История министерств в России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



На­ча­ло соз­да­нию сис­те­мы М. по­ло­же­но ми­ни­стер­ской ре­фор­мой 1802. М., ос­но­ван­ные на прин­ци­пе пер­со­наль­ной от­вет­ствен­но­сти ми­ни­ст­ра, при­шли на сме­ну кол­леж­ской сис­те­ме, где гла­вен­ст­во­вал прин­цип кол­лек­тив­ной от­вет­ст­вен­но­сти. Об­ра­зо­ва­ние М. в осн. за­вер­ши­лось из­да­ни­ем ма­ни­фе­ста имп. Алек­сан­д­ра I «О раз­де­ле­нии го­су­дар­ст­вен­ных дел на осо­бые управ­ле­ния» от 25.7(6.8).1810 и «Об­ще­го уч­ре­ж­де­ния ми­ни­стерств» 1811, дей­ст­во­вав­ше­го с не­зна­чит. из­ме­не­ния­ми вплоть до 1917.[1]

Сре­ди пер­вых М. бы­ли Ми­ни­стер­ст­во ино­стран­ных дел, Ми­ни­стер­ст­во внут­рен­них дел, Ми­ни­стер­ст­во фи­нан­сов, Ми­ни­стер­ст­во юс­ти­ции (ны­не про­дол­жа­ют су­ще­ст­во­вать под те­ми же на­зва­ния­ми), а так­же Мин-во во­ен­но-су­хо­пут­ных сил (с 1815 Во­ен­ное ми­ни­стер­ст­во), Мин-во мор. сил (с 1815 Мор­ское ми­ни­стер­ст­во), Ми­ни­стер­ст­во ком­мер­ции (уп­разд­не­но в 1810), Ми­ни­стер­ст­во на­род­но­го про­све­ще­ния (в 1817–24 вхо­ди­ло в со­став Мин-ва ду­хов­ных дел и нар. про­све­ще­ния). Позд­нее чис­ло М. уве­ли­чи­лось, об­ра­зо­ва­ны Ми­ни­стер­ст­во по­ли­ции (1810; вы­де­ле­но из МВД, рас­фор­ми­ро­ва­но в 1819 с пе­ре­да­чей функ­ций об­рат­но в МВД), Ми­ни­стер­ст­во им­пе­ра­тор­ско­го дво­ра и уде­лов (1826), Ми­ни­стер­ст­во го­су­дар­ст­вен­ных иму­ществ (дек. 1837/янв. 1838, с 1894 Мин-во зем­ле­де­лия и гос. иму­ществ, с 1905 Гл. управ­ле­ние зем­ле­уст­рой­ст­ва и зем­ле­де­лия, с 1915 Ми­ни­стер­ст­во зем­ле­де­лия). Фак­ти­че­ски М. со­ста­ви­ли адм. и фи­нан­со­вые уч­реж­де­ния по де­лам Рос. пра­во­слав­ной це­рк­ви, на­хо­див­шие­ся под рук. обер-про­ку­рора Си­но­да (к 1835 был на­де­лён все­ми пол­но­мо­чия­ми ми­ни­ст­ра), ча­сто они име­но­ва­лись Ве­дом­ст­вом пра­во­слав­но­го ис­по­ве­да­ния или Ду­хов­ным ве­дом­ст­вом. В 1865 в свя­зи с ин­тен­сив­ным ж.-д. строи­тель­ст­вом, в т. ч. ка­зён­ным, об­ра­зо­ва­но Ми­ни­стер­ст­во пу­тей со­об­ще­ния [МПС; ему пред­ше­ст­во­ва­ли Гл. управ­ле­ние во­дя­ных и су­хо­пут­ных со­об­ще­ний (1809–10), за­тем Глав­ное управ­ле­ние пу­тей со­об­ще­ния, с 1832 – Гл. управ­ле­ние пу­тей со­об­ще­ния и пуб­лич­ных зда­ний]. Бур­ный эко­но­мич. рост стал при­чи­ной вы­де­ле­ния в 1905 Ми­ни­стер­ст­ва тор­гов­ли и про­мыш­лен­но­сти из Мин-ва фи­нан­сов. Не­ко­то­рое вре­мя са­мо­стоя­тель­но су­ще­ст­во­ва­ли так­же Мини­стер­ст­во уде­лов­ (1852–56) и Ми­ни­стер­ст­во почт и те­ле­гра­фов (1865–68, 1880–81).[2]

