Музыка в Санкт-Петербурге
Материал из Documentation.
В 2015 году функционируют: оперные театры — Мариинский, Михайловский, С.-Петерб. консерватории (статус с 1989; быв. Оперная студия), Гос. камерный муз. театр «Санктъ-Петербургъ Опера» (1987), др. гос. музыкальные театры — Муз. комедии (1920), «Рок-опера» (1966), «Мюзик-холл» (1990). Исполнительские коллективы: Санкт-Петербургская академическая капелла, Санкт-Петербургский симфонический филармонический оркестр, Академич. симфонич. оркестр (АСО) С.-Петерб. филармонии (1931, быв. Большой симфонич. оркестр Ленингр. радиокомитета), Гос. академич. рус. оркестр им. В. В. Андреева (основан в 1925 как Оркестр рус. нар. инструментов, с 1960 при Ленингр. ТВ и радио, с 1998 самостоят.), С.-Петерб. гос. академич. симфонич. оркестр (СПб. ГАСО; основан в 1967 как Ленингр. камерный оркестр, затем до 1986 Ленингр. камерный оркестр старинной и совр. музыки, до 1993 Ленингр. симфонич. оркестр, совр. назв. с 1996), Оркестр Гос. Эрмитажа (основан в 1989 как «Санкт-Петербург Камерата», с 1994 совр. назв.), Симфонич. оркестр С.-Петерб. гос. академич. капеллы (1991), Балтийский симфонич. оркестр (2010); самостоят. концертную деятельность ведёт Симфонич. оркестр Мариинского театра. В русле аутентичного исполнительства работают Рос. ансамбль старинной музыки (1988), Рос. роговой оркестр (2006). Среди любительских коллективов — Академич. хор любителей пения С.-Петербурга (1958). Муз. учебные заведения: Санкт-Петербургская консерватория, С.-Петерб. муз. уч-ще (колледж) им. Н. А. Римского-Корсакова (в 1936-91 Муз. уч-ще при Ленингр. конс.), Средняя спец. муз. школа-лицей при С.-Петерб. конс. (1936), Хоровое уч-ще им. М. И. Глинки (основано в 1946 при Гос. академич. капелле, с 1955 самостоят.). Рос. ин-т истории искусств (РИИИ; совр. назв. с 1992). Фольклорно-этнографич. центр (1991, основан при С.-Петерб. конс., с 1997 самостоят., с 2010 им. А. М. Мехнецова). Гос. концертно-образоват. учреждение «С.-Петерб. Дом музыки» (2006). Гл. концертные площадки: Санкт-Петербургской филармонии Большой зал; Малый (камерный) зал им. М. И. Глинки С.-Петерб. филармонии им. Д. Д. Шостаковича (т. н. Дом Энгельгардта; с 1948); Концертный зал С.-Петерб. академич. капеллы; Большой (им. А. Г. Рубинштейна, он же — Муз. театр консерватории) и Малый (Камерный; им. А. К. Глазунова) залы С.-Петерб. консерватории; Эрмитажный театр (1991); Концертный зал Мариинского театра (открыт в 2006, в 2009 установлен орган франц. фирмы «Daniel Kern»); концерты проходят также в многочисл. камерных залах историч. зданий С.-П. В 1967 открыт концертный зал «Октябрьский». В С.-Петерб. гос. музее театрального и муз. иск-ва имеются филиалы: Шереметевский дворец (1990; здесь размещаются Музей музыки С.-П. и крупнейшая в России Гос. коллекция муз. инструментов), Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова (1970), Дом-музей Ф. И. Шаляпина (1975), Музей-квартира актёров Самойловых (1994). В Эрмитаже хранятся образцы муз. автоматов, среди них — часы «Павлин» (см. илл. к ст. Механические музыкальные инструменты). Установлены карийоны: на колокольне собора апостолов Святых Петра и Павла (2001; включены неск. колоколов, привезённых Петром I из Голландии), на башне Кавалерского дома в Петергофе (2005). Крупнейшее муз. изд-во — «Композитор — С.-Петербург» [основано в 1930 как Ленингр. отделение Гос. муз. изд-ва (Музгиз), неск. раз меняло подчинение, с 1992 совр. статус и назв.]. До 2003 имелось отделение изд-ва «Музыка». Крупнейшие междунар. муз. фестивали: «Звёзды белых ночей», «Площадь Искусств» (с 1991), «Дворцы С.-Петербурга» (с 1992), «Музыкальная коллекция» (с 2005), «От авангарда до наших дней» (с 1991), «Свинг белой ночи» (с 1994), хорового иск-ва «Поющий мир» (2003).[1]
