Карл Маркс

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Карл Ген­рих Маркс (5 мая 1818, Трир — 14 марта 1883, Лондон) — немецкий со­ци­аль­ный фи­ло­соф, эко­но­мист, пуб­ли­цист, об­щественный и по­ли­тический дея­тель.[1]

Содержание

[править] Биография

Ро­дил­ся в се­мье ад­во­ка­та — вы­ход­ца из се­мьи рав­вина, пе­ре­шед­ше­го в про­тес­тантизм. Учил­ся в ун-тах Бон­на (1835) и Бер­лина (1836-41), где примк­нул к круж­ку мла­до­ге­гель­ян­цев (Б. Бау­эр и др.). В 1841 в Йен­ском университете по­лу­чил сте­пень доктора фи­ло­со­фии (дис. «Раз­ли­чия ме­ж­ду на­тур­фи­ло­со­фи­ей Де­мок­ри­та и на­тур­фи­ло­со­фи­ей Эпи­ку­ра»).[2]

Ми­ро­воз­зре­ние М. фор­ми­ро­ва­лось под влия­ни­ем идей Про­све­ще­ния (осо­бен­но Г. Э. Лес­синга и Ж. Ж. Руссо), фи­ло­со­фии Г. В. Ф. Ге­ге­ля и за­тем Л. Фей­ер­ба­ха, Б. Спи­но­зы, франц. и нем. со­циа­ли­стич. и ком­му­ни­стич. уче­ний 1820-40-х гг. В 1842-43 М. ре­дак­ти­ро­вал из­да­вав­шую­ся в Кёль­не оп­по­зи­ци­он­ную прус. пра­ви­тель­ст­ву «Рейн­скую га­зе­ту», энер­гич­но от­стаи­вая сво­бо­ду пе­ча­ти. В 1843 М. же­нил­ся на ба­ро­нес­се Жен­ни фон Вест­фа­лен (1814-81), вме­сте с ко­то­рой пе­ре­ехал в Париж, где об­стоя­тель­но изу­чал со­циа­ли­стич. лит-ру. В 1844 совм. с А. Ру­ге (1802-80) вы­пус­тил «Не­мец­ко-фран­цуз­ский еже­год­ник» (при уча­стии Г. Гей­не и Г. Гер­ве­га); в опуб­ли­ко­ван­ной в нём ст. «К кри­ти­ке ге­ге­лев­ской фи­ло­со­фии пра­ва. Вве­де­ние» кри­ти­ка ре­ли­гии как ил­лю­зор­но­го «пре­врат­но­го ми­ро­воз­зре­ния», пред­став­ляю­ще­го со­бой од­но­вре­мен­но «вы­ра­же­ние дей­ст­ви­тель­но­го убо­же­ст­ва и про­тест» про­тив не­го, пре­вра­ща­ет­ся в кри­ти­ку ре­аль­но­го «пре­врат­но­го ми­ра», пред­став­лен­но­го го­судар­ст­вом и пра­вом (Маркс К., Эн­гельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 414, 415). В «Эко­но­ми­че­ско-фи­ло­соф­ских ру­ко­пи­сях 1844 г.» (опубл. в 1932), от­ра­зив­ших ин­тен­сив­ные за­ня­тия М. по­ли­тич. эко­но­ми­ей в па­риж­ский пе­ри­од, он кри­ти­че­ски пе­ре­ос­мыс­ли­ва­ет раз­ви­тое Ге­ге­лем и Фей­ер­ба­хом по­ня­тие от­чу­ж­де­ния, ис­тол­ко­вы­вая его (как и М. Гесс, 1812-75) в со­ци­аль­ном и эко­но­мич. ас­пек­тах как от­чу­ж­де­ние тру­да, ле­жа­щее в ос­но­ве «са­мо­от­чу­ж­де­ния» че­ло­ве­ка в бур­жу­аз­ном об­ще­ст­ве. Уп­разд­не­ние это­го са­мо­от­чу­ж­де­ния свя­зы­ва­ет­ся с унич­то­же­ни­ем ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти, по­ло­жит. вы­ра­же­ни­ем ко­то­ро­го пред­ста­ёт у М. ком­му­низм, фор­му­ли­руе­мый в тер­ми­нах пе­ре­ос­мыс­ляе­мой им ан­тро­по­ло­гич. кон­цеп­ции Фей­ер­ба­ха как «за­вер­шён­ный гу­ма­низм», «воз­вра­ще­ние че­ло­ве­ка к са­мо­му се­бе», как со­вер­шаю­щая­ся в про­цес­се сво­бод­ной дея­тель­но­сти все­сто­рон­няя «эман­си­па­ция всех че­ло­ве­че­ских чувств и свойств», от­чу­ж­де­ни­ем ко­то­рых яв­ля­ет­ся куль­ти­ви­руе­мое ча­ст­но­соб­ст­вен­нич. ци­ви­ли­за­ци­ей «чув­ст­во об­ла­да­ния». При этом (как и в соч. Л. фон Штей­на «Со­циа­лизм и ком­му­низм в со­вре­мен­ной Фран­ции») был под­верг­нут кри­ти­ке «гру­бый», урав­ни­тель­ный ком­му­низм, «от­ри­цаю­щий по­всю­ду лич­ность че­ло­ве­ка» (Там же. Т. 42. С. 116, 114).[3]

