Международные рейтинги вузов

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Наиболее полными и всесторонними международными рейтингами вузов являются следующие:[1][2]

Рейтинговые таблицы составляются на основе как объективных, так и субъективных данных, получаемых от самих университетов или из общедоступных источников информации.[3]

Большинство университетов, признанных вузами мирового класса, сосредоточены в небольшом количестве стран, преимущественно западных.[4]

Содержание

[править] Рейтинги

[править] ARWU

Рейтинг ARWU (известен также как «Шанхайский рейтинг») появился в 2003 году при поддержке китайского правительства. Он был призван дать глобальный ориентир, некую точку отсчёта, из которой вузы, получающие миллиарды в виде государственных и частных инвестиций, могли бы оценивать свой прогресс. Это в высшей степени стабильный список, основанный на таких долговременных факторах, как количество нобелевских лауреатов, выпестованных в стенах университета, и число статей, опубликованных в журналах Nature или Science. Эти критерии достаточно условны и стабильны во времени, они редко изменяются. К примеру, число нобелевских лауреатов прирастает в университетах не так интенсивно, поэтому, как свидетельствуют аналитики, 95 % верхнего списка участников сохраняется годами.[5][6]

[править] Рейтинги THE

Всемирный рейтинг университетов Times Higher Education имеет ряд недостатков. В нём ещё не устоялись группы индикаторов, отобранных для отражения широкого спектра деятельности вуза. Как показывает анализ, они ежегодно меняются, и их очень трудно обрабатывать. Составляется на основе опроса представителей профессионального сообщества. В 2013 году было опрошено 16 300 человек. Каждый из экспертов мог назвать не более 15 университетов по своей специальности.[7]

[править] THE WUR

Рейтинг Times Higher Education World University Rankings (THE WUR) возобновил самостоятельную деятельность в 2010 году после отделения QS WUR.[8]

[править] QS WUR

Рейтинг Quacquarelli Symonds World University Rankings (QS WUR) был основан в 2004 году совместно с журналом «Times Higher Education Supplement». С 2009 года он функционирует самостоятельно.[9][10]

Ежегодно QS оценивает около 3000 вузов, выбирая из них лучшие. В 2013 году в общий список рейтинга вошли 800 университетов, представляющие 76 стран мира. Опрос представителей академического сообщества опирается на 62094 ответов, работодателей — 27957, делая оба исследования крупнейшими в своем роде.[11]

В рейтинг лучших университетов мира QS попадают только те университеты, которые предлагают все уровни образования: бакалавриат, магистратуру и докторантуру (или аспирантуру в российской практике). При этом в вузе должны охватываться как минимум две из пяти областей знаний: гуманитарные науки и искусства; инженерные и технические науки; естественные науки; медицина и науки о жизни; социальные науки и менеджмент.[12]

Оценка лучших университетов мира в рейтинге QS производится на основе шести критериев:[13]

1. Академическая репутация 40 % — опирается на мнения профессоров и преподавателей, ведущих научную деятельность, а также высшего руководства университетов, о том, в каких учебных заведениях мира научные исследования по их зоне компетенций проводятся на самом высоком уровне. Это кумулятивная оценка, учитываются данные за последние 3 года. Респонденты называют лучшие вузы в каждой области научных исследований и лучшие вузы тех регионов, с которыми они знакомы.[14]

2. Репутация среди работодателей 10 % — приглашения к участию рассылаются по компаниям всех индустрий, размером от ста сотрудников и выше. Отвечать могут как директора по персоналу, так и топ-менеджеры, непосредственно работающие со свеженанятыми выпускниками вузов.[15]

3. Соотношение преподавательского состава к числу студентов 20 % — источником этих данных являются не только сведения самих вузов, но и данные государственных организаций. По возможности данные проверяются по нескольким открытым источникам для большей достоверности. Учитывается число студентов полного цикла обучения и число преподавателей на полной занятости, заочники и поставочники считаются по конверсии 1 к 3.[16]

4. Индекс цитируемости 20 % — этот критерий включает в себя количество цитат из опубликованных научных исследований на число преподавателей и исследователей, работающих в вузе как в основном месте работы на протяжении как минимум одного семестра. С 2004 по 2007 цитирование высчитывалась на основе базы данных Thomson, с 2007 года на основе библиометрической базы данных Scopus от Elsevier. В расчет принимаются опубликованные за последние пять лет материалы, самоцитирования не учитываются. База данных Scopus содержит больше публикаций на отличных от английского языках и большее количество узкоспециализированных научных изданий небольшого тиража по сравнению с базой данных Thomson, а также имеет более высокое количество индексированных журналов на русском языке.[17]

