Монитор
Материал из Documentation.
[править] Характеристики
Характеристики мониторов:[1]
- Диагональ. Чем она больше, тем с монитором будет комфортнее работать, смотреть фильмы и играть.
- Соотношение сторон изображения. На рынке уже практически не осталось морально изживших себя мониторов 5:4, самое актуальное соотношение сторон — 16:9, мониторы с параметрами 16:10 и 21:9 встречаются реже.
- Разрешение. Это размер получаемого изображение в пикселях. Чем данная характеристика выше, тем приятнее будет работать за монитором за счёт более высокой детализации картинки. Сегодня самые востребованные разрешения — Full HD и 4К.
- Тип матрицы. В современных мониторах применяют TN — недорогие и быстрые, но с неважными углами обзора. IPS (PLS) — более дорогие и качественные с хорошими углами и прекрасной цветопередачей, но менее отзывчивые по отклику. AH-IPS, E-IPS, IPS-ADS, PLS, AD-PLS, AHVA и прочие разновидности IPS с разными преимуществами и недостатками и VA (MVA, PVA) — компромиссное решение между TN и IPS как по характеристикам, так и ценам. Развивающиеся технологии AMVA, AMVA+, S-PVA, скорее, пока можно отнести к разряду экзотических.
- Углы обзора (горизонтальные и вертикальные). У TN они самые маленькие, у IPS — самые большие вплоть до 178°.
- Частота обновления экрана. Чем она выше, тем более плавно будет передаваться движение, высокие частоты соответственно требуют более мощного компьютера.
- Контрастность. Обычно контрастности 500:1 и выше вполне достаточно для комфортного использования монитора.[2]
- Время отклика пикселя. Самое короткое у TN, самое длинное у VA и разновидностей, матрицы IPS имеют средние показатели. У мониторов, изготовленных по технологии TN, время отклика 1-5 мс. У IPS-мониторов — от 2 до 14 мс. А у MVA, PVA — от 4 до 16 мс.[3]
- Покрытие экрана. Матовое меньше бликует, глянцевое практически не сказывается на яркости и насыщенности цветов.
- Яркость монитора. Колеблется в пределах 200—700 кд/м2, трехсот единиц будет более чем достаточно для работы в светлом помещении.
- VESA — возможность крепления на стену.
- Набор разъемов для подключения.
[править] Диагональ
Условно по размерам можно выделить 4 группы мониторов:[4]
- 18-20 дюймов — бюджетный и офисный сегмент. По причине низкой цены небольшие мониторы обычно выбирают организации для своих сотрудников, а также покупатели, которые сильно ограничены в средствах или же по каким-то принципиальным причинам предпочитают небольшие мониторы.
- 21-24 дюйма — массовый сегмент. Около половины мониторов, проданных в 2020 году, принадлежат к этой группе. Естественно, что это знают и создатели контента (игр, сайтов, видео и т. д.), поэтому многие из них изначально рассчитывают в первую очередь на такие диагонали.
- 27 дюймов — перспективный сегмент. Такой размер оптимален как для работы, так и для игр, но стоит учитывать, что в разрешении FullHD (обычно это недорогие мониторы) изображение выглядит немного грубоватым, так как уже могут быть заметны отдельные пиксели изображения. Для мониторов в разрешении WQHD и выше этой особенности нет.
- 30 дюймов и выше — эксклюзивный сегмент. По причине высокой цены и слишком большой ширины (противоположные края находятся за пределами поля зрения без движения головы) мониторы с диагональю более 27 дюймов вряд ли смогут стать массовым продуктом, поэтому покупатели выбирают их нечасто.
