Кривая предложения
Материал из Documentation.
Кривая предложения показывает, какое количество экономич. благ готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Обычно зависимость величины предложения $(Q_S)$ от цены $(P)$ прямая: чем выше цена, тем большее количество товара $(Q)$ (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. В общем виде $QS=f(P)$.[1]
Зависимость количества произведённых благ от уровня цен можно изобразить графически. Кривая $S$ характеризует уровень цен и объём продаж блага $X$ в определённый момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Изменение цены означает движение по К. п.[2]
В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и др. факторы: цены факторов произ-ва (ресурсов) $(Pr)$; технология $(K)$; ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики; размер налогов и субсидий $(T)$; количество продавцов $(N)$; прочие факторы $(B)$. Величина предложения является функцией всех этих факторов.[3]
Напр., повышение цен на факторы произ-ва означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой $S$ в положение $S_1$. В случае понижения цен на факторы произ-ва произойдёт увеличение предложения, что приведёт к сдвигу кривой $S$ в положение $S_2$.[4]
Затраты в микроэкономике — оценки, отражающие ценность данных факторов произ-ва при их наилучшем альтернативном использовании. Поэтому функция предложения отражает затраты ресурсов, владельцам которых производитель уплатил по цене лучшей альтернативы. Если бы он не смог этого сделать, то владельцы ресурсов использовали бы их в произ-ве др. товаров. Движение вдоль К. п. показывает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения. Сдвиг К. п. влево или вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию предложения.[5]
На функцию предложения влияет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы произ-ва постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырьё, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производств. мощности, число фирм в отрасли и т. д.). В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения. В коротком периоде повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объёма произ-ва, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы произ-ва в соответствии со спросом. В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значит. росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.[6]