История товаров в России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] XII век

Основная статья: Товары на Руси в XII веке

В XII веке и на Руси, и в Западной Европе одновременно шел процесс роста городов, наблюдался выход ремесла на широкий рынок, росли товарно-денежные отношения, складывались предпосылки для будущего капитализма.

[править] XVII век

Основная статья: Товары в России в XVII веке

Всероссийский рынок начинает складываться в XVII веке вследствие развития товарно-денежных отношений, специализации районов, появления мануфактур, возникновения общероссийских ярмарок.

В развитии ремесленного производства в России в XVII веке явно прослеживается тенденция превращения его в мелкотоварное производство.

Рост товарного производства в России привёл в XVII веке к росту городов, увеличению численности городского населения.

По «Таможенному уставу» 1653 года в России ликвидировали многие мелкие таможенные пошлины, оставшиеся со времен феодальной раздробленности. Взамен ввели единую рублевую пошлину — по 10 денег с рубля, то есть 5 % с покупной цены товара (рубль = 200 деньгам). С иноземцев брали больше, чем с русских купцов.

[править] XVIII век

Основная статья: Товары в России в XVIII веке

1719 год — указ о ликвидации государственной монополии на ряд товаров.

К концу XVIII века в целом завершилось формирование всероссийского товарного рынка.

[править] XIX век

Основная статья: Товары в России в XIX веке

В последний день своего правления Павел I выпустил Указ «О невыпуске из российских портов никаких российских товаров».[1]

[править] XX век

Основная статья: Товары в России в XX веке

С 1909 года наблюдался устойчивый рост товарности российского сельхозпроизводства.

В годы Первой мировой войны в России сокращается производство потребительских товаров.

10 октября 1916 года последовало решение правительства России, согласно которому министр финансов получил право в случае нарушения банками законодательства по гарантийным, товарным и валютным операциям применять к провинившимся административные санкции. Это решение вызвало острое недовольство в банковской среде, было расценено как проявление недоверия со стороны правительства.

Политика «военного коммунизма» включала свёртывание товарно-денежных отношений.

В марте 1918 года в России была предпринята попытка извлечения из деревни продовольствия путём налаживания товарообмена. СНК принял 26 марта 1918 года соответствующий декрет. Однако вскоре стало очевидно, что и товарообмен провалился.

Сущность новой экономической политики (нэпа) состояла в частичном возвращении к товарно-денежным отношениям при сохранении командных высот в экономике в руках партийно-государственного аппарата (государственной собственности на землю и ее недра, тяжелую промышленность, транспорт и финансово-кредитные учреждения, государственной монополии внешней торговли). Основными чертами нэпа в товарно-денежном обращении были возвращение к свободной торговле хлебом и другими продуктами сельского хозяйства, а также промышленными товарами, относительная стабилизация денежного обращения, развитие внешней торговли при сохранении государственной монополии на нее, восстановление принципа платности во взаимоотношениях государства с частником, государства с гражданиом, государства с кооперацией.

Летом 1921 года товарообмен явочным порядком стал выходить за пределы местного оборота и заменяться денежной куплей-продажей.

Летом-осенью 1921 года правительство Ленина отменило государственный товарообмен, разрешило свободу торговли, приступило к денационализации промышленности.

В октябре 1921 года В. Ленин публично признавал, что «с товарообменом не вышло», вместо него «получилась обыкновенная купля-продажа» и восстановление частной торговли неизбежно.

В начале 1920-х годов была введена система прямых и косвенных налогов — подоходный, сельскохозяйственный, промысловый, акцизы на товары широкого потребления.

Кризис 1923—1924 годов вошёл в историю как «кризис сбыта». Причина кризиса заключалась в том, что руководство хозрасчетных трестов и синдикатов, желая получить максимальную прибыль, предельно взвинтило цены на производимые промышленные товары. В то же время государственные закупочные цены на сельскохозяйственные товары оставались низкими. Разница между высокими ценами на промтовары и низкими на сельскохозяйственные товары получила название «ножницы цен». Они достигли максимальной величины в октябре 1923 г. Низкая покупательная способность крестьян привела к затовариванию складов и магазинов промышленной продукцией. Полки ломились от товаров, но цены были столь высокими, что крестьяне отказывались покупать товары, считая цены грабительскими. Выйти из кризиса позволило административное вмешательство государства в процесс ценообразования. В 1924 г. отпускные цены на продукцию государственных предприятий были в приказном порядке понижены на 30 %. С другой стороны, прошло повышение закупочных цен на сельхозпродукты, сопровождаемое форсированной государственной закупкой зерна для экспорта. В результате «кризис сбыта» был быстро ликвидирован.

Весной 1927 года пошли слухи о близкой войне с Англией, разорвавшей дипломатические отношения с СССР. Население СССР стало впрок заготовлять товары первой необходимости, прежде всего муку и зерно.

13 января 1931 года в СССР карточная система была официально распространена на ряд продуктов питания и на непродовольственные товары первой необходимости.

С января 1936 года в СССР были отменены карточки на промышленные товары.

За первые три года 3-й пятилетки производство товаров народного потребления в СССР выросло на 33 %.

В октябре 1941 года в СССР был создан Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности.

К началу 1942 года в СССР был осуществлен переход к карточной системе снабжения населения хлебом, мясом, жирами и другими важнейшими продовольственными товарами, а также промтоварами первой необходимости.

В конце мая 1945 года ГКО постановил перевести часть оборонных предприятий СССР на выпуск товаров народного потребления.

Годы первой послевоенной пятилетки в СССР стали временем начала массового выпуска ряда сложных потребительских товаров — легковых автомобилей «Победа» и «Москвич», мотоциклов, радиоприёмников, телевизоров, существенно преображавших облик городов и быт советских людей.

До 1947 года в городах и рабочих поселках СССР сохранялось нормированное распределение важнейших продовольственных и промышленных товаров, введённое в первый период Великой Отечественной войны.

В декабре 1947 года в СССР была проведена денежная реформа и была отменена карточная система на продовольственные и промышленные товары.

После устранения Берии между бывшими соратниками Маленковым и Хрущевым начались разногласия по вопросам приоритетного развития отраслей народного хозяйства. Маленков предложил обратить первостепенное внимание на легкую промышленность, увеличение производства товаров народного потребления и снижения цен на них. Однако, победу одержала концепция Н.Хрущева, ориентированная на развитие тяжелой промышленности в совокупности с сельским хозяйством и т. д.

Развитие народного хозяйства в 1953—1964 годах позволяло государству направлять все увеличивающуюся часть национального дохода на социальные нужды, улучшать условия труда, повышать заработную плату, продовольственную и товарную обеспеченность населения.

В статье харьковского учёного-экономиста Е. Г. Либермана «План, прибыль, премия», опубликованной в «Правде» (сентябрь 1962 года), доказывалось, что прибыль и рентабельность (отношение прибыли к основным и нормируемым оборотным фондам) надо рассматривать как один из важнейших критериев успешной работы предприятия. В дискуссии по статье высказывались различные соображения о необходимости перехода к экономическим методам управления, оживлению товарно-денежных отношений.

С конца 1950-х годов в СССР началась продажа товаров длительного пользования в кредит.

24 апреля 1986 года — В СССР предпринята попытка расширить производство и улучшить качество товаров народного потребления. Принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования, экономического стимулирования и совершенствования управления производством товаров народного потребления в легкой промышленности».

5 февраля 1987 года Совет Министров СССР разрешает создание кооперативов общественного питания, бытового обслуживания населения и по производству товаров народного потребления.

24 сентября 1987 года принимаются решения о создании торговых кооперативов, специализирующихся на реализации товаров, изготовленных кооперативами и гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью.

К весне 1988 года в СССР частная деятельность была разрешена более чем в 30 видах производства товаров и услуг.

Председатель Совета Министров СССР Н. И. Рыжков, представляя 24 мая 1990 года Верховному Совету СССР концепцию «регулируемой рыночной экономики», во всеуслышание заявляет о планах правительства начать повышение цен на некоторые продовольственные товары, в том числе на хлеб, с 1 июня 1990 года. Это заявление, растиражированное СМИ, производит эффект взорвавшейся бомбы. В течение нескольких дней дефицит потребительских товаров в стране приобретает тотальный характер, который сохранится до момента прекращения существования СССР. Особенно сложная ситуация складывается в Москве, где в результате возникшей паники в магазинах скупают абсолютно все имеющиеся в наличии товары, включая даже все торговые запасы пищевой соли. По данным Государственного комитета СССР по статистике, к октябрю 1990 года из 115 потребительских товаров, входящих в потребительскую корзину граждан СССР, в свободной продаже не было ни одного.

21 мая 1990 года Исполнительный комитет Московского городского Совета народных депутатов (Исполкомом Моссовета) зарегистрировал акционерное общество для оптовой торговли промышленными товарами — Московскую товарную биржу (МТБ), ставшую первой биржей в позднесоветской экономике.

16 ноября 1990 года была учреждена Российская товарно-сырьевая биржа (РТСБ) с уставным капиталом 50 млн рублей. В число учредителей РТСБ вошло более двухсот государственных и общественных учреждений и организаций, совместных предприятий, кооперативов и отдельных предпринимателей.

После издания 29 января 1992 года в России закона «О свободе торговли» по всей стране развернулась массовая торговля самыми разнообразными товарами.

20 февраля 1992 года — Закон России «О товарных биржах и биржевой торговле».

27 мая 1993 года — создана Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей при Государственном комитете России по торговле.

28 августа 1993 года — Создана государственная система оперативного статистического и информационно-аналитического наблюдения за состоянием торговли, рынков товаров и услуг.

24 февраля 1994 года — образована Комиссия по товарным биржам при Государственном комитете России по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

24 февраля 1994 года — утверждены положения о порядке лицензирования деятельности товарных бирж и о Государственном комиссаре на товарной бирже.

17 мая 1997 года — введено маркирование знаками соответствия товаров и продукции, подлежащих обязательной сертификации.

15 августа 1997 года — на территории России прекращены расчёты в иностранной валюте за реализуемые физическими лицами товары (работы, услуги).

15 июня 1998 года — принята комплексная Программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998—2005 годы.

6 мая 1999 года — федеральный закон № 97 «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».

[править] XXI век

Основная статья: Товары в России в XXI веке

21 июля 2005 года принимается федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

18 июля 2011 года — федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Постановлением Правительства России от 21.06.2012 № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» стал устанавливаться перечень продукции, закупки которой допустимо осуществлять в электронной форме.

5 апреля 2013 года — федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В 2017 году Дмитрий Медведев поручил до 2024 года создать систему полной прослеживаемости оборота товаров от производителя до конечного потребителя.[2]

[править] Примечания

  1. История центральных банков и бумажных денег / С. Р. Моисеев. — М.: Вече, 2015
  2. [1]
История товаров в России
IX век  800-е годы810-е годы820-е годы830-е годы840-е годы850-е годы860-е годы870-е годы880-е годы890-е годы
X век  900-е годы910-е годы920-е годы930-е годы940-е годы950-е годы960-е годы970-е годы980-е годы990-е годы
XI век  1000-е годы1010-е годы1020-е годы1030-е годы1040-е годы1050-е годы1060-е годы1070-е годы1080-е годы1090-е годы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты