния мас­те­ров эпо­хи ба­рок­ко. В 1724 на ко­ро­на­ции Ека­те­ри­ны I иг­рал боль­шой (ве­ро­ят­но, свод­ный) ор­кестр, ко­то­рым ру­ко­во­дил скри­пач И. П. Хюб­нер, ка­пель­мей­стер гер­цог­ской ка­пел­лы (до 1727), в даль­ней­шем один из осн. му­зы­кан­тов имп. дво­ра. Имп. Ан­ной Ива­нов­ной бы­ли вве­де­ны кур­та­ги (соб­ра­ния для из­бран­ных) с уча­сти­ем нем. му­зы­кан­тов, про­дол­жав­шие­ся до прав­ле­ния Ека­те­ри­ны II. Од­но­вре­мен­но на про­тя­же­нии 18 в. вку­сы ме­ня­лись в поль­зу итал. му­зы­ки: с 1730-х гг. фо­ном для при­двор­ных бан­ке­тов слу­жи­ла итал. во­каль­ная и ка­мер­ная ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка. В прак­ти­ку во­шли по­ста­нов­ки итал. опер ко дню ро­ж­де­ния цар­ст­вую­щих особ; так, при­двор­ный де­бют Ф. Арайи (при­был ко дво­ру в со­ста­ве «Италь­ян­ской ком­па­нии му­зы­ки, ко­ме­дии, тан­цев, ин­тер­ме­дий») в 1736 был при­уро­чен ко дню ро­ж­де­ния Ан­ны Ива­нов­ны (его опе­ра «Си­ла люб­ви и не­навис­ти» ста­ла пер­вой опе­рой-се­риа, по­став­лен­ной в С.-П.). Назв. «Италь­ян­ская ком­па­ния» ста­ло обо­зна­че­ни­ем штат­но­го «раз­ря­да», со­хра­няв­ше­го­ся в при­двор­ном ве­дом­ст­ве до 1766, ко­гда на­ря­ду с ба­ле­том, Рус. и Франц. труп­па­ми бы­ла вклю­че­на в об­щий «Стат всем к те­ат­рам и к ка­мер и к баль­ной му­зы­ке при­над­ле­жа­щим лю­дям» (см. в ст. Им­пе­ра­тор­ские те­ат­ры). В «Италь­ян­скую ком­па­нию», на­ря­ду с итал. ар­ти­ста­ми, в раз­ное вре­мя вхо­ди­ли вос­пи­тан­ни­ки При­двор­но­го пев­че­ско­го хо­ра, в том числе М. С. Бе­ре­зов­ский и Д. С. Борт­нян­ский (в 1780-90-е гг. ка­пель­мей­стер «ма­ло­го дво­ра» в Пав­лов­ске и Гат­чи­не, при Пав­ле I стал управ­ляю­щим При­двор­ной пев­че­ской ка­пел­лой), а так­же нем. му­зы­кан­ты. Зна­чит. роль в муз.-те­ат­раль­ной жиз­ни сы­гра­ла дея­тель­ность Ека­те­ри­ны II — ав­то­ра опер­ных ли­брет­то, ини­циа­то­ра пе­чат­ных из­да­ний (в том числе опер­ных кла­ви­ров, фольк­лор­ных сбор­ни­ков) и др. При­двор­ная итал. опе­ра су­ще­ст­во­ва­ла в С.-П. до 1790, сыг­ра­ла вы­даю­щую­ся роль в жиз­ни го­ро­да, ко­то­рый уже в 1770-е гг. при­об­рёл ре­пу­та­цию од­но­го из круп­ней­ших опер­ных цен­тров Ев­ро­пы. В сер. 1780-х гг. здесь вы­сту­па­ли Л. Мар­ке­зи и Л. То­ди. Од­но­вре­мен­но с при­двор­ной итал. опе­рой с кон. 1757 до 1761 в С.-П. ра­бо­та­ла итал. труп­па Дж. Б. Ло­ка­тел­ли, ко­то­рая да­ва­ла пер­вые в Рос­сии об­ще­до­ступ­ные опер­но-ба­лет­ные пред­став­ле­ния. В 1793 бла­го­да­ря дея­тель­но­сти Н. Б. Юсу­по­ва итал. опе­ра бы­ла во­зоб­нов­ле­на в ви­де Итал. ком­па­нии опе­ры-буф­фа (1793-95) и труп­пы Дж. Ас­та­рит­ты (1795—1803). С сер. 18 в. в С.