[править] История
В XVIII веке музыкальная культура Санкт-Петербурга была ориентирована на европ. формы. Переведённый в 1703 из Москвы в С.-П. хор государевых певчих дьяков со временем реорганизован в Придворный певческий хор (с 1763 Придворная певческая капелла). Для эпохи Петра I характерны общегородские массовые празднества. Новая для России форма культурного досуга — ассамблеи (введены указом Петра I в 1718), сочетавшие признаки бала, маскарада и приёма; проводились среди дворянства и купечества. На ассамблеях рус. обществом были освоены все осн. танцы того времени: менуэт, полонез, контрданс, англез, экосез; танцы сопровождались игрой музыкантов придворных императорских или частных капелл. В 1-й трети 18 в. пользовались известностью капеллы А. Д. Меншикова, М. Г. Головкина, П. И. Ягужинского, М. Ю. Черкасской и др. При Петре I установилась традиция т. н. столовой (застольной) музыки, причём имп. парадный обед начинался фанфарами труб и боем литавр; по свидетельству Я. Штелина, Пётр I для этой цели выписал из Риги ансамбль тромбонов и цинков. Торжественные встречи рос. войск, парады, открытие триумфальных арок сопровождались игрой инструментальных капелл, пением хвалебных кантов. Ввозились органы, из Голландии Петром I был доставлен карийон. В 1716 и 1723 последовали царские указы о постройке театральных зданий. При Ф. М. Апраксине в обиход вошла «корабельная музыка» (звучала при спуске корабля на воду и др.), в Адмиралтействе работала капелла, игравшая на башне по часам; «музыка на воде» как специфич. форма петерб. гор. быта сохранялась до сер. 19 в. К 1720-м гг. восходит традиция садово-парковых увеселений с музыкой, которая по мере строительства загородных резиденций становилась всё более разнообразной; в ходу у аристократии была и т. н. егерская (охотничья) музыка, в 1755 по распоряжению Елизаветы Петровны при дворе был организован роговой оркестр. К нач. 18 в. восходит традиция держать при имп. дворе две группы музыкантов: собственно «музыку» — оркестр, состоявший преим. из нем. музыкантов, и группу трубачей и литаврщиков, игравших фанфары при здравицах, встречах и др. (обычай держать при дворе «ритуальную» музыку сохранялся до правления Екатерины II). Пётр I, предпочитавший мощное звучание духовых инструментов музыке камерного плана и муз. театру, ок. 1711 нанял группу саксонских волынщиков («бокфеферы», играющие «на козлах»); ансамбль волынок существовал при дворе до 1732. В 1721 в С.-П. выступала капелла австр. посланника Ф. Кинского. В увеселениях знати принимала активное участие капелла герцога Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского, исполнявшая сочинения мастеров эпохи барокко. В 1724 на коронации Екатерины I играл большой (вероятно, сводный) оркестр, которым руководил скрипач И. П. Хюбнер, капельмейстер герцогской капеллы (до 1727), в дальнейшем один из осн. музыкантов имп. двора. Имп. Анной Ивановной были введены куртаги (собрания для избранных) с участием нем. музыкантов, продолжавшиеся до правления Екатерины II. Одновременно на протяжении 18 в. вкусы менялись в пользу итал. музыки: с 1730-х гг. фоном для придворных банкетов служила итал. вокальная и камерная инструментальная музыка. В практику вошли постановки итал. опер ко дню рождения царствующих особ; так, придворный дебют Ф. Арайи (прибыл ко двору в составе «Итальянской компании музыки, комедии, танцев, интермедий») в 1736 был приурочен ко дню рождения Анны Ивановны (его опера «Сила любви и ненависти» стала первой оперой-сериа, поставленной в С.