Житие Георгия Амастридского
Материал из Documentation.
Житие Георгия Амастридского — памятник литературы. Содержит сообщение о нападении русов на малоазиатский город Амастриду.[1]
Содержание |
[править] История
В конце XVI века (в правление Генриха IV) в Парижскую Королевскую библиотеку поступило собрание кардинала Николо Ридольфи, из рода Медичи, племянника папы Льва X. Кардинал этот составил свою библиотеку с помощью грека Яни Ласкариса, потомка Палеологов, известного гуманиста, который, в частности, два раза путешествовал по Ближнему Востоку в поисках редких византийских рукописей. В 1550 году Ридольфи скончался, а собрание приобрёл итальянский кондотьер на французской службе Пётр Строцци, с которым библиотека отправилась во Францию. После смерти Строцци (1558 год) собрание было отнято у его потомков печально известной Катериной Медичи. Последняя чуть было не лишила его науку, так как оставила после своей кончины в 1589 году множество долгов. Кредиторы уже собрались было пустить библиотеку с молотка, когда был издан королевский ордонанс, передавший коллекцию рукописей Парижской библиотеке.[2]
В составе собрания было и житие Георгия Амастридского. Первое издание текста (на латыни) было осуществлено в 1658 году иезуитами в серии «Деяния святых». В начале XIX века об интересном памятнике узнали в России.[3]
В 1845 году российский академик А. А. Куник получил благодаря французскому эллинисту Газе текст жития Георгия Амастридского. По палеографическим признакам находка была отнесена её первым исследователем к X веку. Куник обнаружил и упоминание о походе русов на Амастриду, отождествив его с событиями 860 года.[4]
Первое русское издание и детальное исследование жития Георгия Амастридского было проведено в конце XIX века В. Г. Васильевским. По решению археографической комиссии он сверил текст Газе с подлинником и описал весь кодекс № 1452. Васильевский установил, что известие относится к IX веку, а записано не позднее первой половины X века.[5]
[править] Авторство
Принадлежность Жития перу дьякона Игнатия была доказана В. Г. Васильевским путём сопоставления с несомненно написанными диаконом vita Tarasii (ed. Heikel) и vita Nicephori (ed. de Boor).[6]
[править] Время написания
Время написания Жития — промежуток между 820 и 842 годами (период запрета на упоминание об иконах).[7]
[править] Примечания
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.