Изобразительное искусство в Санкт-Петербурге

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 18 в. Санкт-Петербург стал гл. цен­тром ху­дож. жиз­ни России. В 1711 сю­да бы­ла пе­ре­ве­де­на зна­чит. часть мас­те­ров Ору­жей­ной па­ла­ты; М. П. Ав­ра­мов при ти­по­гра­фии соз­дал гра­вёр­ный класс. В 1716—1717 ос­но­ва­на Шпа­лер­ная ма­ну­фак­ту­ра, в 1744 — Нев­ская пор­це­ли­но­вая ма­ну­фак­ту­ра (в 1765—1917 и с 2005 Им­пе­ра­тор­ский фар­фо­ро­вый за­вод), в 1753 — Крас­но­сель­ская сит­це­на­бив­ная ма­ну­фак­ту­ра, в 1777 — По­тём­кин­ский сте­коль­ный за­вод (с 1792 Им­пе­ра­тор­ский).[1]

В нач. 18 в. в С.-П. ра­бо­та­ли рос. пор­т­ре­ти­сты (И. Н. Ни­ки­тин, И. Я. Виш­ня­ков, А. Мат­ве­ев и др.) и гра­вё­ры (А. Ф. Зу­бов, И. Ф. Зу­бов), за­пе­чат­лев­шие ви­ды строя­щей­ся сто­ли­цы и ба­та­лии пет­ров­ско­го вре­ме­ни. По при­гла­ше­нию Пет­ра I мно­го­числ. иностр. мас­те­ра (круп­ней­ший из них — скульп­тор К. Б. Рас­трел­ли) ра­бо­та­ли в С.-П. и цар­ских ре­зи­ден­ци­ях близ не­го, так­же обу­ча­ли рус. ху­дож­ни­ков; мо­ло­дые та­лант­ли­вые ху­дож­ни­ки на­прав­ля­лись на обу­че­ние в Зап. Ев­ро­пу. На строи­тель­ст­ве в С.-П. тру­ди­лись, по­ми­мо зод­чих, мн. скульп­то­ры и рез­чи­ки (как рус­ские, так и вы­пи­сан­ные из-за гра­ни­цы), в де­ко­ри­ро­ва­нии двор­цо­вых ин­терь­е­ров при­ни­ма­ла уча­стие «жи­во­пис­ная ко­ман­да» при Кан­це­ля­рии от строе­ний. Соз­да­ние в 1757 пе­терб. АХ за­кре­пи­ло за С.-П. роль важ­ней­ше­го цен­тра ху­дож. жиз­ни Рос­сии; здесь (до по­яв­ле­ния МУЖВ в Мо­ск­ве и соз­да­ния учеб­ных за­ве­де­ний в др. го­ро­дах) по­лу­чи­ли об­ра­зо­ва­ние поч­ти все круп­ней­шие ху­дож­ни­ки мно­го­на­цио­наль­ной Рос­сии. В 1820 в С.-П. соз­да­но Об­ще­ст­во по­ощ­ре­ния ху­до­жеств (до 1882 Об-во по­ощ­ре­ния ху­дож­ни­ков) с Ри­со­валь­ной шко­лой при нём (с 1857). В сто­ли­це воз­ник­ли пер­вые в стра­не му­зеи и мно­го­числ. ху­дож. объ­е­ди­не­ния, сре­ди них — Ар­тель ху­дож­ни­ков, С.-Пе­терб. со­б­ра­ние ху­дож­ни­ков (оба 1863), То­ва­ри­ще­ст­во пе­ре­движ­ных ху­до­же­ст­вен­ных вы­ста­вок (1870, в С.-П. и Мо­ск­ве), Об-во вы­ста­вок ху­дож. про­из­ве­де­ний (1874), Об­ще­ст­во рус­ских ак­ва­ре­ли­стов (1880; до 1887 Кру­жок рус. ак­ва­ре­ли­стов), С.-Пе­терб. об-во ху­дож­ни­ков (1890), «Мир ис­кус­ст­ва» (1899, с уча­сти­ем ху­дож­ни­ков Мо­ск­вы), Об-во учи­те­лей ри­со­ва­ния (1901), Со­юз рус­ских ху­дож­ни­ков (в С.-П. и Мо­ск­ве), Но­вое об-во ху­дож­ни­ков, Об­ще­ст­во ар­хи­тек­то­ров-ху­дож­ни­ков (все 1903), Т-во ху­дож­ни­ков (1904), «Тре­уголь­ник», Об­ще­ст­во име­ни А. И. Ку­инд­жи, Об­щи­на ху­дож­ни­ков (все 1908), «Со­юз мо­ло­дё­жи» (1909), Т-во не­за­ви­си­мых (1910), Вне­пар­тий­ное об-во ху­дож­ни­ков, «Зри­тель», Об-во им. К. Я. Кры­жиц­ко­го (все 1912), Ев­рей­ское об-во по­ощ­ре­ния ху­до­жеств, Об­ще­ст­во воз­ро­ж­де­ния ху­до­же­ст­вен­ной Ру­си (оба 1915); в 1897—1918 про­хо­ди­ли еже­год­ные Ве­сен­ние вы­став­ки в за­лах пе­терб. АХ.[2]

