История министерств в России
Материал из Documentation.
Начало созданию системы М. положено министерской реформой 1802. М., основанные на принципе персональной ответственности министра, пришли на смену коллежской системе, где главенствовал принцип коллективной ответственности. Образование М. в осн. завершилось изданием манифеста имп. Александра I «О разделении государственных дел на особые управления» от 25.7(6.8).1810 и «Общего учреждения министерств» 1811, действовавшего с незначит. изменениями вплоть до 1917.[1]
Среди первых М. были Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, Министерство юстиции (ныне продолжают существовать под теми же названиями), а также Мин-во военно-сухопутных сил (с 1815 Военное министерство), Мин-во мор. сил (с 1815 Морское министерство), Министерство коммерции (упразднено в 1810), Министерство народного просвещения (в 1817–24 входило в состав Мин-ва духовных дел и нар. просвещения). Позднее число М. увеличилось, образованы Министерство полиции (1810; выделено из МВД, расформировано в 1819 с передачей функций обратно в МВД), Министерство императорского двора и уделов (1826), Министерство государственных имуществ (дек. 1837/янв. 1838, с 1894 Мин-во земледелия и гос. имуществ, с 1905 Гл. управление землеустройства и земледелия, с 1915 Министерство земледелия). Фактически М. составили адм. и финансовые учреждения по делам Рос. православной церкви, находившиеся под рук. обер-прокурора Синода (к 1835 был наделён всеми полномочиями министра), часто они именовались Ведомством православного исповедания или Духовным ведомством. В 1865 в связи с интенсивным ж.-д. строительством, в т. ч. казённым, образовано Министерство путей сообщения [МПС; ему предшествовали Гл. управление водяных и сухопутных сообщений (1809–10), затем Главное управление путей сообщения, с 1832 – Гл. управление путей сообщения и публичных зданий]. Бурный экономич. рост стал причиной выделения в 1905 Министерства торговли и промышленности из Мин-ва финансов. Некоторое время самостоятельно существовали также Министерство уделов (1852–56) и Министерство почт и телеграфов (1865–68, 1880–81).[2]
Центр. органами отраслевого управления являлись также отд. гл. управления, которые по объёму полномочий приравнивались к М.: Гл. управление духовных дел разных исповеданий (1810–17, затем в составе Мин-ва духовных дел и нар. просвещения, с 1824 – Мин-ва нар. просвещения; с 1832 Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД), Гл. управление ревизии гос. счетов (1811; преобразовано в дек. 1836/ янв. 1837 в Государственный контроль, существовавший на правах М.), Гл. управление гос. коннозаводства (1843; в 1848–56 и 1874–81 в составе Мин-ва гос. имуществ), Гл. управление торгового мореплавания и портов (1902; выделено из Мин-ва финансов, в 1905 расформировано с включением структурных частей в Мин-во торговли и пром-сти). В 1916 учреждено Гл. управление гос. здравоохранения, но из-за отказа Гос. думы утвердить соответствующий закон новое управление так и не было создано.[3]
М. возглавлялись министрами, самостоят. гл. управления – главноуправляющими. Они назначались и увольнялись императором и до 1905 в своей деятельности были ответственны только перед ним, по своей должности министры являлись членами Государственного совета и Комитета министров. Власть министров определялась как исполнительная. Проекты новых законов они должны были представлять (после предварит. согласования с министрами, которых касались эти законопроекты) в Гос. совет, проекты адм. распоряжений, требовавших утверждения императора, а также затрагивавшие неск. ведомств, – вносить на предварит. обсуждение в К-т министров. На практике, однако, каждый министр, пользуясь правом личного доклада императору, имел возможность утверждать проекты соответствующих распоряжений, а иногда и законов непосредственно при этом докладе, минуя процедуру согласования с др. ведомствами. В 1905, в ходе Революции 1905–07, Совет министров преобразован в орган, призванный объединять и координировать действия всех центр. ведомств и ограничивавший самостоятельность отд. министров. Председатель СМ имел право контролировать деятельность руководителей ведомств, а они, в свою очередь, были обязаны согласовывать с ним свои наиболее важные действия и выносить на обсуждение в СМ все законопроекты перед предварит. утверждением императора и представлением их в Гос. думу. Министры военный, морской, иностр. дел и министр имп. двора и уделов сохранили своё подчинение непосредственно императору и были независимы от СМ (хотя и входили в его состав).[4]