[править] Разрешение
Так как в настоящее время большинство медиа для персональных компьютеров (видео, игры, многие программы и сайты) проектируются под пропорции 16:9 и стандартные разрешения HD (1366x768 пикселей), FullHD (1920x1080 пикселей), WQHD (2560x1440 пикселей) и UHD (UltraHD, 3840x2160 пикселей), то для более полной совместимости мониторы стоит выбирать именно с такими разрешениями: небольшие мониторы — HD; средние и большие мониторы — FullHD; огромные мониторы — WQHD и UHD.[5]
[править] Тип матрицы
Самые распространенные типы матриц — TN, IPS, PLS и VA, но также существуют их подвиды AH-IPS, A-MVA и другие.[6]
TN-матрицы самые быстрые и дешевые, но имеют хуже углы обзора и глубину черного цвета; IPS-матрицы (PLS в версии Samsung) имеют самую лучшую цветопередачу и углы обзора, но одновременно дорогие и сравнительно медленные; матрицы типа VA лучше всех передают черный цвет, но одновременно бывают трудности при передаче полутонов и проблемы с изменением цветового баланса при разных углах зрения.[7]
В большинстве случаев можно сказать, что мониторы на матрице:[8]
- TN — недорогие и быстрые, поэтому идеальны для геймеров и тех, кто хочет сэкономить на покупке монитора;
- VA — имеют сравнительно невысокую цену, самую высокую контрастность и при этом приемлемую скорость, поэтому отлично подходят в качестве универсальных мониторов для дома;
- IPS (PLS) — обычно дорогие, но обладают очень качественной цветопередачей и хорошей контрастностью, поэтому лучше всего подходят для работы с графикой и фотографиями, а также покупателям, которым цифры на ценнике не важны.
[править] Размер зерна
В большинстве случаев размер зерна мониторов:[9]
- 19-20 дюймов — крупный (0.27-0.30 мм);
- 21-22 дюйма — мелкий (0.24-0.25 мм);
- 23 дюйма — средний (0.265 мм);
- 24 дюйма — крупный (0.27-0.28 мм);
- 27 дюймов — очень крупный (0.31-0.32 мм) для FullHD и мелкий (0,23 мм) для WQHD;
- 28 дюймов и выше — от среднего до очень крупного (0.26-0.36 мм);
- UHD мониторы — очень мелкий (0.14-0.22 мм).
[править] Равномерность подсветки
Неравномерность подсветки на самых дешевых мониторах (до $100) часто может быть сильно заметна, но на более дорогих моделях она редко портит жизнь и обычно ее можно увидеть, только если специально провести тест типа «темный экран в темной комнате» или при просмотре темной сцены фильма с огромными полями сверху и снизу. Проблема равномерности подсветки актуальна даже для самых лучших мониторов, но опять же, если очень захотеть ее увидеть. Ультратонкие мониторы чаще страдают болезнью неравномерной подсветки, чем аналогичные по классу мониторы стандартной толщины.[10]
[править] Наличие мерцания подсветки
Рекомендуется наличие технологии Flicker-Free (отсутствие мерцания подсветки).[11]
[править] Контрастность
Контрастность монитора подразделяется на статическую и динамическую.[12]
Статическая контрастность отображает соотношение яркостей между самой темной и самой светлой точкой на экране. Оптимальным вариантом принято считать значение статической контрастности равное 1:1000.[13]
Низкие значения контрастности монитора (500:1 и меньше) обычно выражаются в полной неспособности отображать чёрный цвет — на светлых участках изображений это будет незаметно, а вот темные и черные участки будут отображаться темно-серыми, поэтому изображения будут выглядеть бледными и «безжизненными». Различные технологии типа динамической контрастности в некоторых ситуациях могут немного исправить этот недостаток, но всё же лучше купить монитор со значением статической контрастности 1000:1 и выше. Необходимо также учитывать, что по результатам тестов реальные значения контрастности обычно немного ниже паспортных.[14]
[править] Частота обновления экрана
Частота обновления экрана показывает, сколько раз за одну секунду монитор способен перерисовать картинку, то есть обновить кадр. Чем больше частота обновления, тем лучше, приятнее и плавнее будет картинка, выдаваемая монитором.[15]