Зна­ком­ст­во в 1844 с Ф. Эн­гель­сом ста­ло судь­бо­нос­ным для даль­ней­шей жиз­ни и идей­ной эво­лю­ции М. В 1845 они пуб­ли­ку­ют со­вме­ст­ный пам­флет «Свя­тое се­мей­ст­во» с кри­ти­кой мла­до­ге­гель­ян­ст­ва и нем. идеа­лиз­ма во­об­ще. В нач. 1845 М. был вы­слан из Фран­ции и до мар­та 1848 жил в Брюс­се­ле. Ле­том 1845 по при­гла­ше­нию Эн­гель­са М. по­се­тил Ве­ли­ко­бри­та­нию, где они по­зна­ко­ми­лись с дея­те­ля­ми чар­тиз­ма и чле­на­ми тай­ной ор­га­ни­за­ции нем. по­лит­эмиг­ран­тов Со­юз спра­вед­ли­вых. В со­вме­ст­ном трак­та­те «Не­мец­кая идео­ло­гия. Кри­ти­ка но­вей­шей не­мец­кой фи­ло­со­фии в ли­це её пред­ста­ви­те­лей Л. Фей­ер­ба­ха, Б. Бау­эра и М. Штир­не­ра и не­мец­ко­го со­циа­лиз­ма в ли­це его раз­лич­ных про­ро­ков» (1845-46) и пам­фле­те М. «Ни­ще­та фи­ло­со­фии» (на франц. яз., 1847; кри­тич. раз­бор соч. «Фи­ло­со­фия ни­ще­ты» П. Ж. Пру­до­на) бы­ли впер­вые из­ло­же­ны ос­но­вы ма­те­риа­ли­стич. по­ни­ма­ния ис­то­рии, ис­хо­дя­ще­го из «ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ст­ва не­по­сред­ст­вен­ной жиз­ни» и по­ро­ж­дае­мой им «фор­мы об­ще­ния» («гра­ж­дан­ско­го об­ще­ст­ва» на его разл. сту­пе­нях) и вы­во­дя­ще­го от­сю­да все разл. «фор­мы соз­на­ния, ре­ли­гию, фи­ло­со­фию, мо­раль и т. д.» (Там же. Т. 3. С. 36, 37). «При­об­ре­тая но­вые про­из­во­ди­тель­ные си­лы, лю­ди ме­ня­ют свой спо­соб про­из­вод­ст­ва» и вме­сте с ним «все свои об­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния. Руч­ная мель­ни­ца да­ёт об­ще­ст­во с сю­зе­ре­ном во гла­ве, а па­ро­вая мель­ни­ца — об­ще­ст­во с про­мыш­лен­ным ка­пи­та­ли­стом» (Там же. Т. 4. С. 133). В сжа­том ви­де М. сфор­му­ли­ро­вал эти идеи в дек. 1846 в пись­ме П. В. Ан­нен­ко­ву.[4]

В 1847 М. всту­пил в Со­юз спра­вед­ли­вых, ко­то­рый они совм. с Эн­гель­сом пре­об­ра­зо­ва­ли в ме­ж­ду­нар. Со­юз ком­му­ни­стов. В ка­че­ст­ве его про­грамм­но­го до­ку­мен­та ими был на­пи­сан «Ма­ни­фест ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии», в ко­то­ром борь­ба клас­сов рас­смат­ри­ва­лась как дви­жу­щая си­ла ис­то­рии, от­ме­ча­лась ис­то­ри­че­ская ре­во­люц. роль бур­жуа­зии в раз­ви­тии круп­ной про­мыш­лен­но­сти, соз­да­нии «все­мир­но­го рын­ка» и «кос­мо­по­ли­ти­че­ско­го» про­из­вод­ст­ва и по­треб­ле­ния и раз­ры­ве с «идио­тиз­мом де­ре­вен­ской жиз­ни». Ут­вер­жда­лась не­из­беж­ность всё бо­лее раз­ру­шит. кри­зи­сов пе­ре­про­из­вод­ст­ва как по­ка­за­тель не­спо­соб­но­сти «бур­жу­аз­ных от­но­ше­ний соб­ст­вен­но­сти» спра­вить­ся с но­вы­ми про­из­во­дит. си­ла­ми и про­воз­гла­ша­лась ис­то­рич. мис­сия про­ле­та­риа­та как «мо­гиль­щи­ка» бур­жуа­зии, при­зван­но­го в про­цес­се ком­му­ни­стич. ре­во­лю­ции унич­то­жить ча­ст­ную соб­ст­вен­ность, «цен­тра­ли­зо­вать все ору­дия про­из­вод­ст­ва в ру­ках го­су­дар­ст­ва, то есть про­ле­та­риа­та, ор­га­ни­зо­ван­но­го как гос­под­ствую­щий класс, и воз­мож­но бо­лее бы­ст­ро уве­личить сум­му про­из­во­ди­тель­ных сил» (Там же. С. 446).[5]

В пе­ри­од Ре­во­лю­ции 1848 во Фран­ции и по­сле на­ча­ла Ре­во­лю­ции 1848-49 в Гер­ма­нии М. вер­нул­ся в Кёльн к ак­тив­ной по­ли­тич. жур­на­ли­сти­ке в ка­че­ст­ве гл. ре­дак­то­ра «Но­вой Рейн­ской га­зе­ты» (июнь 1848 — май 1849). Из ста­тей в этой га­зе­те сло­жи­лась пер­вая собст­вен­но эко­но­мич. ра­бо­та М. «На­ём­ный труд и ка­пи­тал» (1849). В авг. 1849 М. был вы­ну­ж­ден уе­хать в Лон­дон, где по­се­лил­ся с семь­ёй до кон­ца жиз­ни, в те­че­ние мн. лет по­лу­чая фи­нан­со­вую по­мощь от Эн­гель­са. Про­дол­жая из­да­ние «Но­вой Рейн­ской га­зе­ты» уже как жур­на­ла (6 вып. в Гам­бур­ге, 1850), М. опуб­ли­ко­вал се­рию ста­тей, где бы­ли вы­дви­ну­ты идеи «не­пре­рыв­ной (permanent) ре­во­лю­ции» и «клас­со­вой дик­та­ту­ры про­ле­та­риа­та как не­об­хо­ди­мой пе­ре­ход­ной сту­пе­ни к унич­то­же­нию клас­со­вых раз­ли­чий во­об­ще» («Клас­со­вая борь­ба во Фран­ции с 1848 по 1850 г.» — Там же. Т. 7. С. 91). В 1851-62 М. был кор­рес­пон­ден­том нью-йорк­ской газ. «The New York Daily Tribune», где пе­ча­тал ста­тьи на те­мы те­ку­щей по­ли­ти­ки с ис­то­рич. экс­кур­са­ми, в том числе по вос­точ­но­му во­про­су. В опуб­ли­ко­ван­ной в Нью-Йор­ке ра­бо­те «Во­сем­на­дца­тое брю­ме­ра Луи Бо­на­пар­та» (1852) М. про­ана­ли­зи­ро­вал клас­со­вую при­ро­ду франц. бо­на­пар­тиз­ма.[6]

