История электроэнергии в Грузии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



[править] Советский период

В советский период электроэнергетика в Грузии активно развивалась.[1]

В 1970-х — 1980-х гг. развитию электроэнергетики придавалось большое значение. Развитие отрасли в основном достигалось за счет использования местных гидроресурсов, включая сооружение Жинвальского гидроузла, строительства Ингурской, Худонской и Намахванской ГЭС, а также расширение Тбилисской ГРЭС.[2]

В 1980-е гг. в Грузии преобладали настроения о нецелесообразности развития собственного энергетического сектора. Было практически полностью прекращено строительство ГЭС, осуществлявшееся путем финансирования из общесоюзного бюджета, что на многие годы исключило для Грузии возможность наращивания производства электроэнергии за счёт наиболее крупных и доступных для республики энергетических ресурсов.[3]

[править] С 1991 года

В 1991 году выработка электроэнергии отставала от ранее достигнутого в республике максимального уровня 1,2 раза (максимальный уровень был достигнут в 1989 году).[4]

Спад производства в электроэнергетике в период кризиса 1990-х годов составил 1,9 раза. За период 1991—1997 гг. производство электроэнергии сократилось почти в 2 раза. В 1991—1996 гг. производство электроэнергии на ТЭС снизилось более чем в 5 раз.[5]

Комплексная программа стабилизации и структурной перестройки с подробным планом на 1995 г. была завершена и одобрена законодательными и исполнительными органами Грузии при поддержке МВФ в ноябре 1994 г., а в декабре МВФ одобрил первый транш кредита по программе структурных преобразований (финансирование со стороны МВФ осуществлялось путём предоставления кредитов типа «стэндбай» и расширенного финансирования структурной перестройки). В рамках реализации программы был отменён контроль за ценами на электроэнергию. По сравнению с сентябрем 1994 г. тарифы на электроэнергию увеличились почти в 600 раз.[6]

В 1990-х годах планом приватизации электроэнергетической отрасли предусматривалась приватизация 19 и аренда 8 малых ГЭС. Крупные электростанции должны были остаться в госсобственности. Был принят закон, регулирующий взаимоотношения правительства с энергетическими компаниями, с целью создания конкуренции на рынке производства и распределения энергии.[7]

В соответствии с указом президента Грузии с июня 1997 г. была начата реструктуризация энергетического сектора — создание независимых систем (генерации, передачи и распределения). Была также создана регулировочная комиссия электроэнергетики Грузии, на которую возложили задачу по формированию тарифов на электроэнергию. Указом президента был утверждён «План приватизации электроэнергетического сектора», который предусматривал продажу государственных пакетов акций на конкурсной основе.[8]

Начало масштабной приватизации в электроэнергетике связано с американской компанией «AES Silk Road Holdings», которая в 1998 г. купила 75 % акций компании «Теласи», контролирующей тбилисскую электрораспределительную сеть. По мнению руководства Грузии, приватизация «Теласи» была необходимым и вынужденным шагом, так как на восстановление тбилисской сети требовалось свыше $20 млн, которых у государства не было. По условиям соглашения, «AES» должна была в первый год предоставить инвестиции в размере $22,6 млн, погасить долги «Теласи» и в последующие 10 лет инвестировать ещё около $80 млн, с тем чтобы обеспечить в Тбилиси постоянное электроснабжение.[9]

Следующим важным шагом по приватизации объектов электроэнергетики было проведение Министерством по управлению госимуществом тендера по трём лотам. Первый лот включал в себя 9-й и 10-й энергоблоки ТбилГРЭС, 100 % акций ГЭС Храми-1 и Храми-2 (передаваемых в управление на 25 лет) и 75 % акций Руставской энергораспределительной сети (Рэласи). Второй лот предусматривал передачу права управления сроком на 25 лет АО ЛаджануриГЭС, РиониГЭС, ГуматиГЭС, ТкибулиГЭС, ШаориГЭС, а также продажу 75 % акций Кутаисской энергораспределительной компании (Кэласи). Третий лот включал в себя 58 районных энергетических компаний. Победителем по первому лоту в декабре 1999 г. стала компания «AES». Все входившие в лот энергетические предприятия были переданы за $11,5 млн. Но при этом на компанию перешли обязательства по ранее выделенным кредитам в размере $100 млн и, кроме того, ей предстояло обеспечить инвестиции в размере $65 млн. На базе «Теласи» и «Реласи» предполагалось создание единой энергетической компании. Победителем по второму лоту был признан грузино-французский консорциум, в который вошли французские компании «CIIF Energies» и «EDF», а также грузинские «Mecamidi» и «GMT Group». Победитель должен был уплатить за акции $22,5 млн и инвестировать в реабилитацию энергообъектов ещё не менее $39 млн. Другие детали этого крупного контракта требовали дополнительного обсуждения с правительством Грузии и с компаниями, заинтересованными в реконструкции ГЭС, перешедших под контроль консорциума.[10]