-П. ра­бо­та­ли франц. труп­пы, ис­пол­няв­шие ко­мич. опе­ры: труп­па Ж. П. Ре­но (в при­двор­ных спек­так­лях в 1764-66, за­тем до 1768 в пуб­лич­ных), ан­тре­при­за опе­ра-ко­мик (1773-96). По­пу­ляр­ность франц. опе­ры в С.-П. впер­вые дос­тиг­ла пи­ка в го­ды прав­ле­ния Пав­ла I. В 1779 раз­ные ко­мич. опе­ры, в том числе рус­ские, во­шли в ре­пер­ту­ар Рус. при­двор­ной труп­пы, соз­дан­ной в 1759 ука­зом Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны; часть рус. ак­тё­ров-пев­цов — вы­пу­ск­ни­ки имп. Те­ат­раль­ной шко­лы (ос­но­ва­на в кон. 1770-х — нач. 1780-х гг., с 1825 Те­ат­раль­ное уч-ще; опер­ное от­де­ле­ние су­ще­ст­во­ва­ло до нач. 1880-х гг.). При­двор­ный ор­кестр (1728) в 1766 раз­де­лил­ся на два кол­лек­ти­ва: «Пер­вый при­двор­ный ор­кестр» (назв. с 1791), со­сто­яв­ший из му­зы­кан­тов-про­фес­сио­на­лов, пре­им. ино­стран­цев, ис­пол­нял му­зы­ку ев­роп. ком­по­зи­то­ров, уча­ст­во­вал в опер­ных по­ста­нов­ках; «Вто­рой при­двор­ный ор­кестр» — ис­пол­нял баль­ную му­зы­ку, фор­ми­ро­вал­ся из уче­ни­ков ин­ст­ру­мен­таль­ных клас­сов Те­ат­раль­ной шко­лы (уч­ре­ж­де­ны в 1740). Объ­е­ди­нён­ным При­двор­ным ор­ке­ст­ром с уча­сти­ем При­двор­но­го хо­ра пуб­лич­но ис­пол­ня­лись ора­то­рии. При­двор­ны­ми ка­пель­мей­сте­ра­ми и ком­по­зи­то­ра­ми бы­ли: вслед за Арай­ей — Г. Ф. Рау­пах, Й. Штар­цер, В. Ман­фре­ди­ни, за­тем Б. Га­луп­пи, Т. Тра­эт­та, Дж. Паи­зи­ел­ло, К. Ка­ноб­био, Дж. Сар­ти, Д. Чи­ма­ро­за, Э. Ван­жу­ра, В. Мар­тин-и-Со­лер. Из мно­го­числ. ин­ст­ру­мен­та­ли­стов-вир­туо­зов с ев­роп. из­вест­но­стью в С.-П. жи­ли итал. скри­пач А. Лол­ли (1774-84, с пе­ре­ры­ва­ми), нем. клар­не­тист Й. Бер (в 1779-92); в 1781 га­ст­ро­ли­ро­вал Дж. Ви­от­ти. В по­след­ней тре­ти 18 в. об­ра­зо­вал­ся ряд муз. об­ществ, сре­ди них — Муз. клуб (1772-77).[2]

Опер­ные спек­так­ли и ка­мер­ные кон­цер­ты шли в при­двор­ных «опер­ных домах» — «у Нев­ской пер­шпек­ти­вы» (1745-49), у Лет­не­го са­да (1750-73; ино­гда дей­ст­во­вал и как го­род­ской), при де­рев. Зим­нем двор­це (1757-67, с 1762 толь­ко Рус. труп­па) и Боль­шом Зим­нем двор­це (1763-83), в Эр­ми­таж­ном те­ат­ре (с 1785), на сце­не двор­ца на Ка­мен­ном о-ве (с 1779), Тав­ри­че­ско­го двор­ца, в те­ат­рах за­го­род­ных имп. ре­зи­денций в Цар­ском Се­ле, Ора­ни­ен­бау­ме, Пе­тер­го­фе, Пав­лов­ске и Гат­чи­не. Сре­ди ча­ст­ных те­ат­раль­ных зда­ний — Те­атр на Ца­ри­цы­ном лу­гу, в ко­то­ром с 1776 на­хо­дил­ся Нем. пуб­лич­ный те­атр К. Книп­пе­ра (в 1779-83 Воль­ный рос. те­атр Книп­пе­ра). Уч­ре­ж­де­ние в 1783 К-та по управ­ле­нию те­ат­раль­ны­ми зре­ли­ща­ми и му­зы­кой (с 1786 Те­ат­раль­ная ди­рек­ция) по­ло­жи­ло на­ча­ло гор. му­зы­каль­но-те­атраль­ной жиз­ни: поя­ви­лись об­ще­до­ступ­ные (с вхо­дом за пла­ту) те­ат­ры — Ма­лый (Де­ре­вян­ный; ра­бо­тал до 1796) и Боль­шой (Ка­мен­ный). С 1760-х гг., на­ря­ду с кон­цер­та­ми, рас­счи­тан­ны­ми на выс­шее об­ще­ст­во, да­ва­лись плат­ные кон­цер­ты для ши­ро­ких кру­гов го­ро­жан; под пуб­лич­ные кон­цер­ты при­ез­жие и пе­терб. му­зы­кан­ты сни­ма­ли баль­ные и па­рад­ные за­лы в до­мах зна­ти, за­лы «трак­ти­ров» (гос­ти­ниц и рес­то­ра­нов) и др. Для ча­ст­ных пуб­лич­ных кон­цер­тов тре­бо­ва­лось раз­ре­ше­ние гор. по­ли­ции.[3]

На про­тя­же­нии 18 в. му­зы­ка ста­ла важ­ной ча­стью до­маш­не­го об­ра­зо­ва­ния в при­двор­ных и ари­сто­кра­тич. кру­гах, му­зы­ке обу­ча­ли так­же в ря­де учеб­ных за­ве­де­ний. Ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лись кла­ви­кор­ды, ар­фа, ги­та­ра. Уро­ки пе­ния, иг­ры на ин­ст­ру­мен­тах, ком­по­зи­ции мог­ли по­лу­чать вос­пи­тан­ни­ки пе­терб. АХ (с 1764); сре­ди пе­да­го­гов (на­ни­ма­лись по кон­трак­ту) — И. Е. Хан­дош­кин, Г. Ф. Рау­пах, М. Буи­ни, А. Сар­то­ри, В. А. Паш­ке­вич; сре­ди вос­пи­тан­ни­ков — ком­по­зи­тор Е. И. Фо­мин (учил­ся в ар­хит. клас­се); в уче­ни­че­ском те­ат­ре АХ (1764-98) ста­ви­лись опе­ры и ба­ле­ты. Учи­те­лей му­зы­ки (Буи­ни, В. Мар­тин-и-Со­лер, И. Прач, А. Са­пи­ен­ца, Т. Тра­эт­та) имел в шта­те Смоль­ный ин­сти­тут, как ар­фи­ст­ка при­об­ре­ла из­вест­ность вы­пу­ск­ни­ца ин-та — фрей­ли­на Г. И. Алы­мо­ва; уче­ни­цы вы­сту­па­ли в по­ста­нов­ках франц. опер и кон­цер­тах в пуб­лич­ных со­б­ра­ни­ях, спек­так­ли со­про­во­ж­дал ор­кестр с уча­сти­ем вос­пи­тан­ни­ков Су­хо­пут­но­го шля­хет­но­го ка­дет­ско­го кор­пу­са. В 1765 при Смоль­ном ин-те ос­но­ва­но Ме­щан­ское уч-ще для де­ву­шек, где до 1797 пре­по­да­ва­лась иг­ра на ин­ст­ру­мен­тах. В Вос­пи­та­тель­ном до­ме так­же до 1797 обу­ча­ли иг­ре на ин­ст­ру­мен­тах (с 1783 на кла­ви­кор­дах) и пе­нию (с 1793). В 1797 в С.-П. из Гат­чи­ны пе­ре­ве­дён Во­ен­но-си­рот­ский дом с «учи­ли­щем для му­зы­ки», где было 2 от­де­ле­ния: для де­тей дво­рян, штаб- и обер-офи­це­ров; для де­тей сол­дат и раз­но­чин­цев; су­ще­ст­во­вал до 1805 (до об­ра­зо­ва­ния на его ос­но­ве Пав­лов­ско­го ка­дет­ско­го кор­пу­са). С сер. 18 в. в С.-П. в мо­ду во­шли сб-ки «рос­сий­ских пе­сен», кла­вир­ных пьес, опер­ных арий, тан­цев и др. В 1770-е гг. ста­ли по­яв­лять­ся ча­ст­ные но­то­пе­чат­ни и из­да­тель­ст­ва, сре­ди них — фир­мы Б. Т. Брейт­коп­фа и И. Д. Гер­стен­бер­га (см. в ст. Но­то­пе­ча­та­ние). Зна­чит. цен­ность пред­став­ля­ют нот­ная б-ка имп. Ели­за­ве­ты Алек­се­ев­ны (суп­ру­ги Алек­сан­д­ра I), со­хра­нив­шая в том числе наи­бо­лее пол­ное соб­ра­ние со­чи­не­ний О. А. Коз­лов­ско­го, и нот­ное соб­ра­ние Н. П. Ше­ре­ме­те­ва [хра­нит­ся в Рос. ин-те ис­то­рии ис­кус­ств (РИИИ)].[4]

