Кривая спроса

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Кривая спроса по­ка­зы­вает, ка­кое ко­ли­че­ст­во эко­но­мич. благ го­то­вы при­об­ре­сти по­ку­па­те­ли по раз­ным це­нам в дан­ный мо­мент вре­ме­ни. Ме­ж­ду це­ной то­ва­ра (P) и ко­ли­че­ст­вом про­дан­но­го (реа­ли­зо­ван­но­го) то­ва­ра (Q) су­ще­ст­ву­ет оп­ре­де­лён­ная связь. Чем ни­же це­на то­ва­ра, тем боль­шее его ко­ли­че­ст­во (при про­чих рав­ных ус­ло­ви­ях) го­то­вы ку­пить по­ку­па­те­ли, тем вы­ше на не­го спрос. Напр., при це­не в 60 долл. по­ку­па­те­ли го­то­вы ку­пить од­ну еди­ни­цу бла­га Х, при це­не в 30 долл. — три еди­ни­цы, при це­не в 20 долл. — че­ты­ре еди­ни­цы и т. д. Об­рат­ная за­ви­си­мость ме­ж­ду це­ной и ве­ли­чи­ной спро­са на­зы­ва­ет­ся за­ко­ном спро­са и мо­жет быть изо­бра­же­на гра­фи­че­ски. Не­за­ви­си­мая пе­ре­мен­ная (це­на) от­кла­ды­ва­ет­ся по вер­ти­каль­ной оси, а за­ви­си­мая (спрос) — по го­ри­зон­таль­ной оси (рис. 1). Изо­бра­жён­ная кри­вая ха­рак­те­ри­зу­ет со­стоя­ние цен и объ­ё­ма по­ку­пок про­дук­ции Х в оп­ре­де­лён­ный мо­мент вре­ме­ни. Она име­ет от­ри­ца­тель­ный на­клон, что сви­де­тель­ст­ву­ет о же­ла­нии по­тре­би­те­лей ку­пить боль­шее ко­ли­че­ст­во благ при мень­шей це­не.[1]

Чем ни­же це­на, тем вы­ше спрос, и на­обо­рот. Из­ме­не­ние цен оз­на­ча­ет дви­же­ние по К. с.[2]

На спрос влия­ют не толь­ко це­ны, но и иные фак­то­ры: 1) уве­ли­че­ние (или со­кра­ще­ние) до­хо­дов по­тре­би­те­ля, 2) из­ме­не­ние вку­сов и пред­поч­те­ний, 3) це­но­вые и де­фи­цит­ные ожи­да­ния, 4) ко­ле­ба­ние рас­хо­дов на рек­ла­му, 5) из­ме­не­ние цен то­ва­ров-суб­сти­ту­тов и ком­пле­мен­тар­ных то­ва­ров, 6) рост (или умень­ше­ние) ко­ли­че­ст­ва по­ку­па­те­лей и др. Спрос яв­ля­ет­ся функ­ци­ей всех этих фак­то­ров.[3]

Эти фак­то­ры спо­соб­ст­ву­ют сдви­гу К. с. впра­во или вле­во. Напр., уве­ли­че­ние де­неж­ных до­хо­дов по­тре­би­те­лей (при от­сут­ст­вии ин­фля­ции) оз­на­ча­ет по­вы­ше­ние спро­са, то есть сдвиг кри­вой $D$ в по­ло­же­ние $D_2$. При этом спрос мо­жет воз­рас­тать бы­ст­рее или мед­лен­нее рос­та до­хо­да в за­ви­си­мо­сти от ка­че­ст­ва то­ва­ра, его мес­та в бюд­же­те по­тре­би­те­ля и ря­да др. свойств. Та­кая си­туа­ция ти­пич­на для боль­шин­ст­ва то­ва­ров за ис­клю­че­ни­ем низ­ко­ка­че­ст­вен­ных. Рост до­хо­дов пе­ре­клю­ча­ет спрос по­тре­би­те­лей на то­ва­ры луч­ше­го ка­че­ст­ва, спрос же на низ­ко­ка­че­ст­вен­ные то­ва­ры сни­жа­ет­ся, то есть кри­вая пе­ре­ме­ща­ет­ся из по­ло­же­ния $D$ в по­ло­же­ние $D_1$.[4]

