Культура Москвы во II тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В Москве при великокняжеском (позднее царском) дворе, также при митрополичьем дворе и в монастырях работали многие выдающиеся мастера иконописи, книжной миниатюры, монументальной живописи, прикладных искусств.[1]

В первые годы правления российского царя Петра I Москва продолжает оставаться крупнейшим центром русского искусства. Его сосредоточением была Оружейная палата Московского Кремля, которая находилась в его западной части, напротив Потешного дворца и занимала два верхних этажа в длинном каменном здании, обращенном фасадом к Кормовому и Хлебному дворам.[2]

Со 2-й четверти XIX века Москва вновь обрела значение крупнейшего в России (наряду с Санкт-Петербургом) художественного центра — с открытием графом С. Г. Строгановым «Школы рисования в отношении к искусствам и ремёслам» в 1825 г. и «Натурного класса» в 1832 г. (с 1843 Училище живописи и ваяния, с 1866 Московское училище живописи, ваяния и зодчества, МУЖВЗ).[3]

Содержание

[править] Кино

В 1963 году в Москве состоялась мировая премьера автобиографической картины «Восемь с половиной».[4]

3 апреля 1967 года в Москве состоялась премьера фильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница».

Московский международный кинофестиваль с 2000 года стал ежегодным.[5]

[править] Музыка

Конец XVII века для Москвы музыкальной был отмечен стремительным освоением европейской музыкальной эстетики.[6]

[править] Живопись

В XVII веке, после Смутного времени, в Москве возникает крупнейший центр живописного дела — мастерские Оружейной палаты.[7]

«Бубновый валет» — название выставки картин, организованной в 1910 году в Москве группой русских художников.[8]

[править] Театр

Впервые при царе Алексее Михайловиче в Москве начались театральные представления.

Царь Пётр I пред­при­нял по­пыт­ку ор­га­ни­зо­вать пер­вый в Рос­сии государственный те­атр с плат­ным вхо­дом для пуб­ли­ки (Ко­ме­ди­аль­ная хра­ми­на, ра­бо­тав­шая в 1703—1706 годах, воз­ве­де­на на Крас­ной площади в Мо­ск­ве).[9]

Александр Нарышкин от­крыл Имп. те­атр в Мо­ск­ве (1806 год).[10]

В 1885 году в центре Москвы на средства промышленника и мецената Александра Бахрушина архитектор Михаил Чичагов выстроил здание в неорусском стиле. В том же году в нем разместился Русский драматический театр Корша.[11]

В 1902 году завершается строительство здания МХАТа (арх. Ф. О. Шехтель), в 1904 году — Оперного театра Зимина (здание современного театра Оперетты).[12]

С. И. Зимин от­крыл свой Опер­ный те­атр в Мо­ск­ве (1904 год).[13]

В 1913 году в Мо­ск­ве был соз­дан Сво­бод­ный те­атр К. А. Мар­джа­но­ва.[14]

В 1917 году в Мо­ск­ве от­крыл­ся «Те­атр Пет­руш­ки» Н. Я. Си­моно­вич-Ефи­мо­вой и И. С. Ефи­мо­ва.[15]

В Мо­ск­ве воз­ник­ли 1-й Ра­бо­чий те­атр Про­лет­куль­та (1920), Те­атр для де­тей (1921, с 1936 Цен­траль­ный дет­ский те­атр, ны­не Рос­сий­ский ака­де­ми­че­ский мо­ло­дёж­ный те­атр), Театр юно­го зри­те­ля (1927), ТРАМ (1927, впо­след­ст­вии Те­атр им. Ле­нин­ско­го ком­со­мо­ла, ны­не те­атр «Лен­ком»), Те­атр им. МГСПС (1923, ны­не Те­атр им. Мос­со­ве­та), Цен­траль­ный те­атр Крас­ной Ар­мии (1929, с 1951 Цен­траль­ный те­атр Со­вет­ской Ар­мии, ны­не Цен­траль­ный те­атр Рос­сий­ской Ар­мии) и др.[16]

В 1924 году в Москве торжественно открыт Театр сатиры.[17]

В 1990 году в Москве состоялась премьера первого советско-американского мюзикла классического бродвейского стиля «Американец в перестройке».[18]

Театр «Новая опера» основан в 1991 году в Москве по инициативе дирижера Евгения Колобова.[19]

[править] Большой театр

В сентябре 1943 года Большой театр открыл сезон в Москве оперой «Иван Сусанин» М. И. Глинки.[20]

[править] Малый театр

В 1824 году в Москве образовалась драматическая труппа Малого театра.

[править] Современник

В Москве начал работать новый театр «Современник» под руководством О. Н. Ефремова.

[править] Балет

В кон. 18 в. в Москве работали хореографы Ф. Морелли, П. Пинючи, а также Дж. Соломони, перенёсший сюда ряд балетов Ж. Ж. Новерра и поставивший в 1800 в Москве под названием «Обманутая старуха» знаменитую «Тщетную предосторожность» в хореографии Ж. Доберваля.[21]

Свою балетмейстерскую работу в Москве Горский начал с переработок чужих балетов ["Дон Кихот" Л. Ф. Минкуса (по мотивам петербургской постановки М. И. Петипа), 1900; «Лебединое озеро» (по петербургскому спектаклю Петипа и Л. И. Иванова, 1901]. В этих постановках во многом сохранялись структурные формы академического балета (вариации, малые ансамбли, кордебалетные номера), а в «Лебедином озере» — и петербургская хореография.[22]

[править] Культурные центры

В 1928 году в Москве был открыт Центральный дом культуры и отдыха железнодорожников (ЦДКЖ), построенный по проекту архитектора А. В. Щусева на Комсомольской площади вблизи трёх вокзалов Москвы.

Личные инструменты