Инфляционное таргетирование в России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Инфляционное таргетирование в России — режим денежно-кредитной политики в России. Центральный банк России перешёл на политику инфляционного таргетирования с 2014 года.

Содержание

[править] Удержание процентных ставок на целевом уровне

Инфляционное таргетирование предполагает удержание процентных ставок денежного рынка на определённом целевом уровне (или управление процентными ставками денежного рынка) путём установления ключевой ставки. Центральный банк России переходит (фактически уже перешел) к использованию процентных ставок денежного рынка, то есть процентных ставок, по которым банки кредитуют друг друга на короткие сроки, в качестве основного канала своего влияния на экономику. Достигается это следующим образом.[1]

Центральный банк проводит операции рефинансирования банков под залог либо ценных бумаг (в основном облигаций), либо кредитов заемщикам с высокой платежеспособностью. Объемы этих операций в совокупности устанавливаются так, чтобы процентные ставки оставались в заданном диапазоне. В нашем случае это ключевая ставка ЦБ плюс-минус 1 п. п. Центральный банк ежедневно следит за спросом и предложением ликвидности банков, на этой основе устанавливает лимиты аукционных операций, чтобы удержать ставку на соответствующем уровне. Отметим, что термин «ликвидность» мы понимаем в узком смысле: объем денег на корреспондентских счетах банков, используемый для проведения расчетов. Часто его трактуют шире, но в своих операциях в рамках описываемого механизма Центральный банк РФ принимает во внимание размер корсчетов как отражение объемасредств, необходимого для нормального осуществления расчетов.[2]

Основные операции денежно-кредитной политики — это операции недельного РЕПО (покупка с обратным выкупом) с ценными бумагами, которые проводятся по ключевой ставке, устанавливаемой Советом директоров ЦБ РФ. Ежедневные операции по фиксированным ставкам — кредитные и депозитные — проводятся по ставкам «ключевая плюс—минус 1 п. п.» соответственно. Такой набор инструментов позволяет удерживать ставки денежного рынка внутри коридора процентных ставок, то есть на уровне ниже «ключевая плюс 1 п. п.».[3]

Это классический набор инструментов, применяемый во многих странах. Обычно в операциях предоставления ликвидности используют только государственные бумаги — аналоги российских ОФЗ. Но поскольку в России рынок государственных бумаг очень узкий, ЦБ РФ включает в список ценных бумаг, принимаемых в залог по своим операциям (так называемый Ломбардный список), широкий круг корпоративных и ипотечных облигаций. Однако и этот рынок в России ограничен, поэтому в последнее время расширялось кредитование под залог кредитов платёжеспособным компаниям. Основной объём таких кредитов предоставляется на аукционах на срок три месяца по ставкам «ключевая плюс 0,25 п. п.», что согласуется с задачей удерживать рыночные ставки на уровне ниже «ключевая плюс 1 п. п.». Но в систему ставок не вписывается такой инструмент, как введённое по просьбе банковского сообщества рефинансирование под залог кредитов и золота на срок от 2 дней до 1,5 лет. Цель данного инструмента — страховать на случай возникновения проблем, а не регулярно предоставлять ликвидность. Поэтому ставки по нему выше.[4]

[править] Принципы выбора целевого уровня процентных ставок

Динамика изменения индекса потребительских цен в России, накопленным итогом за 12 месяцев, с января 2014 года по январь 2018 года, в %
Динамика изменения индекса потребительских цен в России, накопленным итогом за 12 месяцев, с января 2014 года по январь 2018 года, в %

Ставки выбирают так, чтобы инфляция в среднесрочной перспективе (через год—полтора) вышла на целевые ориентиры. Поэтому такой режим и называется таргетированием инфляции (от английского слова target — цель) — он направлен на достижение целей по инфляции.[5]