В 1864 М. стал од­ним из ос­но­ва­те­лей и фак­ти­че­ски гла­вой «Ме­ж­ду­на­род­но­го то­ва­ри­ще­ст­ва ра­бо­чих» — Ин­тер­на­цио­на­ла 1-го, в ко­то­ром вёл борь­бу со сто­рон­ни­ка­ми анар­хиз­ма и пру­до­низ­ма. В 1867 вы­шел 1-й том гл. тру­да М. — «Ка­пи­тал. Кри­ти­ка по­ли­ти­че­ской эко­но­мии» (2-й и 3-й то­ма бы­ли из­да­ны Эн­гель­сом уже по­сле смер­ти М. в 1885 и 1894). М. при­вет­ст­во­вал воз­ник­шую во Фран­ции Па­риж­скую ком­му­ну 1871, во­ж­дя­ми ко­то­рой бы­ли в осн. по­сле­до­ва­те­ли Л. О. Блан­ки или Пру­до­на. Оце­ни­вая её как пер­вый прак­тич. опыт ра­бо­че­го пра­ви­тель­ст­ва, М. сде­лал вы­вод, что не пар­ла­мен­тар­ная рес­пуб­ли­ка, а го­су­дар­ст­во ти­па Па­риж­ской ком­му­ны яв­ля­ет­ся наи­бо­лее це­ле­со­об­раз­ной по­ли­тич. фор­мой дик­та­ту­ры про­ле­та­риа­та («Гра­ж­дан­ская вой­на во Фран­ции», 1871). По­сле рос­пус­ка 1-го Ин­тер­на­цио­на­ла (1876) М. под­дер­жи­вал соз­да­ние про­ле­тар­ских по­ли­тич. пар­тий в отд. стра­нах. В по­след­ние го­ды жиз­ни М. про­яв­лял по­вы­шен­ный ин­те­рес к дос­тиже­ни­ям элек­тро­тех­ни­ки (осо­бен­но к но­во­вве­де­ни­ям М. Де­пре), счи­тая, что «элек­три­че­ст­во боль­ше при­бли­жа­ет со­циа­лизм, чем все за­го­во­ры Блан­ки». М. так­же при­да­вал боль­шое зна­че­ние аг­ро­хи­мии, по­ла­гая, что она за­кре­пит в сель­ском хо­зяй­ст­ве круп­ное про­из­вод­ст­во пром. ти­па, со­дей­ст­вуя тем са­мым уст­ра­не­нию «оп­ло­та ста­ро­го об­ще­ст­ва, кре­сть­я­ни­на».[7]

[править] Философские и социологические взгляды

Фи­лос. ан­тро­по­ло­гия М. ис­хо­дит из пред­став­ле­ния о че­ло­ве­ке как о су­ще­ст­ве про­из­во­дя­щем: про­из­во­дит. труд, в про­цес­се ко­то­ро­го че­ло­век ов­ла­де­ва­ет при­род­ны­ми сти­хия­ми, от­ли­ча­ет его от жи­вот­но­го. Но по ме­ре ов­ла­де­ния эти­ми сти­хия­ми соз­дан­ные людь­ми про­из­во­дит. си­лы и об­ществ. от­но­ше­ния всё бо­лее про­ти­во­сто­ят че­ло­ве­ку в ка­че­ст­ве чу­ж­дых, вра­ж­деб­ных для него сил. Про­ис­хо­дит от­чу­ж­де­ние че­ло­ве­ка от ре­зуль­та­тов его тру­да, от про­цес­са тру­да, от об­ще­ст­ва и са­мо­го се­бя. Толь­ко в бу­ду­щем ком­му­ни­стич. об­ще­ст­ве, пред­по­ла­гаю­щем ко­рен­ное пре­об­ра­зо­ва­ние об­ществ. от­но­ше­ний при без­гра­нич­ном рос­те про­из­во­дит. сил и зна­ме­ную­щем на­ча­ло «под­лин­ной» ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва, от­чу­ж­де­ние бу­дет пре­одо­ле­но и бу­дут соз­да­ны ус­ло­вия для «все­сто­рон­не­го раз­ви­тия ин­ди­ви­дов». В це­лом М. ис­хо­дил из ха­рак­тер­но­го для Про­све­ще­ния ра­цио­на­ли­стич. взгля­да на при­ро­ду че­ло­ве­ка как су­ще­ст­ва ра­зум­но­го.[8]

Об­ще­ст­вен­но-ис­то­рич. прак­ти­ка яв­ля­ет­ся ос­но­во­по­ла­гаю­щим по­ня­ти­ем со­ци­аль­но-фи­лос. кон­цеп­ции М., в том числе и кри­те­ри­ем «пред­мет­ной ис­тин­но­сти» мыш­ле­ния. Со­ци­аль­ная сущ­ность че­ло­ве­ка как «со­во­куп­но­сти всех об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний» («Те­зи­сы о Фей­ер­ба­хе», 1845, опубл. в 1888; Там же. Т. 3. С. 3) про­яв­ля­ет­ся не толь­ко в фор­ме «не­по­сред­ст­вен­ной кол­лек­тив­но­сти», ко­гда ин­ди­вид взаи­мо­дей­ст­ву­ет с дру­ги­ми ли­цом к ли­цу, но и то­гда, ко­гда ин­ди­вид на­хо­дит­ся на­еди­не с со­бой. Ис­то­рию М. пред­став­лял в ви­де дра­мы, в ко­то­рой лю­ди вы­сту­па­ют од­но­вре­мен­но как ав­то­ры и как ак­тёры: «Лю­ди са­ми де­ла­ют свою ис­то­рию, но они её де­ла­ют не так, как им взду­ма­ет­ся, при об­стоя­тель­ст­вах, ко­то­рые не са­ми они вы­бра­ли, а ко­то­рые не­по­сред­ст­вен­но име­ют­ся на­ли­цо, да­ны им и пе­ре­шли от про­шло­го» (Там же. Т. 8. С. 119).[9]

