Международная космическая станция

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Международная космическая станция — международная орбитальная станция.

Содержание

[править] Модули

На борту «Звезды» располагается система управления станцией, системы жизнеобеспечения, ракетные двигатели коррекции и ориентации. Такие необходимые вещи в долговременной пилотируемой станции как водопровод, каюты экипажа, кухня и тренажеры тоже там. Через кормовой стыковочный узел «Звезды» модули заправляют топливом и пополняют запасы питьевой воды. «Звезда» выполняет задачи ориентации и коррекции орбиты. Коррекция — это изменение высоты орбиты, то есть приращение скорости станции. Коррекция выполняется либо маршевыми двигателями «Звезды», либо двигателями грузовиков «Прогресс», пристыкованных к кормовому узлу модуля. А ориентация станции нужна для того, чтобы та всегда была развернута солнечными батареями к Солнцу, радиаторами от него, а корпусом — параллельно земной поверхности.[1]

Американско-российская «Заря» сейчас используется в основном как склад.[2]

Российский сегмент МКС обеспечивается электропитанием от американских солнечных батарей.[3]

Ориентация МКС выполняется не только ракетными двигателями «Звезды», но и блоком гиродинов на американском сегменте. Это массивные колеса, которые раскручиваются или тормозятся электродвигателями, чем воздействуют на всю станцию по принципу «сила действия равна силе противодействия». Когда скорость гиродина достигает максимальной, ему требуется «разгрузка», то есть торможение. Во время разгрузки крутящий момент тормозящегося гиродина компенсируется включением ракетного двигателя ориентации на «Звезде», и ориентация всей станции не меняется. Сочетание американских гиродинов и российских двигателей ориентации — это один из ключевых элементов взаимодействия модулей, который делает невозможным «развод» двух сегментов на две отдельные станции. Если использовать для ориентации только ракетные двигатели, то топливо быстро иссякнет.[4]

[править] Управление

РКК «Энергия» — оператор российского сегмента МКС.[5]

[править] История

Строительство Международной космической станции началось в 1998 году со стыковки двух американских модулей: «Заря» и «Юнити». «Заря» считается частью российского сегмента МКС и производилась в России на основе советского задела по станции «Мир-2». Но оплачивалось производство и запуск модуля по заказу американской компании Boeing. Тогда это было частью негласной программы США поддержки российской космонавтики.[6]

В 2000 году российский сегмент пополнился российским служебным модулем «Звезда», и с этого момента МКС стала полноценно долговременной орбитальной станцией.[7]

В 2000-х годах станция продолжала расти. Американский сегмент пополнился модулями из США, Японии и Европы, нарастил огромные солнечные батареи и панели радиаторов, систему ретрансляции, получил роботизированный манипулятор Canadarm 2 и многое другое. Российский сегмент тоже прибавил в объеме, но значительно скромнее — за счет модулей «Пирс», «Поиск» и «Рассвет». Из них первые два доставляли модернизированные космические грузовики «Прогресс», а «Рассвет» подвезли американцы в одном из последних рейсов Space Shuttle.[8]

В 2010-х годах строительство станции в основном завершилось. Американцы только добавили экспериментальный надувной модуль Beam и стыковочные узлы для своих новых кораблей.[9]

Российский же сегмент затормозили технические проблемы: модуль «Наука» застрял на наземных испытаниях и доработках. А из-за этого задержались и узловой модуль «Причал» — он должен стыковаться к «Науке», а через него еще один, Научно-энергетический модуль.[10]

[править] Перспективы

В мае 2017 года отмечалось, что до 2020 года планируется запустить новые модули: многоцелевой лабораторный модуль, научно-энергетический модуль и узловой модуль. На базе этих трёх модулей (при необходимости) может быть создана новая российская орбитальная станция. В состав этой станции планируется ввести ещё два модуля: трансформируемый и шлюзовой.[11]

Соглашение о совместной эксплуатации МКС действует до 2024 года. Но при этом обе страны заинтересованы в том, чтобы МКС продолжала летать и дальше, до 2028 или 2030 года в совместной конфигурации. Основная причина такой заинтересованности в отсутствии какой-либо замены для МКС у всех участников программы. США потратили немало денег и времени на создание нескольких грузовых и пилотируемых кораблей исключительно для снабжения станции: Dragon, Cygnus, Crew Dragon, Starliner, Dream Chaser. Причем последние два еще находятся в разработке. Создавать в течение десяти лет такой «автопарк», чтобы гонять его лишь четыре года NASA не выгодно.[12]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. [7]
  8. [8]
  9. [9]
  10. [10]
  11. [11]
  12. [12]
Личные инструменты