История государственного устройства России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



До 2007 г. государственные корпорации создавались в исключительных случаях, в финансовой сфере, на стыке полномочий Правительства РФ и Центрального банка РФ.

С 2004 г. в России началась бюджетная реформа.

В 1998 г. появился Бюджетный кодекс Российской Федерации.

С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы Центральному банку РСФСР (Банку России).

В ноябре 1991 г. ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики.

В 1991 г. был принят закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».

В декабре 1990 г. были приняты Законы «О Государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности». В соответствии с ними Госбанк СССР вместе с учреждаемыми в это время на базе республиканских контор банка национальными банками должен был создать единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице (рубле) и выполняющую функции резервной системы.

13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был создан подотчетный Верховному Совету РСФСР Государственный банк РСФСР.

В 1990 г. была разработана Государственная программа конверсии оборонной промышленности и развития производства гражданской продукции в оборонном комплексе до 1995 г.

С 1963 г. в ведение Госбанка были переданы государственные трудовые сберегательные кассы.

Налоговые платежи населения в 1953 г. составили только 8,5 % всех доходов государственного бюджета СССР.

14 октября 1945 года Народный комиссариат танковой промышленности был переименован в Народный комиссариат транспортного машиностроения СССР.

Начиная с 1944 г. государственный бюджет исполнялся с превышением доходов над расходами, а следовательно, отпала и необходимость в бюджетном использовании денежной эмиссии.

14 апреля 1943 г. образован Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ) СССР.

4 апреля 1943 года Государственный комитет обороны принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению хозяйства города Сталинграда и Сталинградской области».

12 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны принимает решение о создании системы оборонительных рубежей вокруг Москвы, получившей наименование Московской зоны обороны.

16 июля 1941 года Государственный Комитет обороны принял решение о строительстве оборонительного рубежа на дальних подступах к Москве — Можайской линии обороны протяженностью 230 километров.

С началом Великой Отечественной войны вся работа государственного аппарата стала перестраиваться на военный лад. Оборона страны превратилась в главную функцию государства.

В 1940 году образован Народный Комиссариат народного контроля СССР.

В 1939 г. Народный комиссариат тяжелой промышленности был разделен на шесть самостоятельных наркоматов: угольной, нефтяной и др.

Тенденция к централизации проявилась в Постановлении СНК СССР от 10 июля 1938 г., в соответствии с которым в государственный бюджет СССР были включены местные бюджеты.

В 1938 г. в государственный бюджет СССР был включен бюджет государственного социального страхования.

В декабре 1937 г. образован Народный комиссариат Военно-Морского Флота.

Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936 г. Усиление централизации в управлении народным хозяйством и финансами государства нашло отражение в статье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.

5 декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР постатейным голосованием, а затем и в целом единогласно утвердил проект второй «сталинской» Конституции СССР, она состояла из 13 глав, включающих 146 статей.

Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 года образован Народный комиссариат внутренних дел СССР.

В 1934 г. расходы страны на оборону существенно увеличились. По утвержденному ЦИК СССР своду единого государственного бюджета Наркомату обороны было отпущено 1 665 000 000 руб. В действительности же им оказалось израсходовано 5 019 111 669 руб., что составило 10,4 % от общей суммы расходов.

В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК «О республиканских и местных бюджетах» от 21 декабря 1931 г. в территориальные бюджеты стала передаваться часть государственных доходов — налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др.

В результате проведенной в 1925 г. реформы кассового устройства Государственного казначейства произошло объединение денежной наличности Госбанка и Наркомфина.

Государственный бюджет 1924/25 года был первым советским бюджетом, полностью выраженным и исполненным в твердой валюте. В нем совершенно не было натуральных поступлений (вследствие полного завершения перехода к денежным налогам), что несомненно усиливало его устойчивость. Это был первый советский бюджет, в котором не только отсутствовали доходы от бумажно-денежной эмиссии, но который был исполнен с превышением доходов над расходами.

Пленум ЦК ВКП(б), состоявшийся в августе 1924 г., признал необходимым не включать в государственный бюджет на 1924/25 г доход от бумажно-денежной эмиссии, сохранить наряду с ориентировочным годовым бюджетом, твердые квартальные бюджеты.

