Дом страхового общества «Россия»

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Дом страхового общества «Россия» — здание в Москве.

Фактически это два крупных массива с внутренними дворами. Основная доминанта дома обращена на Тургеневскую площадь: стилизованная готическая башня — рефрен Спасской башни Кремля. Два корпуса соединены ажурными решетками (арх. О. фон Дессин). Декор фасадов весьма разнообразен: балконы и балкончики, множество эркеров, аллегорические скульптуры, фризы со сложным орнаментом. По всему периметру здания рустованный нижний этаж подчеркивает легкость скульптурных композиций, рисунок наличников, стрельчатых арок и башенок.[1]

Здесь были применены все достижения технической мысли начала XX века: автономная электростанция, отопление, прототип кондиционера, артезианский колодец глубиной 45 м.[2]

[править] История

Место, где стоит дом, практически не имеет истории обычной жилой застройки. В первой половине XVIII века здесь находилось подворье новгородского архиерея, где жил архиепископ Ф. Прокопович. В 1742 году зодчий И. Мичурин перестроил подворье для московского почтамта. Он просуществовал здесь до 1785 года, когда переехал на Мясницкою улицу. Место стали называть Старым почтамтом.[3]

В 1880-х годах здесь появилось круглое здание «Царь-град» для панорамы «Взятие Плевны». В 1886 году антрепренер М. Лентовский переделал здание для народного театра «Скоморох».[4]

В 1898 году страховое общество «Россия» купило эту землю и начало строительство доходного дома, закончившееся в 1902. Работы велись по конкурсному проекту Н. Проскурина.[5]

В новом доме поселились профессора университета, ученые, члены Государственной думы. После 1917 года их сменили деятели советской интеллигенции.[6]

В 1920-25 годах в правом корпусе помещался Наркомпрос, где под началом А. Луначарского работала Н. Крупская. В доме также находились Главное артиллерийское управление Красной Армии, Главлит и пр.[7]

В середине 1960-х годов МОСХ выделил чердачные помещения под мастерские художников.[8]

Личные инструменты