Международные рейтинги вузов
Материал из Documentation.
Наиболее полными и всесторонними международными рейтингами вузов являются следующие:[1][2]
- репутационный рейтинг университетов мира, подготовленный «The Times» в Приложении по высшему образованию (THES);
- Academic Ranking of World Universities (ARWU) — Академический рейтинг университетов мира Шанхайского университета Цзяо Тун (SJTU);
- мировой рейтинг университетов Quacquarelli Symonds World University Rankings (QS WUR) (Великобритания);
- Webometrics Ranking of World Universities (Испания).
Рейтинговые таблицы составляются на основе как объективных, так и субъективных данных, получаемых от самих университетов или из общедоступных источников информации.[3]
Большинство университетов, признанных вузами мирового класса, сосредоточены в небольшом количестве стран, преимущественно западных.[4]
Содержание |
[править] Рейтинги
[править] ARWU
Рейтинг ARWU (известен также как «Шанхайский рейтинг») появился в 2003 году при поддержке китайского правительства. Он был призван дать глобальный ориентир, некую точку отсчёта, из которой вузы, получающие миллиарды в виде государственных и частных инвестиций, могли бы оценивать свой прогресс. Это в высшей степени стабильный список, основанный на таких долговременных факторах, как количество нобелевских лауреатов, выпестованных в стенах университета, и число статей, опубликованных в журналах Nature или Science. Эти критерии достаточно условны и стабильны во времени, они редко изменяются. К примеру, число нобелевских лауреатов прирастает в университетах не так интенсивно, поэтому, как свидетельствуют аналитики, 95 % верхнего списка участников сохраняется годами.[5][6]
[править] Рейтинги THE
Всемирный рейтинг университетов Times Higher Education имеет ряд недостатков. В нём ещё не устоялись группы индикаторов, отобранных для отражения широкого спектра деятельности вуза. Как показывает анализ, они ежегодно меняются, и их очень трудно обрабатывать. Составляется на основе опроса представителей профессионального сообщества. В 2013 году было опрошено 16 300 человек. Каждый из экспертов мог назвать не более 15 университетов по своей специальности.[7]
[править] THE WUR
Рейтинг Times Higher Education World University Rankings (THE WUR) возобновил самостоятельную деятельность в 2010 году после отделения QS WUR.[8]
[править] QS WUR
Рейтинг Quacquarelli Symonds World University Rankings (QS WUR) был основан в 2004 году совместно с журналом «Times Higher Education Supplement». С 2009 года он функционирует самостоятельно.[9][10]
Ежегодно QS оценивает около 3000 вузов, выбирая из них лучшие. В 2013 году в общий список рейтинга вошли 800 университетов, представляющие 76 стран мира. Опрос представителей академического сообщества опирается на 62094 ответов, работодателей — 27957, делая оба исследования крупнейшими в своем роде.[11]
В рейтинг лучших университетов мира QS попадают только те университеты, которые предлагают все уровни образования: бакалавриат, магистратуру и докторантуру (или аспирантуру в российской практике). При этом в вузе должны охватываться как минимум две из пяти областей знаний: гуманитарные науки и искусства; инженерные и технические науки; естественные науки; медицина и науки о жизни; социальные науки и менеджмент.[12]
Оценка лучших университетов мира в рейтинге QS производится на основе шести критериев:[13]
1. Академическая репутация 40 % — опирается на мнения профессоров и преподавателей, ведущих научную деятельность, а также высшего руководства университетов, о том, в каких учебных заведениях мира научные исследования по их зоне компетенций проводятся на самом высоком уровне. Это кумулятивная оценка, учитываются данные за последние 3 года. Респонденты называют лучшие вузы в каждой области научных исследований и лучшие вузы тех регионов, с которыми они знакомы.[14]
2. Репутация среди работодателей 10 % — приглашения к участию рассылаются по компаниям всех индустрий, размером от ста сотрудников и выше. Отвечать могут как директора по персоналу, так и топ-менеджеры, непосредственно работающие со свеженанятыми выпускниками вузов.[15]
3. Соотношение преподавательского состава к числу студентов 20 % — источником этих данных являются не только сведения самих вузов, но и данные государственных организаций. По возможности данные проверяются по нескольким открытым источникам для большей достоверности. Учитывается число студентов полного цикла обучения и число преподавателей на полной занятости, заочники и поставочники считаются по конверсии 1 к 3.[16]
4. Индекс цитируемости 20 % — этот критерий включает в себя количество цитат из опубликованных научных исследований на число преподавателей и исследователей, работающих в вузе как в основном месте работы на протяжении как минимум одного семестра. С 2004 по 2007 цитирование высчитывалась на основе базы данных Thomson, с 2007 года на основе библиометрической базы данных Scopus от Elsevier. В расчет принимаются опубликованные за последние пять лет материалы, самоцитирования не учитываются. База данных Scopus содержит больше публикаций на отличных от английского языках и большее количество узкоспециализированных научных изданий небольшого тиража по сравнению с базой данных Thomson, а также имеет более высокое количество индексированных журналов на русском языке.[17]
