Корпоративное управление в России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Структура собственности у многих российских компаний является высококонцентрированной. Важной проблемой остаются взаимоотношения между крупными акционерами и другими заинтересованными сторонами, прежде всего миноритарными акционерами. Несмотря на значительные позитивные тенденции в сфере корпоративного управления за последнее десятилетие, случаи нарушения прав миноритарных акционеров по-прежнему нередки.[1]

Важной проблемой также является раскрытие информации о собственниках и контроле над компаниями. Во многих компаниях раскрытие информации о собственности практикуется лишь на начальном уровне — уровне номинального собственника — при широком использовании оффшорных подставных компаний для сокрытия личности конечных бенефициарных акционеров. В целом механизмы корпоративного управления остаются недостаточно прозрачными.[2]

Еще одним недостатком корпоративного управления в России является слабый уровень развития института независимых директоров: количество последних в советах директоров компаний недостаточно, а сама независимость зачастую формальна.[3]

Следуя мировой практике, в 2002 году в России был принят Кодекс корпоративного поведения, который описал стандарты корпоративного управления, рекомендуемые регулятором для российских компаний. С учетом этих стандартов были разработаны нормативные акты ФКЦБ России о проведении собраний акционеров и обязательствах по раскрытию информации для открытых акционерных обществ. Однако указанный Кодекс уже не в полной мере соответствует текущим потребностям корпоративного управления и нуждается в серьезном совершенствовании.[4]

Кроме того, российское корпоративное законодательство отличается высокой императивностью, что препятствует выстраиванию гибких схем корпоративного управления в российской юрисдикции — например, посредством заключения акционерных соглашений. Как следствие, многие вопросы корпоративного управления российскими корпорациями переносятся акционерами в иностранные юрисдикции путем создания холдинговых структур или управляющих компаний по иностранному праву.[5]

Личные инструменты