В 1-й пол. 19 в. воз­ник­ли мно­го­числ. об­ще­ст­ва лю­би­те­лей му­зы­ки, в ко­то­рых уча­ст­во­ва­ли проф. му­зы­кан­ты. В 1802 ос­но­ва­но Фи­лар­мо­нич. об-во, в кон­цер­тах ко­то­ро­го ис­пол­ня­лись ора­то­рии Г. Ф. Ген­де­ля, Й. Гайд­на, Ре­к­ви­ем В. А. Мо­цар­та, со­стоя­лась пре­мье­ра «Тор­же­ст­вен­ной мес­сы» Л. ван Бет­хо­ве­на (по ини­циа­ти­ве Н. Б. Го­ли­цы­на, 1824); роль это­го об­ще­ст­ва в муз. жиз­ни го­ро­да осо­бен­но ве­ли­ка в 1-й пол. 19 в. (ра­бо­та­ло до 1917). Кон­церт­ное об-во, ос­но­ван­ное А. Ф. Льво­вым (нач. 1850-х гг. — 1882), ста­ви­ло сво­ей це­лью «ис­пол­не­ние клас­си­че­ских про­из­ве­де­ний в воз­мож­ном со­вер­шен­ст­ве». Пуб­лич­ные кон­цер­ты уст­раи­ва­ли Ди­рек­ция имп. те­ат­ров, При­двор­ная пев­че­ская ка­пел­ла. Не­офиц. цен­тра­ми муз. жиз­ни го­ро­да ста­ли муз. са­ло­ны А. Ф. Льво­ва, бр. Ви­ель­гор­ских. В 1-й пол. — сер. 19 в. в кон­цер­тах посто­ян­но вы­сту­па­ли луч­шие иностр. му­зы­кан­ты (мно­гие из них по­дол­гу жи­ли в С.-П.): Дж. Филд, П. Ро­де, Б. Г. Ром­берг, И. Н. Гум­мель, М. Ши­ма­нов­ская, К. Ли­пинь­ский, Г. Зон­таг, А. Л. Ген­зельт, А. Вьё­тан, У. Булль, Ф. Лист, К. Шу­ман, Г. Бер­ли­оз, Р. Ваг­нер и др. С С.-П. свя­за­на дея­тель­ность ком­по­зи­то­ра С. И. Да­вы­до­ва, клас­си­ков рус. му­зы­ки М. И. Глин­ки и А. С. Дар­го­мыж­ско­го.[5]

В 1-й пол. 19 в. за С.-П. за­кре­пи­лась роль од­ной из те­ат­раль­ных сто­лиц Ев­ро­пы. В на­ча­ле ве­ка на при­двор­ной и гор. сце­не опе­ры ста­ви­ли 4 труп­пы. В 1801—1806 ра­бо­та­ла итал. труп­па А. Ка­зас­си — с 1803 ка­зён­ная, ко­то­рой ру­ко­во­дил К. А. Ка­вос. Итал. труп­па во­зоб­нов­ля­лась в 1827-31 (вхо­ди­ла в штат имп. те­ат­ров), за­тем в 1843. Франц. объ­е­ди­нён­ная опер­но-дра­ма­тич. труп­па (так­же вхо­ди­ла в штат имп. те­ат­ров), ко­то­рую осо­бен­но под­дер­жи­вал Алек­сандр I, ра­бо­та­ла в 1800-12, опе­ру в 1804-11 воз­глав­лял А. Бу­аль­дьё. Нем. труп­па, сфор­ми­ро­ван­ная в 1798-99 ан­тре­пре­нё­ром И. Ми­ре (в 1800—1801 и с 1805 вхо­ди­ла в со­став имп. те­ат­ров), ста­ви­ла опе­ры, в том числе италь­ян­ские на итал. язы­ке; осн. пло­щад­ка Нем. труп­пы до 1819 — Ку­ше­лев­ский (Не­мец­кий) те­атр; зна­чит. ус­пе­хом её по­ста­нов­ки поль­зо­ва­лись до нач. 1840-х гг. Ка­пель­мей­сте­ром Рус. труп­пы с 1806 был К. А. Ка­вос (ру­ко­во­дил до 1840), в ней иг­ра­ли луч­шие отеч. актё­ры-пев­цы то­го вре­ме­ни Е. С. Сан­ду­но­ва, П. В. Злов, С. М. Са­мой­ло­ва, В. М. Са­мой­лов, Н. С. Се­мё­но­ва и др. В 1830-е гг. для про­цве­та­ния опер­но­го те­ат­ра, в пер­вую оче­редь рус. опе­ры, мно­го сде­лал ди­рек­тор имп. те­атров А. М. Ге­де­о­нов, в том числе ут­вер­дил к по­ста­нов­ке опе­ру «Жизнь за ца­ря» М. И. Глин­ки, в ко­то­рой вы­сту­пи­ли О. А. Пет­ров, А. Я. Пет­ро­ва-Во­робь­ё­ва и др. [1836, Боль­шой (Ка­мен­ный) те­атр]. В 1833 от­крыт Ми­хай­лов­ский те­атр. С 1843 в те­че­ние нес­коль­ких де­ся­ти­ле­тий под по­кро­ви­тель­ст­вом дво­ра вы­сту­па­ла Итал. опер­ная труп­па, в со­ста­ве ко­то­рой — пев­цы ми­ро­во­го клас­са Дж. Ру­би­ни, A. Там­бу­ри­ни, Джу­лия Гри­зи (см. Гризи), Л. Лаб­лаш, П. Ви­ар­до-Гар­сия и др. С.