5. Доля иностранных студентов 5 % — наиболее легкая для получения статистика, отражающая степень привлекательности учебного заведения на международной арене. Учитываются студенты, являющиеся гражданами стран, отличных от страны обучения, и обучающиеся на кампусе вуза на протяжении как минимум семестра и не являющиеся студентами по обмену.[18]
6. Доля иностранных преподавателей 5 % — как и в предыдущем случае, учитываются преподаватели, работающие на условиях полной занятости либо на полставки, и проводящие в университете не менее одного семестра.[19]
[править] Webometrics
Рейтинг Webometrics обновляется каждые полгода и публикуется испанской исследовательской лабораторией «Laboratorio de Internet» на основании четырёх основных показателей, характеризующих присутствие университета в глобальной сети (веб-размер, заметность в сети, количество загруженных файлов, количество публикаций и индекс цитирования).[20]
По мнению разработчиков рейтинга, используемые индикаторы позволяют создать достаточно полное представление о состоянии образовательной и научной деятельности вуза, а благодаря тому, что сведения о нем находятся исключительно с помощью поисковых систем в интернете, в рейтинге в последнее время участвует около 22 тыс. вузов мира. В данном рейтинге вузы участвуют пассивно, то есть без представления организаторам каких-либо статистических данных, поэтому наряду с вузами автоматически ранжируются в незначительном количестве и другие образовательные структуры.[21]
Индикаторы, применяемые для определения позиций вузов в вебометрическом рейтинге и методика их расчета постоянно совершенствуются, в том числе, вероятно, с целью противодействия искусственной раскрутке сайта. Однако общая схема ранжирования сохраняется, что позволяет исследовать и сравнивать динамику изменений позиций вузов.[22]
[править] Рейтинг URAР
Рейтинг университетов по академическим показателям (University Ranking by Academic Performance, URAР) определяется по количеству и качеству публикаций его сотрудников.[23]
[править] Рейтинг 4icu
Рейтинг «4 International Colleges & Universities» (4icu) основывается на популярности и посещаемости сайтов университетов.[24]
[править] Ссылки
- Глобальные рейтинги университетов: практика составления и использования. 22 марта 2011
- Рейтинг вузов Содружества Независимых Государств
- Рейтинги вузов: международный и российский подходы
- Международные рейтинги университетов
- Российские университеты в QS World University Rankings 2012
- Дополнительные материалы по представлению вузами данных в международные рейтинговые агентства
- Кинчарова А. Мировые рейтинги университетов: методология, эффекты и критика // Томск, 2013
[править] Примечания
- ↑ Участие университетов в мировых рейтингах как фактор повышения качества подготовки специалистов
- ↑ Абламейко С. В., Журавков М. А., Самохвал В. В., Хухлындина Л. М. Новые рейтинги вузов стран — участниц СНГ: корреляция с итогами вебометрического рейтинга // Высшее образование в России. 2014, № 7. С. 11-22.
- ↑ Участие университетов в мировых рейтингах как фактор повышения качества подготовки специалистов
- ↑ Участие университетов в мировых рейтингах как фактор повышения качества подготовки специалистов
- ↑ Участие университетов в мировых рейтингах как фактор повышения качества подготовки специалистов
- ↑ Абламейко С. В., Журавков М. А., Самохвал В. В., Хухлындина Л. М. Новые рейтинги вузов стран — участниц СНГ: корреляция с итогами вебометрического рейтинга // Высшее образование в России. 2014, № 7. С. 11-22.
- ↑ Участие университетов в мировых рейтингах как фактор повышения качества подготовки специалистов
- ↑ Абламейко С. В., Журавков М. А., Самохвал В. В., Хухлындина Л. М. Новые рейтинги вузов стран — участниц СНГ: корреляция с итогами вебометрического рейтинга // Высшее образование в России. 2014, № 7. С. 11-22.
- ↑ Участие университетов в мировых рейтингах как фактор повышения качества подготовки специалистов
- ↑ Абламейко С. В., Журавков М. А., Самохвал В. В., Хухлындина Л. М. Новые рейтинги вузов стран — участниц СНГ: корреляция с итогами вебометрического рейтинга // Высшее образование в России. 2014, № 7. С. 11-22.
- ↑ Методология QS World University Rankings
- ↑ Методология QS World University Rankings
- ↑ Методология QS World University Rankings
- ↑ Методология QS World University Rankings
- ↑ Методология QS World University Rankings
- ↑ Методология QS World University Rankings
- ↑ Методология QS World University Rankings
- ↑ Методология QS World University Rankings
- ↑ Методология QS World University Rankings
- ↑ Участие университетов в мировых рейтингах как фактор повышения качества подготовки специалистов
- ↑ Абламейко С. В., Журавков М. А., Самохвал В. В., Хухлындина Л. М. Новые рейтинги вузов стран — участниц СНГ: корреляция с итогами вебометрического рейтинга // Высшее образование в России. 2014, № 7. С. 11-22.
- ↑ Абламейко С. В., Журавков М. А., Самохвал В. В., Хухлындина Л. М. Новые рейтинги вузов стран — участниц СНГ: корреляция с итогами вебометрического рейтинга // Высшее образование в России. 2014, № 7. С. 11-22.
- ↑ Участие университетов в мировых рейтингах как фактор повышения качества подготовки специалистов
- ↑ Участие университетов в мировых рейтингах как фактор повышения качества подготовки специалистов