Типовая структура М. предусматривала его деление на департаменты (во главе с директорами), непосредственно руководившие определёнными направлениями деятельности ведомства, и приравненные к ним по правам канцелярии М. (министров); департаменты делились на отделения (во главе с начальниками), возглавлявшие отд. части этих направлений, отделения – на столы (во главе со столоначальниками), занимавшиеся определённым кругом вопросов. В Мин-ве юстиции до 1890, а в Мин-ве нар. просвещения до 1904 существовало только по одному департаменту. В Воен. мин-ве типовая структура введена в 1812, в Морском – в 1827, в МИДе – в 1832. В ряде М. существовали отклонения от типовой структуры. В пореформенное время в структуре М., наряду с департаментами, стали появляться отделы (в МВД, Мин-ве финансов), управления (в МПС) и гл. управления (Главное управление по делам печати в МВД, гл. управления в Мин-ве финансов, Мин-ве юстиции, Мин-ве имп. двора и уделов), а наряду с отделениями – делопроизводства. Первоначально в ряде М., затем во всех существовала должность товарища (заместителя) министра. Он возглавлял ведомство в случае болезни или отсутствия министра (с 1811 лишь после спец. Высочайшего повеления). С кон. 19 в. товарищам министров поручалось курирование отд. направлений деятельности М. (напр., полиции в МВД или торговли и пром-сти в Мин-ве финансов). Все должности в штатах учреждений, образовывавших ведомство, соответствовали определённым классам Табели о рангах 1722. У служащих каждого ведомства была особая форма мундира, также ведомства отличались некоторыми особенностями порядка чинопроизводства и пенсионного обеспечения.[5]
После Февр. революции 1917 большинство М. и гл. управлений было сохранено, новые министры, возглавившие их, составили Временное правительство во главе с министром-председателем; в мае того же года восстановлено Мин-во почт и телеграфов, образованы М. продовольствия, труда, гос. призрения, по делам Финляндии, в августе – Мин-во исповеданий, которому был подчинён Синод.[6]
После Окт. революции 1917 в Сов. России большинство М. Врем. правительства (за исключением упразднённых М. исповеданий, по делам Финляндии, а также Гос. контроля, структура и задачи которого в СССР неоднократно менялись) преобразованы в наркоматы, учреждён новый наркомат – по делам национальностей. В самостоят. отрасль гос. управления выделено здравоохранение. В связи с проведённой национализацией нар. хозяйство целиком стало сферой тотального гос. управления, в результате этого произошла бюрократизация государства, возросло количество чиновников, усложнилась структура центр. ведомств. Появились наркоматы внешней (1920) и внутренней (1924) торговли (с 1925 наркомат внешней и внутр. торговли СССР). В структуре Высшего совета народного хозяйства РСФСР (1917–32) и СССР (1923–32 и 1963–65), сосредоточившего в осн. руководство пром-стью, в 1920 находилось св. 50 главков (как отраслевых, так и по видам продукции). С 1932 вместо ВСНХ стали создаваться наркоматы (25 к марту 1941).[7]
Для послевоенного периода характерны неоднократные реорганизации, слияния, разделения центр. органов управления, гл. обр. промышленных. Законом «О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик в Советы Министров союзных и автономных республик» от 15.3.1946 наркоматы вновь преобразованы в М. К общесоюзным М., руководившим порученной им отраслью на всей территории СССР непосредственно или через создаваемые ими органы, относилось 36 М.: путей сообщения; речного флота; морского флота; связи; внешней торговли; авиационной пром-сти; автомобильной пром-сти; машиностроения и приборостроения; мед. пром-сти; нефтяной пром-сти вост. районов; нефтяной пром-сти юж. и зап. районов; пром-сти средств связи; резиновой пром-сти; с.