Кривая спроса
Материал из Documentation.
Кривая спроса показывает, какое количество экономич. благ готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Между ценой товара (P) и количеством проданного (реализованного) товара (Q) существует определённая связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Напр., при цене в 60 долл. покупатели готовы купить одну единицу блага Х, при цене в 30 долл. — три единицы, при цене в 20 долл. — четыре единицы и т. д. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса и может быть изображена графически. Независимая переменная (цена) откладывается по вертикальной оси, а зависимая (спрос) — по горизонтальной оси (рис. 1). Изображённая кривая характеризует состояние цен и объёма покупок продукции Х в определённый момент времени. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.[1]
Чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен означает движение по К. с.[2]
На спрос влияют не только цены, но и иные факторы: 1) увеличение (или сокращение) доходов потребителя, 2) изменение вкусов и предпочтений, 3) ценовые и дефицитные ожидания, 4) колебание расходов на рекламу, 5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров, 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др. Спрос является функцией всех этих факторов.[3]
Эти факторы способствуют сдвигу К. с. вправо или влево. Напр., увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой $D$ в положение $D_2$. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда др. свойств. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения $D$ в положение $D_1$.[4]
Рост цен на товар, являющийся субститутом данного товара, повышает на него спрос. Напр., рост цен на красные гвоздики может переключить часть спроса на розовые (или белые) гвоздики, вследствие чего цена их также начнёт расти. Это позволяет сделать вывод о том, что если два товара взаимозаменяемы (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Рост цен на красные гвоздики привёл к росту спроса на розовые гвоздики.[5]
Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое (комплементарное) благо сокращает спрос на него. Напр., рост цен на лыжи приведёт к уменьшению объёма их продаж, следствием чего будет падение спроса на лыжные крепления и это заставит продавцов снизить на них цены. Т. о., если два товара взаимодополняемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей. Допустим, имеются два покупателя — Андреев и Борисов, индивидуальные функции спроса которых известны. Тогда совокупный спрос может быть определён путём сложения спроса Андреева и Борисова.[6]
В реальной рыночной экономике, когда речь идёт о числе покупателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т. д. На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на разл. группы населения.[7]
Движение вдоль К. с. отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже (при прочих равных условиях) величина спроса, и, наоборот, чем ниже цена, тем выше величина спроса. Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию спроса.[8]