Кодификация законодательства России в 1991-1999 годах

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 1990-е годы в Российской Федерации был принят огромный массив законов и других нормативно-правовых актов, призванных привести российское право в соответствие с новыми реалиями. На доктринальном уровне было восстановлено деление права на публичное и частное, сделаны решительные шаги по деидеологизации законодательства.

Основы новых экономических отношений были закреплены уже в Конституции РФ 1993 года, которая гарантировала единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свободу конкуренции и предпринимательской деятельности, равенство всех форм собственности. Новый Гражданский кодекс РФ (часть первая принята в 1994 году, часть вторая — в 1995 году) последовательно отразил идеологию частного права, закрепив принципы равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений, неприкосновенность собственности, свободу договоров, недоступность произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, судебную защиту гражданских прав и пр. Во второй половине 90-х годов были приняты законы, регулирующие отдельные виды гражданских отношений, предпринимательскую и другую экономическую деятельность: «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г., «О производственных кооперативах» от 8 мая 1996 г., «О товариществах собственников жилья» от 15 июня 1996 г., «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г., «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г., «Об ипотеке» от 16 июля 1998 г., ряд глав Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. Различные сферы и аспекты хозяйственной деятельности регламентировались законами «О банках и банковской деятельности в РСФСР» в редакции федерального закона от 3 февраля 1996 г., «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г., «О защите прав потребителей» в редакции федерального закона от 9 января 1996 г., «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г., «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г., «О рекламе» от 18 июля 1995 п, «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г., «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г., «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г., «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г.

Вступивший в силу в марте 1996 г. новый Семейный кодекс отразил более либеральный подход к регулированию семейно-брачных отношений, в семейном законодательстве сократилось количество императивных норм. Наиболее ярким свидетельством либеральности нового Семейного кодекса стало введение института брачного договора и расширение прав несовершеннолетних. Полностью было кодифицировано уголовное право РФ. Еще в 1991 г. поправками, внесенными в УК РСФСР (1960 г.), многие малозначительные деяния были декриминализированы: перестали привлекать к уголовной ответственности за незаконное обучение карате, показ по видео западных кинофильмов и т. п. Была отменена смертная казнь за нарушение правил о валютных операциях, за получение взятки и за хищение государственного или общественного имущества в особо крупных размерах. А с 1 января 1997 г. вступил в силу Уголовный кодекс РФ. Он заменил собой старый УК РСФСР от 27 ноября 1960 г. и закрепил принципы и идеи, давно признанные международным сообществом. Были устранены многие противоречия, в УК появились новые нормы, введены новые правовые институты (например, преступного сообщества, обоснованного риска и т. д.). В Особенную часть УК были включены новые главы, не известные прежнему закону: об экономических и экологических преступлениях, преступлениях в сфере компьютерной информации, преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях, за деяния, совершаемые в частном секторе, за преступления против семьи и молодежи, а также против мира и безопасности человечества. Гуманистическая направленность уголовной реформы проявилась прежде всего в закреплении УК РФ новых видов наказаний, не связанных с лишением свободы (обязательные работы, ограничение свободы) и значительном расширении числа составов преступлений, предусматривающих штраф в качестве альтернативного вида наказания. УК 1997 г. вернулся к существовавшей в дореволюционной России идее применения краткосрочных арестов. Но вместе с тем были повышены нижний и верхний пороги наказания в виде лишения свободы. Отныне оно могло назначаться на срок от 6 месяцев до 20 лет. Впервые в России была введена американская по сути система назначения наказания по совокупности преступлений и совокупности приговоров. Серьезные нарекания у международных и отечественных экспертов вызвало сохранение в новом УК смертной казни как вида наказания. Вступив в 1996 г. в Совет Европы, Россия обязалась подписать в течение одного года и ратифицировать не позже чем через три года с момента вступления Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека, касающийся отмены смертной казни. Однако предложение о ратификации Протокола так и не получило в Государственной Думе необходимого числа голосов. В сложной криминогенной обстановке, характерной для России 90-х годов, большинство граждан, как показывают социологические опросы, также было против отмены смертной казни. В этой ситуации президент в том же 1996 г. своим указом ввел мораторий на исполнение смертных приговоров. К концу 1999 г. были приняты новые Арбитражный процессуальный (1995 г.), Бюджетный (1998 г.), Водный (1995 г.), Воздушный (1997 г.), Градостроительный (1998 г.) кодексы, первые два — части Гражданского кодекса (1994 и 1995 гг.), а также Лесной (1997 г.), Торгового мореплавания (1999 г.), Уголовно-исполнительный (1997 г.) кодексы. 1 января 1999 г. вступил в силу впервые введенный в России Налоговый кодекс РФ (часть I).

