Житие Георгия Амастридского

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Житие Георгия Амастридского — памятник литературы. Содержит сообщение о нападении русов на малоазиатский город Амастриду.[1]

Содержание

[править] История

В конце XVI века (в правление Генриха IV) в Парижскую Королевскую библиотеку поступило собрание кардинала Николо Ридольфи, из рода Медичи, племянника папы Льва X. Кардинал этот составил свою библиотеку с помощью грека Яни Ласкариса, потомка Палеологов, известного гуманиста, который, в частности, два раза путешествовал по Ближнему Востоку в поисках редких византийских рукописей. В 1550 году Ридольфи скончался, а собрание приобрёл итальянский кондотьер на французской службе Пётр Строцци, с которым библиотека отправилась во Францию. После смерти Строцци (1558 год) собрание было отнято у его потомков печально известной Катериной Медичи. Последняя чуть было не лишила его науку, так как оставила после своей кончины в 1589 году множество долгов. Кредиторы уже собрались было пустить библиотеку с молотка, когда был издан королевский ордонанс, передавший коллекцию рукописей Парижской библиотеке.[2]

В составе собрания было и житие Георгия Амастридского. Первое издание текста (на латыни) было осуществлено в 1658 году иезуитами в серии «Деяния святых». В начале XIX века об интересном памятнике узнали в России.[3]

В 1845 году российский академик А. А. Куник получил благодаря французскому эллинисту Газе текст жития Георгия Амастридского. По палеографическим признакам находка была отнесена её первым исследователем к X веку. Куник обнаружил и упоминание о походе русов на Амастриду, отождествив его с событиями 860 года.[4]

Первое русское издание и детальное исследование жития Георгия Амастридского было проведено в конце XIX века В. Г. Васильевским. По решению археографической комиссии он сверил текст Газе с подлинником и описал весь кодекс № 1452. Васильевский установил, что известие относится к IX веку, а записано не позднее первой половины X века.[5]

[править] Авторство

Принадлежность Жития перу дьякона Игнатия была доказана В. Г. Васильевским путём сопоставления с несомненно написанными диаконом vita Tarasii (ed. Heikel) и vita Nicephori (ed. de Boor).[6]

[править] Время написания

Время написания Жития — промежуток между 820 и 842 годами (период запрета на упоминание об иконах).[7]

[править] Примечания

  1. Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
  2. Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
  3. Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
  4. Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
  5. Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
  6. Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
  7. Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
Личные инструменты