Иосиф Сталин в 1890-х годах

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В мае 1894 года Иосиф Джугашвили окончил Горийское духовное училище. Выданное свидетельство фиксировало как те дисциплины, которые он изучал, так и уровень их освоения. При отличном поведении юноша получил следующие оценки: по священной истории, православному катехизису, изъяснению богослужения с церковным уставом — «отлично», по русскому с церковнославянским и грузинскому языкам — «отлично», по греческому — «очень хорошо», по арифметике — «очень хорошо», по географии, чистописанию и церковному пению — «отлично».[1]

В сентябре 1894 года, после завершения летних каникул и успешной сдачи вступительных экзаменов, молодой Джугашвили был зачислен в Тифлисскую духовную семинарию. В семинарию Иосиф был зачислен с правом бесплатного проживания и пользования столовой.[2]

В тифлисской семинарии Сталин провел более четырех с половиной лет, с осени 1894 по май 1899 г. Переезд в большой город и приспособление к новым порядкам, несомненно, требовали определенного напряжения. Однако в семинарию Иосиф попал не один, а в составе группы друзей и знакомых, выпускников Горийского училища. Это облегчало адаптацию. Скорее всего, учеба давалась Иосифу сравнительно легко. Первый и второй классы он закончил вполне успешно, занимая 8-е место по успеваемости в первом классе и 5-е — во втором. Отличные оценки он получал также за поведение.[3]

Круг дисциплин, которые изучались в семинарии, по сравнению с училищем несколько расширился. Помимо Священного писания, церковного пения, русской словесности, греческого и грузинского языков, преподавались библейская и гражданская история, математика.[4]

Иосиф вступил в нелегальный общеобразовательный кружок семинаристов и, судя по всему, выдвинулся в нем на первые роли. Члены кружка читали и обсуждали вполне легальные книги, которые, однако, были запрещены в семинарии. В кондуитном журнале семинарии было зафиксировано, что в конце 1896 и начале 1897 г. семинарист Джугашвили был уличен в чтении запрещенных книг, в том числе романов Виктора Гюго. Со времени вступления в кружок, с третьего класса, Иосиф стал все хуже учиться и все чаще нарушать режим.[5]

Постепенно инакомыслие Иосифа Джугашвили становилось более радикальным. Он перестал писать стихи и все больше интересовался политикой. Участия в кружке семинаристов было уже недостаточно. Жажда «настоящего дела» привела Иосифа в революционное движение. Он увлекся марксизмом и начал посещать нелегальные собрания железнодорожных рабочих. Согласно официальной биографии, в августе 1898 г., еще находясь в семинарии, Иосиф Джугашвили вступил в социал-демократическую организацию, работал пропагандистом в немногочисленных рабочих кружках.[6]

Поведение Иосифа в семинарии в его последний 1898/1899 учебный год было очевидным подтверждением решительного разрыва с прежней жизнью. Кондуитный журнал семинарии сохранил летопись бунтарства Джугашвили. В сентябре его уличили в чтении товарищам выписок из запрещенных книг. В октябре трижды отправляли в карцер за отсутствие на молитве, плохое поведение во время литургии и опоздание из отпуска. Выговоры перемежались с помещением в карцер за различные проступки в последующие месяцы. Серьёзный конфликт с администрацией произошел в январе 1899 года Иосиф на месяц был лишен права выхода в город.[7]

В мае 1899 года Иосифа официально уволили из семинарии по формальному основанию — «за неявку на экзамены по неизвестной причине». При этом в справке об окончании четырех классов семинарии, выданной ему на руки после отчисления, красовалась отличная оценка за поведение.[8]

Продолжая работу в революционной организации, Иосиф при помощи друзей в конце 1899 года устроился наблюдателем на Тифлисскую метеорологическую станцию (обсерваторию).[9]

[править] Стихи

После окончания первого класса семинарии Иосиф принес свои стихотворения в редакцию одной из грузинских газет. В июне — декабре 1895 г. пять стихотворений были опубликованы. Летом следующего года одно стихотворение напечатали в другой газете. Стихи, написанные на грузинском языке, воспевали служение родине и народу.[10]

[править] Здоровье

В просьбе на имя ректора Тифлисской духовной семинарии в 1898 году Иосиф просил освободить его от переэкзаменовки «по причине грудной болезни, которой я так давно страдаю и которая так усилилась во время экзаменов».[11]

Личные инструменты