-Пе­терб. имп. рус. опер­ная труп­па вре­мен­но (1845-53) бы­ла пе­ре­ве­де­на в Мо­ск­ву. Мно­го­числ. пуб­лич­ные кон­цер­ты уст­раи­ва­лись, на­ря­ду с те­ат­раль­ны­ми за­ла­ми, в за­ле Дво­рян­ско­го со­б­ра­ния (с 1839), в до­ме А. И. Ко­си­ков­ско­го, до­ме В. П. Эн­гель­гард­та, до­ме Ку­ше­ле­вых-Без­бо­род­ко на Га­га­рин­ской ул., в те­ат­раль­но-кон­церт­ном за­ле Пас­са­жа (с 1848), в церк­вах не­пра­во­слав­ных ве­ро­ис­по­ве­да­ний (гл. обр. кон­цер­ты ор­ган­ной му­зы­ки), в ча­ст­ных особ­ня­ках и др. По­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись лет­ние кон­цер­ты в пар­ках, в За­ве­де­нии ис­кус­ст­вен­ных ми­нер. вод в Но­вой Де­рев­не (с 1834), в Пав­лов­ском кур­за­ле — кон­церт­ном за­ле при ж.-д. вок­за­ле [с 1838; в 1850-60-е гг. лет­ни­ми се­зо­на­ми ру­ко­во­дил И. Штра­ус (сын)]. В 1840-50-е гг. цен­тром нот­ной тор­гов­ли в Рос­сии был муз. ма­га­зин М. И. Бер­нар­да. Все­го к нач. 1850-х гг. в го­ро­де бы­ло не ме­нее 15 нот­ных ма­га­зи­нов. В С.-П. ра­бо­та­ли мн. мас­те­ра муз. ин­ст­ру­мен­тов, сре­ди них — И. А. Ба­тов; про­сла­ви­лись фп. фир­мы «Бек­кер», «Шрё­дер».[6]

В 1859 по ини­циа­ти­ве А. Г. Ру­бин­штей­на и др., при уча­стии вел. кн. Еле­ны Пав­лов­ны ос­но­ва­но Рус­ское му­зы­каль­ное об­ще­ст­во (РМО), ко­то­рое уст­раи­ва­ло сим­фо­нич. и ка­мер­ные кон­цер­ты и при­вле­ка­ло ис­пол­ни­те­лей с ми­ро­вым име­нем. На ос­но­ве муз. клас­сов при РМО в 1862 от­кры­та Санкт-Пе­тер­бург­ская кон­сер­ва­то­рия — пер­вое в Рос­сии муз. учеб­ное за­ве­де­ние ев­роп. ти­па, сре­ди её пер­вых вы­пу­ск­ни­ков — П. И. Чай­ков­ский; с 1896 конс. рас­по­ла­га­ет­ся в пе­ре­стро­ен­ном зда­нии быв. Боль­шо­го (Ка­мен­но­го) те­ат­ра. В 1862 М. А. Ба­ла­ки­ре­вым и Г. Я. Ло­ма­ки­ным ор­га­ни­зо­ва­на Бес­плат­ная му­зы­каль­ная шко­ла, рас­счи­тан­ная гл. обр. на де­мо­кра­тич. сре­ду (ра­бо­та­ла до 1917). В 1860 своё ис­то­рич. зда­ние (быв. Те­атр-цирк) и наз­ва­ние по­лу­чил Ма­ри­ин­ский те­атр. Подъём рус. куль­ту­ры свя­зан с дея­тель­но­стью ком­по­зи­то­ров «Мо­гу­чей куч­ки»; опе­ры М. П. Му­сорг­ско­го, А. П. Бо­ро­ди­на и Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва со­ста­ви­ли важ­ней­ший этап в раз­ви­тии отеч. и ми­ро­вой му­зы­ки. В кон. 19 — нач. 20 вв. ли­цом сто­лич­ной муз. куль­ту­ры был Рим­ский-Кор­са­ков — гла­ва