-П.). Назв. «Итальянская компания» стало обозначением штатного «разряда», сохранявшегося в придворном ведомстве до 1766, когда наряду с балетом, Рус. и Франц. труппами была включена в общий «Стат всем к театрам и к камер и к бальной музыке принадлежащим людям» (см. в ст. Императорские театры). В «Итальянскую компанию», наряду с итал. артистами, в разное время входили воспитанники Придворного певческого хора, в том числе М. С. Березовский и Д. С. Бортнянский (в 1780-90-е гг. капельмейстер «малого двора» в Павловске и Гатчине, при Павле I стал управляющим Придворной певческой капеллой), а также нем. музыканты. Значит. роль в муз.-театральной жизни сыграла деятельность Екатерины II — автора оперных либретто, инициатора печатных изданий (в том числе оперных клавиров, фольклорных сборников) и др. Придворная итал. опера существовала в С.-П. до 1790, сыграла выдающуюся роль в жизни города, который уже в 1770-е гг. приобрёл репутацию одного из крупнейших оперных центров Европы. В сер. 1780-х гг. здесь выступали Л. Маркези и Л. Тоди. Одновременно с придворной итал. оперой с кон. 1757 до 1761 в С.-П. работала итал. труппа Дж. Б. Локателли, которая давала первые в России общедоступные оперно-балетные представления. В 1793 благодаря деятельности Н. Б. Юсупова итал. опера была возобновлена в виде Итал. компании оперы-буффа (1793-95) и труппы Дж. Астаритты (1795—1803). С сер. 18 в. в С.-П. работали франц. труппы, исполнявшие комич. оперы: труппа Ж. П. Рено (в придворных спектаклях в 1764-66, затем до 1768 в публичных), антреприза опера-комик (1773-96). Популярность франц. оперы в С.-П. впервые достигла пика в годы правления Павла I. В 1779 разные комич. оперы, в том числе русские, вошли в репертуар Рус. придворной труппы, созданной в 1759 указом Елизаветы Петровны; часть рус. актёров-певцов — выпускники имп. Театральной школы (основана в кон. 1770-х — нач. 1780-х гг., с 1825 Театральное уч-ще; оперное отделение существовало до нач. 1880-х гг.). Придворный оркестр (1728) в 1766 разделился на два коллектива: «Первый придворный оркестр» (назв. с 1791), состоявший из музыкантов-профессионалов, преим. иностранцев, исполнял музыку европ. композиторов, участвовал в оперных постановках; «Второй придворный оркестр» — исполнял бальную музыку, формировался из учеников инструментальных классов Театральной школы (учреждены в 1740). Объединённым Придворным оркестром с участием Придворного хора публично исполнялись оратории. Придворными капельмейстерами и композиторами были: вслед за Арайей — Г. Ф. Раупах, Й. Штарцер, В. Манфредини, затем Б. Галуппи, Т. Траэтта, Дж. Паизиелло, К. Каноббио, Дж. Сарти, Д. Чимароза, Э. Ванжура, В. Мартин-и-Солер. Из многочисл. инструменталистов-виртуозов с европ. известностью в С.-П. жили итал. скрипач А. Лолли (1774-84, с перерывами), нем. кларнетист Й. Бер (в 1779-92); в 1781 гастролировал Дж. Виотти. В последней трети 18 в. образовался ряд муз. обществ, среди них — Муз. клуб (1772-77).[2]
Оперные спектакли и камерные концерты шли в придворных «оперных домах» — «у Невской першпективы» (1745-49), у Летнего сада (1750-73; иногда действовал и как городской), при дерев. Зимнем дворце (1757-67, с 1762 только Рус. труппа) и Большом Зимнем дворце (1763-83), в Эрмитажном театре (с 1785), на сцене дворца на Каменном о-ве (с 1779), Таврического дворца, в театрах загородных имп. резиденций в Царском Селе, Ораниенбауме, Петергофе, Павловске и Гатчине. Среди частных театральных зданий — Театр на Царицыном лугу, в котором с 1776 