Индикативное планирование
Материал из Documentation.
Индикативное планирование (ИП) — деятельность государственных органов по составлению индикативных планов, информирующих всех заинтересованных хозяйствующих субъектов о долгосрочных целях гос. социально-экономич. политики, о возможных траекториях экономич. динамики, и совокупность мер по их достижению. Являясь методом гос. регулирования и давая возможность частному сектору экономики более адекватного видения будущего, ИП играет важную роль для предпринимателей, корпораций, фирм, предприятий в качестве плана-прогноза, позволяющего лучше ориентироваться в долгосрочной экономич. конъюнктуре при разработке собств. планов на средне- и долгосрочную перспективу. Индикативные планы оперируют показателями-индикаторами, относящимися в осн. к макроэкономич. уровню, которые устанавливаются в виде коридоров с нижним и верхним значением и носят векторный характер. Индикативный план отражает формирование макроэкономич., межотраслевых и межрегиональных пропорций, а его возможности регулировать развитие связаны прежде всего с параметрами, охватывающими стратегич. сектора экономики.[1]
В совр. экономике значение ИП связано с возможностями государства по координации социально-экономич. развития на основе обеспечения корпораций, региональных структур, всех хозяйствующих единиц наиболее полной и точной информацией. Повышенные требования к качеству информации изменяют подходы к составлению разл. видов балансов в рамках индикативного планирования.[2]
И. п. позволяет учитывать и координировать интересы гос., частных и др. субъектов экономики, общества в целом в долгосрочной перспективе на основе общенациональных приоритетов, что обеспечит, по идее франц. экономистов, гармонизированный рост. Условием последнего является согласие всех групп населения с ориентирами, поставленными правительством в индикативном плане, и смягчение проявлений социальной напряжённости. И. п. как концепция, несмотря на рекомендательный характер индикативных планов, включает следующие обязательные элементы: прогнозирование осн. процессов на разл. перспективу; составление разл. уровня детализации программ; определение средств реализации планов, прежде всего объёмов и направлений гос. участия; выработку мер политич., адм., экономич. характера и создание соответствующих институтов (напр., во Франции был создан Генеральный комиссариат по планированию). Хотя планы и программы носят средне- и долгосрочный характер, они постоянно корректируются, модифицируются механизмы их осуществления. Во Франции с пятого индикативного плана (1965–70) они стали утверждаться парламентом. И. п. уменьшает фактор неопределённости и позволяет достичь более сбалансиров. экономики.[3]
В совр. индикативных программах государство прежде всего сосредоточивается на традиционной для него области прогнозов: инвестиц. деятельности, развитии человеческого потенциала и подготовке кадров, экспортном произ-ве; всё более важную роль играет экологич. динамика, оказывающая значит. влияние на макроэкономич. пропорции.[4]
По состоянию на 2016 год в ряде успешных экономик существуют системы индикативного планирования — в Ирландии, Китае, Индии, Малайзии, в Саудовской Аравии.[5]
[править] История
У истоков И. п. как новой концепции управления рыночными процессами стояли представители институционального направления – экономисты Ф. Перру (Франция), Я. Тинберген (Нидерланды), Г. Мюрдаль (Швеция); в системном виде основы И. п. были изложены в работе К. Ландауэра «Теория национального экономического планирования» (1944). Франц. школа И. п. обосновала принцип избирательности гос. политики и концепцию привилегированных точек применения силы, что было эффективно использовано при разработке индикативных планов. Рос. исследователи выделяют вклад в становление теории И. п. разработок Н. Д. Кондратьева в 1920-е гг. В каждой стране концепция И. п. отражала историч., культурные, социальные, экономич. и др. особенности развития государства.[6]
История индикативных планов началась в послевоенной Европе, когда для восстановления хозяйства ряд стран стали применять спец. планы и программы, в которых формулировались нац. приоритеты. Первыми ИП стали осуществлять Франция (1947), где эта система получила назв. гос. «дирижизм», Нидерланды (1948), где, кроме пятилетних планов, в соответствии с концепцией ИП был разработан долгосрочный прогноз на 1950–70 и дана оценка экономич. возможностей страны на 1960–80, Япония (1948). В разл. мере ИП использовали для послевоенных преобразований Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Исландия, Португалия. С помощью ИП правительство получало такие реальные рычаги воздействия на экономику, как гос. заказы, кредитование, контроль над ценами, инфляцией, регулирование налогов и др.[7]
С сер. 1980-х гг. в связи с европ. интеграц. процессами акцент в ИП перемещается на прогнозирование индикаторов в конце планируемого периода, позволяющих получить представление о наиболее вероятном состоянии экономики. Опыт франц. ИП был рекомендован Европ. экономич. сообществом для использования при составлении среднесрочных экономич. программ др. странами – членами ЕЭС.[8]
Ряд исследователей выделяют три последовательные формы развития ИП: конъюнктурную, когда целью планирования является улучшение экономич. конъюнктуры с помощью макрорегуляторов; структурную, когда акцент ставится на структурной политике в отношении отраслей, секторов экономики или регионов; стратегическую, когда у ИП значительно расширяются временны́е рамки и происходит более глубокое согласование интересов всех субъектов экономики. Так, в Великобритании с 2002 реализуется «Промышленная стратегия правительства» и в её рамках – десятилетний план модернизации брит. транспортной системы.[9]
[править] Использование в странах «экономического чуда»
Практически все страны «экономического чуда» в той или иной форме использовали индикативное планирование. Оно способствовало преодолению провалов рынка и существенно влияло на массовую культуру.[10]