В то же время продолжали действовать устаревшие УПК РСФСР (1960 г.), третья часть ГК РСФСР (1964 г.), ГПК РСФСР (1964 г.), Жилищный кодекс РСФСР (1983 г.), Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (1984 г.), Земельный кодекс РСФСР (1991 г.), Кодекс Законов о труде РФ (в редакции Закона РФ от 25 сентября 1992 г.) Самой большой неудачей в реформировании уголовного правосудия была задержка с принятием нового Уголовно-процессуального кодекса (УПК). Конституция 1993 г. заложила основы новой модели уголовного судопроизводства. Ее положения, в частности, предусматривали, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются не по санкции прокурора, а только по решению суда. Чтобы обеспечить гражданам защиту от произвольных арестов, гарантировать право обвиняемого на рассмотрение его дела судом присяжных, необходимо было заложить соответствующие нормы Конституции в новый Уголовно-процессуальный кодекс. Действующий УПК РСФСР 1960 г. даже с бесчисленными изменениями и дополнениями (их было более 500) находился в явном противоречии с Конституцией и сложившейся в России социально-экономической системой, не соответствовал изменившейся криминогенной ситуации и не отвечал потребностям правоохранительных органов в их борьбе с преступностью. Две группы (в Министерстве юстиции и Администрации президента РФ) параллельно работали над проектами УПК в течение нескольких лет. Весной 1997 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, в основу которого был положен вариант Министерства юстиции, не отвечающий принципам состязательного процесса. Он сохранял инквизиционный порядок рассмотрения уголовных дел, игнорировал провозглашенные Конституцией состязательность и равноправие сторон. Суд, по замыслу авторов проекта, оставался придатком обвинительной власти, верным союзником прокурора, обязанным восполнять пробелы предварительного расследования. Резко сужался круг дел, подведомственных суду присяжных. В итоге дальнейшее обсуждение УПК, принятого Государственной Думой в первом чтении в 1997 г., было на пять лет заблокировано депутатами демократических фракций, настаивавшими на закреплении в кодексе конституционных положений о правах человека в уголовном процессе и международных стандартов в правосудии. За это время было принято около 20 постановлений Конституционного Суда, в соответствии с которыми те или иные положения действовавшего УПК были признаны не соответствующими Конституции.

С большими трудностями в 1990-е гг. столкнулось развитие российского земельного права, поскольку вопрос о допустимости и пределах коммерческого оборота земли, так же как и о самой частной собственности на землю, вызвал острые разногласия в обществе. В 1992 г. был принят закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства». В 1993 г. право частной собственности на землю было закреплено в Конституции РФ. Указами президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» снимались многие ограничения на куплю-продажу и иные сделки с землей. Однако полноценной законодательной базы для рыночного оборота земель на федеральном уровне к концу 1999 г. создать не удалось. Глава 17-я Гражданского кодекса РФ, регулирующая земельные отношения, могла вступить в силу только одновременно с новым Земельным кодексом. Принятие же последнего неоднократно блокировалось: в радикальнорыночном варианте — левыми фракциями Государственной Думы, а в более консервативном варианте — президентом РФ. Кодификационные работы проводились также в субъектах РФ. В ряде из них в 1990-е гг. были приняты собственные жилищные (Башкортостан, Коми), водные (Башкортостан), земельные (Башкортостан, Татарстан, Карелия), лесные (Татарстан, Саратовская область), градостроительные (Томская и Мурманская области) кодексы. Оставалась весьма актуальной проблема приведения законодательства субъектов федерации в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами. В 1990-е гг. в ряде субъектов РФ (Ингушетия, Чечня) предпринимались попытки узаконить действие на их территории мусульманского права, имеющего глубокие корни в культуре их титульных эносов. Новым для России правовым явлением стал институт Уполномоченного по правам человека — назначенного Государственной Думой должностного лица, призванного осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Этот институт, во многом аналогичный институту омбудсмана (омбудсмена) в ряде зарубежных стран, был введен Конституцией РФ 1993 г. и развит в законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. Первым в истории России уполномоченным по \ правам человека стал известный правозащитник С. А. Ковалев.

[править] Ссылки

[править] Примечания

Личные инструменты