Второй государственный шестипроцентный выигрышный займ был выпущен в апреле 1924 г. на сумму 100 млн руб. сроком на пять лет.

В 1924 г. государственный бюджет СССР впервые был без дефицита.

В 1924 г. образован Народный комиссариат внутренней торговли.

К концу 1923 г. государственные органы в центре и на местах в основном лишились своей самостоятельности и теперь полностью зависели от соответствующих партийных комитетов.

В ноябре 1923 г. был выпущен Государственный краткосрочный сахарный заем на 1 млн пуд. сахара-рафинада в целях увеличения кассовых ресурсов казначейства для финансирования сельскохозяйственных заготовок из нового урожая. Приобретение его облигаций являлось для торговых предприятий и отдельных лиц способом заготовки сахара. С февраля до мая 1924 г. заем погашался натурой (сахаром), а затем до октября — деньгами.

В 1923 г. началось создание системы специальных кредитных учреждений — государственных трудовых сберегательных касс.

11 октября 1922 г. Государственному банку было предоставлено право выпуска в обращение червонцев — банковских билетов, и он превратился в эмиссионный центр.

В июле 1922 г. Госстраху было предоставлено право ввести личное страхование — страхование жизни и от несчастных случаев, угрожающих жизни и здоровью людей.

Первым советским денежным займом был Государственный шестипроцентный выигрышный заем 1922 г., выпущенный на сумму 100 млн руб. золотом. В отличие от натуральных, заем этот был долгосрочным.

В связи с перенесением хозяйственного года с 1 января на 1 октября 1922 г. государственный бюджет разрабатывался на девять месяцев — январь — сентябрь. Он был утвержден IX Всероссийским съездом Советов в декабре 1921 г. в качестве твердого бюджета в золотом исчислении и сводил бюджетный дефицит до 16,2 % ко всем расходам.

Восстановленное в ноябре 1921 г. государственное социальное страхование распространялось на все виды временной и постоянной утраты трудоспособности, на случай безработицы и на случай смерти.

Государственный бюджет на 1921 г. составлялся ещё на прежних, действовавших до нэпа, основаниях.

В 1921 г. началось развертывание государственного имущественного страхования, прежде всего от наиболее разрушительных стихийных бедствий, — пожаров, падежа скота и т. д., аварий на сухопутном и водном транспорте.

В 1921 г. началась перестройка системы государственного социального обеспечения рабочих и служащих.

7 февраля 1920 года Наркомат государственного контроля был преобразован в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции (НКРКИ).

Работа по созданию государственного контроля с широкими полномочиями была поручена И. В. Сталину. Им был подготовлен проект декрета о реорганизации Государственного контроля, который был утвержден ВЦИК 9 апреля 1919 года. Декрет предоставил Государственному контролю право осуществлять наблюдение за работой «всех народных комиссариатов, их отделов на местах и всех вообще органов Советской власти». Это положение в значительной мере определило место Государственного контроля в системе органов власти и его властное преимущество.

В конце 1918 г. в ведение Народного банка РСФСР перешли Кредитная канцелярия с Экспедицией заготовления государственных бумаг,

1 декабря 1918 года Народный комиссариат просвещения обнародовал декрет о школах для национальных меньшинств.

Государственный бюджет на II полугодие 1918 г. был утвержден ВЦИК 30 ноября и 2 декабря 1918 г.

В мае 1918 г. СНК был издан Декрет «О соблюдении единства кассы», который обязывал государственные учреждения вносить все денежные средства в кассу Народного банка РСФСР (или казначейства) и производить платежи только через банк (или казначейство).

В мае 1918 года Государственный контроль был преобразован в Народный комиссариат государственного контроля во главе с народным комиссаром и Коллегией.

Декретом ВЦИК от 3 февраля 1918 г. все государственные займы, заключенные царским и Временным правительствами были аннулированы. Декрет об аннулировании государственных займов предусматривал компенсацию всем гражданам, владевшим облигациями внутренних займов на сумму не более 10 тыс. рублей.

18 января 1918 года Сов­нарком издал декрет «О Центральной контрольной коллегии и местных учетно-контрольных коллегиях и комиссиях». Этим декретом старые органы Государственного контроля были отстранены от работы. Устанавливалась новая система контрольных органов, центральным звеном которой стала Центральная контрольная коллегия.

