Морские порты России в 2016 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



По итогам 2016 года грузооборот российских морских портов составил 721,9 млн т, что выше уровня 2015-го на 6,7 %. В 2016 году удалось нарастить контейнерооборот — на 1,4 %.[1]

Содержание

[править] Типы грузов

[править] Сухие

Большее увеличение показали сухие, а не наливные грузы. Так, объем перевалки сухогрузов составил 335,8 млн т (+7,5 %), в том числе: угля — 136,3 млн т (+10,5 %), грузов в контейнерах — 42,7 млн т (+6,5 %), зерна — 35,5 млн т (+3,3 %), черных металлов — 28,2 млн т (+7,8 %), грузов на паромах — 22,7 млн т (+3,5 %), минеральных удобрений — 16,2 млн т (+1,1 %), руды — 8,7 млн т (+29,6 %), лесных грузов — 5,4 млн т (+1,8 %), накатных грузов — 4,6 млн т (рост в 1,8 раза). В то же время снизилась перевалка металлолома — до 4 млн т (-5,5 %) и тарно-штучных грузов — до 3,6 млн т (-8,7 %).[2]

[править] Наливные

Объем перевалки наливных грузов увеличился до 386,1 млн т (+5,9 %), в том числе сырой нефти — до 228 млн т (+12,8 %) и сжиженного газа — до 13,6 млн т (+5,5 %), а перевалка нефтепродуктов снизилась — до 140,7 млн т (-3,7 %).[3]

[править] Контейнеры

По данным АСОП, контейнерооборот портов России по итогам 2016 года составил 3,99 млн TEU, что превышает показатель 2015-го на 1,4 %. Если начало года было тяжелым для контейнерного бизнеса, то к концу года объемы перевозок начали расти и по всем бассейнам, кроме Каспийского и Дальневосточного, превысили показатели 2015 года.[4]

Перевалка каботажных контейнеров за 2016 год составила 0,64 млн TEU, что на 8,5 % превышает показатель 2015-го (перевалка груженых выросла на 10 %, порожних — на 6,2 %). Импортных контейнеров переработано на 2,1 % больше (1,67 млн TEU). Транзит по итогам года упал на 28,5 %, до 0,05 млн TEU (перевалка порожних контейнеров сократилась на 93,3 %, груженых — на 3,4 %). Перевалка экспортных контейнеров сократилась на 0,6 %, до 1,64 млн TEU (порожних контейнеров перевалено на 17,4 % меньше).[5]

Лидером по темпам роста являются гавани Арктического бассейна. В 2016 году они нарастили объем контейнерных грузов на 10,8 %, до 0,15 млн TEU. Однако наибольший объем контейнерных грузов по-прежнему проходит через порты Балтийского бассейна — 2,02 млн TEU по итогам 2016-го. Это на 1,7 % выше уровня 2015 года.[6]

Отрицательную динамику по итогам года продемонстрировали порты Дальневосточного и Каспийского бассейнов. Они сократили перевалку контейнеров на 1,5 % (до 1,19 млн TEU) и на 15,1 % (до 2,42 тыс. TEU) соответственно.[7]

Традиционно отмечается снижение контейнерооборота Каспийского бассейна. И 2016 год не стал исключением.[8]

[править] Типы грузов по направлениям

Что касается внешнеторгового грузопотока, то можно отметить следующие тенденции: экспортных грузов перегружено 567,3 млн т (+5,3 %), импортных — 31,7 млн т (-5 %), транзитных — 51 млн т (+5,8 %), каботажных — 71,9 млн т (+27,4 %).[9]

[править] Бассейны

Объем перевалки в портах Балтийского бассейна за 12 месяцев 2016 года составил 236,6 млн т, в то время как гавани Азово-Черноморского бассейна переработали 244 млн т. При этом динамика роста показателей южных портов выше, чем у северо-западных, увеличение 4,8 и 2,5 % соответственно.[10]

Перевалка сухогрузов в Балтийском бассейне возросла до 89,7 млн т (+2,2 %), наливных грузов — до 146,9 млн т (+2,7 %). Увеличился объем перевалки грузов в порту Усть-Луга до 93,4 млн т (+6,2 %) и Приморск до 64,4 млн т (+8,1 %). Снизили грузооборот Большой порт Санкт-Петербург — до 48,6 млн т (-5,6 %), в основном за счет уменьшения объемов перевалки нефтепродуктов (-32,3 %), Высоцк — до 17,1 млн т (-2,2 %), Калининград — до 11,7 млн т (-7,8 %) и Выборг — до 1,4 млн т (-11,6 %).[11]

Перевалка сухогрузов на Юге увеличилась до 105,3 млн т (+7,1 %), наливных — до 138,7 млн т (+3,1 %). Нарастили объем перевалки грузов операторы морских терминалов портов Новороссийск — до 131,4 млн т (+3,4 %), Кавказ — до 33,2 млн т (+8,8 %), Тамань — до 13,5 млн т (+9,1 %), Ростов-на-Дону — до 12,9 млн т (+11,4 %), Керчь — до 9,6 млн т (+22,4 %), Ейск — до 4,3 млн т (+10,2 %) и Темрюк — до 2,9 млн т (+14,6 %). Уменьшился грузооборот портов Азов — до 6,6 млн т (-6,3 %) и Таганрог — до 2,4 млн т (-19,1 %). Грузооборот порта Туапсе остался на уровне прошлого года и составил 25,2 млн т.[12]

По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот дальневосточных портов увеличился до 185,5 млн т (+8,3 %), из них сухогрузов — до 111 млн т (+13 %), наливных грузов — до 74,5 млн т (+2,1 %). В итоге по результатам работы в 2016 году грузооборот увеличили порт Восточный — до 68,5 млн т (+5,2 %), Ванино — до 30,2 млн т (+11,6 %), Находка — до 23,3 млн т (+9,4 %), Пригородное — до 16,4 млн т (+2,4 %), Владивосток — до 14,3 млн т (+11,2 %), Де-Кастри — до 11,5 млн т (+10,4 %) и Посьет — до 8,2 млн т (+26,6 %).[13]

За 2016 год операторы морских терминалов Арктического бассейна нарастили грузооборот на 40,6 % по сравнению с 2015-м. За исследуемый период было транспортировано 49,7 млн т грузов. Во многом положительной динамики удалось достичь за счет двукратного роста перевалки наливных грузов. Их объем по итогам года составил 23,1 млн т, что в в 2,2 раза выше аналогичного периода 2015-го. Однако объем перевалки сухогрузов также увеличился и по итогам года составил 26,6 млн т, что на 6,6 % выше уровня 2015-го. Наибольшую положительную динамику продемонстрировали стивидоры порта Мурманск — до 33,4 млн т (в 1,5 раза). Однако и другие гавани показали высокие результаты: Варандей — до 8 млн т (+21,6 %) и Дудинка — до 1,2 млн т (+1,6 %). Уменьшили перевалку грузов порты Архангельск — до 2,6 млн т (-31,0 %) и Кандалакша — до 0,8 млн т (-3,4 %).[14]

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. [7]
  8. [8]
  9. [9]
  10. [10]
  11. [11]
  12. [12]
  13. [13]
  14. [14]
Личные инструменты