История кино в России
Материал из Documentation.
Начало: Дореволюционный период (1896—1917). Кинематограф появился в России вскоре после его изобретения братьями Люмьер. Первые киносеансы состоялись в Санкт-Петербурге и Москве в 1896 году. Первые российские фильмы были короткометражными хроникальными и видовыми лентами. Первые российские кинопредприниматели Александр Дранков и Александр Ханжонков сыграли важную роль в развитии кинопроизводства. В 1908 году был выпущен первый российский игровой фильм «Стенька Разин». В годы Первой мировой войны кинопроизводство в России переживало подъём, появились первые звёзды экрана, такие как Вера Холодная и Иван Мозжухин.
Революция и становление советского кино (1917-1920-е годы). После Октябрьской революции кино было национализировано и стало важным инструментом пропаганды. Были созданы кинокомитеты, которые занимались организацией кинопроизводства и распространением фильмов. В этот период формируется советская киношкола. Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, Лев Кулешов и Всеволод Пудовкин стали пионерами советского кино. Эйзенштейн снял такие фильмы, как «Броненосец Потемкин» и «Октябрь», которые стали классикой мирового кино. Вертов разрабатывал теорию «кино-глаза» и снимал документальные фильмы, такие как «Киноправда».
Эпоха социалистического реализма (1930-1950-е годы). В 1930-е годы в советском кино утверждается метод социалистического реализма, который требовал от художников правдивого отображения действительности в свете коммунистической идеологии. В этот период снимались фильмы, прославляющие трудовые подвиги, героическую борьбу с врагами и дружбу народов. Григорий Александров снял музыкальные комедии «Весёлые ребята», «Цирк» и «Волга-Волга», ставшие символами эпохи. Иван Пырьев создал киноколхозы, такие как «Свинарка и пастух» и «Трактористы». В годы Великой Отечественной войны снимались фильмы, поднимающие боевой дух народа, такие как «Два бойца» и «Она защищает Родину».
«Оттепель» и новые голоса (1950-1960-е годы). После смерти Сталина в советском кино наступает период «оттепели», характеризующийся смягчением цензуры и появлением новых тем и стилей. Михаил Калатозов снял фильм «Летят журавли», получивший «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Григорий Чухрай снял фильмы «Сорок первый» и «Баллада о солдате», проникнутые гуманизмом и пацифизмом. Андрей Тарковский дебютировал с фильмом «Иваново детство», получившим «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. В этот период также активно развивалась научная фантастика (Павел Клушанцев) и комедия (Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов).
Эпоха застоя и перестройки (1970-1980-е годы). В период застоя в советском кино усиливается контроль со стороны государства, но, несмотря на это, появляются талантливые фильмы, поднимающие острые социальные и нравственные проблемы. Андрей Тарковский снимает «Зеркало», «Сталкер» и «Ностальгию», ставшие вершиной авторского кино. Никита Михалков снимает фильмы «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Пять вечеров». В период перестройки появляются фильмы, критикующие советское прошлое, такие как «Покаяние» Тенгиза Абуладзе и «Холодное лето пятьдесят третьего…» Александра Прошкина.
Постсоветское кино (1990-е годы — настоящее время). После распада СССР российское кино переживает кризис, связанный с сокращением государственного финансирования и переходом к рыночной экономике. В 1990-е годы снимается мало фильмов, и многие из них носят коммерческий характер. Однако, в конце 1990-х годов начинается возрождение российского кино, появляются новые режиссеры и актеры. Александр Рогожкин снимает фильмы «Особенности национальной охоты» и «Кукушка», ставшие популярными комедиями. Алексей Балабанов снимает криминальную драму «Брат», ставшую культовым фильмом. В 2000-е годы российское кино становится более разнообразным и конкурентоспособным на международном рынке. Андрей Звягинцев снимает фильмы «Возвращение», «Елена» и «Левиафан», получившие признание на международных кинофестивалях. Тимур Бекмамбетов снимает блокбастеры «Ночной дозор» и «Дневной дозор».