Земля в России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В феврале 2001 года Путин заявил: «Сегодня в стране сложилось критическое положение с правовым обеспечением земельных отношений. Это приводит к тому, что мы теряем мощный ресурс развития страны, не используем потенциально активный объект рынка, а также создаем условия для политических и экономических авантюр. Это критическое положение связано не только с фактическим отсутствием федерального земельного законодательства, но и с тем, что принятие региональных законов в этой области носит скорее „явочный“ характер. <...> Федеральная власть должна решить три ключевые проблемы в области земельных отношений. Первое: регламентирование правовых отношений в сфере собственности. Второе: инвентаризация земель. Третье: создание системы эффективного управления земельными ресурсами. Отправной точкой для движения вперед должно стать принятие нового Земельного кодекса[1]

25 октября 2001 года в России был принят новый Земельный кодекс, который ввёл в торговый оборот земельные участки в городах, посёлках, садовых и дачных кооперативах и под предприятиями.[2][3]

До принятия Земельного кодекса земельный рынок в России существовал, но завуалировано: продавалась часть земли, на которой находились строения или многолетние насаждения, договор купли-продажи участка формально заменялся договором купли-продажи имущества, неразрывно связанного с землей. Вместе с имуществом к покупателю переходило право пользования государственным участком. Если на участке не было строений или они были построены совхозом, то его невозможно было продать, подарить или передать по наследству. Наделение граждан государственными участками, выбор их местоположения и размер, а также размеры домов, хозяйственных построек и тип строений полностью регулировались властями. Предприятия также продавались и покупались, но земля, на которой они стояли, им не принадлежала и продаваться (покупаться) не могла, что не добавляло собственнику уверенности в завтрашнем дне, убивало стимулы вкладываться в развитие предприятия. Земельный кодекс наделил государство, муниципальные образования, частных и юридических лиц полными правами земельной собственности. Вечное или бессрочное пользование землей было предоставлено только государственным и муниципальным органам власти и предприятиям. Другие юридические лица, которые ранее имели право на вечное или бессрочное пользование, получили возможность до 1 января 2004 года перерегистрировать свой статус на статус собственника или арендатора (позже срок был продлен до 1 января 2006 года). Кодексом были предусмотрены также бесплатное срочное пользование, аренда и пожизненное наследуемое владение. Было определено, что предприятия выкупают землю у государства, цену определяют субъекты Федерации в пределах, зафиксированных федеральным законом.[4]

Содержание

[править] Перевод земли из одной категории в другую

Был принят Федеральный закон от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», который направлен на реализацию положений статей 7и8 Земельного кодекса Российской Федерации. Данный закон установил случаи, когда допускается перевод земель и земельных участков из одной категории в другую, а также порядок и сроки выполнения действий, связанных с таким переводом, уточнил особенности перевода в другую категорию земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, особо охраняемых территорий, водного, лесного фонда и земель запаса.[5]

[править] Сельскохозяйственная земля

24 июля 2002 года был принят фе­де­раль­ный за­кон «Об обо­ро­те зе­мель сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го на­зна­че­ния». До принятия закона земли, находившиеся в пользовании сельхозорганизаций, власти могли перераспределить, проводя «укрупнение хозяйств», создавая межхозяйственные организация, или вовсе изъять для «иных нужд» и других пользователей — с компенсацией стоимости имущества на этих землях или без компенсации. Это убивало стимулы у землепользователей повышать плодородие земли и эффективность хозяйствования. Закон «Об обо­ро­те зе­мель сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го на­зна­че­ния» ограничил перевод земель из одной категории в другую (сельхозугодий — под промышленное строительство), запретил передавать земли в собственность иностранным гражданам и фирмам, в которых доля собственности иностранного капитала превышала половину. Местные власти получили право устанавливать максимум сельхозугодий «в одни руки» в пределах одного района. Фактически были отменены земельные доли, земля коллективных хозяйств оказалась в совместной собственности ранее установленных владельцев долей. Все операции с ней стали возможны только с согласия всех собственников, были запрещены индивидуальная аренда и продажа долей.[6][7]

[править] Иностранцы

Президент Владимир Путин в марте 2020 года подписал указ, который запрещает иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам и лицам без гражданства владеть земельными участками на территории Крыма, Севастополя, Астраханской и Калининградской областей. Запрет вступил в силу 20 марта 2021-го.[8]

[править] Государственная политика

Глава 17 Гражданского кодекса России «Право собственности и другие вещные права на землю» была введена в действие в 2001 году, с принятием Земельного кодекса России.[9]

Государственной Думой 27 апреля 2012 года в первом чтении принят проект федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором предусматривается существенное изменение системы вещных прав на землю.[10]

[править] Показатели

За 2001 год в России было за­клю­че­но свыше 5,5 млн сделок с землёй.[11]

Личные инструменты