По­сле 1917 года на ба­зе Выс­ше­го ху­дож. уч-ща при АХ ор­га­ни­зу­ют­ся Пет­рогр. гос. СХУМ, позд­нее Вху­те­мас — Вху­те­ин (ны­не Санкт-Пе­тер­бург­ский го­су­дар­ст­вен­ный ака­де­ми­чес­кий ин­сти­тут жи­во­пи­си, скульп­ту­ры и ар­хи­тек­ту­ры им. И. Е. Ре­пи­на). В 1918 соз­дан «Дом ис­кусств» (су­ще­ст­во­вал до 1922) как творч. со­юз, лит.-ху­дож. клуб и вы­ста­воч­ный центр. Воз­ник­ли аван­гар­ди­ст­ские и др. объ­е­ди­не­ния — «На ре­во­люцию», «Сво­бо­да ис­кус­ст­ву», Со­юз скульп­то­ров-ху­дож­ни­ков, Со­юз дея­телей ис­кусств (все 1917), «Зор­вед» (1919), Об-во ху­дож­ни­ков-ин­ди­ви­дуа­ли­стов (1920), Объ­е­ди­не­ние но­вых те­че­ний в иск-ве, Кол­лек­тив ИЗО Пет­ро-Про­лет­куль­та, «Ше­ст­на­дцать» (все 1922), «Мас­те­ра ана­ли­ти­че­ско­го ис­кус­ст­ва» (1925), «Круг ху­дож­ни­ков» (1926), Об-во ху­дож­ни­ков-гра­фи­ков (1928), «Цех ху­дож­ни­ков» (1930) и мн. др. Суще­ст­во­вав­шая в Ле­нин­гра­де с 1932 Все­рос. АХ в 1947 пре­об­ра­зо­ва­на в АХ СССР (в Мо­ск­ве). В 1932-91 мн. ху­дож­ни­ки С.-П. вхо­ди­ли в Со­юз ху­дож­ни­ков СССР (его от­де­ле­ние — Ле­нингр. орг-ция Сою­за ху­дож­ни­ков, ЛОСХ); вме­сте с тем С.-П. (на­ря­ду с Мо­ск­вой) был важ­ней­шим цен­тром т. н. не­офи­ци­аль­но­го иск-ва (ан­дер­гра­ун­да). По­сле 1991 в С.-П. про­дол­жа­ет дея­тель­ность Со­юз ху­дож­ни­ков РФ (и его пе­терб. отде­ле­ние); од­но­вре­мен­но су­ще­ст­ву­ет мно­го не­за­ви­си­мых ху­дож. объ­е­ди­не­ний и груп­пи­ро­вок.[3]

Личные инструменты