Цель ставится на среднесрочный период, поскольку политика ЦБ влияет на инфляцию не напрямую, а косвенно. ЦБ может воздействовать на ставки денежного рынка. Последние, в свою очередь, влияют на другие кредитные и депозитные ставки в экономике, а также на валютный курс. Исходя из уровня ставок и динамики курса, экономические агенты принимают решения о сбережениях, инвестициях, потреблении и ценообразовании. Причем все эти решения тоже влияют друг на друга. Поэтому влияние денежно-кредитной политики на инфляцию происходит с большим временным лагом. Чтобы его оценить, нужны специальные математические модели, учитывающие комплекс экономических факторов.[6]

Безусловно, в каждый конкретный период на инфляцию влияют не только денежно-кредитная политика, но и другие факторы (скажем, политика правительства в сфере налогов или тарифов), которые могут воздействовать на инфляцию иначе, чем денежно-кредитная политика. Но следует понимать, что влияние этих факторов не отменяет влияния денежно-кредитной политики.[7]

Цель по инфляции может быть любой, даже 100 %. Стандартная цель в развитых странах 2—2,5 %. Удержание инфляции на этом уровне в течение длительного времени существенно повышает уровень доверия к национальной валюте и национальной финансовой системе. Боязнь инфляции в таких странах не препятствует тому, чтобы люди и бизнес держали сбережения в национальной валюте. Обычные люди фактически перестают реагировать на изменение валютного курса, поскольку он не оказывает заметного влияния на покупательную способность их доходов и сбережений. Бизнес не стремится менять цены при снижении курса, а в случае роста спроса на свою продукцию скорее повысит выпуск, чем цены. Именно это позволяет проводить контрциклическую денежно-кредитную политику. Её смягчение неминуемо ведёт к снижению валютного курса. Чтобы такая политика была эффективной, люди не должны реагировать на неё, покупая иностранную валюту, а компании — немедленно повышая цены.[8]

В странах с формирующимся рынком, к которым относится Россия, обычно велики колебания относительных цен, то есть цен одних групп товаров по отношению к другим. Вот почему в этих странах инфляцию чаще таргетируют на уровне, близком к 4 %. Именно такую политику и начал проводить Центральный банк России.[9]

[править] Курсовая политика

В рамках инфляционного таргетирования центральные банки не теряют полностью возможность влиять на валютный курс. Это влияние может быть как прямым (с помощью интервенций), так и косвенным (через управление ставками денежного рынка).[10]

Страны, таргетирующие инфляцию и использующие в качестве основного операционного механизма управление процентными ставками денежного рынка, в отдельных случаях могут проводить валютные интервенции в целях финансовой стабильности, то есть для корректировки резких скачков валютного курса. Но они обычно не проводят регулярных интервенций для поддержания конкретного уровня курса. Это связано с тем, что интервенции ведут к изъятию ликвидности (или национальной валюты) из обращения, поскольку иностранную валюту ЦБ продает за национальную. Если, продавая валюту, пытаться удерживать процентные ставки на более низком уровне, то нужно каким-то образом возвращать ликвидность в обращение, или стерилизовать интервенции. Для этого обычно расширяют операции предоставления ликвидности.[11]

На валютный курс можно влиять не только интервенциями, но и процентными ставками. Повышение ставок делает активы в национальной валюте более привлекательными, а спекуляции против неё — невыгодными. Обратное тоже верно. В развитых странах, где население и бизнес, не связанный с импортными операциями, практически не следит и не реагирует на валютный курс из-за исторически низких инфляции и инфляционных ожиданий, центральные банки при формировании своей политики фактически не обращают внимания на валютный курс. В странах с формирующимся рынком центральные банки чаще реагируют на курс, так как для них это один из каналов контроля инфляции.[12]

Центральный банк России с 10 ноября 2014 года перешёл к плавающему валютному курсу.[13]

[править] Примечания

  1. Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации
  2. Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации
  3. Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации
  4. Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации
  5. Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации
  6. Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации
  7. Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации
  8. Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации
  9. Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации
  10. Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации
  11. Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации
  12. Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации
  13. О параметрах курсовой политики Банка России. 10 ноября 2014
Личные инструменты