5. Доля иностранных студентов 5 % — наиболее легкая для получения статистика, отражающая степень привлекательности учебного заведения на международной арене. Учитываются студенты, являющиеся гражданами стран, отличных от страны обучения, и обучающиеся на кампусе вуза на протяжении как минимум семестра и не являющиеся студентами по обмену.[18]

6. Доля иностранных преподавателей 5 % — как и в предыдущем случае, учитываются преподаватели, работающие на условиях полной занятости либо на полставки, и проводящие в университете не менее одного семестра.[19]

[править] Webometrics

Рейтинг Webometrics обновляется каждые полгода и публикуется испанской исследовательской лабораторией «Laboratorio de Internet» на основании четырёх основных показателей, характеризующих присутствие университета в глобальной сети (веб-размер, заметность в сети, количество загруженных файлов, количество публикаций и индекс цитирования).[20]

По мнению разработчиков рейтинга, используемые индикаторы позволяют создать достаточно полное представление о состоянии образовательной и научной деятельности вуза, а благодаря тому, что сведения о нем находятся исключительно с помощью поисковых систем в интернете, в рейтинге в последнее время участвует около 22 тыс. вузов мира. В данном рейтинге вузы участвуют пассивно, то есть без представления организаторам каких-либо статистических данных, поэтому наряду с вузами автоматически ранжируются в незначительном количестве и другие образовательные структуры.[21]

Индикаторы, применяемые для определения позиций вузов в вебометрическом рейтинге и методика их расчета постоянно совершенствуются, в том числе, вероятно, с целью противодействия искусственной раскрутке сайта. Однако общая схема ранжирования сохраняется, что позволяет исследовать и сравнивать динамику изменений позиций вузов.[22]

[править] Рейтинг URAР

Рейтинг университетов по академическим показателям (University Ranking by Academic Performance, URAР) определяется по количеству и качеству публикаций его сотрудников.[23]

[править] Рейтинг 4icu

Рейтинг «4 International Colleges & Universities» (4icu) основывается на популярности и посещаемости сайтов университетов.[24]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Участие университетов в мировых рейтингах как фактор повышения качества подготовки специалистов
  2. Абламейко С. В., Журавков М. А., Самохвал В. В., Хухлындина Л. М. Новые рейтинги вузов стран — участниц СНГ: корреляция с итогами вебометрического рейтинга // Высшее образование в России. 2014, № 7. С. 11-22.
  3. Участие университетов в мировых рейтингах как фактор повышения качества подготовки специалистов
  4. Участие университетов в мировых рейтингах как фактор повышения качества подготовки специалистов
  5. Участие университетов в мировых рейтингах как фактор повышения качества подготовки специалистов
  6. Абламейко С. В., Журавков М. А., Самохвал В. В., Хухлындина Л. М. Новые рейтинги вузов стран — участниц СНГ: корреляция с итогами вебометрического рейтинга // Высшее образование в России. 2014, № 7. С. 11-22.
  7. Участие университетов в мировых рейтингах как фактор повышения качества подготовки специалистов
  8. Абламейко С. В., Журавков М. А., Самохвал В. В., Хухлындина Л. М. Новые рейтинги вузов стран — участниц СНГ: корреляция с итогами вебометрического рейтинга // Высшее образование в России. 2014, № 7. С. 11-22.
  9. Участие университетов в мировых рейтингах как фактор повышения качества подготовки специалистов
  10. Абламейко С. В., Журавков М. А., Самохвал В. В., Хухлындина Л. М. Новые рейтинги вузов стран — участниц СНГ: корреляция с итогами вебометрического рейтинга // Высшее образование в России. 2014, № 7. С. 11-22.
  11. Методология QS World University Rankings
  12. Методология QS World University Rankings
  13. Методология QS World University Rankings
  14. Методология QS World University Rankings
  15. Методология QS World University Rankings
  16. Методология QS World University Rankings
  17. Методология QS World University Rankings
  18. Методология QS World University Rankings
  19. Методология QS World University Rankings
  20. Участие университетов в мировых рейтингах как фактор повышения качества подготовки специалистов
  21. Абламейко С. В., Журавков М. А., Самохвал В. В., Хухлындина Л. М. Новые рейтинги вузов стран — участниц СНГ: корреляция с итогами вебометрического рейтинга // Высшее образование в России. 2014, № 7. С. 11-22.
  22. Абламейко С. В., Журавков М. А., Самохвал В. В., Хухлындина Л. М. Новые рейтинги вузов стран — участниц СНГ: корреляция с итогами вебометрического рейтинга // Высшее образование в России. 2014, № 7. С. 11-22.
  23. Участие университетов в мировых рейтингах как фактор повышения качества подготовки специалистов
  24. Участие университетов в мировых рейтингах как фактор повышения качества подготовки специалистов
Личные инструменты