пе­терб. ком­по­зи­тор­ской шко­лы, Бе­ля­ев­ско­го круж­ка, круп­ней­ший пе­да­гог (сре­ди его мно­го­числ. уче­ни­ков — А. К. Ля­дов, А. К. Гла­зу­нов, И. Ф. Стра­вин­ский), ди­ри­жёр, ин­спек­тор «му­зы­кант­ских хо­ров» Мор. ве­дом­ст­ва (1873-84) и др. Ми­ро­вое при­зна­ние по­лу­чи­ли пе­терб. ис­пол­ни­тель­ские шко­лы — А. Г. Ру­бин­штей­на, А. Н. Еси­по­вой (фп.), Л. С. Ау­эра (скри­пич­ная), А. В. Вер­жби­ло­ви­ча (вио­лон­чель­ная). В 1882 ос­но­ван «При­двор­ный му­зы­кант­ский хор», в 1896 ре­ор­га­ни­зо­ван­ный в При­двор­ный ор­кестр. Вы­со­ко­го ис­пол­ни­тель­ско­го уров­ня дос­тиг­ла При­двор­ная пев­че­ская ка­пел­ла (под рук. Ба­ла­ки­ре­ва, Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, А. С. Арен­ско­го), в 1880 ор­га­ни­зо­ван хор А. А. Ар­хан­гель­ско­го. В. В. Ан­д­рее­вым ор­га­ни­зо­ван Ве­ли­ко­рус­ский ор­кестр (1896). Зна­чит. под­держ­ку раз­ви­тию рус. му­зы­ки ока­за­ли пе­терб. ме­це­на­ты. М. П. Бе­ля­ев — ос­но­ва­тель изд-ва «М. П. Бе­ля­ев в Лейп­ци­ге» с но­то­тор­го­вой ба­зой в С.-П. (1885), Рус. сим­фо­нич. кон­цер­тов (1885), Рус. квар­тет­ных ве­че­ров (с 1891). А. Д. Ше­ре­ме­тев — уч­ре­ди­тель Об­ще­дос­туп­ных сим­фо­нич. кон­цер­тов (1900; про­хо­ди­ли так­же в Се­ст­ро­рец­ке и Пав­лов­ске), Муз.-ис­то­рич. об-ва (1910). В 1901-12 функ­цио­ни­рова­ли «Ве­че­ра со­вре­мен­ной му­зы­ки», в ко­то­рых впер­вые в Рос­сии ис­пол­не­ны не­ко­то­рые со­чи­не­ния К. Де­бюс­си, М. Ра­ве­ля, А. Шён­бер­га и др., со­стоя­лись творч. де­бю­ты И. Ф. Стра­вин­ско­го, С. С. Про­кофь­е­ва. В 1903-17 еже­год­но про­во­ди­лись або­не­мент­ные сим­фо­нич. «Кон­цер­ты А. Зи­ло­ти». Во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. вы­сту­па­ли круп­ней­шие иностр. му­зы­кан­ты — ди­ри­жё­ры Х. фон Бю­лов, А. Ни­киш, А. Двор­жак, Р. Штра­ус, Г. Ма­лер, В. Мен­гель­берг, Ф. Мотль, Б. Валь­тер, ин­ст­ру­мен­та­ли­сты Э. Изаи, П. Са­ра­са­те, П. Ка­сальс, Л. Го­дов­ский, И. Гоф­ман, Ф. Бу­зо­ни и др. В 1869 соз­да­но муз. изд-во «В. Бес­сель и Ко», в 1876 — пе­терб. от­де­ле­ние изд-ва П. И. Юр­ген­со­на. Из­да­вал­ся ряд муз. жур­на­лов, сре­ди них — «Рус­ская му­зыкаль­ная га­зе­та» (1894—1918) под ред. Н. Ф. Фин­дей­зе­на. В 1896 гер­цог Г. Г. Мек­лен­бург-Стре­лиц­кий ос­но­вал собств. квар­тет (т. н. Мек­лен­бург­ский квар­тет, су­ще­ст­во­вал до 1918). В Пав­лов­ске с нач. 1880-х гг. до 1917 ра­бо­тал по­сто­ян­ный Сим­фо­нич. ор­кестр Пав­лов­ско­го кур­за­ла. В кон­церт­ном за­ле Се­ст­ро­рец­ко­го кур­за­ла в 1900-17 про­во­ди­лись ре­гу­ляр­ные кон­цер­ты сим­фо­нич. и ду­хо­вой му­зы­ки. В Те­рио­ки, Ора­ни­ен­бау­ме, Се­ст­ро­рец­ке лет­ние ме­ся­цы про­во­ди­ли мн. пе­терб. му­зы­кан­ты.[7]