Рост цен на то­вар, яв­ляю­щий­ся суб­сти­ту­том дан­но­го то­ва­ра, по­вы­ша­ет на не­го спрос. Напр., рост цен на крас­ные гвоз­ди­ки мо­жет пе­ре­клю­чить часть спро­са на ро­зо­вые (или бе­лые) гвоз­ди­ки, вслед­ст­вие че­го це­на их так­же нач­нёт рас­ти. Это по­зво­ля­ет сде­лать вы­вод о том, что ес­ли два то­ва­ра взаи­мо­за­ме­няе­мы (яв­ля­ют­ся то­ва­ра­ми-суб­сти­ту­та­ми), то ме­ж­ду це­ной на один из них и спро­сом на дру­гой су­ще­ст­ву­ет пря­мая связь. Рост цен на крас­ные гвоз­ди­ки при­вёл к рос­ту спро­са на ро­зо­вые гвоз­ди­ки.[5]

На­обо­рот, по­вы­ше­ние цен на взаи­мо­до­пол­няе­мое (ком­пле­мен­тар­ное) бла­го со­кра­ща­ет спрос на не­го. Напр., рост цен на лы­жи при­ве­дёт к умень­ше­нию объ­ё­ма их про­даж, след­ст­ви­ем че­го бу­дет па­де­ние спро­са на лыж­ные кре­п­ле­ния и это за­ста­вит про­дав­цов сни­зить на них це­ны. Т. о., ес­ли два то­ва­ра взаи­мо­до­пол­няе­мы, то ме­ж­ду це­ной на один из них и спро­сом на дру­гой су­ще­ст­ву­ет об­рат­ная связь. Важ­ным фак­то­ром, влияю­щим на спрос, яв­ля­ет­ся чис­ло по­ку­па­те­лей. До­пус­тим, име­ют­ся два по­ку­па­те­ля — Ан­д­ре­ев и Бо­ри­сов, ин­ди­ви­ду­аль­ные функ­ции спро­са ко­то­рых из­вест­ны. То­гда со­во­куп­ный спрос мо­жет быть оп­ре­де­лён пу­тём сло­же­ния спро­са Ан­д­рее­ва и Бо­ри­со­ва.[6]

В ре­аль­ной ры­ноч­ной эко­но­ми­ке, ко­гда речь идёт о чис­ле по­ку­па­те­лей, чрез­вы­чай­но важ­но учи­ты­вать их по­ло­воз­ра­ст­ную струк­ту­ру, сред­ний раз­мер се­мей, до­лю лиц пен­си­он­но­го воз­рас­та и т. д. На из­ме­не­ние спро­са влия­ют и вку­сы по­тре­би­те­лей, од­на­ко их влия­ние до­воль­но труд­но оп­ре­де­лить од­но­знач­но. К то­му же один и тот же фак­тор мо­жет ока­зы­вать раз­ное (не­ред­ко пря­мо про­ти­во­по­лож­ное) влия­ние на разл. груп­пы на­се­ле­ния.[7]

Дви­же­ние вдоль К. с. от­ра­жа­ет из­ме­не­ние ве­ли­чи­ны спро­са: чем вы­ше це­на, тем ни­же (при про­чих рав­ных ус­ло­ви­ях) ве­ли­чи­на спро­са, и, на­обо­рот, чем ни­же це­на, тем вы­ше ве­ли­чи­на спро­са. Сдвиг кри­вой спро­са вле­во или впра­во от­ра­жа­ет из­ме­не­ние спро­са: оно про­ис­хо­дит под влия­ни­ем фак­то­ров, оп­ре­де­ляю­щих функ­цию спро­са.[8]

Личные инструменты