-х. машиностроения; станкостроения; строит. и дорожного машиностроения; судостроит. пром-сти; транспортного машиностроения; тяжёлого машиностроения; угольной пром-сти вост. районов; угольной пром-сти зап. районов; химич. пром-сти; цветной металлургии; целлюлозной и бумажной пром-сти; чёрной металлургии; электропромышленности; строительства предприятий тяжёлой индустрии; строительства топливных предприятий; строительства воен. и воен.-мор. предприятий; вооружения; геологии; заготовок; материальных резервов; продовольств. резервов; трудовых резервов; электростанций. Насчитывалось также 22 союзно-республиканских М., которые руководили соответствующими отраслями, как правило, через одноимённые М. союзных республик: иностр. дел; вооруж. сил; внутр. дел; гос. безопасности; финансов; торговли; гос. контроля; юстиции; высшего образования; здравоохранения; лёгкой пром-сти; текстильной пром-сти; вкусовой пром-сти; мясной и молочной пром-сти; пищевой пром-сти; рыбной пром-сти вост. районов; рыбной пром-сти зап. районов; с. х-ва; совхозов; лесной пром-сти; пром-сти строит. материалов; кинематографии. В союзных республиках также были М. двух видов – союзно-республиканские и республиканские (подчинялись только СМ союзной республики). Напр., в РСФСР были образованы республиканские М.: автомобильного транспорта; бытового обслуживания населения; жилищно-гражд. строительства; жилищно-коммунального хозяйства; местной пром-сти; речного флота; социального обеспечения; строительства и эксплуатации автомобильных дорог; топливной пром-сти.[8]
М. возглавлялось министром, который назначался и освобождался от должности Верховным Советом по представлению председателя СМ (в период между сессиями – Президиумом Верховного Совета с последующим утверждением Верховным Советом). Все министры являлись номенклатурой Политбюро, Секретариата ЦК КПСС или высших республиканских парт. органов. Министры входили в состав Совета Министров СССР.[9]
На основании Закона СССР «О преобразовании министерств СССР» от 15.3.1953 проведено объединение руководства родственными отраслями гос. управления, в результате которого осталось 12 союзных и 13 союзно-республиканских М., однако вскоре начался обратный процесс разукрупнения. С утверждением территориального принципа управления, на основании Закона СССР от 10.5.1957 «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством», пром. и строит. М. ликвидированы, часть из них преобразована в гос. комитеты СМ СССР (по авиац. технике; оборонной технике; радиоэлектронике; судостроению). В системе управления сохранилось 7 общесоюзных и 12 союзно-республиканских М. Пром. предприятия, находившиеся в ведении М., перешли в подчинение советов нар. хозяйства (совнархозов), созданных в экономич. районах и подчинявшихся СМ союзных республик, а через них – СМ СССР. В 1963 вновь образован ВСНХ как общесоюзный орган по руководству пром-стью и строительством. В 1965 совнархозы и ВСНХ ликвидированы, система управления пром-стью и строительством вновь стала организовываться по отраслевому принципу на основе воссозданных М. В 1974 насчитывалось 29 общесоюзных и 31 союзно-республиканское М., большинство из них – хозяйственные М., руководившие разл. отраслями нар. хозяйства СССР. В ходе перестройки в кон. 1980-х гг. общее количество М. сократилось (37 – в 1991). Всего в 1946–91 в СССР функционировало св. 160 М. (в отд. периоды – св. 50 М. одновременно).[10]
В ходе рыночных преобразований и разгосударствления экономики сфера гос. управления в РФ сузилась, мн. М. ликвидированы или преобразованы в комитеты и др. ведомства. Их система и структура в 1990–2000-е гг. неоднократно подвергались изменениям в соответствии с указами Президента РФ, Конституцией РФ 1993, федеральными законами [«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6.10.1999, и др.]. Совр. система гос. управления включает 20 федеральных М. (на 2012): внутр. дел; по делам гражд. обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; иностр. дел; обороны; юстиции (все 5 находятся в подчинении Президента РФ); здравоохранения; культуры; образования и науки; природных ресурсов и экологии; пром-сти и торговли; по развитию Дальнего Востока; регионального развития; связи и массовых коммуникаций; с. х-ва; спорта; транспорта; труда и социальной защиты; финансов; экономич. развития; энергетики (все 15 находятся в подчинении Правительства РФ).[11]