Ма­те­риа­ли­стич. по­ни­ма­ние ис­то­рии вы­ра­же­но в пре­ди­сло­вии М. к ра­бо­те «К кри­ти­ке по­ли­ти­че­ской эко­но­мии» (1859): «В об­ще­ст­вен­ном про­из­вод­ст­ве сво­ей жиз­ни лю­ди всту­па­ют в оп­ре­де­лён­ные, не­об­хо­ди­мые, от их во­ли не за­ви­ся­щие от­но­ше­ния — про­из­вод­ст­вен­ные от­но­ше­ния, ко­то­рые со­от­вет­ст­ву­ют оп­ре­де­лён­ной сту­пе­ни раз­ви­тия их ма­те­ри­аль­ных про­из­во­ди­тель­ных сил. Со­во­куп­ность этих про­из­вод­ст­вен­ных от­но­ше­ний со­став­ля­ет эко­но­ми­че­скую струк­ту­ру об­ще­ст­ва, ре­аль­ный ба­зис, на ко­то­ром воз­вы­ша­ет­ся юри­ди­че­ская и по­ли­ти­че­ская над­строй­ка и ко­то­ро­му со­от­вет­ст­ву­ют оп­ре­де­лён­ные фор­мы об­ще­ст­вен­но­го соз­на­ния. Спо­соб про­из­вод­ст­ва ма­те­ри­аль­ной жиз­ни обу­слов­ли­ва­ет со­ци­аль­ный, по­ли­ти­че­ский и ду­хов­ный про­цес­сы жиз­ни во­об­ще. Не соз­на­ние лю­дей оп­ре­де­ля­ет их бы­тие, а, на­обо­рот, их об­ще­ст­вен­ное бы­тие оп­ре­де­ля­ет их соз­на­ние. На из­вест­ной сту­пе­ни сво­его раз­ви­тия ма­те­ри­аль­ные про­из­во­ди­тель­ные си­лы об­ще­ст­ва при­хо­дят в про­ти­во­ре­чие с су­ще­ст­вую­щи­ми про­из­вод­ст­вен­ны­ми от­но­ше­ния­ми, или — что́ яв­ля­ет­ся толь­ко юри­ди­че­ским вы­ра­же­ни­ем по­след­них — с от­но­ше­ния­ми соб­ст­вен­но­сти, внут­ри ко­то­рых они до сих пор раз­ви­ва­лись. Из форм раз­ви­тия про­из­во­ди­тель­ных сил эти от­но­ше­ния пре­вра­ща­ют­ся в их око­вы. То­гда на­сту­па­ет эпо­ха со­ци­аль­ной ре­во­лю­ции. С из­ме­не­ни­ем эко­но­ми­че­ской ос­но­вы бо­лее или ме­нее бы­ст­ро про­ис­хо­дит пе­ре­во­рот во всей гро­мад­ной над­строй­ке… Как об от­дель­ном че­ло­ве­ке нель­зя су­дить на ос­но­ва­нии то­го, что́ сам он о се­бе ду­ма­ет, точ­но так же нель­зя су­дить о по­доб­ной эпо­хе пе­ре­во­ро­та по её соз­на­нию. На­обо­рот, это соз­на­ние на­до объ­яс­нить из про­ти­во­ре­чий ма­те­ри­аль­ной жиз­ни…» (Там же. Т. 13. С. 6-7). Это оп­ре­де­ли­ло кон­цеп­цию идео­ло­гии как «лож­но­го соз­на­ния», со­ци­аль­но обу­слов­лен­ных ил­лю­зий, свя­зан­ных с эко­но­мич. и по­ли­тич. ин­те­ре­са­ми про­ти­во­бор­ст­вую­щих сил. В рас­кры­тии этой свя­зи и вы­яв­ле­нии той глу­бин­ной со­ци­аль­ной ре­аль­но­сти, ко­то­рая ле­жит в ос­но­ве раз­но­об­раз­ных идей и пред­став­ле­ний, М. ви­дел за­да­чу со­ци­аль­ной нау­ки. В 20 в. это ста­ло пред­ме­том со­цио­ло­гии зна­ния.[10]

Объ­яс­не­ние всей со­ци­аль­ной жиз­ни ма­те­ри­аль­ны­ми её ас­пек­та­ми до­пол­ня­лось у М. при­зна­ни­ем об­рат­но­го воз­дей­ст­вия соз­на­ния на бы­тие. В ря­де ра­бот он ис­сле­до­вал взаи­мо­дей­ст­вие эко­но­мич. и не­эко­но­мич. ин­сти­ту­тов, а так­же взаи­мо­дей­ст­вие по­след­них ме­ж­ду со­бой, од­на­ко в це­лом эко­но­ми­ка, а так­же по­ли­ти­ка все­гда пред­став­ля­лись ему бо­лее «ре­аль­ны­ми» («ма­те­ри­аль­ны­ми»), чем, напр., мо­раль, пра­во или ре­ли­гия.[11]

У М. мы встре­ча­ем две про­ти­во­по­лож­ные ме­то­до­ло­гич. тен­ден­ции: ес­те­ст­вен­но-на­уч­ную, ха­рак­тер­ную для по­зи­ти­виз­ма как идео­ло­гии нау­ки, и про­ти­во­по­лож­ную ей, под­чёр­ки­ваю­щую спе­ци­фи­ку со­цио­ло­гич. зна­ния. В сво­их ис­сле­до­ва­ни­ях он ис­поль­зо­вал дос­ти­же­ния ес­теств. на­ук. Так, по­ня­тие «фор­ма­ции» как мно­го­уров­не­во­го об­ра­зо­ва­ния, со­дер­жа­ще­го в се­бе «ос­та­точ­ные» слои, унас­ле­до­ван­ные от преж­них эпох, бы­ло по­черп­ну­то М. из гео­ло­гии, кле­точ­ная тео­рия в био­ло­гии по­влия­ла на его ана­лиз то­ва­ра как «клет­ки», про­стей­шей еди­ни­цы ка­пи­тали­стич. эко­но­ми­ки. В ка­че­ст­ве ме­то­да, при­ме­няе­мо­го в со­ци­аль­ной нау­ке, М. рас­смат­ри­вал вос­хо­ж­де­ние от аб­ст­ракт­но­го к кон­крет­но­му. На на­чаль­ном эта­пе в про­цес­се ана­ли­за «чув­ст­вен­но-кон­крет­но­го», со­став­ляю­ще­го «ис­ход­ный пункт со­зер­ца­ния и пред­став­ле­ния», вы­де­ля­ют­ся про­стей­шие аб­ст­ракт­ные оп­ре­де­ле­ния, на ос­но­ве ко­то­рых и про­ис­хо­дит даль­ней­шее дви­же­ние мыс­ли, при­во­дя­щее к вос­про­из­ве­де­нию в по­ня­ти­ях сис­те­мы слож­но­го объ­ек­та в ка­че­ст­ве «мыс­лен­ной це­ло­ст­но­сти, мыс­лен­ной кон­крет­но­сти» (Там же. Т. 46. Ч. 1. С. 38).[12]

Ан­ти­по­зи­ти­ви­ст­ская тен­ден­ция в твор­че­ст­ве М. тес­но свя­за­на с его пуб­ли­ци­стич. и ре­во­люц. дея­тель­но­стью. Ряд его ра­бот, ши­ро­ко ис­поль­зую­щих ме­то­ды по­ле­ми­ки, об­ли­че­ния, иро­нии, сар­каз­ма, мо­гут быть от­не­се­ны к жан­ру пуб­ли­ци­стич. со­цио­ло­гии. Под­ход к на­уч. дея­тель­но­сти как вклю­чён­ной в об­ществ. прак­ти­ку, со­ци­аль­ная кри­ти­ка и по­ли­тич. ра­ди­ка­лизм М. бы­ли вос­при­ня­ты позд­нее разл. ан­ти­по­зи­ти­ви­ст­ски­ми (кри­ти­че­ская тео­рия) и ле­во­ра­ди­каль­ны­ми те­че­ния­ми.[13]