Центр. ор­га­на­ми от­рас­ле­во­го управ­ле­ния яв­ля­лись так­же отд. гл. управ­ле­ния, ко­то­рые по объ­ё­му пол­но­мо­чий при­рав­ни­ва­лись к М.: Гл. управ­ле­ние ду­хов­ных дел раз­ных ис­по­ве­да­ний (1810–17, за­тем в со­ста­ве Мин-ва ду­хов­ных дел и нар. про­све­ще­ния, с 1824 – Мин-ва нар. про­све­ще­ния; с 1832 Де­пар­та­мент ду­хов­ных дел ино­стран­ных ис­по­ве­да­ний МВД), Гл. управ­ле­ние ре­ви­зии гос. сче­тов (1811; пре­об­ра­зо­ва­но в дек. 1836/ янв. 1837 в Го­су­дар­ст­вен­ный кон­троль, су­ще­ст­во­вав­ший на пра­вах М.), Гл. управ­ле­ние гос. кон­но­за­вод­ст­ва (1843; в 1848–56 и 1874–81 в со­ста­ве Мин-ва гос. иму­ществ), Гл. управ­ле­ние тор­го­во­го мо­ре­пла­ва­ния и пор­тов (1902; вы­де­ле­но из Мин-ва фи­нан­сов, в 1905 рас­фор­ми­ро­ва­но с вклю­че­ни­ем струк­тур­ных час­тей в Мин-во тор­гов­ли и пром-сти). В 1916 уч­ре­ж­де­но Гл. управ­ле­ние гос. здра­во­охра­не­ния, но из-за от­ка­за Гос. ду­мы ут­вер­дить со­от­вет­ст­вую­щий за­кон но­вое управ­ле­ние так и не бы­ло соз­да­но.[3]

М. воз­глав­ля­лись ми­ни­ст­ра­ми, са­мо­сто­ят. гл. управ­ле­ния – глав­но­управ­ляю­щи­ми. Они на­зна­ча­лись и уволь­ня­лись им­пе­ра­то­ром и до 1905 в сво­ей дея­тель­но­сти бы­ли от­вет­ст­вен­ны толь­ко пе­ред ним, по сво­ей долж­но­сти ми­ни­ст­ры яв­ля­лись чле­на­ми Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­та и Ко­ми­те­та ми­ни­ст­ров. Власть ми­ни­ст­ров оп­ре­де­ля­лась как ис­пол­ни­тель­ная. Про­ек­ты но­вых за­ко­нов они долж­ны бы­ли пред­став­лять (по­сле пред­ва­рит. со­гла­со­ва­ния с ми­ни­ст­ра­ми, ко­то­рых ка­са­лись эти за­ко­но­про­ек­ты) в Гос. со­вет, про­ек­ты адм. рас­по­ря­же­ний, тре­бо­вав­ших ут­вер­жде­ния им­пе­ра­то­ра, а так­же за­тра­ги­вав­шие неск. ве­домств, – вно­сить на пред­ва­рит. об­су­ж­де­ние в К-т ми­ни­ст­ров. На прак­ти­ке, од­на­ко, ка­ж­дый ми­нистр, поль­зу­ясь пра­вом лич­но­го док­ла­да им­пе­ра­то­ру, имел воз­мож­ность ут­вер­ждать про­екты со­от­вет­ст­вую­щих рас­по­ря­же­ний, а ино­гда и за­ко­нов не­по­сред­ст­вен­но при этом док­ла­де, ми­нуя про­це­ду­ру со­гла­со­ва­ния с др. ве­дом­ст­ва­ми. В 1905, в хо­де Ре­во­лю­ции 1905–07, Со­вет ми­ни­ст­ров пре­об­ра­зо­ван в ор­ган, при­зван­ный объ­е­ди­нять и ко­ор­ди­ни­ро­вать дей­ст­вия всех центр. ве­домств и ог­ра­ни­чи­вав­ший са­мо­стоя­тель­ность отд. ми­ни­ст­ров. Пред­се­да­тель СМ имел пра­во кон­тро­ли­ро­вать дея­тель­ность ру­ко­во­ди­те­лей ве­домств, а они, в свою оче­редь, бы­ли обя­за­ны со­гла­со­вы­вать с ним свои наи­бо­лее важ­ные дей­ст­вия и вы­но­сить на об­су­ж­де­ние в СМ все за­ко­но­про­ек­ты пе­ред пред­ва­рит. ут­вер­жде­ни­ем им­пе­ра­то­ра и пред­став­ле­ни­ем их в Гос. ду­му. Ми­ни­ст­ры во­ен­ный, мор­ской, иностр. дел и министр имп. дво­ра и уделов со­хра­ни­ли своё под­чи­не­ние не­по­сред­ст­вен­но им­пе­ра­то­ру и бы­ли не­за­ви­си­мы от СМ (хо­тя и вхо­ди­ли в его со­став).[4]

