История животноводства
Материал из Documentation.
Предпосылкой зарождения животноводства была специализир. охота. В ряде обществ охотников и собирателей было известно приручение животных, не преследующее к.-л. хозяйств. целей. В отличие от доместикации приручение имеет дело с отд. особями и является обратимым процессом. Приручённые и ранние одомашненные животные воспринимались как члены семьи, на ранних стадиях развития Ж. их убивали в осн. в ритуальных целях (забой животных поручался представителям чужого рода). Доместикация обусловила становление Ж. как хозяйств. уклада, позволив начать планомерное разведение домашних животных. Для этого требовалась хозяйств. система (земледелие, реже — интенсивное рыболовство), дающая возможность заготавливать для них корм, поддерживать их репродуктивность и тем самым сохранять преемственность поколений. Для доместикации отбирались животные, обладающие особым типом высшей нервной деятельности и высокой степенью морфофизиологич. и экологич. пластичности. Переход от приручения к доместикации животных осуществлялся в первобытных условиях с применением двух главных приёмов: импринтинга и насильственного приручения с помощью голода.[1]
Первое домашнее животное — собака, одомашненная на широкой территории Евразии в конце палеолита, первоначально использовалась, вероятно, для охоты, охраны или просто содержалась как компаньон. Доместикация др. животных имела очаговый характер: Передняя Азия (козы, овцы, крупный рогатый скот, свиньи, ослы, верблюды дромедары), Иран и Белуджистан (зебу), степи Евразии (лошади), Туркмено-Иранское пограничье (верблюды бактрианы), Центр. Азия (як), Саяно-Алтайский регион (северные олени), Вост. Азия (свиньи, гуси, утки, шелкопряды), Юго-Вост. Азия (гаял, балийский скот, буйволы, свиньи, куры). Особый характер имело Ж. в Новом Свете, представленное разведением лам и морских свинок в Андах, индеек в Центр. Америке. Ж. формировалось в тесной связи с земледелием, при котором оно играло подчинённую роль. Начиная с неолита (8-5-е тыс. до н. э.) домашние животные давали людям мясо, сырьё (шкуры, щетина, жир, волос, кость, рог), навоз (использовался как удобрение, топливо и строит. материал). К 4-му тыс. до н. э. было освоено доение скота и ткачество из козьего волоса и овечьей шерсти. С 4-го тыс. до н. э. человек начал использовать мускульную силу животных (волов, ослов, затем — лошадей, верблюдов, позднее — северных оленей): вначале для втаптывания семян в землю, обмолота зерна, перевозки вьюков и запряжки в сани-волокуши, позднее — как тягловую силу для плугов, санного и колёсного транспорта. С разведением стадных копытных животных связано выделение скотоводства в специализир. отрасль Ж., приводившую в определённых условиях к формированию подвижного образа жизни (см. Кочевничество). Местами приручение животных в традиц. условиях наблюдалось вплоть до 19-20 вв. (свиньи у папуасов, куры у сеноев).[2]
Типы содержания домашних животных варьировали от вольного выпаса до устройства спец. загонов, стойл, клеток. Последнее характерно для относительно развитых земледельч. обществ, где навоз использовался как удобрение. Первоначально домашние животные находились в индивидуальной собственности и настолько тесно ассоциировались со своим хозяином, что их нельзя было наследовать и полагалось убивать на его могиле. Со временем скот стал одной из важнейших категорий обособленной семейной собственности и начал наследоваться. Отождествление скота с богатством и мерой стоимости (см. в ст. Деньги примитивные) отражено в терминах, обозначающих одновременно скот и деньги (напр., *pecu в индоевропейских языках). В то же время пастбища, как правило, принадлежали общинам. Домашние животные играли большую роль как показатели материального достатка и социального престижа: входили в брачный выкуп, составляли плату за труд, служили штрафом за нарушение норм, широко использовались в дарообмене. Обмен скота