Миграционная политика Казахстана

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Один из основных законов, регулирующих миграционные процессы в Казахстане, — Закон Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года «О миграции населения», который направлен на «создание необходимых условий жизни на новом месте для лиц и семей, возвращающихся на свою историческую родину» [О миграции населения 1997]. Закон имеет ряд особенностей, связанных с классификацией иммигрантов. В частности, он разделяет беженцев на собственно беженцев и беженцев-репатриантов. Под беженцами-репатриантами понимаются «лица (их потомки), депортированные из Казахстана, в настоящее время вынужденно переселяющиеся в Республику Казахстан». Помимо определения понятия иммиграции, Закон вводит понятие «коллективная иммиграция», под которой понимается «организованное переселение в Республику Казахстан». Репатриация — возвращение на родину военнопленных, перемещенных лиц, беженцев, эмигрантов, оралманов. Оралманы, в соответствии с пунктом 11 статьи 1 данного Закона, — это иностранцы или лица без гражданства казахской национальности, постоянно проживавшие на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами и прибывшие в Казахстан с целью постоянного проживания [О миграции населения 1997]. Иными словами, репатриантом может быть только оралман (казах по национальности), а лицо иной национальности, даже если его/ее родители или предки проживали на территории Казахстана, не может быть признано в случае возвращения в Казахстан репатриантом [Ибраева 2006]. В том же Законе вводится категория семейной иммиграции — въезд в Республику Казахстан группы родственников для временного или постоянного проживания. Квоты на иммиграцию оралманов, ежегодно устанавливаемые указом президента РК, определяются именно в числе семей. Помимо понятия «реэмигрант» — лицо, находившееся в эмиграции и возвращающееся на родину, в законодательстве Казахстана есть и понятие реэмиграции лиц коренной национальности, то есть возвращение (переселение) казахов на историческую родину — в Республику Казахстан. В то же время в Законе подчеркиваются недопустимость какой-либо дискриминации по любым мотивам, а также необходимость обеспечить соответствие миграционного законодательства Республики Казахстан международным нормам. Вместе с тем Закон говорит о «всестороннем содействии репатриации казахов на свою историческую родину, организации их расселения, создании рабочих мест и осуществлении комплекса других мер обеспечения адресной помощи и социальной защиты переселенцев коренной национальности» [О миграции населения 1997]. В Казахстане, как и в России, принята национальная стратегия регулирования миграционных процессов, в которой, как и в аналогичной российской, затрагивается вопрос о соотечественниках [О Концепции мигра ци онной политики Республики Казахстан 2000]. В начале сентября 2007 г. пре зи дент РК подписал указ об утверждении «Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2007—2015 годы». Президент Республики Казахстан по представлению правительства устанавливает квоту иммиграции на каждый календарный год. В ней определяются: предельное число и категории иммигрантов с указанием стран, из которых они переселяются; мероприятия, необходимые для их приема, обустройства и адаптации; регионы, куда они должны переселиться; дифференцированные пособия и система льгот для репатриантов (оралманов) и реэмигрантов. Реализация курса на поддержку соотечественников за рубежом началась в Казахстане в 1996 г. с принятием указа президента «О Государственной программе поддержки соотечественников, проживающих за ру бежом». В настоящее время действует новый указ президента Республики Казахстан от 21 ноября 2005 г. «О Государственной программе поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, на 2005—2007 годы». Цель Программы — «создание государственной системы по социально-экономической, правовой защите и поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, как составной части единой казахской нации». Соответственно, задачи сводятся к "совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам поддержки соотечественников, проживающих за рубежом; созданию условий для налаживания тесных экономических контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом; созданию условий для поддержания на постоянной основе культурно-гуманитарных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом; информационному обеспечению соотечественников, проживающих за рубежом; созданию условий для подготовки соотечественников, проживающих за рубежом, к обучению в учебных заведениях Республики Казахстан; содействию в консолидации зарубежной казахской диаспоры [Государственная программа поддержки соотечественников… 2005].

