Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации
Материал из Documentation.
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации.
Миссия Развитие промышленного и энергетического потенциала России как материальной основы обеспечения экономического рос-та, повышения качества жизни и обеспечения национальной безопасности.
Практическое отсутствие прогрессивных структурных сдвигов в отраслях промышленности, связанное с медленным развитием пе-редовых технологий, консервирует низкую конкурентоспособность большей части российских товаров по сравнению с зарубежными ана-логами на мировом и внутреннем рынках. Следствием низкой конкурентоспособности стали сырьевая структура российского экспорта и доминирование в значительной части внутрироссийского рынка иностранных производителей. Из этого вытекает первая стратегическая цель Министерства промышленности и энергетики и подведомственных ему агентств — обеспечение высоких темпов роста производства и конкурентоспособности промышленной продукции на основе прогрессивных структурных сдвигов в отраслях промышленности.
Укрепление обороноспособности страны и выполнение Россией международных обязательств в части утилизации и уничтожения от-служивших и избыточных вооружений и военной техники требует кардинального реформирования оборонно-промышленного комплекса, (ОПК), создания системообразующих интегрированных структур и внедрения в них современной корпоративной системы управления. В настоящее время актуальным является обеспечение выполнения Российской Федерацией обязательств по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и реализация государственной политики в области утилизации воо-ружения, военной техники и боеприпасов, выводимых из Вооруженных сил Российской Федерации. Из этого вытекает вторая стратегическая цель Министерства и подведомственных ему агентств — обеспечение потребностей национальной обороны в современных видах вооружений и военной технике, их своевременная утилизация, расширение экспорта вооружений, развитие научно-технологического и производственного потенциала оборонной промышленности.
Общий объем жилищного фонда Российской Федерации составляет 2,85 млрд кв. м. Он является важным элементом национального бо-гатства и составляет около трети всего воспроизводимого недвижимого имущества страны. Жилье один из главных компонентов личной соб-ственности и базовый параметр уровня жизни каждого отдельного человека. Однако качество жилого фонда и жилищно-коммунальных услуг, оказываемых значительной части населения, не соответствуют со-временным требованиям. Велика доля населения, проживающего в ветхих домах и квартирах. Средняя обеспеченность жильем в России дале-ко отстает от стандартов развитых стран. Это обуславливает третью стратегическую цель Министерства и подведомственных ему агентств — повышение обеспеченности населения жильем и качественными жилищно-коммунальными услугами.
Основные показатели, характеризующие уровень достижения поставленных целей. • Темп прироста экспорта машинно-технической продукции промышленности (к предыдущему году) • Доля промышленной продукции российского производства во внутреннем потреблении промышленной продукции • Снижение энергоемкости ВВП (к предыдущему году) • Доля продукции ОПК, производимая убыточными предприятиями (к предыдущему году) • Ввод жилья
Цель 1. Обеспечение высоких темпов роста производства и конкурентоспособности промышленной продукции на основе про-грессивных структурных сдвигов в отраслях промышленности. Повышение уровня конкурентоспособности российских товаропроизводителей предполагает переход к наукоемкому инновационно-му развитию, создание условий для привлечения внешних и внутренних инвестиций и означает снижение издержек и повышение качест-ва продукции промышленности и энергетики до оптимального в современных технологических условиях уровня. При сохранении темпа роста платежеспособного внутреннего спроса населения, предприятий и организаций это обеспечит устойчивый рост промышленно-го производства и его разумную диверсификацию. Основные показатели, отражающие уровень достижения цели. • Темп прироста экспорта машинно-технической продукции промышленности (к предыдущему году) • Доля промышленной продукции российского производства во внутреннем потреблении промышленной продукции • Снижение энергоемкости ВВП (к предыдущему году) • Доля ВВП, производимая предприятиями на основе, разработанных технических регламентов
Задачи, решение которых обеспечит достижение цели 1 . Задача 1.1. Увеличение объемов производства конкурентоспособной продукции промышленности. Решение этой задачи позволит приблизить отечественную промышленность к уровню мировых стандартов эффективности и качества, в первую очередь за счет ускоренного развития отраслей машиностроительного комплекса, наукоемких и инновационных производств. При этом будут создаваться благоприятные условия для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, улучшения организа-ции труда и снижения издержек производства. Задача 1.2. Развитие энергетического потенциала России и перевод экономики страны на энергосберегающий путь развития. Решение этой задачи позволит снять ограничения для быстрого экономического роста и снизить энергетическую составляющую в структуре затрат това-ров и услуг. Для перехода к энергосберегающим технологиям необходимо создание условий, стимулирующих использование более дешевых и эффективных ви-дов топлива, внедрение прогрессивных научных разработок, завершение реструктуризации угольной промышленности. Задача 1.3. Развитие системы технического регулирования, адекватной особенностям национальной экономики и обеспечивающей соответствие российского производства мировым стандартам безопасности и качества. Решение данной задачи позволит осуществить переход к современной системе стандартизации продукции и явится важным фак-тором повышения уровня жизни населения и повышения конкурентоспособности российских производителей.