В ра­бо­тах М., опи­раю­щих­ся на ог­ром­ный эм­пи­рич. ма­те­ри­ал, от­но­ся­щий­ся к со­ци­аль­ной ис­то­рии, эко­но­ми­ке, пра­ву и т. д., мож­но об­на­ру­жить и эле­мен­ты эм­пи­ри­че­ско­го со­ци­аль­но­го ис­сле­до­ва­ния (ана­лиз офиц. до­ку­мен­тов, пи­сем и ре­зуль­та­тов оп­ро­са при изу­че­нии по­ло­же­ния мо­зель­ско­го кре­сть­ян­ст­ва в 1842-43, по­сто­ян­ное об­ра­ще­ние к ана­ли­зу прес­сы и ста­ти­стич. ма­те­риа­лов и др.).[14]

Пред­став­ле­ние об об­ще­ст­ве как ие­рар­хи­че­ски ор­га­ни­зо­ван­ной сис­те­ме свя­зей и от­но­ше­ний ме­ж­ду ин­ди­ви­да­ми, об­ра­зую­щих­ся в про­цес­се дея­тель­но­сти, пре­ж­де все­го — тру­до­вой, по­лу­чи­ло вы­ра­же­ние во вве­дён­ном М. по­ня­тии «об­ще­ст­вен­ная фор­ма­ция» (Gesellschaftsformation), в ос­но­ва­нии ко­то­рой ле­жит спо­соб про­из­вод­ст­ва ма­те­ри­аль­ных благ. Вслед за Ге­ге­лем М. ве­рил в су­ще­ст­во­ва­ние уни­вер­саль­ных ис­то­рич. за­ко­нов, про­би­ваю­щих се­бе до­ро­гу че­рез все слу­чай­но­сти, в про­грес­сив­ный ха­рак­тер со­ци­аль­но­го раз­ви­тия, по­ла­гая, что все об­ще­ст­ва рань­ше или поз­же про­хо­дят в сво­ём раз­ви­тии од­ни и те же ста­дии. «Ази­ат­ский, ан­тич­ный, фео­даль­ный и со­вре­мен­ный, бур­жу­аз­ный, спо­со­бы про­из­вод­ст­ва» М. обо­зна­чил как «про­грес­сив­ные эпо­хи эко­но­ми­че­ской об­ще­ст­вен­ной фор­ма­ции». Тер­мин «фор­ма­ция» он ис­поль­зо­вал и при­ме­ни­тель­но к пер­во­быт­ной об­щи­не, ос­но­ван­ной на кол­лек­тив­ной об­щин­ной соб­ст­вен­но­сти и кров­но­род­ст­вен­ных от­но­ше­ни­ях. Бур­жу­аз­ную фор­ма­цию, ос­но­ван­ную на ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти на сред­ст­ва про­из­вод­ст­ва и экс­плуа­та­ции фор­маль­но сво­бод­но­го на­ём­но­го тру­да, М. счи­тал «по­след­ней ан­та­го­ни­сти­че­ской фор­мой об­ще­ст­вен­но­го про­цес­са», ко­то­рой «за­вер­ша­ет­ся пре­дыс­то­рия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва» (Там же. Т. 13. С. 7-8). В кри­тич. раз­бо­ре про­грам­мы с.-д. пар­тии Гер­ма­нии — «Кри­ти­ке Гот­ской про­грам­мы» (1875, опубл. в 1891) М. вы­де­лил две фа­зы в раз­ви­тии по­сле­ка­пи­та­ли­стич. фор­ма­ции.[15]

Важ­ней­шее ме­сто в ме­то­до­ло­гии М. за­ни­ма­ет вы­яв­ле­ние вся­ко­го ро­да про­ти­во­ре­чий, кол­ли­зий, на­пря­же­ний, кон­флик­тов ме­ж­ду разл. фак­то­ра­ми со­ци­аль­ной жиз­ни, ин­сти­ту­та­ми, груп­па­ми и т. д. М. ви­дел в про­ти­во­ре­чи­ях ис­точ­ник и дви­жу­щую си­лу раз­ви­тия. Од­но из центр. мест в тео­рии М. за­ни­ма­ет про­бле­ма­ти­ка со­ци­аль­ной ре­во­лю­ции, ко­то­рая по­ни­ма­ет­ся как бы­ст­рый, кон­фликт­ный и то­таль­ный сдвиг в со­ци­аль­ных от­но­ше­ни­ях. Та­кой спо­соб со­ци­аль­но­го из­ме­не­ния М. счи­тал ис­то­ри­че­ски не­из­беж­ным и же­ла­тель­ным, так как он по­зво­ля­ет ус­ко­рить об­ществ. про­гресс: «ре­во­лю­ции — ло­ко­мо­ти­вы ис­то­рии», «на­си­лие яв­ля­ет­ся по­ви­валь­ной баб­кой вся­ко­го ста­ро­го об­ще­ст­ва, ко­гда оно бе­ре­мен­но но­вым» (Там же. Т. 7. С. 86; Т. 23. С. 761).[16]

Клас­сы в ши­ро­ком смыс­ле, по М., это лю­бые со­ци­аль­ные груп­пы, на­хо­дя­щие­ся по от­но­ше­нию друг к дру­гу в не­рав­ном по­ло­же­нии и бо­рю­щие­ся ме­ж­ду со­бой, в бо­лее уз­ком смыс­ле — со­ци­аль­ные груп­пы, раз­ли­чаю­щие­ся в за­ви­си­мо­сти от на­ли­чия или от­сут­ст­вия соб­ст­вен­но­сти на сред­ст­ва про­из­вод­ст­ва — важ­но­го кри­те­рия клас­со­об­ра­зо­ва­ния. На­ря­ду с та­ки­ми при­зна­ка­ми, как эко­но­мич. по­ло­же­ние, об­раз жиз­ни, уро­вень об­ра­зо­ва­ния и т. п., важ­ней­шим при­зна­ком клас­са яв­ля­ет­ся клас­со­вое са­мо­соз­на­ние: «класс в се­бе» дол­жен стать «клас­сом для се­бя», то есть осоз­нать се­бя как осо­бую со­ци­аль­ную груп­пу со свои­ми ин­те­ре­са­ми, про­ти­во­стоя­щую дру­гим груп­пам (Там же. Т. 4. С. 183). В борь­бе ме­ж­ду клас­са­ми один из них мо­жет пред­став­лять от­жив­шие про­из­водств. от­но­ше­ния, дру­гой — на­ро­ж­даю­щие­ся, при этом на раз­ных фа­зах раз­ви­тия один и тот же класс мо­жет быть то про­грес­сив­ным, то ре­ак­ци­он­ным (напр., бур­жуа­зия на ран­ней и на за­вер­шаю­щей ста­ди­ях ка­пи­та­ли­стич. раз­ви­тия). От­ме­чая су­ще­ст­во­ва­ние в совр. ка­пи­та­ли­стич. об­ще­ст­ве др. клас­сов и сло­ёв («пе­ре­жит­ков» преж­них фор­ма­ций и сред­них, про­ме­жу­точ­ных сло­ёв), по­ми­мо бур­жуа­зии и про­ле­та­риа­та, М. счи­тал, что в пер­спек­ти­ве они об­ре­че­ны на ис­чез­но­ве­ние. Од­на­ко пред­ска­за­ния М. об ис­чез­но­ве­нии сред­них клас­сов и об аб­со­лют­ном и от­но­си­тель­ном об­ни­ща­нии про­ле­та­риа­та при ка­пи­та­лиз­ме не под­твер­ди­лись.[17]