Сегодня казахская диаспора в более чем 40 странах мира насчитывает около 4,5 млн человек — треть от общей численности казахской нации. Большая часть диаспоры сосредоточена в приграничных с Казахстаном государствах. По некоторым данным, в Узбекистане проживают 1,5 млн казахов, в Китае — 1,3 млн, в России — 900 тыс., в Туркменистане — 100 тыс., в Монголии — 80 тыс., в Кыргызстане — 45 тыс. Немало казахов проживают компактно в Турции, Иране и Афганистане. Есть казахская диаспора и в ряде стран Западной Европы. В 2005 г. казахские национально-культурные центры функционировали в 12 странах. Больше всего их приходилось на Российскую Федерацию — 19 центров (в основном в приграничных регионах). Крупные центры расположены в Турции, Великобритании, Германии, а также в Узбекистане, Кыргызстане, Китае. В Австрии, Швеции, Венгрии, Украине, Монголии работают небольшие казахские национальные центры. Неинституционализированные малые общины казахов распространены на всей территории Центральной Азии, Ближнего Востока и Европы. С 2002 г. для представителей казахской диаспоры действуют установленные Министерством образования и науки Республики Казахстан квоты на обучение в учебных заведениях республики. Программа поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, с одной стороны, фиксирует необходимость интеграции всех казахских диаспор с отечеством, а с другой — ориентирует казахов диаспоры на репатриацию. В целом за годы суверенитета в Казахстан репатриировались 174,25 тыс. казахов из разных стран мира, в основном из России, Монголии, КНР, Ирана, Афганистана, Турции. Отраслевая программа миграционной политики Республики Казахстан на 2001—2010 гг. предусматривает открытие адаптационного центра по приему оралманов, их социальную поддержку, обеспечение жильем, трудоустройство, обучение их самих и их детей в вузах. Отдельным пунктом устанавливается необходимость разработать механизм регулирования и контроля внешней трудовой миграции и оказания помощи, защиты и возврата на родину казахстанских трудовых мигрантов [Отраслевая программа миграционной политики… 2001]. Продолжается работа по защите интересов представителей казахской диаспоры и оралманов. Определены льготы по предоставлению гражданства Республики Казахстан соотечественникам, прибывающим на постоянное местожительство [О гражданстве Республики Казахстан 1991]. По информации Департамента миграционной полиции МВД Республики Казахстан, с 1991 по 2005 гг. более 242 тыс. человек получили гражданство Казахстана. С каждым годом увеличивается квота иммиграции оралманов. Так, в 2000 г. квота была утверждена на 500 семей, в 2001 г. — на 600, в 2002 г. — на 2 655 семей, в 2003 г. — на 5 000 семей, в 2004 г. — на 10 000 семей. Указом президента РК от 27 декабря 2004 г. установлена квота иммиграции оралманов на 2005—2007 гг. в количестве до 15 тыс. семей на каждый календарный год [О квоте иммиграции… 2004]. В рамках реализации Программы были предусмотрены мероприятия правового, экономического и культурного характера: разработка международных договоров об упрощенном порядке приобретения гражданства со странами СНГ; формирование организационно-правовых условий для инвестирования в экономику Казахстана средств предпринимателей из состава соотечественников, проживающих за рубежом; содействие в организации работы казахских национальных культурных центров, фестивалей искусства и спорта, дней казахской литературы и культуры; обеспечение телевизионного спутникового вещания и издания литературы на ка зах ском языке, а также доступа каза хов диаспоры к казахстанским СМИ; под держка школ за рубежом, ведущих обу чение на казахском языке; проведение кон ференций, посвященных проблемам соотечественников, социологических исследований, подготовка аналитических докладов, мониторингов. В целях консолидации казахской диаспоры было запланировано проведение научных и культурных мероприятий общественно-политического характера (в том числе всемирных и малых курултаев казахов), а также предусмотрены практические меры по «налаживанию контактов между представителями казахской диаспоры, проживающими в разных странах» и «оперативное решение практических вопросов по переселению в Казахстан представителей казахской диаспоры, в том числе одаренной молодежи (интеллектуальная, культурная, спортивная сферы и др.)». Итогом реализации Программы должно стать «расширение и укрепление культурных и экономических связей государств, в которых проживают соотечественники, с Республикой Казахстан».

[править] Ссылки

Личные инструменты