В нач. 1910-х гг. от­кры­ты спец. те­ат­ры для опе­рет­ты — «Па­лас-те­атр» (1910; ны­не зда­ние Муз. ко­ме­дии), «Зон» (1913). В 1909 ос­но­ван Опер­ный те­атр Нар. до­ма (до февр. 1917 Нар. дом имп. Ни­колая II, с 1919 — им. К. Либк­нех­та и Р. Люк­сем­бург), с 1912 в Боль­шом за­ле С.-Пе­терб. конс. стал да­вать об­ще­до­ступ­ные спек­так­ли Те­атр муз. дра­мы; в 1919 оба те­ат­ра объ­е­ди­ни­лись в Гос. боль­шой опер­ный те­атр (су­ще­ст­во­вал до 1923). В 1912 ис­кус­ст­во­вед В. П. Зу­бов соз­дал ча­ст­ный Рос. ин-т ис­то­рии ис­кусств; в 1920 ин-т пе­ре­дан го­су­дар­ст­ву, в нём об­ра­зо­ван от­дел му­зы­ки. По­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 быв. имп. те­ат­ры объ­яв­ле­ны го­су­дар­ст­вен­ны­ми, в 1918 пе­ре­да­ны в ве­де­ние Нар­ком­про­са; в 1920 Ми­хай­лов­ский те­атр стал Гос. ака­де­мич. те­ат­ром ко­мич. опе­ры, Ма­риин­ский — Гос. ака­де­мич. те­ат­ром опе­ры и ба­ле­та (в даль­ней­шем не­од­но­крат­но пе­ре­име­но­ва­ны; пер­вый из­вес­тен как «Ма­лый Ле­нин­град­ский опер­ный», или МАЛЕГОТ, вто­рой — «Ки­ров­ский», по име­ни С. М. Ки­ро­ва, ко­то­рое но­сил с 1935). В 1918 ор­га­ни­зо­ван Муз. от­дел (МУЗО) Нар­ком­про­са, в ве­де­ние ко­то­ро­го пе­ре­да­ны Гос. сим­фо­нич. ор­кестр (быв. При­двор­ный, с 1918 Гос. ор­кестр Нар­ком­про­са РСФСР, с 1920 Гос. сим­фо­нич. ор­кестр), Нар. хо­ро­вая ака­де­мия (быв. При­двор­ная пев­че­ская ка­пел­ла, в 1917-18 Пет­рогр. пев­че­ская ка­пел­ла), хор А. А. Ар­хан­гель­ско­го (с 1917 Тру­до­вой ком­му­наль­ный хор) и др. кол­лек­ти­вы. В 1921 об­ра­зо­ва­на фи­лар­мо­ния, в ко­то­рую во­шли Гос. сим­фо­нич. ор­кестр и др. кол­лек­ти­вы, боль­шую про­све­ти­тель­скую ра­бо­ту вёл И. И. Сол­лер­тин­ский; в 1934 Гос. сим­фо­нич. ор­ке­ст­ру и Квар­те­ту им. А. К. Гла­зу­но­ва при­свое­но зва­ние за­слу­жен­ных кол­лек­ти­вов Рес­пуб­ли­ки; в 1953 Ле­нингр. фи­лар­мо­нии пе­ре­дан Сим­фо­нич. ор­кестр Ле­нингр. ра­дио­ко­ми­те­та, ко­то­рый по­лу­чил назв. Вто­ро­го сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра. С кон. 1930-х гг. в те­че­ние по­лу­ве­ка од­ной из клю­че­вых фи­гур муз. жиз­ни го­ро­да был Е. А. Мра­вин­ский. В 1923 от­кры­та Опер­ная сту­дия Пет­рогр. конс., в 1929 — Ле­нингр. те­атр муз. ко­ме­дии. Со­бы­тия­ми муз. жиз­ни го­ро­да в 1920-е — 1-й пол. 1930-х гг. бы­ли по­ста­нов­ки опер «Лю­бовь к трём апель­си­нам» С. С. Про­кофь­е­ва (1926) и «Воц­цек» А. Бер­га (1927), га­ст­ро­ли ди­ри­жё­ра Э. Клай­бе­ра и Квар­те­та Ама­ра-Хин­де­ми­та (1927), Б. Бар­то­ка в ка­че­ст­ве пиа­ни­ста (1929), а так­же Э. Ан­сер­ме, О. Клем­пе­ре­ра и др. круп­ней­ших му­зы­кан­тов со­вре­мен­но­сти. В 1929-34 ра­бо­тал пер­вый Ле­нингр. гос. мю­зик-холл. В 1932 соз­дан Ле­нингр. СК (с 1948 Ле­нингр. от­де­ле­ние СК СССР, с 1957 