находился Нем. публичный театр К. Книппера (в 1779-83 Вольный рос. театр Книппера). Учреждение в 1783 К-та по управлению театральными зрелищами и музыкой (с 1786 Театральная дирекция) положило начало гор. музыкально-театральной жизни: появились общедоступные (с входом за плату) театры — Малый (Деревянный; работал до 1796) и Большой (Каменный). С 1760-х гг., наряду с концертами, рассчитанными на высшее общество, давались платные концерты для широких кругов горожан; под публичные концерты приезжие и петерб. музыканты снимали бальные и парадные залы в домах знати, залы «трактиров» (гостиниц и ресторанов) и др. Для частных публичных концертов требовалось разрешение гор. полиции.[3]
На протяжении 18 в. музыка стала важной частью домашнего образования в придворных и аристократич. кругах, музыке обучали также в ряде учебных заведений. Широко распространились клавикорды, арфа, гитара. Уроки пения, игры на инструментах, композиции могли получать воспитанники петерб. АХ (с 1764); среди педагогов (нанимались по контракту) — И. Е. Хандошкин, Г. Ф. Раупах, М. Буини, А. Сартори, В. А. Пашкевич; среди воспитанников — композитор Е. И. Фомин (учился в архит. классе); в ученическом театре АХ (1764-98) ставились оперы и балеты. Учителей музыки (Буини, В. Мартин-и-Солер, И. Прач, А. Сапиенца, Т. Траэтта) имел в штате Смольный институт, как арфистка приобрела известность выпускница ин-та — фрейлина Г. И. Алымова; ученицы выступали в постановках франц. опер и концертах в публичных собраниях, спектакли сопровождал оркестр с участием воспитанников Сухопутного шляхетного кадетского корпуса. В 1765 при Смольном ин-те основано Мещанское уч-ще для девушек, где до 1797 преподавалась игра на инструментах. В Воспитательном доме также до 1797 обучали игре на инструментах (с 1783 на клавикордах) и пению (с 1793). В 1797 в С.-П. из Гатчины переведён Военно-сиротский дом с «училищем для музыки», где было 2 отделения: для детей дворян, штаб- и обер-офицеров; для детей солдат и разночинцев; существовал до 1805 (до образования на его основе Павловского кадетского корпуса). С сер. 18 в. в С.-П. в моду вошли сб-ки «российских песен», клавирных пьес, оперных арий, танцев и др. В 1770-е гг. стали появляться частные нотопечатни и издательства, среди них — фирмы Б. Т. Брейткопфа и И. Д. Герстенберга (см. в ст. Нотопечатание). Значит. ценность представляют нотная б-ка имп. Елизаветы Алексеевны (супруги Александра I), сохранившая в том числе наиболее полное собрание сочинений О. А. Козловского, и нотное собрание Н. П. Шереметева [хранится в Рос. ин-те истории искусств (РИИИ)].[4]
В 1-й пол. 19 в. возникли многочисл. общества любителей музыки, в которых участвовали проф. музыканты. В 1802 основано Филармонич. об-во, в концертах которого исполнялись оратории Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, Реквием В. А. Моцарта, состоялась премьера «Торжественной мессы» Л. ван Бетховена (по инициативе Н. Б. Голицына, 1824); роль этого общества в муз. жизни города особенно велика в 1-й пол. 19 в. (работало до 1917). Концертное об-во, основанное А. Ф. Львовым (нач. 1850-х гг. — 1882), ставило своей целью «исполнение классических произведений в возможном совершенстве». Публичные концерты устраивали Дирекция имп. театров, Придворная певческая капелла. Неофиц. центрами муз. жизни города стали муз. салоны А. Ф. Львова, бр. Виельгорских. В 1-й пол. — сер. 19 в. в концертах постоянно выступали лучшие иностр. музыканты (многие из них подолгу жили в С.-П.): Дж. Филд, П. Роде, Б. Г. Ромберг, И. Н. Гуммель, М. Шимановская, К. Липиньский, Г. Зонтаг, А. Л. Гензельт, А. Вьётан, У. Булль, Ф. Лист, К. Шуман, Г. Берлиоз, Р. Вагнер и др. С С.-П. связана деятельность композитора С. И. Давыдова, классиков рус. музыки М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского.[5]
