ИУС-35
Материал из Documentation.


ИУС-35 — информационно-управляющая система истребителя Су-35С.[1]
Содержание |
[править] Характеристики
Ключевым элементом реализованной в КБО Су‑35 архитектуры является отказ от традиционного построения комплекса авионики боевого самолета как набора автономных каналов информации и управления, замыкающихся на летчика. Эти автономные каналы, со своими собственными датчиками, вычислителями и средствами отображения информации, требовали постоянного присутствия человека в контуре решения задачи. Но, главное, они не позволяли автоматически комплексировать данные различной физической природы для предоставления пилоту наиболее точной и развернутой картины обстановки. Кроме того, наличие на борту большого количества совершенно разных, зачастую выполняющих одну-две функции, вычислительных устройств, приводило к неоправданному увеличению весовых и стоимостных характеристик КБО, усложняло эксплуатацию летательного аппарата.[2]
С появлением ИУС необходимость во многих автономных контроллерах — например, в системе кондиционирования воздуха, или в системе управления оружием — просто отпала. Их функции перешли к программному обеспечению (ПО) ИУС. На место тяжелым приборам пришел невидимый программный код.[3]
[править] Состав
В состав ИУС истребителя Су-35 входят два центральных цифровых вычислителя, средства коммутации и преобразования информации и система индикации, реализующая концепцию «стеклянной кабины».[4]
Основу информационно-управляющего поля кабины Су-35 составляют два огромных цветных многофункциональных ЖКИ типа МФИ-35, многофункциональный пульт со встроенным дисплейным процессором, широкоугольный коллиматорный индикатор на фоне лобового стекла ИКШ-1М и пульт управления и индикации.[5]
Многофункциональные индикаторы МФИ-35 со встроенным дисплейным процессором имеют размер 9х12 дюймов (диагональ — 15 дюймов) и разрешение 1400х1050 пикселей. Они предназначены для приёма, обработки и отображения в мультиоконном режиме графической, цифробуквенной и символьной информации, отображения телевизионной информации от бортовых телевизионных датчиков с наложением на нее цифробуквенной и символьной синтезированной информации, а также формирования и выдачи видеосигнала в цифровом виде в систему видеорегистрации. Многофункциональный пульт со встроенным дисплейным процессором предназначен для отображения необходимой информации и выдачи команд путем нажатия кнопок на обрамлении на всех этапах полета. Коллиматорный авиационный индикатор ИКШ-1М со встроенным процессором предназначен для обеспечения наблюдения на фоне закабинного пространства коллиматорного изображения информации, формируемой в соответствии с управляющими сигналами. Он имеет поле зрения 20х30°.[6]
[править] Разработчики
Основными соразработчиками компании «Сухой» по созданию программного обеспечения ИУС стали:[7]
- Научно-исследовательский институт приборостроения им. В. В. Тихомирова — в части задач управления радиолокационным комплексом и боевого применения (руководитель работ Владимир Клещев);
- Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем — с передовыми алгоритмами управления авиационными средствами поражения (руководитель работ Татьяна Кузнецова);
- Раменское приборостроительное конструкторское бюро (РПКБ) — с задачами управления вооружением и пилотажно-навигационным оборудованием.
Всю системную «математику», обмен данными по мультиплексным каналам, управление и контроль общесамолетного оборудования взяли на себя вновь созданные структурные подразделения ОКБ Сухого, объединенные в научно-технический центр (НТЦ) ИУС.[8]
[править] История
Идея создания информационно-управляющей системы для современных самолетов в ОКБ Сухого изначально родилась в обликовых исследованиях по проекту истребителя пятого поколения. Однако первой она реализовалась на многофункциональном истребителе Су-35.[9]
«Идея разработки ИУС собственными силами приживалась в ОКБ Сухого непросто, — вспоминал Виктор Поляков, много лет работавший заместителем генерального директора по КБО. — Многие не понимали, зачем нужно отказываться от привычного построения КБО, знакомой терминологии, многим было некомфортно от одной мысли, что придется брать на себя ответственность за вопросы, традиционно относившиеся к компетенции смежников». Предприятия-смежники также были не в восторге от того, что им придется подстраиваться под непривычные стандарты и работать под глубоким контролем головного исполнителя по ИУС — ОКБ Сухого.[10]
Лётные испытания Су‑35 с ИУС, продолжавшиеся не один год, позволили довести до очень высокого уровня боевые и эксплуатационные характеристики самолёта и системы.[11]
Распоряжением председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева от 25 октября 2017 года № 2345-р группе ведущих сотрудников компании «Сухой» присуждена премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2017 год. Наряду с прорывными проектами в области атомной энергетики, медицины и космоса высокую оценку руководства страны получила инновационная разработка российских авиаконструкторов — информационно-управляющая система многофункционального истребителя Су-35/35С.[12]