на продукты земледелия составлял основу экономич. отношений между разл. обществами. Мясо домашних животных потреблялось редко (особенно у земледельцев) и служило престижной пищей, использовалось при ритуалах типа потлача, жертвоприношениях и др. Черепа, рога, клыки и т. п. служили религ. символами (напр., рога как украшение алтаря в Передней Азии и Вост. Средиземноморье — см. Чатал-Хююк, минойская культура), оберегами, знаками престижа. Домашние животные были атрибутами богов. Отсюда — роль домашних животных в традиц. искусстве: фигурки домашних животных восходят к эпохе становления Ж. и являются наследием промысловых культов. Изображения бычьих черепов (букрании) и бараньих рогов — универсальный орнаментальный мотив. Местами возникли религ. запреты на убийство некоторых животных (крупный рогатый скот в индуизме) или на потребление их мяса (свинья в Египте, затем в Передней Азии; ныне этот запрет поддерживается в иудаизме и исламе).[3]
В 16 в. в Ж. появляются товарные отрасли: в Америке — разведение крупного рогатого скота, в Европе — овцеводство. Как продукт относительно высокой стоимости, выносящий далёкую перевозку, овечья шерсть являлась объектом мор. торговли, пастбищное овцеводство стало бурно развиваться, в Ж. начался технич. прогресс. Большую роль в развитии Ж. сыграло создание в Великобритании в кон. 17 в. чистокровной верховой породы лошадей. Она очень широко использовалась в качестве улучшающего материала для скрещивания, на основе чего было перестроено коневодство Европы и мн. внеевропейских стран, были улучшены существующие породы и выведены новые, опыт её создания стал основой дальнейшего развития «скотозаводческого искусства». Началось качественное улучшение животных др. видов. В 18 в. в связи с ростом гор. населения в Европе увеличился спрос на мясо, что стимулировало работу по увеличению мясной продуктивности с.-х. животных (выведение новых и совершенствование существующих пород, улучшение кормления и др.). По данным Смитфилдской бойни под Лондоном, в 1720 ср. масса забиваемых животных составляла (кг): крупного рогатого скота 168, баранов и овец 28, а в 1795—363 и 36,3 соответственно. Использование молочных животных долго сохраняло архаичные формы. Овца и коза стали молочными животными раньше, чем корова. Самцов крупного рогатого скота оценивали гл. обр. по пригодности для работ и на мясо, коров — по приплоду. Молочные продукты стали товаром после создания сепаратора (1886) и введения прогрессивных технологий обработки молока. Это послужило стимулом для развития молочного скотоводства, лидерами в этой отрасли стали Дания, Швеция, Финляндия, Швейцария, Нидерланды.[4]
Развитие Ж. в 20 в. характеризовалось исключительным прогрессом в области технологий селекционно-генетич. процесса, кормления и систем содержания с.-х. животных.[5]
В период с сер. 20 в. до нач. 21 в. значительно увеличилось поголовье птицы (в 5,5 раза), свиней (в 3,3 раза), овец и коз (в 1,8 раза), крупного рогатого скота (в 1,7 раза). В меньшей степени выросло поголовье молочных коров (на 25%), поголовье лошадей сократилось. Наблюдался устойчивый рост произ-ва животноводч. продукции: мяса (в 5,3 раза, в т. ч. говядины и телятины в 2,9 раза, свинины в 6,2 раза, баранины в 2,1 раза, мяса птицы в 9,6 раза), молока (в 2,3 раза), яиц (в 5,8 раза). При этом незначительно сократилось произ-во шерсти (табл. 2). Рост произ-ва продуктов Ж. опережал темпы роста поголовья животных прежде всего за счёт реализации генетич. потенциала продуктивности; напр., поголовье овец в мире с 1950 до 2005 возросло лишь на 40%, однако произ-во баранины увеличилось в 2,1 раза. Особенно быстрыми темпами происходила интенсификация молочного животноводства. Ср. удои от одной коровы (данные ФАО, 2003–04) составили (кг): в Израиле 10696, США 8504, Швеции 8107, Дании 8000, Финляндии 7600, Канаде 7524, Японии 7493, Нидерландах 7415, Великобритании 6665, Германии 6585, Франции 5948.[6]