23 сентября 1998 года было подписано соглашение между Грузией и Россией о сотрудничестве в сфере электроэнергетики.[11]

В 1998 году жестокая засуха значительно снизила производство сельскохозяйственной продукции и выработку электроэнергии гидроэлектростанциями, что привело к сокращению её подачи промышленным предприятиям.[12]

29 июня 1999 г. Всемирный Банк предоставил кредит на проведение реструктуризации энергетического сектора. Финансирование энергетики Грузии со стороны ВБ направлено на поддержку программы реформирования энергетического сектора. Эта программа, в частности, предусматривала формирование конкурентного рынка электроэнергии.[13]

С 1 июля 1999 г. начал формироваться оптовый рынок электроэнергии. На поддержку этого проекта, первый этап которого рассчитан на 2 года, Мировой банк выделил около $60 млн, причем половину суммы — в качестве гранта, а остальную часть в виде кредита со сроком 35 лет. Содействие в создании оптового рынка ожидалось и со стороны правительственных структур США и стран ЕС. Предполагалось, что оптовый рынок позволит создать конкуренцию между ГЭС и ТЭЦ, и муниципальные энергораспределительные компании смогут беспрепятственно получать электроэнергию в соответствии с рыночными условиями. В 2001 году отмечалось, что оптовый рынок в Грузии находится на начальном этапе становления и, кроме того, в ближайшей перспективе не ожидается избытка предложения электроэнергии, необходимого для развития реальной конкуренции.[14]

В середине 1999 г. ЕБРР принял решение о выделении кредита в размере $38,5 млн на реконструкцию крупнейшей в Грузии ИнгуриГЭС. Кроме того, Евросоюз в следующем году предоставил грант в размере 5 млн евро на реконструкцию плотины и дополнительную финансовую помощь по реабилитации 3-го генератора Ингури ГЭС.[15]

Минтопэнерго России, РАО «ЕЭС России», АО «ГрузРосэнерго» и ГК «Сакэнерго» в 1999 г. подготовили программу сотрудничества в сфере электроэнергетики на период до конца 2005 г. На заседании Российско-Грузинской комиссии по экономическому сотрудничеству 30 июля 1999 г. было решено поручить Минтопэнерго РФ, РАО «ЕЭС России», Минтопэнерго Грузии рассмотреть вопрос о развитии малой и нетрадиционной электроэнергетики для энергоснабжения высокогорных сел Грузии с привлечением на контрактной основе ЗАО «Нетрадиционная электроэнергетика». Комиссия обратила внимание соответствующих министерств и ведомств на необходимость конкретных действий по обеспечению беспрепятственного экспорта электроэнергии из России в Грузию и Турцию и в этой связи — по строительству второй межгосударственной линии электропередачи 500 кВ «Центральная — Адлер — Сухуми -ИнгуриГЭС» на взаимовыгодной основе, усилению основной электрической сети Грузии путем строительства высоковольтных линий (ВЛ) — 500 кВ Тбилисская ГРЭС — Зестафони — Ингури с подстанцией 500 кВ в Ахалцихе, строительству двухцепной ВЛ — 400 кВ Ахалцихе — Карс (Турция).[16]