[править] Экономическая теория

«Ес­те­ст­вен­но-ис­то­ри­че­ское» по­ни­ма­ние об­ществ. про­цес­са оп­ре­де­ли­ло трак­тов­ку М. ка­те­го­рий по­ли­ти­че­ской эко­но­мии как тео­ре­тич. вы­ра­же­ния пре­хо­дя­щих ис­то­рич. от­но­ше­ний лю­дей, скла­ды­ваю­щих­ся в про­цес­се про­из­вод­ст­ва. Ис­ход­ный пункт М. — ана­лиз то­ва­ра как эко­но­мич. «кле­точ­ки» бур­жу­аз­но­го об­ще­ст­ва, дву­един­ст­ва вещ­ной по­лез­но­сти (по­тре­би­тель­ной цен­но­сти) и спо­соб­но­сти к об­ме­ну (ме­но­вой цен­но­сти, или стои­мо­сти), в ко­то­ром пред­став­лен двой­ст­вен­ный ха­рак­тер тру­да кон­крет­но­го (це­ле­со­об­раз­ное соз­да­ние оп­ре­де­лён­ной по­лез­ной ве­щи) и аб­ст­ракт­но­го (не­об­хо­ди­мые за­тра­ты мус­куль­ной, нерв­ной, ум­ст­вен­ной энер­гии, свя­зы­ваю­щие уча­ст­ни­ков об­ществ. раз­де­ле­ния тру­да). Кон­крет­ный труд, бу­ду­чи тру­дом обо­соб­лен­но­го то­ва­ро­про­из­во­ди­те­ля, тре­бу­ет об­ме­на его про­дук­тов в оп­ре­де­лён­ных про­пор­ци­ях. «Сгу­ст­ки энер­гии» аб­ст­ракт­но­го тру­да да­ют воз­мож­ность ко­ли­честв. со­из­ме­ре­ния (ме­но­вая цен­ность) ка­че­ст­вен­но раз­но­род­ных по­лез­но­стей (по­тре­би­тель­ных цен­но­стей); ис­то­рич. раз­вёр­ты­ва­ние то­вар­но­го об­ме­на дос­ти­га­ет «де­неж­ной фор­мы стои­мо­сти» — за­кре­п­ле­ния ро­ли «все­об­ще­го эк­ви­ва­лен­та» за бла­го­род­ны­ми ме­тал­ла­ми. При­рав­ни­вая разл. про­дук­ты при об­ме­не один к дру­го­му, лю­ди сти­хий­но при­рав­ни­ва­ют разл. ви­ды тру­да, не осоз­на­вая это­го, что по­ро­ж­да­ет осо­бую фор­му фе­ти­шиз­ма — пер­со­ни­фи­ка­цию ве­щей и ове­ще­ст­в­ле­ние лиц в то­вар­ном про­из­вод­ст­ве. Т. о., стои­мость — от­но­ше­ние ме­ж­ду людь­ми, скры­тое за вещ­ной (то­вар­но-де­неж­ной) обо­лоч­кой.[18]

Ка­пи­тал М. так­же трак­то­вал как об­ществ. от­но­ше­ние, воз­ни­каю­щее из фор­маль­но эк­ви­ва­лент­но­го об­ме­на двух осо­бых то­ва­ров — де­нег как все­об­щей фор­мы стои­мо­сти и ра­бо­чей си­лы, по­тре­би­тель­ная цен­ность ко­то­рой об­ла­да­ет уни­каль­ным свой­ст­вом быть ис­точ­ни­ком но­вой стои­мо­сти. Ус­ло­вия­ми пре­вра­ще­ния ра­бо­чей си­лы в то­вар яв­ля­ют­ся воз­мож­ность (от­сут­ст­вие стес­не­ний и ог­ра­ни­че­ний, ме­шаю­щих воль­но­му най­му) и не­об­хо­ди­мость (от­сут­ст­вие зем­ли и всех др. средств су­ще­ст­во­ва­ния у ра­бот­ни­ков) её «сво­бод­ной» про­да­жи. Про­цесс по­треб­ле­ния то­ва­ра «ра­бо­чая си­ла» есть про­цесс воль­но­на­ём­но­го тру­да, соз­даю­ще­го но­вую — при­ба­воч­ную — стои­мость. Она пред­став­ля­ет со­бой из­ли­шек над ве­ли­чи­ной стои­мо­сти са­мой ра­бо­чей си­лы, эк­ви­ва­лент­ной сум­ме жиз­нен­ных средств, не­об­хо­ди­мых для её вос­про­из­вод­ст­ва. Вла­де­лец де­нег, ис­поль­зуе­мых как ка­пи­тал, мо­жет по­треб­лять ку­п­лен­ную ра­бо­чую си­лу, напр., 12 ч в день; то­гда как ра­бо­чий в те­че­ние 6 ч (не­об­хо­ди­мое ра­бо­чее вре­мя) мо­жет соз­дать про­дук­цию, про­да­жа ко­то­рой оку­пит его со­дер­жа­ние; всё соз­дан­ное сверх это­го при­сваи­ва­ет­ся ка­пи­та­ли­стом как при­ба­воч­ная стои­мость. Т. о., тру­до­вая тео­рия стои­мо­сти, раз­ра­бо­тан­ная англ. клас­си­че­ской по­ли­ти­че­ской эко­но­ми­ей, ста­ла у М. ос­но­вой его тео­рии при­ба­воч­ной стои­мо­сти.[19]

