Катастрофа самолёта Боинг 737-500 в Перми (14 сентября 2008)
Материал из Documentation.
14 сентября 2008 года при заходе на посадку в аэропорту Перми потерпел крушение самолёт Боинг 737-500 компании «Аэрофлот-Норд» Архангельскго УГАН ФСНСТ. В результате авиакатастрофы погибли все находившиеся на борту — 82 пассажира и 6 членов экипажа. Среди погибших пассажиров — пятеро детей младше 12 лет, двое детей младше двух лет, а также герой России, советник президента РФ Геннадий Трошев и вице-президент Федерации самбо РФ Владимир Погодин.
15 сентября 2008 года в Пермском крае был объявлен днём траура по погибшим при авиакатастрофе.
Содержание |
[править] Переговоры экипажа
- 23:07:29: КВС: Добавляй.[1]
- 23:07:40: Диспетчер: 8-2-1, по моим данным набираете, сию высота 900, подтвердите.[2]
- 23:07:55: Диспетчер: Аэрофлот 8-2-1, выполняйте правый разворот на курс 360, снижайтесь 600.[3]
- Диспетчер: 8-2-1, рассчитывайте повторный заход. Плюс 21ер векторение до 4-го разворота рассчитывайте.[4]
- 23:08:36: Диспетчер: 8-2-1, у вас всё нормально в экипаже?[5]
- 23:08:55: 2П: Возьми, а, возьми, возьми.[6]
- 23:09:25: Столкновение с землёй.
[править] Расследование
По факту катастрофы Уральское следственное управление на транспорте при прокуратуре РФ возбудило уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц).
Генеральный прокурор России Юрий Чайка взял под личный контроль расследование уголовного дела.
Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ (СКП) Александр Бастрыкин огласил предварительные причины катастрофы. По его словам, основная версия, которая разрабатывается следствием, — неисправность правого двигателя. Вследствие его поломки, произошло возгорание, затем взрыв и разрушение лайнера. Версия теракта пока полностью не исключена. При этом представитель СКП напомнил, что окончательные причины случившегося будут оглашены только после тщательного изучения бортовых самописцев и всех фрагментов разбившегося самолета. Расследование, по мнению Бастрыкина, может занять от двух месяцев до полугода.
По мнению экспертов Управления ФСБ по Пермскому краю, также проводивших экспертизы найденных обломков воздушного судна, ничто не указывает на совершенный на борту теракт. Как сообщает пресс-служба ведомства, «в результате предварительного анализа обстоятельств авиакатастрофы данных, указывающих на возможное осуществление террористического акта, как причины крушения, не получено». По данным представителей ФСБ, в рамках проверки версии о теракте были исследованы фрагменты фюзеляжа. «По результатам анализа, следов взрывчатых веществ на исследуемых деталях не обнаружено», — подтвердили в ФСБ.
[править] Расследование МАК
14 сентября 2008 года на основании «Правил расследования авиационных происшествий с воздушными судами Российской Федерации», Приложения 13 к Чикагской Конвенции ИКАО, для расследования катастрофы самолёта была назначена комиссия Межгосударственного авиационного комитета. В тот же день были обнаружены бортовые самописцы самолёта.
К 15 сентября 2008 года была сформирована техническая комиссия МАК по расследованию катастрофы. В составе комиссии участвовали представители Росавиации, Росаэронавигации и другие специалисты гражданской авиации. В соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации (Приложение 13 «Расследование авиационных происшествий и инцидентов»), приняли участие представители США как разработчика и изготовителя самолёта, Франции как разработчика двигателя, а также Великобритании как представителя лизингодателя и государства регистрации.
К 10 февраля 2009 года техническая комиссия МАК завершила работы по расследованию катастрофы. По заключению Комиссии:
Непосредственной причиной авиационного происшествия явилась потеря пространственной ориентировки экипажем, в первую очередь КВС, осуществлявшим активное пилотирование самолета на заключительном этапе полета, что привело к перевороту самолёта через левое крыло, его вводу в интенсивное снижение и столкновению с землей. Потеря пространственной ориентировки произошла при полёте ночью, в облаках, с отключенными автопилотом и автоматом тяги. Фактором, способствовавшим потере пространственной ориентировки и неспособности к её восстановлению, явился недостаточный уровень профессиональной подготовки экипажа в части техники пилотирования воздушного судна, управления ресурсами (CRM) и приобретения навыков по выводу из сложных пространственных положений самолёта с прямой индикацией авиагоризонтов, установленных на зарубежных и современных отечественных воздушных судах. Данная индикация отличается от индикации, применяемой на типах воздушных судов, освоенных членами экипажа ранее (Ту-134, Ан 2). Указанная причина была определена на основании анализа записей бортовых и наземных средств объективного контроля, изучения сохранившихся элементов самолёта и двигателей, результатов моделирования аварийного полета, результатов независимой экспертизы, выполненной летчиками испытателями Гос НИИ ГА, ЛИИ им. М. М. Громова и линейными пилотами, а также всего комплекса работ, проведенного с участием специалистов России, США, Великобритании, Франции и Бермуд в ходе расследования. Системной причиной данного авиационного происшествия, выявленной в том числе по результатам проверок, проведённых Ространснадзором и Росавиацией после авиационного происшествия, явился недостаточный уровень организации лётной и технической эксплуатации самолетов Boeing 737 в авиакомпании. Недостатки в технической эксплуатации самолёта привели к выполнению в течение длительного времени полётов при наличии «вилки» в положении РУД больше максимально допустимой руководством по технической эксплуатации самолёта и невыполнению техническим персоналом предписываемых руководством по технической эксплуатации действий по устранению этого дефекта. Наличие «вилки» в положении РУД увеличило рабочую нагрузку на экипаж в процессе выполнения захода на посадку. По результатам судебно-медицинской экспертизы, выполненной в Государственном учреждении здравоохранения особого типа «Пермское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», установлен факт наличия этилового алкоголя в организме КВС перед смертью. Режим труда и отдыха КВС в период, предшествующий авиационному происшествию, способствовал накоплению у него усталости и не соответствовал действующим нормативным документам.
[править] Ссылки
[править] Видео
- Моделирование катастрофы
- How a Drunk Pilot Crashed this Boeing 737 in Russia | Fatal Confusion (With Real Audio)
- Что видел диспетчер в Перми 14.09.2008
- Авиакатастрофа в Перми, Боинг 737-500. 14 сентября 2008 года. Реконструкция авиакатастрофы
- Авиакатастрофа Boeing 737-500 в Перми 14 сентября 2008 года
[править] Рунет
- Страница на сайте МАК, посвящённая расследованию катастрофы
- Генпрокурор России будет лично контролировать расследование в Перми // Коммерсантъ, 15 сентября 2008