Долг Государственного казначейства Народному банку РСФСР на 1 января 1918 г. составил 6820 млн рублей.

24 декабря 1917 года Государственный совет был упразднён.

14 (27) декабря 1917 г. после вооружённого захвата зданий петроградских банков Декретом ВЦИК от «О национализации банков» в стране была введена государственная монополия на банковское дело. В соответствии с этим Декретом «в целях образования подлинно служащего интересам народа и беднейших классов единого народного банка Российской Республики» акционерные коммерческие банки и банкирские конторы подлежали национализации и слиянию с Государственным банком.

5 декабря 1917 года был образован Народный комиссариат Государственного контроля, осуществляющий проверку финансовой деятельности государственных учреждений. В этот же день был принят декрет Совнаркома «Об образовании Коллегии Государственного контроля».

24 ноября 1917 года за отказ признать власть Совнаркома Управляющий Государственным банком И. П. Шипов был уволен без права на пенсию. Комиссаром Государственного банка на правах управляющего был назначен С. С. Пестковский.

21 ноября 1917 года вопрос о саботаже чиновников Министерства финансов и Государственного банка обсуждался на заседании ЦК РСДРП(б) и ВЦИК. Была принята резолюция ВЦИК «О борьбе с саботажем чиновников Государственного банка», предписывавшая Совнаркому применить самые энергичные меры для немедленной ликвидации саботажа.

12 ноября 1917 года Государственному банку было предъявлено требование об открытии в Петроградской конторе текущего счета на имя СНК и представлены образцы подписей В. И. Ленина и временного заместителя наркома финансов В. Р. Менжинского. Но служащие Банка продолжали осуществлять операции на основании финансовых документов, оформленных Министерством финансов. Даже однодневный арест Управляющего Банком И. П. Шипова не заставил их изменить свою позицию.

С 8 ноября по 23 ноября 1917 г. Государственный банк клиентов не обслуживал, но в течение этого времени он продолжал осуществлять свою основную функцию — эмиссионную. В обращение было выпущено 610 млн руб. и 459 млн рублей выслано в конторы и отделения Банка.

7 ноября 1917 г. в шесть часов утра, по предписанию Петроградского Военно-революционного комитета, вооруженные моряки Гвардейского флотского экипажа, не встретив никакого сопротивления, заняли здание Государственного банка.

После Октябрьской революции 1917 г. государственные предприятия (бывшие казенные заводы и национализированные предприятия) поступили в ведение отраслевых главных комитетов (главков) и центральных управлений (центров) Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ).

После Октябрьской революции первым шагом в реформировании контроля стало образование в конце октября 1917 года при старом Государственном контроле Коллегии Государственного контроля и назначение Советом Народных Комиссаров временного заместителя народного комиссара по государственному контролю.

На 23 октября 1917 г. задолженность Казначейства Государственному банку по учету краткосрочных обязательств составила 15 507 млн руб. против 7 882 млн руб. на 1 марта 1917 года.

6 (19) октября 1917 года Государственная дума четвертого созыва была распущена Временным правительством в связи с назначением выборов в Учредительное собрание на 12 ноября и началом избирательной кампании.

16 декабря 1916 года Государственная дума была распущена на каникулы.

3 сентября 1915 года Государственная дума была распущена на каникулы.

В марте 1911 года Государственный совет демонстративно отклонил принятый Государственной думой законопроект о западном земстве.

20 февраля 1906 г. в России были опубликованы закон и новые положения о Государственном Совете и Государственной Думе. Государственный Совет из совещательного превращается в законодательный орган, во вторую палату, приравненную к Думе.

В Манифесте от 17 октября 1905 г. «О Государственной Думе» Николай II закрепил правило, чтобы «…никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа была облегчена возможность участия в надзоре за законностью действий назначаемых царем властей».

По росписи на 1899 г. государственный бюджет России достиг 1,5 миллиарда рублей.

Эмиссионным центром страны Государственный банк стал на основании Указа Николая II от 29 августа 1897 года.

С 1894 г. государственные расходы России стали делиться на обыкновенные и чрезвычайные. Последние включали военные расходы, расходы на содержание железной дороги и займы. С этого момента бюджет России стал гласным.

На основании закона 12 июня 1886 г. государственные крестьяне переводились на выкуп.

