Классицизм в России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Среди самых известных образцов классической архитектуры в России — Академия художеств, Академия наук, Адмиралтейство и Казанский собор в Санкт-Петербурге, а в Москве — Дом Пашкова и Дом Демидова.[1]

Содержание

[править] Особенности классицизма в России

Классицизм в России и в зарубежной Европе основывался на одних ключевых принципах — гармонии, симметрии, упорядоченности. Но всё же он имеет определённые национальные черты. В российской традиции самые распространённые ордера — дорический, коринфский и тосканский, укрупняются колоннады и арки, внимание уделяется скульптуре как важному символическому элементу и в целом декоративному оформлению, часто встречается сочетание треугольного фронтона с круглым куполом, архитектура чаще двухцветна.[2]

[править] История

В царствование российской императрицы Екатерины II в российской архитектуре восторжествовал новый стиль — классицизм. Ведущие архитекторы эпохи барокко получили отставку. Их место заняли представители нового поколения.[3]

Ранний классицизм (1760—1770). Барокко и рококо всё ещё присутствуют, форма и декор этих стилей соединяется с классицизмом. Известными представителями того периода были Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, А. Ринальди.[4]

Зрелый классицизм (1770—1790). В прошлое уходят обильное декорирование и повышенное внимание к деталям, формы становятся простыми, геометричными, здания выглядят более фундаментальными и масштабными. Появляются многочисленные дворцы, загородные усадьбы, принадлежавшие дворянам, особняки в черте города. В это время в России работали архитекторы Дж. Кваренги, В. Баженов, М. Казаков.[5]

[править] Регионы

[править] Москва

Основная статья: Классицизм в Москве

[править] Дом Ивана Демидова

Архитектору Матвею Казакову принадлежит заслуга в разработке нового типа городского дома-дворца в виде крупного трехэтажного здания с флигелями. Одним из лучших памятников такого типа является дом промышленника Ивана Демидова в Москве. Его фасад украшен шестиколонным портиком с фронтоном и сдержанными орнаментами. Тщательно была продумана планировка дома: парадные и жилые помещения, служебные лестницы соединялись тайными коридорами, так что хозяева и слуги почти не сталкивались друг с другом. Сохранились парадные интерьеры дома, известные как «золотые комнаты».[6]

[править] Дом Пашкова

Пример русского классицизма — Дом Пашкова (1784—1786) в Москве. Дом с небольшой башней и бельведером был построен по проекту Василия Баженова. Его отличают симметрия, коринфский ордер, богатый декор, фронтоны и портики у флигелей, рустованный цоколь.[7]

Здание отличается необычайным богатством и сложностью художественного языка. Трёхэтажный центральный корпус на высоком цокольном этаже увенчан бельведером. Боковые павильоны объединены с ним галереями. Все вместе создает энергично повышающуюся к центру композицию.[8]

[править] Сенат

Представитель русского классицизма Матвей Казаков построил здание Сената в Московском Кремле. Протяжённый фасад отличается равномерным членением окон и колонн. Портал включает портик со сдвоенными колоннами и треугольный фронтон. Из других типичных черт: рустованный цоколь, дентикула, двухцветная архитектура.[9]

[править] Церковь Космы и Дамиана

Построенная по проекту Матвея Казакова церковь Космы и Дамиана в Москве представляет собой апофеоз темы ротонды (то есть круглого здания) в архитектуре русского классицизма. Здесь в одном сооружении сопряжены целых четыре цилиндрических объёма (и даже пять, если считать верхний ярус колокольни). Облик храма настолько необычен, что архитектору не понадобилось особым образом украшать его стены: лишь двухколонные портики отмечают боковые части храма и трапезной. Это настоящий авангард XVIII века. Храм вызвал огромное количество подражаний, которые создавались по всей России в течение десятилетий.[10]

[править] Санкт-Петербург

[править] Адмиралтейство

История создания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге связана с именем Петра I и началом XVIII века. Но столетие спустя оно было перестроено по проекту архитектора Андреяна Захарова. Новое здание во многом продолжило традиции строгого классицизма екатерининского времени. Однако его архитектурные формы приобрели особую торжественность, имперское величие. Захаров не стал уничтожать старый барочный шпиль Адмиралтейства, но придал ему новое звучание: он окружил шпиль колоннадой в формах античного храма.[11]

[править] Академия наук

Здание Академии наук в Санкт-Петербурге — произведение итальянца Джакомо Кваренги. Стены здания полностью лишены декоративной обработки. Главным украшением становятся ордерные элементы: колонны, антаблемент, фронтон, горизонтальные тяги.[12]

[править] Академия художеств

Здание Академии художеств в Санкт-Петербурге — один из первых памятников классицизма в России. Оно возведено по проекту архитекторов Жана-Батиста Валлена-Деламота и Александра Кокоринова. Фасад здания — это настоящая коллекция приёмов новой архитектуры. Первый этаж выполнен в виде цоколя, центр и боковые выступы (ризалиты) отмечены четырёхколонными портиками. Как лёгкое воспоминание о барокко — полукруглые изгибы центральной части фасада, а также сложной формы купол (его украшает статуя Минервы — древнеримской богини мудрости и войны, покровительницы художников).[13]

[править] Главный штаб

Комплекс зданий Главного штаба, Министерства финансов и Министерства иностранных дел в Санкт-Петербурге — самый впечатляющий проект архитектора Карла Росси. Его фасад огромной дугой охватил пространство Дворцовой площади, создав достойное обрамление для Зимнего дворца. Особенно примечательна триумфальная арка, соединяющая два корпуса здания. Она была задумана как композиционный центр всего ансамбля. Арка увенчана колесницей Виктории — богини победы, украшена фигурами воинов, летящих Слав и воинскими трофеями.[14]

[править] Казанский собор

Известным примером здания в Санкт-Петербурге в классическом стиле является Казанский собор, построенный по проекту А. Воронихина и И. Колодина. Его также называли копией собора Святого Петра в Риме, но план и композиция сооружения — оригинальная работа архитекторов.[15]

По требованию императора Павла I Казанский собор в Санкт-Петербурге должен был подражать собору Святого Петра в Риме с его знаменитой колоннадой. Архитектор Андрей Воронихин значительно переработал прообраз, сохранив его узнаваемость. Воронихин раскрыл полукруглую колоннаду в сторону Невского проспекта. Очень выразителен купол собора, поставленный на ступенчатый круглый пьедестал. Облицовка темным камнем придает храму подчеркнуто монументальный вид. В интерьере также широко использован камень, который красиво сочетается с металлическими деталями.[16]

Над экстерьером доминирует полукруглая колоннада коринфского ордера, которая оформила завершенную композицию площади и определила художественно-смысловой центр Невского проспекта. Перед входом — портик с фронтоном.[17]

[править] Архитекторы

[править] Василий Баженов

Среди всех архитекторов, работавших в России в классическом стиле, особо выделяют Василия Баженова. Он получил блестящее образование во Франции — крупнейшем центре классицизма того времени.[18]

[править] Матвей Казаков

Матвей Казаков — архитектор, который обладал самобытным и ярким талантом и работал в Москве. В отличие от Баженова он никогда не был за границей, но это не помешало ему разработать собственный вариант классицизма на уровне лучших мировых образцов.[19]

[править] Карл Росси

Победа над Наполеоном принесла в русскую архитектуру тему военного триумфа. Её блестящим выразителем стал Карл Росси, создатель знаменитых ансамблей Санкт-Петербурга. Торжественный парадный стиль позднего классицизма, в котором он работал, нередко обозначают словом ампир, что значит «имперский».[20]

Личные инструменты