История статистики в России
Материал из Documentation.
Высочайшим Манифестом от 8 сентября (20 сентября по новому стилю) 1802 г. повелено: каждому Министру в конце года подавать Его Императорскому Величеству через Правительственный Сенат письменный отчет по управлению всех вверенных ему частей. Именно в этот день началось организационно-структурное оформление статистической деятельности в России.[1]
С созданием в 1802 году Министерств, приступивших к сбору учетных данных по подведомственным им отраслям, и возникновением в 1811 г. первого официального статистического учреждения при Министерстве полиции под именем статистического отделения наступает новый исторический этап развития российской статистики. Вплоть до начала 60-х годов этот этап характеризуется организационно-методологическим совершенствованием работы органов государственной статистики и появлением глубоких статистических исследований, способствовавших проведению реформы 1861 г.[2]
Вместе с новой организацией управления изменена и система статистических работ. Восстанавливается отчетность губерний. 19 сентября 1802 года в циркуляре Министра внутренних дел графа В. П. Кочубея губернаторам указана схема отчета, содержащая сведения о численности населения, податях, произрастании хлебов, сельских магазинах и народном продовольствии, фабриках и заводах, городских доходах и публичных зданиях.[3]
20 марта 1811 г. создан официальный центр правительственной статистики России — Статистическая часть Российской Империи (Статистическое отделение при Министерстве полиции). Возглавил его статистик-академик К. Ф. Герман.[4]
В 1834 году в Совете Министерства внутренних дел учреждается особое Статистическое отделении. Согласно утвержденным 20 декабря Правилам о Статистическом отделении при Совете Министерства внутренних дел целью его создания было составление подробных и по возможности точных описаний состояния всех частей, подведомственных Министерству внутренних дел. Сверх этого ему поручалось предварительное рассмотрение представленных вновь планов городов, проектов новых разделений губерний и уездов, предположений о городских доходах и расходах, и рассмотрение в хозяйственном отношении предполагаемых по ведомству Министерства внутренних дел новых зданий.[5]
Основанием статистических работ, поручаемых Канцелярии Статистического отделения, служили сведения, получаемые из департаментов Министерства и от начальников губерний. Правилами предусматривалось, что при производстве статистических работ чиновники должны были всегда начинать историческим обозрением прежнего состояния описываемой им части, для сравнения его с настоящим. К тексту описаний, когда нужно, прилагались таблицы.[6]
Этими же Правилами во всех губернских городах учреждались статистические комитеты под председательством гражданских губернаторов.[7]
Губернский статистический комитет собирал сведения, проверял их, приводил в единообразный порядок, вносил в табели по полученным от Статистического совета Министерства формам либо составлял по этим сведениям точные описания губернии в целом или некоторых отраслей хозяйства, промышленности и торговли.[8]
В 1837 году определена и оформлена система годовой отчетности губерний. Круг вопросов, охватываемых ею ранее, был расширен, но социально-экономическая статистика была исключена из основного отчета о состоянии губерний. И только в 1842 году Министерство внутренних дел значительно расширило программу статистической отчетности губерний, введя в нее данные о важнейших областях экономической жизни (народонаселение, сельское хозяйство, промышленность, торговля и т. д.).[9]
В дореформенный период, учрежденный по Высочайшему повелению при Министерстве внутренних дел 22 декабря 1852 года Статистический комитет, 4 марта 1858 года получает наименование Центрального статистического комитета.[10]
Центральному статистическому комитету предоставляется право требовать статистические материалы по предметам, входящим в круг его действий, не только от Департаментов Министерства внутренних дел, но и от других высших управлений. Центральному статистическому комитету подчиняются по вопросам получения необходимых для него сведений и проверки статистических работ все губернские статистические комитеты, которым Центральный комитет должен был давать надлежащие наставления и руководства.[11]
Преобразование Статистического комитета при Министерстве внутренних дел в Центральный статистический комитет свидетельствовало об официальном признании необходимости объединить все статистические работы, проводимые в стране. Существующий при Министерстве внутренних дел по возложенным на него обязанностям и наделенным правам в части обеспечения Правительства информацией, получения данных, привлечения к работе представителей других ведомств, Центральный статистический комитет утверждался как вневедомственный орган.[12]
Развитию государственной статистики способствовало привлечение к практической деятельности известных статистиков. Статистическое отделение Министерства внутренних дел в 1835—1852 годах возглавлял известный статистик К. И. Арсеньев. В 1857 году в обстановке общественного подъема в России в Статистический комитет пришла группа квалифицированных статистиков. Среди них — А. Г. Тройницкий; впоследствии возглавивший Статистический Совет Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел А. Б. Бушен; много сделавший для становления статистики населения в России, активно работавший в Центральном статистическом комитете, Министерстве финансов Н. А. Милютин и др.[13]