Игровые мониторы с частотой обновления 120—144 Гц и выше позволяют отображать очень быстрые динамические сцены в играх гораздо более естественно, чем обычные модели мониторов. Обязательным «дополнением» для таких мониторов является наличие очень мощной видеокарты, способной на высокие значения FPS в играх.[16]
Разумным решением будет покупать мониторы с технологией G-Sync (только под видеокарты NVidia) или гораздо более дешевые мониторы с аналогичной технологией FreeSync (под видеокарты AMD, а также NVidia GeForce серии 1000 и выше через DisplayPort), так как частота обновления изображения в них точно соответствует игровой в данный момент времени, поэтому отсутствуют подергивания и разрывы изображения, а игровой процесс даже до 60 FPS выглядит значительно более реалистичным и качественным.[17]
[править] Яркость экрана
Яркость всех экранов измеряется в единице измерения под названием «кандела на один квадратный метр».[18]
Покупать мониторы с максимальной яркостью матрицы 200 кд/м2 и меньше не рекомендуется, так как при хорошем внешнем освещении изображение будет слишком блеклым.[19]
[править] Углы обзора
Углы обзора желательны не меньше 170° по горизонтали и 160° по вертикали.[20]
[править] Покрытие экрана
Глянцевые покрытия мониторов способны лучше передавать цвета, цвета получаются более насыщенные. К минусам можно отнести то, что глянцевые мониторы хорошо отражают и переотражают свет от различных источников, к примеру, окно в дневное время, дополнительный светильник и так далее.[21]
При использовании матового покрытия решается проблема бликов и переотражённого света, но снижается насыщенность цветов.[22]
[править] Входы
Большинство мониторов всё ещё имеют в наличии аналоговый вход D-SUB (VGA, обычно синего цвета) как наиболее совместимый с другими устройствами, но информация по нему передаётся не в цифровом, а в аналоговом виде, поэтому обязательно присутствуют более или менее заметные искажения (чаще всего это потеря четкости и смазывание), причём чем выше разрешение монитора - тем они заметнее. По этой причине для мониторов с разрешением выше 1366x768 пикселей рекомендуется наличие цифровых входов - HDMI, DisplayPort или DVI. HDMI и DisplayPort являются более предпочтительными, так как они имеют более высокую пропускную способность, встроенный канал аудио и выглядят аккуратнее.[23]
[править] Дизайн
Тонкая рамка вокруг экрана (особенно чёрного цвета или в тон интерьера) менее заметна и поэтому меньше отвлекает от восприятия информации.[24]
Яркий индикатор питания может сильно подпортить жизнь, так как его свет при слабом внешнем освещении ощутимо раздражает. Если монитор находится в спальне и не выключается на ночь, то модели с мигающим в режиме ожидания индикатором также могут раздражать.[25]
[править] Регулировка положения
Все мониторы имеют возможность изменять наклон вперед-назад, а вот регулировка по высоте есть далеко не у каждой модели.[26]
[править] Наличие кривизны экрана
Изогнутый экран создает ощутимое погружение в виртуальную реальность игры или фильма, но она же имеет и значительные особенности. Чтобы эффект погружения действительно был ощутимым, монитор должен быть очень большой диагонали (от 30 дюймов) и при этом располагаться не далее, чем за 60-100 см. Находиться необходимо строго перед ним, изображение для зрителя сбоку будет иметь сильные искажения. Изогнутые экраны более сложны в производстве, поэтому теоретически обладают пониженной надежностью, а их ремонт обходится дороже, чем плоских мониторов.[27]
Радиус кривизны бывает 1800R, 4000R, 2300R, 3000R, чем меньше радиус кривизны, тем большую вогнутость имеет монитор. К примеру, монитор со значением радиуса кривизны 2300R рассчитан, что зритель будет находиться на удалении от монитора не более чем на 2300 мм. В противном случае при просмотре будут возникать искажения и дискомфорт.[28]
[править] Ссылки
[править] Рунет
- Мониторы и проекторы
- Гид по выбору монитора в 2020 году: всё только начинается. 21 октября 2020
- Популярные Мониторы 23 дюйма: характеристики, отзывы, видео
- Мониторы
- Как выбрать монитор
- Мониторы