Ти­по­вая струк­ту­ра М. пре­ду­смат­ри­ва­ла его де­ле­ние на де­пар­та­мен­ты (во гла­ве с ди­рек­то­ра­ми), не­по­сред­ст­вен­но ру­ко­во­див­шие оп­ре­де­лён­ны­ми на­прав­ле­ния­ми дея­тель­но­сти ве­дом­ст­ва, и при­рав­нен­ные к ним по правам кан­це­ля­рии М. (ми­ни­ст­ров); де­пар­та­мен­ты де­ли­лись на от­де­ле­ния (во гла­ве с на­чаль­ни­ка­ми), воз­глав­ляв­шие отд. час­ти этих на­прав­ле­ний, от­де­ле­ния – на сто­лы (во гла­ве со сто­ло­на­чаль­ни­ка­ми), за­ни­мав­шие­ся оп­ре­де­лён­ным кру­гом во­про­сов. В Мин-ве юс­ти­ции до 1890, а в Мин-ве нар. про­све­ще­ния до 1904 су­ще­ст­во­ва­ло толь­ко по од­но­му де­пар­та­мен­ту. В Во­ен. мин-ве ти­по­вая струк­ту­ра вве­де­на в 1812, в Мор­ском – в 1827, в МИДе – в 1832. В ря­де М. суще­ст­во­ва­ли от­кло­не­ния от ти­по­вой струк­ту­ры. В по­ре­фор­мен­ное вре­мя в струк­ту­ре М., на­ря­ду с де­пар­та­мен­та­ми, ста­ли по­яв­лять­ся от­де­лы (в МВД, Мин-ве фи­нан­сов), управ­ле­ния (в МПС) и гл. управ­ле­ния (Глав­ное управ­ле­ние по де­лам пе­ча­ти в МВД, гл. управ­ле­ния в Мин-ве фи­нан­сов, Мин-ве юс­ти­ции, Мин-ве имп. дво­ра и уде­лов), а на­ря­ду с от­де­ле­ния­ми – де­ло­про­из­вод­ства. Пер­во­на­чаль­но в ря­де М., за­тем во всех су­ще­ст­во­ва­ла долж­ность то­ва­ри­ща (за­мес­ти­те­ля) ми­ни­ст­ра. Он воз­глав­лял ве­дом­ст­во в слу­чае бо­лез­ни или от­сут­ствия ми­ни­ст­ра (с 1811 лишь по­сле спец. Вы­со­чай­ше­го по­ве­ле­ния). С кон. 19 в. то­ва­ри­щам ми­ни­ст­ров по­ру­ча­лось ку­ри­ро­ва­ние отд. на­прав­ле­ний дея­тель­но­сти М. (напр., по­ли­ции в МВД или тор­гов­ли и пром-сти в Мин-ве фи­нан­сов). Все долж­но­сти в шта­тах уч­ре­ж­де­ний, об­ра­зо­вы­вав­ших ве­дом­ст­во, со­от­вет­ст­во­ва­ли оп­ре­де­лён­ным клас­сам Та­бе­ли о ран­гах 1722. У слу­жа­щих ка­ж­до­го ве­дом­ст­ва бы­ла осо­бая фор­ма мун­ди­ра, так­же ве­дом­ст­ва от­ли­ча­лись не­ко­то­ры­ми осо­бен­но­стя­ми по­ряд­ка чи­но­про­из­вод­ст­ва и пен­си­он­но­го обес­пе­че­ния.[5]