Свой долг Государственному банку Казначейство начало погашать с 1881 г.

Государственная роспись 1867 г. представляется более полною сравнительно с росписями прежних лет, потому что с 1867 г. в общую государственную роспись стали вносить доходы и расходы по Царству Польскому, прежде составлявшие отдельную роспись. На 1867 год доходов было исчислено 387,1 млн, а с экстраординарными (займы) и оборотными — 443,9 млн, а расходов — 398,3 млн, а с оборотными и прочими — те же 443,9 млн.

С 1867 г. Министерство финансов начало интенсивное накопление золотого запаса.

Законом 18 января 1866 г. государственные крестьяне были подчинены системе управления, введенной в помещичьих и удельных имениях.

В 1866 г. государственные крестьяне получили в бессрочное пользование по 5,7 десятины на душу, они должны были внести в казну 1 млрд 60 млн руб.

С 1866 г. государственные доходы и расходы стали поверяться контрольными палатами ежемесячно.

С 1865 г. на Государственный банк был возложен контроль за поступлением выкупных платежей в казначейства, а также составление годовых отчетов по выкупной операции.

Бюджет 1863 года впервые представил относительно полную картину доходов и расходов государства.

Первая опубликованная государственная роспись на 1862 г. представляет около 284,8 млн руб. доходов и 295,5 млн руб. расходов; таким образом, предполагаемый дефицит равнялся почти 11 млн рублей.

Новые правила составления, исполнения и утверждения государственной росписи были приняты с 1862 г. Государственные росписи стали подлежать опубликованию.

До бюджетной реформы 1862 г. государственные доходы сосредотачивались в руках отдельных управлений, которыми они распоряжались, по существу, бесконтрольно. Остатки от сметных назначений не вносились в сметы будущего года, поэтому Министерство финансов не имело полных данных о бюджетных финансовых потоках.

В 1861 г. Государственный банк был привлечен к участию в выкупной операции. Ему был поручен выпуск выкупных свидетельств и 5-ти процентных банковских билетов.

В 1861 г. государственной канцелярии было поручено начать разработку «Основных положений преобразования судебной части в России».

С 1853 г. по случаю открывшейся войны начинаются очень крупные дефициты государственных финансов, доходившие в 1855 году до 252 млн и в 1856 году до 266 млн.

С 1 января 1840 г. при государственном коммерческом банке открылись депозитные кассы для привлечения вкладов населения в металлических деньгах.

В результате реформы П. Д. Киселёва (1837—1841) была регламентирована жизнь государственной деревни.

В 1836 г. государственные крестьяне были переданы в ведение 5-ого отделения канцелярии под руководством Киселева.

В сельских обществах с 1833 г. государственные крестьяне платили повинности на основе круговой поруки.

В 1823 году Государственный контролер барон Кампенгаузен разработал и внедрил новую ревизионную систему, которая ограничила функции государственного контроля освидетельствованием счетов департаментов министерств и главных управлений.

Составление настоящих государственных росписей начинается в России с изданием Наказа министру финансов 1811 года.

С 1811 года Государственный Совет стал рассматривать финансовые дела.

Манифестом от 25 июля 1810 года было учреждено Главное управление ревизии государственных счетов, состоящее из двух департаментов.

Государственная роспись 1810 г. содержала в себе доходов 170 млн и расходов 209 млн, а при исполнении оказалось 229 млн рублей.

С созданием в 1802 г. функциональных министерств (Министерства внутренних дел, Министерства финансов и др.) на местах организовывались подведомственные им государственные учреждения, то есть вертикальная система учреждений государственного управления. Например, территориальными органами Министерства финансов на губернском уровне были казенные палаты, на уездном — казначейства.

В 1801 г. государственные доходы от подушной и оброчной податей составляли 39,1 млн руб., а питейные сборы давали 19,1 млн руб. В совокупности они давали около 72 % всех государственных доходов. На долю косвенных доходов приходилось более 40 % госдоходов.

С 1801 г. государственные крестьяне могли приобретать недвижимость и вступать в сделки.

В 1798 г. государственные крестьяне губернии первого класса должны были платить 5 руб. с души, второго класса — 4 руб. 50 коп., третьего класса — 4 руб., четвертого класса — 3 руб. 50 коп.

