История транспортного машиностроения России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Российская империя

В России первые серийные паровозы и вагоны начали выпускать в 1840-х годах на Александровском заводе в Петербурге. В 1860—1870-х началось изготовление подвижного состава на Коломенском, Невском, Людиновском и Воткинском заводах, на Брянском (1883), Путиловском (1894) и Сормовском (1897) заводах; в 1897—1900 годах были построены паровозостроительные заводы Харьковский и Луганский; производство вагонов организовано на Петербургском, Верхневолжском, Мытищинском и других заводах.[1]

В 1913 году было выпущено 477 паровозов, 12 тыс. грузовых вагонов и 1507 пассажирских вагонов.[2]

[править] Советское время

В 1922 году был начат серийный выпуск 4-осных грузовых вагонов, в 1928 году — пассажирских. В 1933—1941 годах были созданы грузовые паровозы типа 1—5—1 серии ФД и пассажирские типа 1—4—2 серии ИС мощностью 3150 л. с. (самые мощные в Европе). Была достигнута значительная унификация между грузовыми и пассажирскими локомотивами. Все грузовые вагоны изготавливались с автосцепкой и автоматическими тормозами, началось строительство цельнометаллических вагонов электропоездов и вагонов метрополитена. Вступил в строй Уральский вагоностроительный завод. Получили развитие специализация и кооперирование производства. Были созданы специализированные заводы тормозного оборудования, стального литья. Широкое применение сварки привело не только к упрощению и удешевлению постройки, но и к значительному облегчению конструкции подвижного состава. В 1940 году было изготовлено 914 магистральных паровозов, 30,9 тыс. грузовых и 1051 пассажирский вагон, оборудованные автосцепкой и автоматическими тормозами.[3]

В первые послевоенные годы в короткий срок восстановлены вагоностроительные заводы — Калининский, Крюковский, Днепродзержинский, Ленинградский им. Егорова, Бежицкий и другие, построены новые — Алтайский, Рижский, Демиховский, Калининградский, Лианозовский. Было организовано крупносерийное производство паровозов на Ворошиловградском, Коломенском, Брянском, Улан-Удэнском, Красноярском заводах и заводе «Красное Сормово». Начат выпуск новых паровозов: грузовых типа 1—5—0 серии Л, типа 1—5—1 серии ЛВ и пассажирских типа 2—4—2. Вновь приступили к производству вагонов Уралвагонзавод (полувагоны), Усть-Катавский (трамвайные вагоны), Мытищинский (вагоны метро). На Ждановском заводе тяжёлого машиностроения было организовано поточное производство цистерн, на Великолукском заводе — хоппер-дозаторов, на Ворошиловградском — транспортёров. Для пригородного и местного сообщения организовано изготовление вагонов электропоездов ЭР1 и ЭР2 постоянного тока, ЭР9П переменного тока, дизель-поездов ДР1, трамвайных вагонов РВ36М с улучшенными технико-экономическими параметрами и более совершенным электрооборудованием. В 1968 году был начат выпуск вагонов метрополитена Ленинградским заводом им. Егорова. За 1966—1970 годы вагоностроительными заводами было освоено более 36 типов грузовых и пассажирских вагонов.[4]

Первый тепловоз появился в СССР 6 ноября 1924 на Октябрьской железной дороге. С начала 1930-х годов постепенно внедрялась электрическая и тепловозная тяга. Харьковский паровозостроительный завод после Великой Отечественной войны 1941—1945 создал и последовательно освоил производство тепловозов мощностью 1000 и 2000 л. с. в секции.[5]

С 1957 Ворошиловградский и Коломенский заводы прекратили производство паровозов и на базе кооперации с Харьковским заводом начали производство тепловозов. Значительно увеличилось производство электровозов на Новочеркасском заводе, с 1957 года стал выпускать электровозы Тбилисский завод.[6]

В 1972 году было начато изготовление тепловозов с четырёхтактными экономичными дизелями и электрической передачей переменно-постоянного тока.[7]

[править] С 1991 года

После 1991 года за пределами России осталось производство магистральных грузовых электровозов постоянного тока, магистральных грузовых тепловозов, дизель-поездов, электропоездов, магистральных пассажирских электровозов [2]. За прошедшие годы выпуск данных видов продукции был освоен российскими предприятиями [3]. Так, было освоено производство электропоездов на ОАО «Демиховский машиностроительный завод» и ОАО «Торжокский вагоностроительный завод» [4]. На ОАО «Новочеркасский электровозостроительный завод» разработан и запущен в производство магистральный грузовой электровоз (2ЭС4К) [5]. Опытный образец модели электровоза постоянного тока выпущен на ОАО «Уральский завод железнодорожного машиностроения» [6]. Опытные образцы магистральных грузовых тепловозов произведены на ОАО «Брянский машиностроительный завод» и на ОАО «Коломенский завод» [7].

В последние годы транспортное машиностроение России демонстрирует динамичное развитие. Производство в некоторых секторах возросло по сравнению с 2000 годом в 8-11 раз.[8] Оживление на внутреннем рынке и постепенный возврат на традиционные внешние рынки позволили предприятиям увеличить объемы выпускаемой продукции, сформировать финансовые источники и реализовать начальные этапы программ реструктуризации и технического перевооружения, освоить несколько новых современных видов продукции.[9]

[править] Показатели

Среднегодовой темп роста производства продукции транспортного машиностроения России за период 2003—2007 годов составил 130,4 %. В 2000—2006 гг. транспортное машиностроение России демонстрировало высокие темпы роста: так, производство некоторых видов подвижного состава выросло в 10 и более раз.

[править] Примечания

  1. Транспортное машиностроение // БСЭ, 1969—1978
  2. Транспортное машиностроение // БСЭ, 1969—1978
  3. Транспортное машиностроение // БСЭ, 1969—1978
  4. Транспортное машиностроение // БСЭ, 1969—1978
  5. Транспортное машиностроение // БСЭ, 1969—1978
  6. Транспортное машиностроение // БСЭ, 1969—1978
  7. Транспортное машиностроение // БСЭ, 1969—1978
  8. [1]
  9. Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007—2010 годах и на период до 2015 года // Москва, 2007
Личные инструменты