По­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 боль­шин­ст­во М. и гл. управ­ле­ний бы­ло со­хра­не­но, но­вые ми­ни­ст­ры, воз­гла­вив­шие их, со­ста­ви­ли Вре­мен­ное пра­ви­тель­ст­во во гла­ве с ми­ни­ст­ром-пред­се­да­те­лем; в мае того же года вос­ста­нов­ле­но Мин-во почт и те­ле­гра­фов, об­ра­зо­ва­ны М. про­до­воль­ст­вия, тру­да, гос. при­зре­ния, по де­лам Фин­лян­дии, в ав­гу­сте – Мин-во ис­по­ве­да­ний, ко­то­ро­му был под­чи­нён Си­нод.[6]

По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 в Сов. Рос­сии боль­шин­ст­во М. Врем. пра­ви­тель­ст­ва (за ис­клю­че­ни­ем уп­разд­нён­ных М. ис­по­ве­да­ний, по де­лам Фин­лян­дии, а так­же Гос. кон­тро­ля, струк­ту­ра и за­да­чи ко­то­ро­го в СССР не­од­но­крат­но ме­ня­лись) пре­об­ра­зо­ва­ны в нар­ко­ма­ты, уч­ре­ж­дён но­вый нар­ко­мат – по де­лам на­цио­наль­но­стей. В са­мо­сто­ят. от­расль гос. управ­ле­ния вы­де­ле­но здра­во­охра­не­ние. В свя­зи с про­ве­дён­ной на­цио­на­ли­за­ци­ей нар. хо­зяй­ст­во це­ли­ком ста­ло сфе­рой то­таль­но­го гос. управ­ле­ния, в ре­зуль­та­те это­го про­изош­ла бю­ро­кра­ти­за­ция го­су­дар­ст­ва, воз­рос­ло ко­ли­че­ст­во чи­нов­ни­ков, ус­лож­ни­лась струк­ту­ра центр. ве­домств. По­яви­лись нар­ко­ма­ты внеш­ней (1920) и внут­рен­ней (1924) тор­гов­ли (с 1925 нар­ко­мат внеш­ней и внутр. тор­гов­ли СССР). В структуре Выс­ше­го со­ве­та на­род­но­го хо­зяй­ст­ва РСФСР (1917–32) и СССР (1923–32 и 1963–65), со­сре­до­то­чив­ше­го в осн. ру­ко­вод­ст­во пром-стью, в 1920 на­хо­ди­лось св. 50 глав­ков (как от­рас­ле­вых, так и по ви­дам про­дук­ции). С 1932 вме­сто ВСНХ ста­ли соз­да­вать­ся нар­ко­ма­ты (25 к мар­ту 1941).[7]