Весной 1783 г. была секретно образована комиссия для умно­жения государственных доходов.

В 1781 г. Экспедиция о государственных доходах разделяется на четыре самостоятельные экспедиции: первая ведала государственными доходами, вторая — расходами, задача третьей состояла в осуществлении контроля и проведении ревизии, а четвертая экспедиция занималась взысканием недоимок, недоборов и начетов.

В 1780 г. указом императрицы Екатерины II была создана Экспедиция о государственных доходах, подчиняющаяся канцелярии генерал-прокурора.

В 1779 г. с чугунолитейных заводов было снято принудительное обя­зательство продавать часть продукции государству.

Указом от 7 ноября 1775 г. Екатериной II были учреждены губернские финансовые органы — Казенные палаты, на которые возлагалось осуществление «казенного управления» в губерниях: сбор сведений о численности населения, управление соляными и питейными откупами, учет поступления доходов.

По губернской реформе 1775 г. государственные крестьяне получили свой суд.

С 1775 г. государственные крестьяне были подчинены губернским казенным палатам (с 1837 — палатам гос. имуществ).

23 марта 1764 г. Екатерина II учредила комиссию для изучения организа­ции продажи вина, чтобы повысить ее доходность для государства.

В 1762 г. было решено сохранить сбор таможенных налогов за государством.

В 1749 г. была восстановлена государственная монополия на табак.

На момент первой переписи 1724 г. государственные крестьяне составляли 19 % населения.

В России первая роспись государственных доходов и расходов была составлена в 1722 г. на 1723 г.

В 1718 году Пётр I, изучив опыт Швеции, ввёл коллегиальную систему управления государством.

С 1714 года на борьбу с нечестными чиновниками был брошен созданный институт фискалов, в обязанность которых входило наблюдение за действиями государственных мужей и донесение о непорядках обер-фискалу.

Содержание

[править] Показатели

[править] Доходы

В 1763 году государственные доходы составил 16 507 381 рублей.

В 1764 году государственные доходы составил 21 593 136 рублей.

В 1765 году государственные доходы составил 22 715 389 рублей.

В 1766 году государственные доходы составил 23 708 401 рублей.

В 1773 г. общая сумма госдоходов составила 30,7 млн рублей.

В 1784 г. общая сумма доходов государства составила 51,1 млн руб.

В 1793 г. общая сумма доходов государства составила 57,9 млн руб.

В 1795 г. общая сумма доходов государства составила 71,9 млн руб.

В 1812 г. государственные доходы увеличились со 125 млн до 300 млн руб.

В 1833 году государственные доходы составили 501,7 млн рублей ассигнациями.

В 1843 году государственные доходы составили 777,7 млн серебряных рублей.

[править] Расходы

В 1763 году государственные расходы составили 17,2 млн рублей.

В 1765 г. государственные расходы составляли 22 468 535 рублей (то есть на 246 854 руб. меньше доходов).

В 1766 г. государственные расходы составляли 22 991 793 рублей (то есть на 716 608 руб. меньше доходов).

В 1768 году государственные расходы составили 23,6 млн рублей.

В 1833 году государственные расходы составили 495 млн рублей ассигнациями.

В 1843 году государственные расходы составили 740,3 млн серебряных рублей.

В 1924/25 году расходы единого государственного бюджета СССР составили 2969,5 млн рублей.

В государственном бюджете СССР на 1927/28 г общие расходы на оборону возрастали до 1 млрд руб., по сравнению с 780 млн руб. в 1926/27 г, или с 15,4 % до 17,3 % по отношению к сумме общегосударственных расходов.

В СССР в 1932 г. расходы на содержание органов государственного управления составляли 4,2 % всех средств бюджета.

В 1935 г. Наркомат обороны израсходовал 8 185 758 290 руб., или 12,3 % от общей суммы государственных расходов.

Расходная часть государственного бюджета СССР в 1937 г. исполнена в сумме 93 921 млн руб. на 3198 млн руб., или 3,3 % ниже суммы расходов, утвержденной сессией ЦИК СССР. По сравнению с 1936 г. государственные расходы возросли па 12 094 млн руб., или на 14,8 %.

В начале 1941 г. Совет народных комиссаров предложил ассигновать на нужды обороны сумму, равную 70 млрд 900 млн руб., что должно было составить 32,9 % расходной части государственного бюджета.

