Катастрофа SSJ 100 5 мая 2019 года

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Катастрофа SSJ 100 5 мая 2019 года — авиационное происшествие с пассажирским самолётом SSJ 100, произошедшее в России 5 мая 2019 года. На борту находились 73 пассажира и 5 членов экипажа. В результате катастрофы погиб 41 человек — 40 пассажиров и 1 член экипажа.[1][2][3]

Содержание

[править] Самолёт

Sukhoi Superjet 100-95 с бортовым номером RA-89098 совершил первый полёт 21 июня 2017 года. С 28 сентября 2017 года эксплуатировался авиакомпанией «Аэрофлот». За это время самолет совершил 1525 рейсов, общий налёт — 3183 часа.[4]

[править] Ход событий

Борт SU-1492 «Аэрофлота» вылетел из аэропорта Шереметьево в Мурманск в 18:02 5 мая 2019 года. Через 14 минут полёта его командир Денис Евдокимов вышел на связь с диспетчером по так называемому резервному каналу связи, работающему на частоте 121,5 МГц. Пилот сообщил, что в его SSJ 100 попала молния и пробивший фюзеляж электростатический разряд привел к отказу основного канала радиосвязи и автоматики управления самолетом. В связи с этим летчик решил вернуться на аэродром вылета.[5]

Самолет сделал несколько разворотов в воздухе, а еще примерно через десять минут начал заходить на посадку на освобожденную для него полосу. Заход, по мнению близких к расследованию аварии источников «Ъ», оказался сложным. В первую очередь потому, что из-за отказавшей автоматики совершался в ручном (direct mode) режиме. В нем отключаются такие важные при посадке функции, как автоматический контроль минимально допустимой путевой скорости машины, перегрузок или предельно допустимых углов атаки, поэтому экипаж мог ориентироваться только на показания приборов и собственные профессиональные навыки.[6]

Кроме того, из-за неизрасходованного топлива, взятого с расчетом примерно двухчасового полета до Мурманска, Superjet садился с максимальной массой, создающей дополнительные трудности для приземления. Наконец, проблемы экипажу создало отсутствие полноценной радиосвязи с диспетчером — резервный канал, по словам летчиков, постоянно прерывался.[7]

Самолет тем не менее благополучно вышел на глиссаду и снизился по ней к взлетно-посадочной полосе со значительным — более 1 км перелетом и превышением путевой скорости на 30 км/ч. Даже в таких условиях посадка, по мнению экспертов, была вполне безопасной. Однако в результате еще одной возможной ошибки летчиков, превысивших, как оказалось, не только путевую, но и вертикальную скорость снижения машины, касание колесами самолета бетонки оказалось слишком жестким. Сработавшие стойки шасси вытолкнули машину вверх, и самолет совершил так называемый отскок (bounce landing) от ВПП.[8]

Справиться с первым скачком летчики опять же не смогли, а своими действиями — они все время пытались прижать нос самолета к земле, вместо того чтобы, наоборот, стабилизировать машину в посадочном положении,— лишь спровоцировали новые «прогрессирующие», по авиационной терминологии, отскоки. Уже после второго, еще более высокого «прыжка» стойки шасси продавили топливные баки самолета, керосин из них выплеснулся на горячие двигатели и воспламенился. Когда SSJ наконец остановился, вся его задняя часть была охвачена пламенем.[9]

Выбраться из горящей машины удалось большинству членов экипажа и только пассажирам, которые сидели на первых рядах кресел. Те, кто располагался сзади, получили серьезные травмы еще во время «прыжков» лайнера по бетонке и выбраться из салона самостоятельно не могли. Горящий вокруг авиационный керосин не оставил раненым никаких шансов на выживание.[10]

[править] Расследование

[править] Межгосударственный авиационный комитет

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сформировал комиссию по расследованию авиакатастрофы.[11]

6 мая 2019 года эксперты МАК приступили к расшифровке параметрического и речевого самописцев сгоревшего самолёта.[12]

[править] Следственный комитет России

5 мая 2019 года Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).[13][14]

Осмотрев в 6 мая 2019 года в Шереметьево сгоревший самолёт, председатель СКР Александр Бастрыкин провёл оперативное совещание, на котором заслушал отчеты своих подчиненных. По итогам мероприятия, как стало известно «Ъ», руководителем расследования был назначен первый замначальника главного управления по расследованию особо важных дел Следственного комитета Николай Ущаповский. Следует отметить, что он имеет опыт расследования уголовных дел, связанных с авиацией. В частности, еще работая в Генпрокуратуре, он разбирался в обстоятельствах двойного теракта (жертвами взрывов стали 93 человека), совершенного смертницами на бортах самолетов, вылетевших в 2004 году из Москвы в Сочи и Волгоград. Генерал Ущаповский также расследовал подрыв террористами поезда «Невский экспресс» в 2009 году в Тверской области, покушение на главу РАО ЕЭС Анатолия Чубайса и массовые убийства, совершенные так называемой бандой «амазонок» в Ростовской области.[15]

Официальный представитель СКР Светлана Петренко сообщила, что следствием рассматриваются различные версии происшедшего в Шереметьево, среди которых недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта, неисправность самого воздушного судна и даже неблагоприятные метеоусловия.[16]