Пореформенный период (1861—1917) вошел в историю как период земской статистики. Огромный статистический материал, собранный и разработанный земскими статистиками, стал надежной основой глубоких исследований экономики пореформенной России, в первую очередь русской деревни. Русской статистической науке этого периода присуща глубокая теоретическая аргументация, ей принадлежала ведущая роль в разработке общей концепции математической статистики.[14]
В 50-е годы Министерством внутренних дел выполнен ряд специальных статистических работ, подготовивших в какой-то степени проведение реформы 1861 года. По характеру эти работы можно разделить на три группы: исследования, характеризующие крепостное население России; разработка данных о ценах на земли; исследования состояния помещичьего землевладения, характера землепользования, крепостных повинностей и задолженностей помещиков.[15]
Проведение ряда крупных статистических исследований в 40-50-е годы послужило стимулом для развития статистической науки. Основной исторической заслугой русских статистиков этого периода стало окончательное оформление и утверждение политико-экономического направления в русской статистической науке. Теоретические разработки статистиков этих лет послужили надежной основой для конкретных статистических исследований.
Возглавлял Центральный статистический комитет в 1864—1875 гг. П. П. Семенов-Тяньшанский — известный географ, экономист, статистик, член-эксперт редакционной комиссии по подготовке крестьянской реформы 1861 г. С 1875 по 1897 гг. П. П. Семенов-Тяньшанский был председателем Статистического совета. В 1870 г. по его инициативе состоялся съезд статистиков правительственных органов — единственный в дореволюционной России. С именем Семенова-Тяньшанского связан расцвет деятельности русской административной статистики.[16]
В 1897 г. была проведена всеобщая перепись населения Российской Империи (до нее источником данных были ревизии), которой предшествовал длительный период подготовки. С 1862 по 1897 гг. проведено 98 местных переписей населения в городах (1869 г. под руководством П. П. Семенова-Тяньшанского; 1881 и 1890 гг. — Ю. Э. Янсона; 1882 г. — А. И. Чупрова, И. И. Янжула, А. С. Посникова). Всеобщая перепись населения проводилась по состоянию на 9 февраля (28 января) 1897 г. под руководством П. П. Семенова-Тяньшанского. Учитывались три категории населения: наличное, оседлое (постоянное) и приписное. Программа переписи включала 14 признаков, использовались три формы переписных листов. Перепись прошла успешно, ее результаты были опубликованы в двух томах «Общего свода по Империи результатов разработки всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г.» и отдельных томах по губерниям, областям, четырем городам.[17]
Начальный этап советской статистики (1917—1930 гг.) отличался исключительной интенсивностью: проводилось большое число специально организованных статистических переписей и обследований, плодотворно работали различные научные коллективы, был построен первый баланс народного хозяйства, совершенствовалась организационная структура государственной статистики. Плюрализм мнений, концепций, идей, критическое использование достижений зарубежной статистики характеризуют этот период.[18]
В июне 1918 г. созван Первый Всероссийский съезд статистиков, который обсудил проект Положения о государственной статистике, представленный П. И. Поповым, возглавлявшим в то время отдел переписи и статистики ВСНХ.[19]
25 июля 1918 г. Декретом Совета Народных Комиссаров «О государственной статистике (Положение)» оформлено создание в стране единого общегосударственного органа — Центрального статистического управления.[20]
Крупным событием в жизни государственной статистики первых лет Советской власти стало проведение в августе 1920 г. сложнейшего комплекса Всероссийских переписей: демографическо-профессиональной переписи населения, сельскохозяйственной переписи и краткого учета промышленных предприятий.[21]
Материалы переписи 1920 г. легли в основу разработки Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО).[22]
Одной из первых фундаментальных работ, выполненных молодой советской статистикой, была оригинальная, сложная в теоретическом, методологическом и практическом отношении разработка первого баланса народного хозяйства за 1923/24 г, составленного по постановлению Совета Труда и Обороны от 21 июля 1924 г.[23]
Последующее развитие советской статистики тормозилось созданием в 30-е годы административно-бюрократической системы, массовыми репрессиями, затронувшими, в том числе, лучших экономистов и статистиков (Н. Д. Кондратьева, А. В. Чаянова, В. Г. Громана, О. А. Квиткина и многих других).[24]
В годы Великой Отечественной войны статистика решала огромные задачи по оперативному учету трудовых и материальных ресурсов, перемещению производительных сил страны в восточные районы. После войны роль статистики возросла: развернулись балансовые работы, углубилась теория индексного метода, получили распространение экономико-математические модели и методы.[25]
