Морские порты России в 2000-х годах
Материал из Documentation.
[править] Крупные проекты
[править] Порт Приморск
Первая очередь нефтеналивного порта с двумя причалами под танкеры построена с нуля на Балтике в 2000 — декабре 2001 гг. с целью избавиться от необходимости использования оставшегося в Латвии Вентспилса. Является конечной точкой Балтийской трубопроводной системы. В дальнейшем порт достраивался и в настоящее время успешно эксплуатируется.
[править] Порт Усть-Луга
Многопрофильный порт на Балтике. Решение о строительстве принято в 1993 г. Формально начал работу в 2001 году, в самом конце которого был запущен первый относительно крупный объект порта — первая очередь угольного терминала, обошедшаяся в 400 млн рублей в ценах тех лет.[1] Однако, несмотря на быстрый рост инвестиций, фактически крупным проектом порт стал только в этот период — суммарные капиталовложения к концу 2005 г. составили 9,25 млрд рублей, но 4,5 из них были сделаны собственно в 2005 г. В дальнейшем порт активно развивался и стал одним из крупнейших в России.
[править] Порт Оля
Порт в дельте Волги, который должен стать основным российским портом на Каспийском море, строился с 1992 года. В 1997 году была введена в эксплуатацию первая очередь порта с мощностью переработки грузов около 400 тыс. тонн в год. В это время 28 июля 2004 года была введена в строй железнодорожная ветка Яндыки — Порт Оля длиной 49 км, в связи с чем проект, по всей видимости, достиг размеров крупного.[2]
Порт продолжал развиваться и позднее.
[править] Порт Приморск (вторая и третья очередь)
Нефтеналивной порт, построен с нуля на Балтике в 2000—2006 гг. с целью избавиться от необходимости использования оставшегося в Латвии Вентспилса. Первая очередь была построена ранее в 2001 г., вторая и третья очереди введены в строй в ноябре 2004 г. и апреле 2006 г.[3] В настоящее время успешно эксплуатируется. В 2012 г. через него прошло 74,8 млн тонн грузов.[4]. Общий объем инвестиций в Порт и ведущую к нему Балтийскую трубопроводную систему составил 2,2 млрд долларов[5].
[править] Порт Козьмино
Специализированный морской нефтеналивной порт Козьмино в Приморском крае, конечная точка нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан. Введён в строй в декабре 2009 г. Объем инвестиций в его строительство составил около 60 млрд рублей [6].
[править] Ванинский балкерный терминал
Морской терминал в бухте Мучка порта Ванино (Хабаровский край) по отгрузке угля производительностью 12 млн тонн в год. Строился в 2005…2009 гг. Стоимость проекта 12 млрд рублей[7] в ценах тех лет. В настоящее время проводится дополнительное расширение терминала[8], которое должно поднять его производительность до 20 млн тонн в год[9].
[править] Варандейский нефтяной терминал
Варандейский стационарный морской ледостойкий отгрузочный терминал расположен у побережья Ненецкого Автономного округа неподалёку от Южно-Хыльчуюского нефтегазового месторождения. Пропускная способность — 12 млн тонн нефти в год. Является самым северным круглогодично действующим нефтяным терминалом в мире. В состав проекта входят наземная инфраструктура с 158 км нефтепроводов от ближайших месторождений, нефтехранилищем на 325 тыс. куб. м, двумя нитками подводного нефтепровода и варандейский стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал, представляющий собой стационарную ледостойкую морскую платформу высотой более 50 м и массой более 11 тыс. тонн, установленную на глубине в 17 м в Баренцевом море в 22-х км от побережья. Комплекс введён в строй в июне 2008 г. Стоимость проекта сильно различается в различных источниках, но неизменно является достаточно высокой — 25,5 млрд рублей[10] (это, видимо, предварительная оценка), 1,1 млрд долларов [11] и 78 млрд рублей[12].
[править] Развитие порта Усть-Луга
Недавно построенный порт в этот период продолжал активно развиваться. На 2009 г. инвестиции в порт составили по разным источникам 36….40 млрд рублей [13], [14] На 1 января 2012 г. объем инвестиций в порт составил 135 млрд рублей, из них 102 млрд рублей — частные инвестиции.[15] В рамках строительства порта, помимо прочих, в это время реализован следующий крупный, по-видимому, проект:
- Терминал нефтепровода БТС-2. Терминал нефтепровода БТС-2 введён в строй в марте 2012 г. (и окончательно принятый в эксплуатацию осенью 2012 г.).[16][17].
Порт активно развивался и позднее.
[править] Порт Сочи Имеретинский
Грузовой порт, который после 2014 года предполагается перепрофилировать в яхтенную марину. Строился с 2008 года по июль 2012 года[18] в рамках подготовки к Зимней Олимпиаде в Сочи 2014 года Строительство порта значительно задержал сильнейший шторм 2009 года, разрушивший почти готовые сооружения. Суммарный объем инвестиций — 13 млрд руб. (7 — «БазЭл», остальное — бюджетные средства). [19][20]
[править] Развитие порта Усть-Луга
Недавно построенный порт развивавшийся и ранее, в этот период продолжал строиться ещё активнее. В рамках строительства порта, помимо прочих, в это время реализованы следующие крупные проекты:
- Комплекс наливных грузов
- Терминал по перегрузке сжиженных углеводородных газов СИБУРа
- Комплекс по фракционированию и перевалке стабильного газового конденсата НОВАТЭК
В настоящее время порт продолжает активно строиться.
[править] Комплекс наливных грузов в Усть-Луге
Предусматривает строительство терминала по отгрузке различных нефтепродуктов в порту Усть-Луга. Стоимость проекта, реализуемого компанией «Роснефтьбункер», составляет 1 млрд долларов[21][22]. К концу 2012 г. введены в строй две очереди из трёх, третью планируется ввести в строй в 2013 г.[23]
[править] Терминал по перегрузке сжиженных углеводородных газов СИБУРа в Усть-Луге
Терминал, который позволит ежегодно переваливать до 1,5 млн тонн сжиженных углеводородных газов и до 2,5 млн тонн светлых нефтепродуктов введён в строй в порту Усть-Луга в июне 2013 г. Особенностью проекта является хранение сжиженных углеводородных газов как изотермически (в охлаждённом состоянии), так и под давлением, что позволяет принимать практически все типы современных судов-газовозов. Общая вместимость резервуаров изотермического хранения газов составляет 40 тыс. кубометров, хранения под давлением — 10 тыс. кубометров. Общая ёмкость резервуаров светлых нефтепродуктов — 100 тыс. м. куб. Стоимость проекта около 25 млрд рублей.[24]
[править] Комплекс по фракционированию и перевалке стабильного газового конденсата НОВАТЭК в Усть-Луге
Первая очередь терминала введена в строй в июне 2013 г. в порту Усть-Луга. Проект включает установку по фракционированию стабильного газового конденсата производительностью 3 млн тонн в год, ёмкости объёмом 520 тыс. куб. м. оборудованный глубоководный причал, способный принимать танкеры дедвейтом до 120 тыс. тонн, а также прочие административно-хозяйственные и инженерные объекты. Стоимость проекта около 20 млрд рублей.[25]