[править] Версия об ошибке экипажа

7 мая 2019 года отмечалось, что сегодня эксперты сходятся во мнении, что катастрофа, скорее всего, произошла из-за ошибок экипажа SSJ. Первой из них было само решение летчиков лететь через грозовой фронт. Затем, попав в сложную, но далеко не катастрофическую ситуацию с отключением автоматики, летчики, по мнению авиаэкспертов, поторопились приземлиться вместо того, чтобы продержаться несколько часов в воздухе и выжечь лишний керосин (сливать топливо в воздухе сейчас запрещено по экологическим требованиям). Наконец, уже в процессе приземления члены экипажа SSJ, как полагают авиаэксперты, продемонстрировали свою крайне слабую пилотажную подготовку, не сумев сначала правильно зайти на посадку в ручном режиме, а затем еще и усугубив ситуацию с начавшимися отскоками.[17]

[править] Действия наземных служб аэропорта Шереметьево

По словам руководителя Минтранса России Евгения Дитриха, службы реагирования аэропорта Шереметьево сработали оперативно. Министр отметил, что SSJ совершил посадку в 18:30, а тревога была объявлена в 18:31. Первая пожарная машина, по его данным, оказалась рядом с лайнером уже через минуту. «В течение последующих четырех минут прибыло еще шесть пожарных машин»,— добавил Евгений Дитрих.[18]

Председатель комитета по чрезвычайным ситуациям в аэропортах гражданской авиации ассоциации «Аэропорт» ГА Александр Журавков сообщил «Ъ», что в Шереметьево используется шесть аэродромных пожарных автомобилей и все они соответствуют российским требованиям, а большая часть и стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО). «При этом аэродром обеспечивает уровень требуемой противопожарной защиты самой высокой для России 9-й категории, которая необходима для больших воздушных судов, к которым относятся, например, Boeing 777—300 и A330. Для тушения пожаров в этих больших самолетах, согласно российским требованиям, задействуются 5 пожарных машин и 20 человек личного состава. Сгоревший SSJ относится к 6-й категории, и для его тушения необходимо 3 машины и команда пожарных из 12 человек. По стандартам ИКАО и российским нормам они должны были оказаться у горящего самолета максимум через три минуты»,— рассказал Журавков.[19]

В свою очередь, руководитель Шереметьевского профсоюза бортпроводников Илона Борисова сказала «Ъ», что вопросы к спасательной операции действительно имеются. «Есть регламент аварийно-спасательного обеспечения безопасности полетов, который исполнен не был,— полагает Борисова.— В соответствии с ним первые спасательные машины должны прибыть на место происшествия через три минуты. Но не с момента возникновения самого ЧП, а с момента получения соответствующей команды. Так вот, по нашим данным, пожарные уложились в норматив, но прибыли гораздо позже, чем начался сам пожар и спасение пассажиров с борта лайнера». По словам Борисовой, проблема заключается в том, что сами команды «Тревога» и «Готовность» были отданы с опозданием.[20]

В соответствии с первой из них внезапно произошло ЧП с терпящим бедствие воздушным судном. Расчеты спасателей сразу направляются на место чрезвычайной ситуации. Первая машина должна прибыть туда через три минуты. По второй — спасатели в ожидании посадки терпящего бедствие самолета находятся в месте своего сбора, откуда и выезжают на ЧП в случае необходимости. Согласно регламенту, решение о подаче сигналов «Тревога» и «Готовность» могут принять диспетчеры, руководитель полетов, сменный начальник аэропорта, руководитель предприятия гражданской авиации, начальник поисково-аварийной службы аэропорта — всего семь должностных лиц. Передаются же они службой движения по специальной связи.[21]

[править] Ссылки

[править] Видео

[править] Рунет

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. Разбор посадки. Следствие рассматривает все версии трагедии в Шереметьево. 7 мая 2019
  2. [1]
  3. [2]
  4. [3]
  5. Разбор посадки. Следствие рассматривает все версии трагедии в Шереметьево. 7 мая 2019
  6. Разбор посадки. Следствие рассматривает все версии трагедии в Шереметьево. 7 мая 2019
  7. Разбор посадки. Следствие рассматривает все версии трагедии в Шереметьево. 7 мая 2019
  8. Разбор посадки. Следствие рассматривает все версии трагедии в Шереметьево. 7 мая 2019
  9. Разбор посадки. Следствие рассматривает все версии трагедии в Шереметьево. 7 мая 2019
  10. Разбор посадки. Следствие рассматривает все версии трагедии в Шереметьево. 7 мая 2019
  11. [4]
  12. Разбор посадки. Следствие рассматривает все версии трагедии в Шереметьево. 7 мая 2019
  13. [5]
  14. [6]
  15. Разбор посадки. Следствие рассматривает все версии трагедии в Шереметьево. 7 мая 2019
  16. Разбор посадки. Следствие рассматривает все версии трагедии в Шереметьево. 7 мая 2019
  17. Разбор посадки. Следствие рассматривает все версии трагедии в Шереметьево. 7 мая 2019
  18. Разбор посадки. Следствие рассматривает все версии трагедии в Шереметьево. 7 мая 2019
  19. Разбор посадки. Следствие рассматривает все версии трагедии в Шереметьево. 7 мая 2019
  20. Разбор посадки. Следствие рассматривает все версии трагедии в Шереметьево. 7 мая 2019
  21. Разбор посадки. Следствие рассматривает все версии трагедии в Шереметьево. 7 мая 2019
Личные инструменты