М. скор­рек­ти­ро­вал уче­ния Ф. Ке­нэ («пер­во­на­чаль­ные и го­дич­ные аван­сы») и А. Сми­та ["ос­нов­ной" (fixed) и «обо­рот­ный» (circulating) ка­пи­тал] о струк­ту­ре ка­пи­та­ла, осо­бо вы­де­лив «пе­ре­мен­ный ка­пи­тал» — рас­хо­ды на ра­бо­чую си­лу. Бу­ду­чи ча­стью обо­рот­но­го ка­пи­та­ла, они обес­пе­чи­ва­ют при­ра­ще­ние стои­мо­сти, то­гда как по­треб­ле­ние средств про­из­вод­ст­ва, со­глас­но М., лишь пе­ре­но­сит на но­вый про­дукт уже на­ко­п­лен­ную стои­мость (сра­зу или по час­тям), по­это­му рас­хо­ды на них со­став­ля­ют «по­сто­ян­ный ка­пи­тал» (сы­рьё, ма­те­риа­лы и ос­нов­ной ка­пи­тал). Ка­пи­тал в це­лом — это «са­мо­воз­рас­таю­щая» стои­мость, ко­то­рая в про­цес­се кру­го­обо­ро­та но­си­те­лей (день­ги, сред­ст­ва про­из­вод­ст­ва и ра­бо­чая си­ла, то­вар­ные за­па­сы) при­но­сит при­ба­воч­ную стои­мость за счёт экс­плуа­та­ции на­ём­но­го тру­да и по­сред­ст­вом реа­ли­за­ции про­из­ве­дён­ной ра­бо­чи­ми про­дук­ции.[20]

М. ввёл по­ня­тие «пре­вра­щён­ной фор­мы», ха­рак­те­ри­зую­щее ви­ди­мые по­верх­но­ст­ные «ис­ка­же­ния» внутр. за­ви­си­мо­стей (за­ра­бот­ная пла­та как пре­вра­щён­ная фор­ма стои­мо­сти ра­бо­чей си­лы, а про­мыш­лен­ная и тор­го­вая при­быль, ссуд­ный про­цент и зе­мель­ная рен­та как пре­вра­щён­ные фор­мы при­ба­воч­ной стои­мо­сти).[21]

Ана­ли­зи­руя стрем­ле­ние к мак­си­ми­за­ции при­ба­воч­ной стои­мо­сти как сти­мул тех­нич. про­грес­са, М. вы­де­лил «аб­со­лют­ную» при­ба­воч­ную стои­мость, дос­ти­гае­мую уд­ли­не­ни­ем ра­бо­че­го дня, и «от­но­си­тель­ную» при­ба­воч­ную стои­мость, обес­пе­чи­вае­мую рос­том про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да в пре­де­лах фик­си­ро­ван­но­го ра­бо­че­го дня. Ис­то­рич. сту­пе­ни ка­пи­та­ли­стич. пром. про­грес­са М. рас­смат­ри­вал как ме­то­ды из­вле­че­ния от­но­си­тель­ной при­ба­воч­ной стои­мо­сти — от про­стой коо­пе­ра­ции ра­бот­ни­ков под ко­ман­до­ва­ни­ем ка­пи­та­ла до круп­но­го фаб­рич­но­го ма­шин­но­го про­из­вод­ст­ва. М. пер­вым ин­тер­пре­ти­ро­вал ма­ну­фак­ту­ру как тип круп­но­го пред­при­ятия, ос­но­ван­но­го на диф­фе­рен­ци­ро­ва­нии руч­ной тех­ни­ки и пре­вра­ще­нии тру­да отд. ра­бот­ни­ка в опе­ра­цию по из­го­тов­ле­нию де­та­ли то­ва­ра.[22]

Фаб­рич­ную сис­те­му круп­но­го ма­шин­но­го про­из­вод­ст­ва М. ха­рак­те­ри­зо­вал как выс­шую ста­дию «ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го на­ко­п­ле­ния», на ко­то­рой, по его мне­нию, кон­цен­тра­ция в эко­но­ми­ке при­водит к по­ля­ри­за­ции об­ществ. клас­сов: круп­ные пред­при­ни­ма­те­ли в кон­ку­рент­ной борь­бе по­би­ва­ют мел­ких, ко­то­рые от­бра­сы­ва­ют­ся в ря­ды про­ле­та­риа­та; дав­ле­ние «от­но­си­тель­но­го из­быт­ка ра­бо­чей си­лы» («ре­зерв­ной ар­мии тру­да») по­зво­ля­ет ка­пи­та­ли­стам по­ни­жать зар­пла­ту ни­же стои­мо­сти ра­бо­чей си­лы и тем са­мым уве­ли­чи­вать свои до­хо­ды при мас­со­вой ни­ще­те и де­гра­да­ции. Но ра­бо­чий класс вме­сте с тем «обу­ча­ет­ся, объ­е­ди­ня­ет­ся и ор­га­ни­зу­ет­ся» и ме­ха­низ­мом са­мо­го ка­пи­та­ли­стич. про­из­вод­ст­ва, и про­ти­во­стоя­ни­ем умень­шаю­ще­му­ся чис­лу «маг­на­тов ка­пи­та­ла», «узур­пи­рую­щих» все вы­го­ды обоб­ще­ст­в­лён­но­го тру­да.[23]

В пер­во­на­чаль­ном ва­ри­ан­те «Ка­пи­тала» (впер­вые опубл. в 1939-41 под за­гла­ви­ем «Эко­но­ми­че­ские ру­ко­пи­си 1857—1859 гг.») М. свя­зы­вал са­мо­от­ри­ца­ние ка­пи­та­ли­стич. спо­со­ба про­из­вод­ст­ва с пре­вра­ще­ни­ем «не­по­сред­ст­вен­но­го тру­да» в «не­об­хо­ди­мый, но вто­ро­сте­пен­ный мо­мент по от­но­ше­нию к все­об­ще­му на­уч­но­му тру­ду, по от­но­ше­нию к тех­но­ло­ги­че­ско­му при­ме­не­нию ес­те­ст­во­зна­ния» (Там же. Т. 46. Ч. 2. С. 207—208). Од­на­ко в ито­го­вом тек­сте 1-го то­ма «Ка­пи­та­ла» ис­то­рич. тен­ден­ция ка­пи­та­ли­стич. на­ко­п­ле­ния оха­рак­те­ри­зо­ва­на ина­че: «Цен­тра­ли­за­ция средств про­из­вод­ст­ва и обоб­ще­ст­в­ле­ние тру­да дос­ти­га­ют та­ко­го пунк­та, ко­гда они ста­но­вят­ся не­со­вмес­ти­мы­ми с их ка­пи­та­ли­сти­че­ской обо­лоч­кой. Она взры­ва­ет­ся… Экс­про­приа­то­ров экс­про­прии­ру­ют» (Там же. Т. 23. С. 773).[24]

