Изобразительное искусство в Санкт-Петербурге
Материал из Documentation.
В 18 в. Санкт-Петербург стал гл. центром худож. жизни России. В 1711 сюда была переведена значит. часть мастеров Оружейной палаты; М. П. Аврамов при типографии создал гравёрный класс. В 1716—1717 основана Шпалерная мануфактура, в 1744 — Невская порцелиновая мануфактура (в 1765—1917 и с 2005 Императорский фарфоровый завод), в 1753 — Красносельская ситценабивная мануфактура, в 1777 — Потёмкинский стекольный завод (с 1792 Императорский).[1]
В нач. 18 в. в С.-П. работали рос. портретисты (И. Н. Никитин, И. Я. Вишняков, А. Матвеев и др.) и гравёры (А. Ф. Зубов, И. Ф. Зубов), запечатлевшие виды строящейся столицы и баталии петровского времени. По приглашению Петра I многочисл. иностр. мастера (крупнейший из них — скульптор К. Б. Растрелли) работали в С.-П. и царских резиденциях близ него, также обучали рус. художников; молодые талантливые художники направлялись на обучение в Зап. Европу. На строительстве в С.-П. трудились, помимо зодчих, мн. скульпторы и резчики (как русские, так и выписанные из-за границы), в декорировании дворцовых интерьеров принимала участие «живописная команда» при Канцелярии от строений. Создание в 1757 петерб. АХ закрепило за С.-П. роль важнейшего центра худож. жизни России; здесь (до появления МУЖВ в Москве и создания учебных заведений в др. городах) получили образование почти все крупнейшие художники многонациональной России. В 1820 в С.-П. создано Общество поощрения художеств (до 1882 Об-во поощрения художников) с Рисовальной школой при нём (с 1857). В столице возникли первые в стране музеи и многочисл. худож. объединения, среди них — Артель художников, С.-Петерб. собрание художников (оба 1863), Товарищество передвижных художественных выставок (1870, в С.-П. и Москве), Об-во выставок худож. произведений (1874), Общество русских акварелистов (1880; до 1887 Кружок рус. акварелистов), С.-Петерб. об-во художников (1890), «Мир искусства» (1899, с участием художников Москвы), Об-во учителей рисования (1901), Союз русских художников (в С.-П. и Москве), Новое об-во художников, Общество архитекторов-художников (все 1903), Т-во художников (1904), «Треугольник», Общество имени А. И. Куинджи, Община художников (все 1908), «Союз молодёжи» (1909), Т-во независимых (1910), Внепартийное об-во художников, «Зритель», Об-во им. К. Я. Крыжицкого (все 1912), Еврейское об-во поощрения художеств, Общество возрождения художественной Руси (оба 1915); в 1897—1918 проходили ежегодные Весенние выставки в залах петерб. АХ.[2]
После 1917 года на базе Высшего худож. уч-ща при АХ организуются Петрогр. гос. СХУМ, позднее Вхутемас — Вхутеин (ныне Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина). В 1918 создан «Дом искусств» (существовал до 1922) как творч. союз, лит.-худож. клуб и выставочный центр. Возникли авангардистские и др. объединения — «На революцию», «Свобода искусству», Союз скульпторов-художников, Союз деятелей искусств (все 1917), «Зорвед» (1919), Об-во художников-индивидуалистов (1920), Объединение новых течений в иск-ве, Коллектив ИЗО Петро-Пролеткульта, «Шестнадцать» (все 1922), «Мастера аналитического искусства» (1925), «Круг художников» (1926), Об-во художников-графиков (1928), «Цех художников» (1930) и мн. др. Существовавшая в Ленинграде с 1932 Всерос. АХ в 1947 преобразована в АХ СССР (в Москве). В 1932-91 мн. художники С.-П. входили в Союз художников СССР (его отделение — Ленингр. орг-ция Союза художников, ЛОСХ); вместе с тем С.-П. (наряду с Москвой) был важнейшим центром т. н. неофициального иск-ва (андерграунда). После 1991 в С.-П. продолжает деятельность Союз художников РФ (и его петерб. отделение); одновременно существует много независимых худож. объединений и группировок.[3]