В январе 2000 года отмечалось, что в официальной справке Департамента экспорта РАО «ЕЭС России» говорилось, что «энергосистема Грузии находится в тяжёлом кризисном положении, работая с низкой частотой тока (44-45 Гц), вследствие чего введены глубокие ограничения потребления электроэнергии». Реально это означает, что в стране нет электричества, не говоря уже о массе других бытовых неудобств, давно ставших деталями жизни современной Грузии. Это отсутствие горячей воды, готовка пищи на электроплитках и газовых горелках и т. п. Как могли убедиться члены российской делегации, даже в столичном Тбилиси свет включают только на шесть часов в сутки — утром и вечером. [17]

В январе 2000 г. МФК и ЕБРР приняли решение о финансировании проекта в энергетическом комплексе страны. Корпорация и ЕБРР предоставляют кредит в сумме $60 млн АО «АЭС Теласи» — приватизированной компании, занимающейся поставкой электроэнергии. Проект направлен на повышение эффективности обеспечения электроэнергией потребителей в Тбилиси, совершенствование системы платежей за энергию и привлечение дополнительных частных инвестиций в грузинскую энергетику. Кредит позволит компании развить собственную энергосистему, ввести в эксплуатацию новые линии электропередач и сократить потери при передаче энергии с помощью внедрения новых технологий.[18]

Весной 2000 г. в Ахметском районе начались подготовительные работы по строительству ХадориГЭС, которое планировалось завершить в 2002 г. Предполагавшаяся мощность этой гидроэлектростанции — 24-30 МВт. Ее строительство финансировалось государственной энергетической корпорацией провинции Сычуань (КНР). Мощность этой станции относительно невелика, но предполагалось, что она станет первой ГЭС, построенной после обретения Грузией независимости и, кроме того, будет иметь большое региональное значение.[19]

В начале 2000 г. наметился рост производства электроэнергии (5 % по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года). Это, в частности, создавало впечатление, что в электроэнергетике Грузии наметились пути выхода из кризиса. Однако положительный эффект был непродолжительным и осенью 2000 г. Грузии пришлось пережить очередной виток энергетического кризиса. При оценке причин обострения ситуации в электроэнергетике следует в первую очередь выделить следующие, хотя и не являющиеся единственными и исчерпывающими. Одной из первоочередных причин был высокий уровень неплатежей за электроэнергию. По некоторым оценкам, в 1999 г. объем платежей в целом по стране не превышал 20 %. К негативным последствиям этого следует отнести снижение инвестиционной привлекательности энергетических предприятий, неспособность энергетических компаний обеспечить необходимое и самостоятельное финансирование проведения ремонтных работ и/или приобретения комплектующих и топлива, отсутствие стимулов к увеличению производства электроэнергии, обострение социально-экономической ситуации в связи с необходимостью отключения «неплательщиков». В ряде случаев западные инвесторы, к числу которых можно отнести и компанию «AES», на момент приватизации не в полной мере представляли трудности с предстоящей модернизаций приобретаемых ими энергетических объектов, с обеспечением поставок топлива, а также сложность решения уже упомянутой проблемы неплатежей. Другая причина связана с тем, что в 2000 г. в Грузии была сильная засуха, равной которой не было с 1964 г. Уровень воды в хранилищах гидростанций, обеспечивавших до 70 % производства электроэнергии в Грузии, к октябрю 2000 г., по оценке министра топлива и энергетики Д. Мирцхулава, являлся катастрофическим. Складывающиеся климатические условия не позволяли накопить до начала зимы необходимый уровень. В ноябре 2000 г. уровень воды на ИнгуриГЭС вместо обычных 510 м составлял 450 м, то есть на 60 м ниже. Определенные надежды связывались с возможным увеличением производства электроэнергии на тепловых электростанциях и с развитием сотрудничества и обеспечением экспорта электроэнергии из соседних республик. Вместе с тем состояние ТбилГРЭС, являющейся базовой тепловой станцией Грузии, не давало оснований для оптимизма. Во второй половине 2000 г. в рабочем состоянии находились по существу только 9-й и 10-й блоки. Причем они работали неритмично, неоднократно выходили из строя и вывести их на проектную мощность не удавалось. В начале ноября 2000 г. ситуация с поставками электроэнергии обострилась и сопровождалась акциями протеста со стороны жителей Тбилиси, которые показали, что проблема снабжения электроэнергией перестает быть чисто профессиональной и переходит на уровень социально-политический, становясь самостоятельным фактором влияяния на ситуацию в стране. Положение дел в электроэнергетике стало предметом пристального внимания правительства, в том числе правоохранительных органов, и в середине ноября распоряжением президента Грузии Э. Шеварднадзе была создана чрезвычайная правительственная комиссия по преодолению энергетического кризиса в стране. В результате предпринятых усилий было несколько увеличено производство электроэнергии на ряде ТЭС и ГЭС, и примерно в тоже время энергосистема Грузии вошла в параллельный режим с российской энергосистемой, что, включая дополнительный импорт из Армении, позволило ослабить напряженность с электроснабжением в столице. В канун нового тысячелетия, 31 декабря, и 1 января 2001 г. электроэнергия в столице Грузии подавалась круглосуточно. Однако уже 2 января пришлось вернуться к прежнему жесткому графику подачи электроэнергии — около 6 часов в сутки. Ситуация принципиально не изменилась: ограниченное собственное производство электроэнергии и ограниченный ее импорт, преимущественно из России и Армении.[20]

