Культуры шнуровой керамики
Материал из Documentation.
Культуры шнуровой керамики — более 20 археологич. культур и групп, входящих в шнуровой керамики культурно-историческую общность.[1]
Культура одиночных погребений (нем. Einzelgrabkultur) распространена на Ютландском п-ове и прилегающих островах, в полосе от Нижнего Рейна до Нижнего Одера; выделяется неск. фаз, от 2900/2600 до ок. 2200 до н. э. Обычно в кургане — по несколько могил; иногда вокруг могильника фиксируют линии камней, столбов, земляной насыпи. Топоры делят на 12 типов, их осн. концентрация, в том числе ранних, — Западная и Ср. Ютландия, где локализуют зону формирования культуры. В юго-вост. зонах сильны традиции предшествующей воронковидных кубков культуры, в том числе использование для погребений мегалитич. сооружений. Показательны и янтарные диски, кольца, у женщин — бусы. На Ютландском п-ове и на Нижнем Рейне исследовались дома столбовой конструкции.[2]
Южнее расположены культуры одерская, шёнфельдская, саксо-тюрингская, верхнерейнских кубков, чешско-моравская, нитранская, восточнословацких курганов; группы верхнелужицкая, куявская, силезская и др. Злота — одна из наиболее изученных культур, где традиции Ш. к. к. сочетаются с элементами др. общностей.[3]
Ш. к. к. Швейцарии (альпийская) делят на восточную и западную (смешана с культурой Соны — Роны) области. Концентрация поселений (известно более 90) — одна из самых высоких в Ср. Европе. Нередко плотную застройку окружал палисад. Постройки в осн. прямоугольные, столбовые, до 9×4 м, с коньковой крышей, могли иметь 2-3 секции. По дендрохронологии выделяют раннюю (2725—2700), среднюю (2700—2600), позднюю (2625—2500), позднейшую (до 2-й пол. 25 в. до н. э.) фазы. Концентрацию остатков льна на ряде поселений связывают со специализацией.[4]
На юге Фенноскандии распространилась культура ладьевидных топоров (в осн. 2500—2200), с финским и шведско-норвежским (с 6 периодами) вариантами. Погребения бескурганные, в том числе с деревянными (позднее и с каменными) конструкциями, гл. обр. одиночные, ориентированные по линии север — северо-запад — юго-юго-восток, без половых различий. Выделяется 10 типов топоров. Набор керамики беден. Поселения небольшие, кратковременные, есть столбовые дома (13-15×4-6 м), с полом, углублённым в одной из половин. Разведение в осн. овец, коз дополняли земледелие и охота.[5]
На юго-востоке побережья Балтийского м. сложилась приморская культура (по совр. разработкам, 6 фаз: от протофазы ок. 3100-2900 до финальной ок. 2200—2000) с долговременными поселениями, столбовыми постройками длиной до 35 м, основанная на мор. промысле, разведении крупного рогатого скота, свиней, земледелии (в период расцвета), экспорте янтаря. О ней и восточноприбалтийских Ш. к. к. см. в ст. Ладьевидных топоров культура.[6]
Юго-восток ареала Ш. к. к. занимали подкарпатская культура (с краковско-сандомирской, любачевской, верхнеднестровской, подольской группами), расположенные севернее — культура Хлопице — Веселе и связанная с ней мержановицкая (с самборжецкой, ивановицкой, плешовской группами) и северо-восточнее (до Юго-Зап. Полесья) — стжижовская культура, среднеднепровская культура. На крайнем северо-востоке распространились фатьяновская культура, балановская (см. Баланово) культура, позднее в их среде — атликасинская культура (восток Волго-Окского междуречья и север Ср. Поволжья; 2-я пол. 3-го — нач. 2-го тыс. до н. э.), связанная с более западными культурами шнуровой керамики.[7]