2-й и 3-й то­ма «Ка­пи­та­ла» бы­ли на­це­ле­ны на кон­кре­ти­за­цию сфор­му­ли­ро­ван­но­го в кн. Эн­гель­са «Ан­ти-Дю­ринг» (1878, при уча­стии М.) «ос­нов­но­го про­ти­во­ре­чия ка­пи­та­лиз­ма» ме­ж­ду об­ществ. ха­рак­те­ром про­из­вод­ст­ва и ча­ст­но­соб­ст­вен­нич. при­свое­ни­ем, про­яв­ляю­ще­го­ся в пе­рио­дич. кри­зи­сах в эко­но­ми­ке. Во 2-м то­ме М. по­стро­ил схе­мы, по­ка­зы­вав­шие труд­но­сти со­блю­де­ния ус­ло­вий про­пор­цио­наль­но­сти ме­ж­ду дву­мя под­раз­де­ле­ния­ми ка­пи­та­ли­стич. об­ществ. вос­про­из­вод­ст­ва — про­из­вод­ст­вом средств про­из­вод­ст­ва и про­из­вод­ст­вом пред­ме­тов по­треб­ле­ния. Осн. со­дер­жа­ние 3-го то­ма со­ста­ви­ло со­гла­со­ва­ние тру­до­вой тео­рии стои­мо­сти с тен­ден­ци­ей рос­та ор­га­нич. строе­ния ка­пи­та­ла (до­ли по­сто­ян­но­го ка­пи­та­ла от­но­си­тель­но пе­ре­мен­но­го) как вы­ра­же­ния тех­нич. про­грес­са; М. пред­ло­жил по­ня­тие це­ны про­из­вод­ст­ва как пре­вра­щён­ной фор­мы стои­мо­сти — ре­зуль­та­та урав­ни­ва­ния нор­мы при­бы­ли вслед­ст­вие внут­ри­от­рас­ле­во­го и меж­от­рас­ле­во­го пе­ре­ли­ва ка­пи­та­лов. М. про­ана­ли­зи­ро­вал так­же тор­го­вый и ссуд­ный ка­пи­тал как обо­со­бив­шие­ся функ­цио­наль­ные фор­мы ка­пи­та­ла, уча­ст­вую­щие в пе­ре­рас­пре­де­ле­нии при­ба­воч­ной стои­мо­сти; ввёл по­ня­тие фик­тив­но­го ка­пи­та­ла (пред­став­лен­но­го в цен­ных бу­ма­гах — ак­ци­ях и об­ли­га­ци­ях), спо­соб­ст­вую­ще­го от­де­ле­нию ка­пи­та­ла-соб­ст­вен­но­сти от ка­пи­та­ла-функ­ции (не­по­средств. кон­тро­ля над пред­при­ятия­ми). Фик­тив­ный ка­пи­тал по­зво­ля­ет выс­ше­му слою ка­пи­та­ли­стич. клас­са кон­тро­ли­ро­вать ка­пи­тал, на­мно­го пре­вос­хо­дя­щий тот, что на­хо­дит­ся в фор­маль­ной соб­ст­вен­но­сти. С пре­вра­ще­ни­ем ак­цио­нер­ных об­ществ в гос­под­ствую­щую ор­га­ни­зац. фор­му пред­при­ятий ка­пи­тал при­об­ре­та­ет не­по­средств. фор­му об­ществ. ка­пи­та­ла, а при­быль — чис­тую фор­му про­цен­та. Эн­гельс в до­пол­не­ни­ях к 3-му то­му «Ка­пи­та­ла» от­ме­тил, что ак­цио­нер­ный ка­пи­тал уси­ли­ва­ет тен­ден­цию к кон­цен­тра­ции вплоть до пе­ре­рас­та­ния сво­бод­ной кон­ку­рен­ции в мо­но­по­лию и гос­под­ства бир­жи над всем про­из­вод­ст­вом и об­ра­ще­ни­ем.[25]

От­сле­жи­вая про­ти­во­ре­чия, спо­соб­ные на­ру­шить ход ка­пи­та­ли­стич. про­цес­са вос­про­из­вод­ст­ва, М. так и не сфор­му­ли­ро­вал цель­ной кон­цеп­ции кри­зи­сов. Вы­со­ко оце­ни­вая на­уч. вклад Ж. Ш. Л. С. де Сис­мон­ди, М. не при­нял его тео­рии не­до­пот­реб­ле­ния, по­сколь­ку кри­зи­сы но­сят цик­лич. ха­рак­тер и обыч­но на­чи­на­ют­ся при вы­со­ком уров­не зар­пла­ты. М. объ­яс­нял это тем, что в пе­ри­од эко­но­мич. подъ­ё­ма рас­ту­щий спрос на ра­бо­чую си­лу ве­дёт к уве­ли­че­нию оп­ла­ты тру­да, но из-за это­го по­вы­ше­ния сни­жа­ет­ся уро­вень сред­ней при­бы­ли и пе­ре­ста­ют дей­ст­во­вать сти­му­лы к ин­ве­сти­ци­ям, по­сле че­го сле­ду­ет спад де­ло­вой ак­тив­но­сти с за­кры­ти­ем пред­при­ятий, па­де­ни­ем цен и зар­пла­ты и скач­ком без­ра­бо­ти­цы.[26]

Кри­тич. об­зор взгля­дов эко­но­ми­стов про­шло­го (мер­кан­ти­ли­стов, фи­зио­кра­тов, А. Сми­та, Д. Ри­кар­до и его по­следо­ва­те­лей и кри­ти­ков) на ис­точ­ник ка­пи­та­ли­стич. при­бы­ли, со­дер­жа­щий­ся в ру­ко­пи­сях 1862-63 и за­ду­ман­ный как 4-й том «Ка­пи­та­ла», был из­дан К. Ка­ут­ским под за­гла­ви­ем «Тео­рии при­ба­воч­ной стои­мо­сти» в 1905.[27]

Идеи М. ока­за­ли гро­мад­ное влия­ние на раз­ви­тие со­ци­аль­ной фи­ло­со­фии в 19-20 вв., став ис­точ­ни­ком разл. вер­сий мар­ксиз­ма и не­омар­ксиз­ма и оп­ре­де­лив во мно­гом идео­ло­гию ме­ж­ду­нар. со­циа­ли­стич. и ком­му­ни­стич. дви­же­ния.[28]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Маркс
  2. Маркс
  3. Маркс
  4. Маркс
  5. Маркс
  6. Маркс
  7. Маркс
  8. Маркс
  9. Маркс
  10. Маркс
  11. Маркс
  12. Маркс
  13. Маркс
  14. Маркс
  15. Маркс
  16. Маркс
  17. Маркс
  18. Маркс
  19. Маркс
  20. Маркс
  21. Маркс
  22. Маркс
  23. Маркс
  24. Маркс
  25. Маркс
  26. Маркс
  27. Маркс
  28. Маркс
Личные инструменты