Культура Москвы во II тысячелетии
Материал из Documentation.
В Москве при великокняжеском (позднее царском) дворе, также при митрополичьем дворе и в монастырях работали многие выдающиеся мастера иконописи, книжной миниатюры, монументальной живописи, прикладных искусств.[1]
В первые годы правления российского царя Петра I Москва продолжает оставаться крупнейшим центром русского искусства. Его сосредоточением была Оружейная палата Московского Кремля, которая находилась в его западной части, напротив Потешного дворца и занимала два верхних этажа в длинном каменном здании, обращенном фасадом к Кормовому и Хлебному дворам.[2]
Со 2-й четверти XIX века Москва вновь обрела значение крупнейшего в России (наряду с Санкт-Петербургом) художественного центра — с открытием графом С. Г. Строгановым «Школы рисования в отношении к искусствам и ремёслам» в 1825 г. и «Натурного класса» в 1832 г. (с 1843 Училище живописи и ваяния, с 1866 Московское училище живописи, ваяния и зодчества, МУЖВЗ).[3]
Содержание |
[править] Кино
В 1963 году в Москве состоялась мировая премьера автобиографической картины «Восемь с половиной».[4]
3 апреля 1967 года в Москве состоялась премьера фильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница».
Московский международный кинофестиваль с 2000 года стал ежегодным.[5]
[править] Музыка
Конец XVII века для Москвы музыкальной был отмечен стремительным освоением европейской музыкальной эстетики.[6]
[править] Живопись
В XVII веке, после Смутного времени, в Москве возникает крупнейший центр живописного дела — мастерские Оружейной палаты.[7]
«Бубновый валет» — название выставки картин, организованной в 1910 году в Москве группой русских художников.[8]
[править] Театр
Впервые при царе Алексее Михайловиче в Москве начались театральные представления.
Царь Пётр I предпринял попытку организовать первый в России государственный театр с платным входом для публики (Комедиальная храмина, работавшая в 1703—1706 годах, возведена на Красной площади в Москве).[9]
Александр Нарышкин открыл Имп. театр в Москве (1806 год).[10]
В 1885 году в центре Москвы на средства промышленника и мецената Александра Бахрушина архитектор Михаил Чичагов выстроил здание в неорусском стиле. В том же году в нем разместился Русский драматический театр Корша.[11]
В 1902 году завершается строительство здания МХАТа (арх. Ф. О. Шехтель), в 1904 году — Оперного театра Зимина (здание современного театра Оперетты).[12]
С. И. Зимин открыл свой Оперный театр в Москве (1904 год).[13]
В 1913 году в Москве был создан Свободный театр К. А. Марджанова.[14]
В 1917 году в Москве открылся «Театр Петрушки» Н. Я. Симонович-Ефимовой и И. С. Ефимова.[15]
В Москве возникли 1-й Рабочий театр Пролеткульта (1920), Театр для детей (1921, с 1936 Центральный детский театр, ныне Российский академический молодёжный театр), Театр юного зрителя (1927), ТРАМ (1927, впоследствии Театр им. Ленинского комсомола, ныне театр «Ленком»), Театр им. МГСПС (1923, ныне Театр им. Моссовета), Центральный театр Красной Армии (1929, с 1951 Центральный театр Советской Армии, ныне Центральный театр Российской Армии) и др.[16]
В 1924 году в Москве торжественно открыт Театр сатиры.[17]
В 1990 году в Москве состоялась премьера первого советско-американского мюзикла классического бродвейского стиля «Американец в перестройке».[18]
Театр «Новая опера» основан в 1991 году в Москве по инициативе дирижера Евгения Колобова.[19]
[править] Большой театр
В сентябре 1943 года Большой театр открыл сезон в Москве оперой «Иван Сусанин» М. И. Глинки.[20]
[править] Малый театр
В 1824 году в Москве образовалась драматическая труппа Малого театра.
[править] Современник
В Москве начал работать новый театр «Современник» под руководством О. Н. Ефремова.
[править] Балет
В кон. 18 в. в Москве работали хореографы Ф. Морелли, П. Пинючи, а также Дж. Соломони, перенёсший сюда ряд балетов Ж. Ж. Новерра и поставивший в 1800 в Москве под названием «Обманутая старуха» знаменитую «Тщетную предосторожность» в хореографии Ж. Доберваля.[21]
Свою балетмейстерскую работу в Москве Горский начал с переработок чужих балетов ["Дон Кихот" Л. Ф. Минкуса (по мотивам петербургской постановки М. И. Петипа), 1900; «Лебединое озеро» (по петербургскому спектаклю Петипа и Л. И. Иванова, 1901]. В этих постановках во многом сохранялись структурные формы академического балета (вариации, малые ансамбли, кордебалетные номера), а в «Лебедином озере» — и петербургская хореография.[22]
[править] Культурные центры
В 1928 году в Москве был открыт Центральный дом культуры и отдыха железнодорожников (ЦДКЖ), построенный по проекту архитектора А. В. Щусева на Комсомольской площади вблизи трёх вокзалов Москвы.