Основными факторами, препятствующими решению сформулированных задач, являются: - критический износ активной части основных производственных фондов (более 60 %); - сокращение резерва конкурентоспособных мощностей; - сокращение резерва квалифицированной рабочей силы на предприятиях (загрузка наличной рабочей силы в промышленности со-ставляет около 90 % против 75 % в 1998 г. при снижении нагрузки незанятого населения на одну заявленную вакансию в 3 раза — с 5,4 человек до 1,9 человек) и «старение» рабочей силы (средний возраст квалифицированной рабочей силы в промышленности составляет 55 лет); - отсутствие механизма перераспределения инвестиционных ресурсов из экспортоориентированного топливно-сырьевого сектора в сектор перерабатывающих отраслей (более 70 % прибыли и, соответственно, инвестиционных ресурсов сосредоточено в этом секторе); - продолжающий рост экспортной ориентации топливно-сырьевых отраслей при одновременном росте импортной зависимости в отраслях конечного спроса; - недофинансирование федеральных целевых программ.
Цель 2. Обеспечение потребностей национальной обороны в современных видах вооружений и военной техники, их своевре-менная утилизация, расширение экспорта вооружений, развитие научно-технологического и производственного потенциала оборонной промышленности. Достижение данной цели предполагает техническое перевооружение и развитие производственных мощностей организаций ОПК для реализации государственной программы вооружения и комплексного плана военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, сохранения и развития промышленных критических технологий, создания оптимизации мобилизационных мощностей по производству вооружения, военной и специальной техники, развития экспортного потенциала. Основные показатели, отражающие уровень достижения цели. • Основные показатели уровня достижения цели (решения задач) • Доля продукции ОПК, производимая убыточными предприятиями • Увеличение доли России в экспорте В и ВТ на мировом рынке (к предыдущему году) • Выполнение международных обязательств Российской федерации по сокращению В и ВТ, включая уничтожение химического ору-жия
Задачи, решение которых означает достижение цели 2. Задача 2.1 . Формирование нового облика оборонно-промышленного комплекса. Решение данной задачи предполагает создание передовых технологий и модернизацию производственных мощностей для произ-водства новых видов вооружения и военной техники. Задача 2.2. Обеспечение условий для использования безопасных технологий промышленной утилизации снятых с вооружения образ-цов военной техники. Задача 2.3. Уничтожение запасов химического оружия с использованием безопасных технологий Решение задач 2.2. и 2.3. позволит осуществить технологически безопасное сокращение запасов оружия массового поражения до уровня, установленного международными соглашениями РФ и обеспечивающего сохранение ее оборонного потенциала.
Основными факторами, препятствующими решению сформулированных задач, являются: — недостаточные темпы проведения реструктуризации ОПК и создания научно-производственных системообразующих комплексов (интегрированных структур), устаревшая научно-производственная база (доля оборудования с возрастом до 10 лет составляет 20 %), тяжелое финансово-экономическое положение значительной части предприятий ОПК, что, в свою очередь, сказывается на инвестиционном климате конкурентоспособности выпускаемой продукции. Узким местом в развития ОПК являются такие его сектора как промышленность боепри-пасов и спецхимии, патронное производство, малотонажная химия, стратегические и специальные материалы, электронная компонентная база.
Цель 3. Повышение обеспеченности населения жильем и качественными жилищно-коммунальными услугами. Достижение данной цели предполагает повышение строительной инвестиционной активности за счет вовлечения в инвестицион-ный процесс внебюджетных средств, кредитов банков, а также дальнейшего совершенствования и внедрения системы ипотечного кредито-вания жилищного строительства, сокращение продолжительности строительства, снижение стоимости, энерго- и материалоемкости строительной продукции, обеспечение конкурентоспособности российских строительных организаций. Основные показатели, отражающие уровень достижения цели • Ввод жилья • Объем ипотечного кредитования • Доля жилищно-коммунальных услуг, оказываемых убыточными предприятиями (к предыдущему году)
Задачи, решение которых означает достижение цели 3 . Задача 3.1. Повышение обеспеченности населения жильем Решение данной задачи предполагает ускорение темпов и улучшение качества жилищного строительства, обеспечение социальным жильем малообеспеченных категорий граждан. Задача 3.2 . Повышение качества жилищно-коммунальных услуг. Решение данной задачи означает улучшение качества обслуживания в жилищно-коммунальной сфере при снижении относительной себестоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг. Задача 3.3. Сохранение исторических объектов и качества городской застройки. Решение этой задачи предполагает сохранение среды исторических городов, их традиционной архитектуры как национального дос-тояния России, модернизацию и качественное улучшение эксплутационных параметров исторических территорий в целях активизации дело-вой активности в малых городах, развития сопутствующих отраслей экономики. Актуально также создание системы превентивных мер по обеспечению устойчивой безопасности поселений и промышленных объек-тов в целях минимизации ущерба от землетрясений и стихийных бедствий в сеймоопасных районах и районах, подверженных иным опас-ным воздействиям природного характера.
Основными факторами, препятствующими решению сформулированных задач, являются: - наличие большого количества бюрократических барьеров на стадии подготовки исполнительно-разрешительной документации на строительство; - отсутствие правил землепользования с целью застройки, генпланов развития территорий поселений; - недофинансирование ОМС — собственником инфраструктуры содержания и развития коммунальных объектов; - предельный износ коммуникационной инфраструктуры; - убыточность организаций ЖКХ; - монополия в управлении, производства и эксплуатации, со стороны унитарных предприятий; - недофинансирование государством объектов исторического градостроительного населения.
[править] Ссылки
- Сводный доклад Правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов // МЭРТ, 21 декабря 2004