В 1-й пол. 19 в. за С.-П. закрепилась роль одной из театральных столиц Европы. В начале века на придворной и гор. сцене оперы ставили 4 труппы. В 1801—1806 работала итал. труппа А. Казасси — с 1803 казённая, которой руководил К. А. Кавос. Итал. труппа возобновлялась в 1827-31 (входила в штат имп. театров), затем в 1843. Франц. объединённая оперно-драматич. труппа (также входила в штат имп. театров), которую особенно поддерживал Александр I, работала в 1800-12, оперу в 1804-11 возглавлял А. Буальдьё. Нем. труппа, сформированная в 1798-99 антрепренёром И. Мире (в 1800—1801 и с 1805 входила в состав имп. театров), ставила оперы, в том числе итальянские на итал. языке; осн. площадка Нем. труппы до 1819 — Кушелевский (Немецкий) театр; значит. успехом её постановки пользовались до нач. 1840-х гг. Капельмейстером Рус. труппы с 1806 был К. А. Кавос (руководил до 1840), в ней играли лучшие отеч. актёры-певцы того времени Е. С. Сандунова, П. В. Злов, С. М. Самойлова, В. М. Самойлов, Н. С. Семёнова и др. В 1830-е гг. для процветания оперного театра, в первую очередь рус. оперы, много сделал директор имп. театров А. М. Гедеонов, в том числе утвердил к постановке оперу «Жизнь за царя» М. И. Глинки, в которой выступили О. А. Петров, А. Я. Петрова-Воробьёва и др. [1836, Большой (Каменный) театр]. В 1833 открыт Михайловский театр. С 1843 в течение нескольких десятилетий под покровительством двора выступала Итал. оперная труппа, в составе которой — певцы мирового класса Дж. Рубини, A. Тамбурини, Джулия Гризи (см. Гризи), Л. Лаблаш, П. Виардо-Гарсия и др. С.-Петерб. имп. рус. оперная труппа временно (1845-53) была переведена в Москву. Многочисл. публичные концерты устраивались, наряду с театральными залами, в зале Дворянского собрания (с 1839), в доме А. И. Косиковского, доме В. П. Энгельгардта, доме Кушелевых-Безбородко на Гагаринской ул., в театрально-концертном зале Пассажа (с 1848), в церквах неправославных вероисповеданий (гл. обр. концерты органной музыки), в частных особняках и др. Популярностью пользовались летние концерты в парках, в Заведении искусственных минер. вод в Новой Деревне (с 1834), в Павловском курзале — концертном зале при ж.-д. вокзале [с 1838; в 1850-60-е гг. летними сезонами руководил И. Штраус (сын)]. В 1840-50-е гг. центром нотной торговли в России был муз. магазин М. И. Бернарда. Всего к нач. 1850-х гг. в городе было не менее 15 нотных магазинов. В С.-П. работали мн. мастера муз. инструментов, среди них — И. А. Батов; прославились фп. фирмы «Беккер», «Шрёдер».[6]
В 1859 по инициативе А. Г. Рубинштейна и др., при участии вел. кн. Елены Павловны основано Русское музыкальное общество (РМО), которое устраивало симфонич. и камерные концерты и привлекало исполнителей с мировым именем. На основе муз. классов при РМО в 1862 открыта Санкт-Петербургская консерватория — первое в России муз. учебное заведение европ. типа, среди её первых выпускников — П. И. Чайковский; с 1896 конс. располагается в перестроенном здании быв. Большого (Каменного) театра. В 1862 М. А. Балакиревым и Г. Я. Ломакиным организована Бесплатная музыкальная школа, рассчитанная гл. обр. на демократич. среду (работала до 1917). В 1860 своё историч. здание (быв. Театр-цирк) и название получил Мариинский театр. Подъём рус. культуры связан с деятельностью композиторов «Могучей кучки»; оперы М. П. Мусоргского, А. П. Бородина и