Литература в СССР в 1940-х годах
Материал из Documentation.
Литература в СССР в 1940-х годах развивалась под сильным влиянием Великой Отечественной войны и последовавшей за ней ужесточившейся идеологической политики. Этот период отмечен патриотическим подъёмом, доминированием социалистического реализма и усилением контроля партии над творческой интеллигенцией.
Великая Отечественная война в литературе:
- Основная тема: Война стала главной темой советской литературы 1940-х годов. Писатели обращались к темам героизма советских солдат, стойкости мирного населения, любви к Родине и ненависти к врагу.
- Жанры: Широкое распространение получили военная проза, поэзия, драматургия и публицистика. Популярными были военные корреспонденции, очерки и рассказы, написанные непосредственно на фронте.
- Примеры:
- Александр Твардовский: Поэма «Василий Тёркин» (1941—1945) — одно из самых известных произведений о войне, рассказывающее о простом солдате, его юморе, стойкости и любви к жизни.
- Константин Симонов: Стихотворение «Жди меня» (1941) — проникновенное лирическое произведение о любви и верности, ставшее символом надежды для многих советских людей. Роман «Дни и ночи» (1943—1944) — о героической обороне Сталинграда.
- Александр Фадеев: «Молодая гвардия» (1945) — роман о подвиге молодежной подпольной организации, боровшейся с фашистами в оккупированном Краснодоне (после войны роман подвергся критике и был переработан).
- Виктор Некрасов: «В окопах Сталинграда» (1946) — роман, реалистично изображающий войну, ставший одним из первых произведений, отошедших от канонов социалистического реализма (впоследствии подвергся критике).
Социалистический реализм в годы войны:
- Укрепление позиций: Социалистический реализм продолжал оставаться господствующим методом в литературе. Основной задачей писателей было укрепление патриотического духа и мобилизация народа на борьбу с врагом.
- Положительный герой: Образ положительного героя, преданного Родине и партии, оставался центральным в литературе. Однако в годы войны в литературе стали появляться более человечные и реалистичные образы героев.
Послевоенные идеологические кампании (Ждановщина):
- Ужесточение контроля: После окончания войны партийное руководство во главе с Андреем Ждановым развернуло кампанию по борьбе с «низкопоклонством перед Западом» и «формализмом» в искусстве.
- Постановления ЦК ВКП(б): Были приняты постановления ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» (1946), «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (1946), «Об опере „Великая дружба“» (1948) и др., направленные на усиление идеологического контроля над литературой и искусством.
- Критика и репрессии: Многие писатели подверглись критике и репрессиям. Среди них: Анна Ахматова, Михаил Зощенко, Михаил Булгаков (посмертно), Борис Пастернак. Их произведения были запрещены к публикации, а сами они были исключены из Союза писателей.
- Лысенковщина: Подавление генетики и утверждение псевдонаучной теории Лысенко также оказало негативное влияние на литературу, так как привело к преследованию ученых и писателей, критиковавших лысенковщину.
Литература после войны:
- Ограниченность тем: В послевоенные годы литература была строго регламентирована, писатели должны были писать о восстановлении народного хозяйства, борьбе за мир и укреплении советской власти.
- Восхваление Сталина: Культ личности Сталина достиг своего апогея, его имя упоминалось во многих произведениях, ему посвящались стихи и поэмы.
- «Бесконфликтность»: Теория «бесконфликтности» требовала от писателей изображать советскую жизнь в идеализированном виде, избегая острых социальных проблем и противоречий.