В 1987 г. Постановлением правительства Центральное статистическое управление СССР было преобразовано в союзно-республиканский Государственный Комитет СССР по статистике (Госкомстат СССР).[26]
В настоящее время российская государственная статистика не только решает текущие задачи обеспечения информационных потребностей общества, но и работает над комплексом проблем с целью ее адаптации к рыночной экономике. В ноябре 1995 г. было проведено Всероссийское совещание статистиков. Разработана Федеральная целевая программа «Реформирование статистики в 1997—2000 годах».[27]
Необходимость реформирования российской статистики обусловлена, прежде всего, радикальной трансформацией социальной и общественно-экономической среды, изменениями в международной и внутригосударственной сферах:[28]
- Россия обрела государственность, что обусловило необходимость становления национальной статистической службы, соответствующей статусу независимого государства;
- вхождение России в мировое сообщество предполагает освоение методов учета, классификаций, показателей и других аспектов методологической базы, используемых в мировой практике;
- принятие Конституции Российской Федерации, в которой сделаны акценты на усиление основ федерализма, расширение полномочий ее субъектов, предполагает поиск форм организации работы в целях гармонизации интересов статслужб разных уровней, позволяющей сохранить единое информационное пространство. Сохранение целостности статистической системы создает добротные предпосылки совершенствования методологии и принципов обработки и анализа информации;
- интенсивное развитие негосударственного сектора, становление рыночной инфраструктуры, ускорение социальной стратификации населения и другие качественно новые явления, происходящие в реформируемой экономике, обуславливают применение новых методов организации статистического наблюдения, разработку принципиально отличных системообразующих признаков, состава экономических показателей.
Организационной основой реформирования статистики в новых условиях стала рассчитанная на 1993—1995 годы Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствие с требованиями развития рыночной экономики.[29]
Госкомстат России стал центром не только организации, но и методологии проведения статистических разработок, тесно связанных с переходом к рыночной экономике. Начался процесс реформирования российской статистики.[30]
В связи с этим, на первый план выдвинулась задача — решить проблему охвата статистическим учетом быстро увеличивающегося числа хозяйственных объектов и, прежде всего, в рамках негосударственного сектора экономики. Традиционный способ сбора информации с помощью системы обязательной сплошной государственной статистической отчетности, которая господствовала в нашей стране в условиях директивной экономики, оказался неадекватным новым условиям.[31]
Эти и другие вопросы перестройки всей системы государственной статистики предполагалось решить в Федеральной целевой программе «Реформирование статистики в 1997—2000 годах».[32]
Начало 90-х годов совпало с прекращением существования СССР и созданием на его территории самостоятельных государств. С этих пор Госкомстат России стал преемником накопленного советской статистикой опыта в методологии и практике статистических работ на ее территории.[33]
Госкомстат России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой. В его состав входят 88 территориальных органов Госкомстата России: республик, краев, областей, автономных округов и автономной области, ГМЦ, Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы, Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики, учебные заведения (Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики, 22 колледжа и техникумов, 45 учебных центров).[34]
За этот период была существенно изменена действующая система статистических показателей, создана система национальных счетов, положено начало международным сопоставлениям валового внутреннего продукта, приведены в соответствие с международной практикой показатели статистики цен, финансов, населения, труда, внешней торговли, включая таможенную, бюджетную и банковскую статистику, заложена основа Государственного статистического регистра юридических лиц и их обособленных подразделений, а также Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.[35]
Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по статистике преобразован в Федеральную службу государственной статистики.[36]
В соответствии с вышеназванным Указом Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 7 апреля 2004 г. № 188 «Вопросы Федеральной службы государственной статистики» установила, что Федеральная служба государственной статистики является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории Российской Федерации. Федеральная служба осуществляет деятельность и через свои территориальные органы. Определена численность центрального аппарата Федеральной службы государственной статистики с уменьшением на 50 единиц и сохранена численность территориальных органов.[37]
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 399 «Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики» утверждено Положение о Федеральной службе государственной статистики и внесены некоторые изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 188 «Вопросы Федеральной службы государственной статистики». В частности, руководство деятельностью Федеральной службы государственной статистики осуществляет Правительство Российской Федерации.[38]