Н. А. Римского-Корсакова составили важнейший этап в развитии отеч. и мировой музыки. В кон. 19 — нач. 20 вв. лицом столичной муз. культуры был Римский-Корсаков — глава петерб. композиторской школы, Беляевского кружка, крупнейший педагог (среди его многочисл. учеников — А. К. Лядов, А. К. Глазунов, И. Ф. Стравинский), дирижёр, инспектор «музыкантских хоров» Мор. ведомства (1873-84) и др. Мировое признание получили петерб. исполнительские школы — А. Г. Рубинштейна, А. Н. Есиповой (фп.), Л. С. Ауэра (скрипичная), А. В. Вержбиловича (виолончельная). В 1882 основан «Придворный музыкантский хор», в 1896 реорганизованный в Придворный оркестр. Высокого исполнительского уровня достигла Придворная певческая капелла (под рук. Балакирева, Римского-Корсакова, А. С. Аренского), в 1880 организован хор А. А. Архангельского. В. В. Андреевым организован Великорусский оркестр (1896). Значит. поддержку развитию рус. музыки оказали петерб. меценаты. М. П. Беляев — основатель изд-ва «М. П. Беляев в Лейпциге» с нототорговой базой в С.-П. (1885), Рус. симфонич. концертов (1885), Рус. квартетных вечеров (с 1891). А. Д. Шереметев — учредитель Общедоступных симфонич. концертов (1900; проходили также в Сестрорецке и Павловске), Муз.-историч. об-ва (1910). В 1901-12 функционировали «Вечера современной музыки», в которых впервые в России исполнены некоторые сочинения К. Дебюсси, М. Равеля, А. Шёнберга и др., состоялись творч. дебюты И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева. В 1903-17 ежегодно проводились абонементные симфонич. «Концерты А. Зилоти». Во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. выступали крупнейшие иностр. музыканты — дирижёры Х. фон Бюлов, А. Никиш, А. Дворжак, Р. Штраус, Г. Малер, В. Менгельберг, Ф. Мотль, Б. Вальтер, инструменталисты Э. Изаи, П. Сарасате, П. Касальс, Л. Годовский, И. Гофман, Ф. Бузони и др. В 1869 создано муз. изд-во «В. Бессель и Ко», в 1876 — петерб. отделение изд-ва П. И. Юргенсона. Издавался ряд муз. журналов, среди них — «Русская музыкальная газета» (1894—1918) под ред. Н. Ф. Финдейзена. В 1896 герцог Г. Г. Мекленбург-Стрелицкий основал собств. квартет (т. н. Мекленбургский квартет, существовал до 1918). В Павловске с нач. 1880-х гг. до 1917 работал постоянный Симфонич. оркестр Павловского курзала. В концертном зале Сестрорецкого курзала в 1900-17 проводились регулярные концерты симфонич. и духовой музыки. В Териоки, Ораниенбауме, Сестрорецке летние месяцы проводили мн. петерб. музыканты.[7]
В нач. 1910-х гг. открыты спец. театры для оперетты — «Палас-театр» (1910; ныне здание Муз. комедии), «Зон» (1913). В 1909 основан Оперный театр Нар. дома (до февр. 1917 Нар. дом имп. Николая II, с 1919 — им. К. Либкнехта и Р. Люксембург), с 1912 в Большом зале С.-Петерб. конс. стал давать общедоступные спектакли Театр муз. драмы; в 1919 оба театра объединились в Гос. большой оперный театр (существовал до 1923). В 1912 искусствовед В. П. Зубов создал частный Рос. ин-т истории искусств; в 1920 ин-т передан государству, в нём образован отдел музыки. После Февр. революции 1917 быв. имп. театры объявлены государственными, в 1918 переданы в ведение Наркомпроса; в 1920 Михайловский театр стал Гос. академич. театром комич. оперы, Мариинский — Гос. академич. театром оперы и балета (в дальнейшем неоднократно переименованы; первый известен как «Малый Ленинградский оперный», или МАЛЕГОТ, второй — «Кировский», по имени С. М. Кирова, которое носил с 1935). В 1918 организован Муз. отдел (МУЗО) Наркомпроса, в ведение которого переданы Гос. симфонич. оркестр (быв. Придворный, с 1918 Гос. оркестр Наркомпроса РСФСР, с 1920 Гос. симфонич. оркестр), Нар. хоровая академия (быв. Придворная певческая капелла, в 1917-18 Петрогр. певческая капелла), хор А. А. Архангельского (с 1917 Трудовой коммунальный хор) и др. коллективы. В 1921 образована филармония, в которую вошли Гос. симфонич. оркестр и др. коллективы, большую просветительскую работу вёл И. И. Соллертинский; в 1934 Гос. симфонич. оркестру и Квартету им. А. К. Глазунова присвоено звание заслуженных коллективов Республики; в 1953 Ленингр. филармонии передан Симфонич. оркестр Ленингр. радиокомитета, который получил назв. Второго симфонич. оркестра. С кон. 1930-х гг. в течение полувека одной из ключевых фигур муз. жизни города был Е. А. Мравинский. В 1923 открыта Оперная студия Петрогр. конс., в 1929 — Ленингр. театр муз. комедии. Событиями муз. жизни города в 1920-е — 1-й пол. 1930-х гг. были постановки опер «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (1926) и «Воццек» А. Берга (1927), гастроли дирижёра Э. Клайбера и Квартета Амара-Хиндемита (1927), Б. Бартока в качестве пианиста (1929), а также Э. Ансерме, О. Клемперера и др. крупнейших музыкантов современности. В 1929-34 работал первый Ленингр. гос. мюзик-холл. В 1932 создан Ленингр. СК (с 1948 Ленингр. отделение СК СССР, с 1957 Ленингр. организация СК РСФСР; с 1948 в историч. здании — особняке кн. Гагариной на Большой Морской ул.). Рос. ин-т истории искусств в 1930-80-х гг. функционировал в составе Ленингр. гос. ин-та театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Ноты и книги по музыке издавали: Муз. сектор Госиздата (с 1922), кооперативное изд-во «Тритон» (1925-36), Ленингр. отделение Гос. муз. изд-ва (Музгиз; 1930-41).[8]
С началом Великой Отечественной войны ведущие музыкальные организации были эвакуированы (консерватория — в Ташкент, филармония — в Новосибирск, Кировский театр — в Пермь, МАЛЕГОТ — в Чкалов, Академич. капелла — в Киров). Центром муз. жизни осаждённого города стал Радиокомитет: Симфонич. оркестр Радиокомитета (основан в 1931) выступал по радио, играл в Большом зале филармонии; 9.8.1942 оркестр под упр. К. И. Элиасберга исполнил 7-ю («Ленинградскую») симфонию Д. Д. Шостаковича; с помощью этого оркестра оставшиеся в Ленинграде артисты поставили неск. спектаклей. Были организованы бригады артистов, выступавшие перед воинами Ленингр. фронта, моряками Балтийского флота. В 1946 году на базе Ленингр. радио возрождён Оркестр рус. нар. инструментов (с 1951 им. В. В. Андреева).[9]
Во 2-й пол. XX века расширилась деятельность Ленинградской филармонии, в неё вошли, кроме перечисленных коллективов, Квартет им. С. И. Танеева (1946; с 1963 им. Танеева, работал до нач. 2000-х гг.), Камерный оркестр Ленингр. филармонии (с 1962) и др. В Ленинграде гастролировали ведущие симфонич. оркестры и исполнители из Европы и США. Среди крупнейших ленингр. музыкантов: музыковеды Б. В. Асафьев, А. В. Оссовский; композиторы — В. П. Соловьёв-Седой, А. П. Петров, В. А. Гаврилин, Б. И. Тищенко, С. М. Слонимский; дирижёры — Н. А. Малько, С. А. Самосуд, Н. С. Рабинович, Е. А. Мравинский, Ю. Х. Темирканов, В. А. Гергиев; хоровые дирижёры — Е. П. Кудрявцева, В. А. Чернушенко; певцы — П. З. Андреев, Н. К. Печковский, Г. М. Нэлепп, С. П. Преображенская; органист И. А. Браудо. Среди эстрадно-джазовых исполнителей и коллективов — «Ленинградский диксиленд» (1958), Э. С. Пьеха. В 1981 — нач. 1990-х гг. существовал Ленингр. рок-клуб, в работе которого участвовали рок-группы «Аквариум» (руководитель Б. Б. Гребенщиков), «Кино» (В. Р. Цой), «Поп-механика» (С. А. Курёхин), «ДДТ» (Ю. Ю. Шевчук) и мн. др.[10]