Для по­сле­во­ен­но­го пе­рио­да ха­рак­тер­ны не­од­но­крат­ные ре­ор­га­ни­за­ции, слия­ния, раз­де­ле­ния центр. ор­га­нов управ­ле­ния, гл. обр. про­мыш­лен­ных. За­ко­ном «О пре­об­ра­зо­ва­нии Со­ве­та На­род­ных Ко­мис­са­ров СССР в Со­вет Ми­ни­ст­ров СССР и Со­ве­тов На­род­ных Ко­мис­са­ров со­юз­ных и ав­то­ном­ных рес­пуб­лик в Со­ве­ты Ми­ни­ст­ров со­юз­ных и ав­то­ном­ных рес­пуб­лик» от 15.3.1946 нар­ко­ма­ты вновь пре­об­ра­зо­ва­ны в М. К об­ще­со­юз­ным М., ру­ко­во­див­шим по­ру­чен­ной им от­рас­лью на всей тер­ри­то­рии СССР не­по­сред­ст­вен­но или че­рез соз­да­вае­мые ими ор­га­ны, от­но­си­лось 36 М.: пу­тей со­об­ще­ния; реч­но­го фло­та; мор­ско­го фло­та; свя­зи; внеш­ней тор­гов­ли; авиа­ци­он­ной пром-сти; ав­то­мо­биль­ной пром-сти; ма­ши­но­строе­ния и при­бо­ро­строе­ния; мед. пром-сти; неф­тя­ной пром-сти вост. рай­онов; неф­тя­ной пром-сти юж. и зап. рай­онов; пром-сти средств свя­зи; ре­зи­но­вой пром-сти; с.-х. ма­ши­но­строе­ния; стан­ко­строе­ния; стро­ит. и до­рож­но­го ма­ши­но­строе­ния; су­до­строит. пром-сти; транс­порт­но­го ма­ши­но­строе­ния; тя­жё­ло­го ма­ши­но­строе­ния; уголь­ной пром-сти вост. рай­онов; уголь­ной пром-сти зап. рай­онов; хи­мич. пром-сти; цвет­ной ме­тал­лур­гии; цел­лю­лоз­ной и бу­маж­ной пром-сти; чёр­ной ме­тал­лур­гии; элек­тро­про­мыш­лен­но­сти; строи­тель­ст­ва пред­при­ятий тя­жё­лой ин­ду­ст­рии; строи­тель­ст­ва то­п­лив­ных пред­при­ятий; строи­тель­ст­ва во­ен. и во­ен.-мор. пред­при­ятий; во­ору­же­ния; гео­ло­гии; за­го­то­вок; ма­те­ри­аль­ных ре­зер­вов; про­до­вольств. ре­зер­вов; тру­до­вых ре­зер­вов; элек­тро­стан­ций. На­счи­ты­ва­лось так­же 22 со­юз­но-рес­пуб­ли­кан­ских М., ко­то­рые ру­ко­во­ди­ли со­от­вет­ст­вую­щи­ми от­рас­ля­ми, как пра­вило, че­рез од­но­имён­ные М. со­юз­ных рес­пуб­лик: иностр. дел; воо­руж. сил; внутр. дел; гос. безо­пас­но­сти; фи­нан­сов; тор­гов­ли; гос. кон­тро­ля; юс­ти­ции; выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния; здра­во­охра­не­ния; лёг­кой пром-сти; тек­стиль­ной пром-сти; вку­со­вой пром-сти; мяс­ной и мо­лоч­ной пром-сти; пи­ще­вой пром-сти; рыб­ной пром-сти вост. рай­онов; рыб­ной пром-сти зап. рай­онов; с. х-ва; сов­хо­зов; лес­ной пром-сти; пром-сти стро­ит. ма­те­риа­лов; ки­не­ма­то­гра­фии. В со­юз­ных рес­пуб­ли­ках так­же бы­ли М. двух ви­дов – со­юз­но-рес­пуб­ли­кан­ские и рес­пуб­ли­кан­ские (под­чи­ня­лись толь­ко СМ со­юз­ной рес­пуб­ли­ки). Напр., в РСФСР бы­ли об­ра­зо­ва­ны рес­пуб­ли­кан­ские М.: ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та; бы­то­во­го об­слу­жи­ва­ния на­се­ле­ния; жи­лищ­но-гражд. строи­тель­ст­ва; жи­лищ­но-ком­му­наль­но­го хо­зяй­ст­ва; ме­ст­ной пром-сти; реч­но­го фло­та; со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния; строи­тель­ст­ва и экс­плуа­та­ции ав­то­мо­биль­ных до­рог; то­п­лив­ной пром-сти.[8]

М. воз­глав­ля­лось ми­ни­ст­ром, ко­то­рый на­зна­чал­ся и ос­во­бо­ж­дал­ся от долж­но­сти Вер­хов­ным Со­ве­том по пред­став­ле­нию пред­се­да­те­ля СМ (в пе­ри­од ме­ж­ду сес­сия­ми – Пре­зи­диу­мом Вер­хов­но­го Со­ве­та с по­сле­дую­щим ут­вер­жде­ни­ем Вер­хов­ным Со­ве­том). Все ми­ни­ст­ры яв­ля­лись но­менк­ла­ту­рой По­лит­бю­ро, Сек­ре­та­риа­та ЦК КПСС или выс­ших рес­пуб­ли­кан­ских парт. ор­га­нов. Ми­ни­ст­ры вхо­ди­ли в со­став Со­ве­та Ми­ни­ст­ров СССР.[9]