Признается утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2001 г. № 85 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике».[39]
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 1024-р территориальные органы Госкомстата России переходят в подчинение Федеральной службе государственной статистики.[40]
Начало ХХI века ознаменовалось для российской статистики принципиальными событиями. Прежде всего, в этот период были заложены единые основы осуществления официального статистического учета, которые были установлены Федеральным законом «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», принятым 29 ноября 2007 г. (далее — Закон о статистике).[41]
Также в этот период были приняты Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г.; Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г.; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. и другие законы и нормативные акты Правительства Российской Федерации, касающиеся правового регулирования официального статистического учета в Российской Федерации.[42]
Основной целью Закона о статистике является создание правовых основ реализации единой государственной политики в области официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, объективной, научно-обоснованной и своевременной официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных явлениях в Российской Федерации.[43]
С его принятием получили правовое регулирование многие направления деятельности в сфере официального статистического учета, осуществление которых ранее было затруднено. Установлены правила, соответствующие международным принципам официальной статистики, принятым Статистической комиссией ООН (1994 г.), и механизмы их реализации.[44]
Определен целый ряд понятий в области официального статистического учета, содержание которых ранее законодательством не раскрывалось, что вело к их неоднозначному толкованию и применению (официальный статистический учет, система государственной статистики, официальная статистическая информация, субъекты официального статистического учета, федеральное статистическое наблюдение, административные данные, респонденты, первичные статистические данные и другие). Установлены правовые нормы, обеспечивающие согласованность и эффективное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в их деятельности по формированию официальной статистической информации. Законодательно определено понятие субъектов официального статистического учета, установлены правовые основы их деятельности.[45]
Закреплено формирование официальной статистической информации на основе федерального плана статистических работ, который разрабатывается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти совместно с субъектами официального статистического учета и утверждается Правительством Российской Федерации.[46]
Особо следует выделить выход в этот период постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 620, которым утверждены условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета.[47]
Новое Положение о Федеральной службе государственной статистики, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г., закрепило эти нормы.[48]
Всероссийская перепись населения 2002 г. впервые в истории отечественных переписей населения была проведена на основе Федерального закона «О Всероссийской переписи населения», который был подготовлен Росстатом и принят 25 января 2002 г.[49]
Важнейшим направлением статистического планирования становится разработка долгосрочных программ ее развития — как федеральных целевых, утверждаемых Правительством Российской Федерации, так и ведомственных. В последнее десятилетие были разработаны и реализованы две Федеральные целевые программы по статистике, касающиеся внедрения СНС и реформирования методологии статистики в связи с изменившимися экономическими условиями.[50]
Кроме того, была реализована ведомственная программа развития государственной статистической системы с 2001 до 2005 гг. В настоящее время Росстат осуществляет реализацию новой федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007—2011 годах», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 г.[51]
Целью этой Программы является создание единой системы информационно-статистического обеспечения органов государственной власти и общества, направленной на получение качественной, своевременной и полной статистической информации.[52]
Создание единой системы предполагается реализовать путем объединения статистических информационных ресурсов всех федеральных органов исполнительной власти, формирующих официальные статистические ресурсы.[53]
Только на этой основе может быть достигнут качественно новый уровень информационного обеспечения общества при более эффективном использовании бюджетных средств за счет исключения параллелизма в работе министерств и ведомств и снижения отчетной нагрузки на бизнес.[54]
В этот же период были проведены крупномасштабные статистические обследования: Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2006 года, Всероссийская перепись населения 2010 года и Сплошное обследование субъектов малого и среднего предпринимательства в 2011 году.[55]
[править] Ссылки
- История российской государственной статистики: 1811—2011 / Росстат — М.: ИИЦ «Статистика России»; 2013