В 2001 году отмечалось, что модернизацию и реструктуризацию имеющихся электроэнергетических мощностей, равно как и других предприятий энергетики, предполагается осуществить преимущественно за счет привлечения иностранных инвестиций, а также путем приватизации или передачи в управление на длительный срок энергетических объектов. Для ускорения процесса приватизации была проведена реструктуризация государственной компании «Сакэнерго», а большинство электростанций и распределительных сетей было преобразовано в акционерные общества. Руководство Грузии по-прежнему считает, что для выхода из энергетического кризиса необходима полная приватизация энергетики. По мнению президента Э. Шеварднадзе, Грузии следует ориентироваться на опыт Казахстана. В качестве первоочередных шагов в этом направлении должна стать приватизация энергораспределительных компаний с последующей их реструктуризацией. Эта работа будет проходить при содействии экспертов Всемирного банка. Правительству не удалось снизить остроту переживаемого страной энергетического кризиса, хотя оно и пыталось решить энергетические проблемы страны, направив на реабилитацию электроэнергетики значительные средства (за счет долгосрочных иностранных кредитов).[21]

В 2003 году отмечалось, что потребность Грузии в электроэнергии в среднем составляет 800 млн кВт.ч. в месяц, однако собственная генерация Грузии в зимний период не превышает 500 млн кВт.ч. В связи с этим, экспортные поставки электроэнергии из России являются залогом нормального энергообеспечения республики.[22]

18 августа 2003 года произошло отключение линии электропередачи «Имерети», по которой передается электроэнергия с ключевого генерирующего объекта — Ингури ГЭС. В результате без энергоснабжения оказались восточные районы страны и столица Тбилиси. Причина повреждения ЛЭП для Грузии банальна — злоумышленники расстреляли фарфоровые изоляторы на опорах.[23]

Несмотря на то, что корпорация AES, по её собственным оценкам, вложила в приобретенные в Грузии энергоактивы около $250 млн, дело так и не стало прибыльным. Возможно, что западные бизнес-рецепты на постсоветском пространстве оказались неприменимы. В свою очередь, у РАО «ЕЭС России» есть успешный опыт антикризисной работы в самых сложных условиях. Поэтому, когда AES объявила о намерении продать собственность в Грузии, российский энергохолдинг вступил в переговоры.[24]

В 2003 году РАО «ЕЭС России» приобрело ряд электроэнергетических активов в Грузии. В числе приобретенных активов — АО « АЭС Теласи» (энергораспределительная компания г. Тбилиси и центральной части Грузии) и АО «АЭС Мтквари», являющееся собственником 2 блоков Тбилисской ГРЭС.[25]

В сентябре 2003 года сообщалось, что на сегодняшний день РАО ЕЭС России добилось того, что в единой энергетической системе, диспетчируемой из Москвы, работают 14 государств: Латвия, Литва, Эстония, Белоруссия, Украина, Молдова, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Киргизия. Все базовые параметры электрического тока синхронизированы, частота 50 Гц, допустимые отклонения — плюс-минус 0,05 Гц.[26]

В сентябре 2003 года Анатолий Чубайс отметил, став собственником генерирующих активов в Грузии, РАО «ЕЭС России» стало заинтересовано в стабильной работе энергосистемы этой страны. Так, российские энергетики готовы заняться реабилитацией ключевого энергообъекта Грузии — Ингури ГЭС, которая сейчас находится в ужасающем состоянии. Кроме того, намечено широкомасштабное сетевое строительство в регионе, что даст возможность увеличить экспортно-импортные перетоки.[27]

В 2004 году в системе электроснабжения Грузии произошли две крупные аварии. В ноябре 2004 года авария на линии электропередачи «Картли-2» оставила без электроэнергии 80 % территории страны. 18 августа того же года из-за аварийного отключения на высоковольтной линии электропередачи «Имерети» была обесточена практически вся Грузия.[28]

В 2007 году отмечалось, что энергосистема Грузии ежегодно вырабатывает 7-8 млрд кВт.ч электроэнергии, из которых 70 % приходится на гидроэлектростанции. Примерно 80 % всей вырабатываемой в Грузии электроэнергии дает «Ингурская ГЭС».[29][30]

В апреле 2011 года ФСК ЕЭС, Системный оператор и ООО «Грузинская государственная электросистема» (ГГЭ) подписали договор о параллельной работе энергосистем России и Грузии. Подписи под документом поставили заместитель председателя правления ФСК Роман Бердников, первый заместитель председателя правления СО ЕЭС Николай Шульгинов и управляющий по реабилитации ГГЭ Сулхан Зумбуридзе. Договор подписан во исполнение меморандума о взаимопонимании между Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством энергетики Грузии о мерах по обеспечению параллельной работы Единой энергетической системы Российской Федерации и энергетической системы Грузии от 1 марта 2011 года. Договор заключен для повышения надежности и экономичности электроснабжения потребителей двух стран. Ранее параллельная работа энергосистем России и Грузии регулировалась договором от 2000 года, который после подписания нового документа утратил силу.[31]

В марте 2012 года отмечалось, что в Грузии в настоящее время ведётся строительство 15-ти ГЭС.[32]

[править] Примечания

  1. http://web.riss.ru/library/g1.pdf
  2. http://web.riss.ru/library/g1.pdf
  3. http://web.riss.ru/library/g1.pdf
  4. http://web.riss.ru/library/g1.pdf
  5. http://web.riss.ru/library/g1.pdf
  6. http://web.riss.ru/library/g1.pdf
  7. http://web.riss.ru/library/g1.pdf
  8. http://web.riss.ru/library/g1.pdf
  9. http://web.riss.ru/library/g1.pdf
  10. http://web.riss.ru/library/g1.pdf
  11. http://web.riss.ru/library/g1.pdf
  12. http://web.riss.ru/library/g1.pdf
  13. http://web.riss.ru/library/g1.pdf
  14. http://web.riss.ru/library/g1.pdf
  15. http://web.riss.ru/library/g1.pdf
  16. http://web.riss.ru/library/g1.pdf
  17. [1][2]
  18. http://web.riss.ru/library/g1.pdf
  19. http://web.riss.ru/library/g1.pdf
  20. http://web.riss.ru/library/g1.pdf
  21. http://web.riss.ru/library/g1.pdf
  22. http://www.rao-ees.ru/ru/news/gazeta/131-2003/show.cgi?gruz.htm
  23. http://www.rao-ees.ru/ru/news/gazeta/131-2003/show.cgi?gruz.htm
  24. http://www.rao-ees.ru/ru/news/gazeta/131-2003/show.cgi?gruz.htm
  25. http://www.rao-ees.ru/ru/investor/reporting/reports/report2003/11_4.htm
  26. http://www.rao-ees.ru/ru/news/gazeta/134-2003/show.cgi?eksport.htm
  27. http://www.rao-ees.ru/ru/news/gazeta/134-2003/show.cgi?eksport.htm
  28. Хроника аварии
  29. [3][4]
  30. http://www.isoa.ru/docs/kavkaz.pdf
  31. http://www.eprussia.ru/epr/171/12794.htm
  32. В Грузии будут построены еще 10 ГЭС
Электроэнергия в Грузии
История  Грузинская ССР1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Внешняя торговля  ЭкспортИмпорт
Прочее  ПроизводствоПотреблениеЗапасыТранспортировкаТранзитЦены
Личные инструменты