В государственном бюджете СССР на 1954 г. расходы на оборону страны предусматривались в сумме 100,3 млрд руб. (17,8 % к утвержденным на этот год расходам всего бюджета, то есть на 2,6 % ниже, чем в 1953 г.).

Законом от 20 декабря 1957 г. «О государственном бюджете на 1958 год» на нужды обороны по смете Министерства обороны СССР выделялось 96 293 275 тыс. руб. из общей суммы расходов 627 742 125 тыс. руб.

В 1989 г. государственные расходы (по государственному бюджету СССР) составили 52,5 % ВВП.

В 1994 г. государственные расходы в России составляли 37,3 % ВВП.

В России в 1995 г. государственные расходы составили 29 % ВВП.

В 2000 г. государственные расходы в России составляли 28 % ВВП.

В России в 2011 г. государственные расходы на здравоохранение оцениваются в 1,7 трлн руб., что составляет 4 % ВВП.

[править] Дефицит

В 1810 г. дефицит госбюджета составлял более половины всех доходов.

[править] Ценные бумаги

В 1999 г. государственные ценные бумаги размещены на сумму 256,9 млрд руб., в том числе 214,0 млрд руб. приходится на ОФЗ.

[править] Долги

В 1798 г. долги помещиков государственным кредитным ин­станциям оценивались в 45,5 млн руб.

К 1879 г. долг Казначейства Государственному банку составил 478,9 млн рублей.

В конце октября 1917 г. государственный долг достиг 60 млрд руб., в том числе: внутренний — 44 млрд руб. и внешний — 16 млрд рублей.

На конец 1999 года государственный внешний долг России составил 145,8 миллиардов долларов США.

На 24 марта 2008 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в ценных бумаг составляет 1.292.352,404 млн рублей.

По состоянию на 1 января 2012 года государственный долг субъектов Российской Федерации составил 1,2 трлн рублей.

[править] Прочее

12 октября 1760 г. оброчный сбор с государственных крестьян был повышен до 1 руб.

В 1782 г. на государственных пред­приятиях выпустили 182 363 пуда чугуна.

В 1809 г. государственные доходы составили 125 млн, а расходы — 230 млн руб. Дефицит бюджета равнялся 105 млн руб., или около 85 % доходной части.

В 1823 г. (1-й год управления Канкрина) государственных доходов и расходов было по росписи 443,5 млн руб. ассигнациями (около 117 млн руб. серебром).

В 1832 г. государственные доходы составляли 137 млн руб. с., а расходы — 142 млн (дефицит около 5 млн.).

В 1852 году государственные доходы на 4 млн превышают расходы, а именно: доход равнялся 284,25 млн, а расход — 280,25 млн.

С 16 октября по 1 декабря 1905 г. золотой фонд Государственного банка уменьшился с 1 318,8 до 1 126,1 млн рублей.

Единый государственный бюджет СССР на 1925/26 год был исполнен: по доходам — в сумме 4066,2 млн руб., по расходам — 4050,9 млн руб. Превышение доходов над расходами составило 15,3 млн руб.

Государственный бюджет СССР в 1938 г. был выполнен с превышением доходов над расходами на 3442 млн руб. В государственный бюджет СССР поступило в 1938 г. доходов 127481 млн руб., из них по союзному бюджету— 92990 млн руб. По сравнению с 1937 г. доходы государственного бюджета СССР выросли на 18249 млн руб., или на 16,7 %, в том числе по союзному бюджету— на 15018 млн руб., или на 19,3 %. Расходы по государственному бюджету СССР за 1938 г. выразились в сумме 124039 млн руб., то есть на 7099 млн руб. меньше ассигнований, утвержденных Верховным Советом СССР. По сравнению с 1937 г. расходы увеличились на 17801 млн руб., или на 16,8 %.

Государственный бюджет СССР на 1940 г. принят VI сессией Верховного Совета СССР по доходам в сумме 184 млрд руб. и по расходам — 180 млрд руб., то есть с превышением доходов над расходами в сумме 4 млрд руб.

В 1941 г. в форме государственных займов в бюджет было мобилизовано 11,5 млрд руб., или 6,5 % общего объема поступлений.

[править] Примечания

Личные инструменты