Ле­нингр. ор­га­ни­за­ция СК РСФСР; с 1948 в ис­то­рич. зда­нии — особ­ня­ке кн. Га­га­ри­ной на Боль­шой Мор­ской ул.). Рос. ин-т ис­то­рии ис­кусств в 1930-80-х гг. функ­цио­ни­ро­вал в со­ста­ве Ле­нингр. гос. ин-та те­ат­ра, му­зы­ки и ки­не­ма­то­гра­фии (ЛГИТ­МиК). Но­ты и кни­ги по му­зы­ке из­да­ва­ли: Муз. сек­тор Гос­из­да­та (с 1922), коо­пе­ра­тив­ное изд-во «Три­тон» (1925-36), Ле­нингр. от­де­ле­ние Гос. муз. изд-ва (Муз­гиз; 1930-41).[8]

С на­ча­лом Великой Отечественной войны ве­ду­щие музыкальные ор­га­ни­за­ции бы­ли эва­куи­ро­ва­ны (кон­сер­ва­то­рия — в Таш­кент, фи­лар­мо­ния — в Но­во­си­бирск, Ки­ров­ский те­атр — в Пермь, МАЛЕГОТ — в Чка­лов, Ака­де­мич. ка­пел­ла — в Ки­ров). Цен­тром муз. жиз­ни оса­ж­дён­но­го го­ро­да стал Ра­дио­ко­ми­тет: Сим­фо­нич. ор­кестр Ра­дио­ко­ми­те­та (ос­но­ван в 1931) вы­сту­пал по ра­дио, иг­рал в Боль­шом за­ле фи­лар­мо­нии; 9.8.1942 ор­кестр под упр. К. И. Эли­ас­бер­га ис­пол­нил 7-ю («Ле­нин­град­скую») сим­фонию Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча; с по­мо­щью это­го ор­ке­ст­ра ос­тав­шие­ся в Ле­нин­гра­де ар­ти­сты по­ста­ви­ли неск. спек­так­лей. Бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны бри­га­ды ар­ти­стов, вы­сту­пав­шие пе­ред вои­на­ми Ле­нингр. фрон­та, мо­ря­ка­ми Балтийского фло­та. В 1946 году на ба­зе Ле­нингр. ра­дио воз­ро­ж­дён Ор­кестр рус. нар. ин­ст­ру­мен­тов (с 1951 им. В. В. Ан­д­рее­ва).[9]

Во 2-й пол. XX века рас­ши­ри­лась дея­тель­ность Ле­нинградской фи­лар­мо­нии, в неё во­шли, кро­ме пе­ре­чис­лен­ных кол­лек­ти­вов, Квар­тет им. С. И. Та­нее­ва (1946; с 1963 им. Та­нее­ва, ра­бо­тал до нач. 2000-х гг.), Ка­мер­ный ор­кестр Ле­нингр. фи­лар­мо­нии (с 1962) и др. В Ле­нин­гра­де га­ст­ро­ли­ро­ва­ли ве­ду­щие сим­фо­нич. ор­ке­ст­ры и ис­пол­ни­те­ли из Ев­ро­пы и США. Сре­ди круп­ней­ших ле­нингр. му­зы­кан­тов: му­зы­ко­ве­ды Б. В. Асафь­ев, А. В. Ос­сов­ский; ком­по­зи­то­ры — В. П. Со­ловь­ёв-Се­дой, А. П. Пет­ров, В. А. Гав­ри­лин, Б. И. Ти­щен­ко, С. М. Сло­ним­ский; ди­ри­жё­ры — Н. А. Маль­ко, С. А. Са­мо­суд, Н. С. Ра­би­но­вич, Е. А. Мра­вин­ский, Ю. Х. Те­мир­ка­нов, В. А. Гер­ги­ев; хо­ро­вые ди­рижё­ры — Е. П. Куд­ряв­це­ва, В. А. Чер­ну­шен­ко; пев­цы — П. З. Ан­д­ре­ев, Н. К. Печ­ков­ский, Г. М. Нэ­лепп, С. П. Пре­об­ра­жен­ская; ор­га­нист И. А. Брау­до. Сре­ди эс­т­рад­но-джа­зо­вых ис­пол­ни­те­лей и кол­лек­ти­вов — «Ле­нин­град­ский дик­си­ленд» (1958), Э. С. Пье­ха. В 1981 — нач. 1990-х гг. су­ще­ст­во­вал Ле­нингр. рок-клуб, в ра­бо­те ко­то­ро­го уча­ст­во­ва­ли рок-груп­пы «Ак­ва­ри­ум» (ру­ко­во­ди­тель Б. Б. Гре­бен­щи­ков), «Ки­но» (В. Р. Цой), «Поп-ме­ха­ни­ка» (С. А. Ку­рё­хин), «ДДТ» (Ю. Ю. Шев­чук) и мн. др.[10]

Личные инструменты