Ислам
Материал из Documentation.
Ислам (араб. «предание себя Богу») возник в сложное время социальных потрясений в среде арабских племен, когда наметилось образование единого государства. Самые разные идеологические течения, которые можно объединить под терминами «фетишизм», «анимизм», претендовали на роль объединителя кочевников. У аравийцев-язычников не было духовенства, жрецов, но были хранители священных мест; каждый человек мог сам проводить необходимые обряды и совершать жертвоприношения. В середине VI века в Южной Аравии утвердилось единобожие, называемое просто Богом, единственным на небесах и на земле.
Ислам возник на юго-западе Аравийского полуострова и связан с именем пророка Мухаммеда. Он родился около 570 г. в небольшом городке Мекке, который, постепенно усиливаясь с III века, к VI веку стал главным экономическим и идеологическим центром Аравии, известным своим храмом Каабой. Мухаммед часто уединялся для благочестивых размышлений, задумывался о вере и жизненных принципах. Он пришел к выводу, что не следует опираться на идеи христианства и иудаизма, а нужно изменить само язычество путем возвышения в качестве единственного бога Аллаха.
К 610 году относится его первая проповедь в Мекке, однако его проповеди не были приняты населением города. Последовавшая религиозно-политическая борьба привела к бегству Мухаммеда в Ясриб (622 г., начало мусульманского летоисчисления). После нескольких лет борьбы, в 628 г., Мухаммед вернулся в Мекку победителем. В 630 году храм Каабы был очищен от языческих богов, а в июне 632 г. Мухаммед, завершив главное дело своей жизни, создав оригинальную религию, скончался.
Основные положения новой религии были сформулированы Мухаммедом еще в начальный период проповеднической деятельности. Он требовал признания Аллаха как единственного Бога и себя как его посланника, ввел пятикратную молитву, пост, очистительную молитву и совершение хаджа в Мекку. Главной книгой учения почитался Коран, которая состояла из записей проповедей Мухаммеда. Коран включает в себя 114 глав (сур) различного содержания: философского, морального, юридического и др. Другая важная книга ислама — Сунна, рассказы о жизни Мухаммеда, зафиксированные в виде хадисов (сказаний).
Формальным поводом раскола в исламе на суннитов и шиитов стали различия и споры о право наследии главы мусульманской общины. Представители суннизма, ставшего ортодоксальным направлением ислама и идеологической платформой будущего халифата, выступали за выборность халифа. Подобный факт закамуфлированной политизации ислама как бы оправдывал совершенный захват власти в халифате лицами, не принадлежащими к ветви Пророка. Шииты, придерживаясь принципа наследования духовных вождей мусульман, требовали, чтобы во главе мусульманской общины находились духовные лица из числа прямых наследников Мухаммеда. Позднее противоречия между двумя направлениями ислама разрастались, углублялись и неоднократно выливались в вооруженную борьбу между приверженцами обоих направлений.
Отношение мусульманского духовенства к существующим политическим режимам и их роль в общественной жизни во многом определяется особенностями вероучений обоих направлений ислама — суннизма и шиизма. Своими корнями эти учения с многочисленными ответвлениями уходят глубоко в историю. Догмы суннизма допускают сосредоточение государственной и духовной власти в руках как светского, так и духовного лица. И тот и другой могут объявить себя «властителями мусульман». Суннитское духовенство почитает такого главу государства и добросовестно ему служит. Религиозная ортодоксальность в значительной степени обусловливает и политическую терпимость суннитов. Суннитское духовенство, как правило, стремится ужиться с существующими режимами, приспособиться к ним.
Шиизм возник в начале второй половины VII века и развивался как оппозиция ортодоксальному направлению, как религия бунта против злоупотреблений властью. В исторических условиях Ирана и ряда других стран он был идеологией борьбы за право на землю. Шиитское духовенство всегда отказывало светскому главе государства в праве объявлять себя духовным вождем. Шииты считают, что духовная власть должна быть выше светской. Вот почему на протяжении своей истории они борются против монопольного господства светской власти. Шииты настаивают на соединении духовной и государственной власти в лице духовного вождя — имама, представляющего Аллаха и пророка Мухаммеда на земле.
Как отмечает видный российский религиовед Л. С. Васильев: «Спецификой ислама было слияние духовного и светского начал, политической администрации и религиозной власти. В отличие от христианства, ислам формировался в условиях религиозно-политической слитности, а предводителями его были сами политические и одновременно религиозные вожди — пророк, халифы, эмиры и их помощники на местах. Это слияние светского и духовного начал в единое целое способствовало абсолютизации религиозного авторитета, с одной стороны, и снижению значения административно-бюрократической иерархии — с другой». Таким образом, ислам выступает не только религиозной силой, но и политической.