На ос­но­ва­нии За­ко­на СССР «О пре­об­ра­зо­ва­нии ми­ни­стерств СССР» от 15.3.1953 про­ве­де­но объ­е­ди­не­ние ру­ко­во­дства род­ст­вен­ны­ми от­рас­ля­ми гос. управ­ле­ния, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го ос­та­лось 12 со­юз­ных и 13 со­юз­но-рес­пуб­ли­кан­ских М., од­на­ко вско­ре на­чал­ся об­рат­ный про­цесс раз­ук­руп­не­ния. С ут­вер­жде­ни­ем тер­ри­то­ри­аль­но­го прин­ци­па управ­ле­ния, на ос­но­ва­нии За­ко­на СССР от 10.5.1957 «О даль­ней­шем со­вер­шен­ст­во­ва­нии ор­га­ни­за­ции управ­ле­ния про­мыш­лен­но­стью и строи­тель­ст­вом», пром. и стро­ит. М. ли­к­ви­ди­ро­ва­ны, часть из них пре­об­ра­зо­ва­на в гос. ко­ми­те­ты СМ СССР (по авиац. тех­ни­ке; обо­рон­ной тех­ни­ке; ра­дио­элек­тро­ни­ке; су­до­строе­нию). В сис­те­ме управ­ле­ния со­хра­ни­лось 7 об­ще­со­юз­ных и 12 со­юз­но-рес­пуб­ли­кан­ских М. Пром. пред­при­ятия, на­хо­див­шие­ся в ве­де­нии М., пе­ре­шли в под­чи­не­ние со­ве­тов нар. хо­зяй­ст­ва (сов­нархо­зов­), соз­дан­ных в эко­но­мич. рай­онах и под­чи­няв­ших­ся СМ со­юз­ных рес­пуб­лик, а че­рез них – СМ СССР. В 1963 вновь об­ра­зо­ван ВСНХ как об­ще­со­юз­ный ор­ган по ру­ко­во­дству пром-стью и строи­тель­ст­вом. В 1965 сов­нар­хо­зы и ВСНХ ли­к­ви­ди­ро­ва­ны, сис­те­ма управ­ле­ния пром-стью и строи­тель­ст­вом вновь ста­ла ор­га­ни­зо­вы­вать­ся по от­рас­ле­во­му прин­ци­пу на ос­но­ве вос­соз­дан­ных М. В 1974 на­счи­ты­ва­лось 29 об­ще­со­юз­ных и 31 со­юз­но-рес­пуб­ли­кан­ское М., боль­шин­ст­во из них – хо­зяй­ст­вен­ные М., ру­ко­во­див­шие разл. от­рас­ля­ми нар. хо­зяй­ст­ва СССР. В хо­де пе­ре­ст­рой­ки в кон. 1980-х гг. об­щее ко­ли­че­ст­во М. со­кра­ти­лось (37 – в 1991). Все­го в 1946–91 в СССР функ­цио­ни­ро­ва­ло св. 160 М. (в отд. пе­рио­ды – св. 50 М. од­но­вре­мен­но).[10]

В хо­де ры­ноч­ных пре­об­ра­зо­ва­ний и раз­го­су­дар­ст­вле­ния эко­но­ми­ки сфе­ра гос. управ­ле­ния в РФ су­зи­лась, мн. М. ли­к­ви­ди­ро­ва­ны или пре­об­ра­зо­ва­ны в ко­ми­те­ты и др. ве­дом­ст­ва. Их сис­те­ма и струк­ту­ра в 1990–2000-е гг. не­од­но­крат­но под­вер­га­лись из­ме­не­ни­ям в со­от­вет­ст­вии с ука­за­ми Пре­зи­ден­та РФ, Кон­сти­ту­ци­ей РФ 1993, федераль­ными за­ко­на­ми [«Об об­щих прин­ци­пах ор­га­ни­за­ции за­ко­но­да­тель­ных (пред­ста­ви­тель­ных) и ис­пол­ни­тель­ных ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» от 6.10.1999, и др.]. Совр. сис­те­ма гос. управ­ле­ния вклю­ча­ет 20 фе­де­раль­ных М. (на 2012): внутр. дел; по де­лам гражд. обо­ро­ны, чрез­вы­чай­ным си­туа­ци­ям и ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий сти­хий­ных бед­ст­вий; иностр. дел; обо­ро­ны; юс­ти­ции (все 5 на­хо­дят­ся в под­чи­не­нии Пре­зи­ден­та РФ); здра­во­охра­не­ния; куль­ту­ры; об­ра­зо­ва­ния и нау­ки; при­род­ных ре­сур­сов и эко­ло­гии; пром-сти и тор­гов­ли; по развитию Даль­него Востока; ре­гио­наль­но­го раз­ви­тия; свя­зи и мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций; с. х-ва; спор­та; транс­пор­та; труда и социальной защиты; фи­нан­сов; эко­но­мич. раз­ви­тия; энер­ге­ти­ки (все 15 на­хо­дят­ся в под­чи­не­нии Пра­ви­тель­ст­ва РФ).[11]

История министерств в России
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты