Двухэтажные вагоны в России
Материал из Documentation.
Двухэтажные вагоны в России — один из видов вагонов в России.
Содержание |
[править] Производство
Двухэтажные вагоны собираются на Тверском вагоностроительном заводе и представлены в нескольких модификациях: купейные, с местами для сидения, вагоны-рестораны и другие.[1][2]
[править] Компании-эксплуатанты
[править] Федеральная пассажирская компания
[править] Маршруты поездов
По состоянию на август 2018 года 11 пар двухэтажных поездов курсируют по 8 маршрутам: из Москвы в Адлер, Воронеж, Казань, Кисловодск, Самару, Санкт-Петербург, а также в Адлер из Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону. Наиболее популярными направлениями являются Москва — Адлер, Москва — Воронеж, Москва — Самара и Москва — Санкт-Петербург.[3]
В мае 2019 года отмечалось, что компания «ФПК» использует двухэтажный подвижной состав в 12 парах поездов на 9 маршрутах: Кисловодск — Москва, Санкт-Петербург — Москва, Москва — Казань, Ижевск — Москва, Санкт-Петербург — Адлер, Москва — Самара, Адлер — Москва, Ростов — Адлер, Москва — Воронеж.[4]
[править] Парк вагонов
По состоянию на август 2018 года в парке «ФПК» 336 двухэтажных вагонов различных типов (СВ, купейные, купейные штабные, с местами для сидения, а также вагоны-рестораны). Они оборудованы современными системами климат-контроля, биотуалетами и мультимедийными комплексами. В вагонах СВ каждое место оборудовано ЖК-дисплеем. Доступ в купе осуществляется на основе индивидуальных магнитных ключ-карт.[5]
В мае 2019 года отмечалось, что в инвентарном парке АО «ФПК» 362 двухэтажных вагона.[6]
[править] Аэроэкспресс
Двухэтажные поезда «Аэроэкспресса» курсируют на Домодедовском и Внуковском направлениях с конца 2017 года.[7]
По состоянию на сентябрь 2018 года «Аэроэкспресс» эксплуатирует 11 двухэтажных поездов производства швейцарской компании Stadler.[8]
[править] История
Первые двухэтажные поезда российского производства были созданы на ТВЗ в 1905 году.[9]
С 2009 года на ТВЗ создаётся принципиально новый для России вид подвижного состава — двухэтажные вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров на дальние расстояния. Этот проект — от идеи и до полного её воплощения — реализован Тверским вагоностроительным заводом. Опытный образец купейного пассажирского вагона впервые был представлен профессиональной общественности в сентябре 2009 года на II международном железнодорожном салоне техники и технологий EXPO 1520, где получил высокие оценки специалистов АО «РЖД» и предприятий транспортного машиностроения.[10]
К лету 2013 года Тверской вагоностроительный завод изготовил и поставил АО «ФПК» первые 50 двухэтажных вагонов: купейные — с четырехместными и двухместными купе, штабные — с радиокупе и вагоны-рестораны — с удобным баром на 4 посадочных места и обеденным залом на 48 человек.[11]
С 1 ноября 2013 года, в преддверии Зимних Олимпийских игр в Сочи, двухэтажные составы начали регулярное движение по маршруту Москва — Адлер. За первый год эксплуатации фирменным двухэтажным поездом № 104/103 сообщением Москва-Адлер было перевезено более 416 тыс. пассажиров, что на 40 % больше, чем за аналогичный период предыдущего года, когда в составе поезда следовали одноэтажные вагоны.[12]
В 2014—2015 годах Тверским вагоностроительным заводом построено и передано ОАО «ФПК» ещё 105 двухэтажных вагонов дальнего следования. Из них сформированы составы фирменных поездов сообщением Москва — Санкт-Петербург, Москва — Казань, Москва — Самара.[13]
В 2015 году линейка двухэтажных вагонов производства Тверского вагоностроительного завода пополнилась инновационными двухэтажными вагонами с местами для сидения. Они предназначены для межрегионального сообщения и выполнены в двух интерьерных вариантах — стандартном (на 102 места) и улучшенном (на 60 мест). Первый состав из 15 таких вагонов 31 июля 2015 года отправился по маршруту Москва — Воронеж. Буквально через две недели — 14 августа — фирменный двухэтажный пассажирский поезд с местами для сидения № 46/45 Москва — Воронеж был зарегистрирован в Книге рекордов России. Он стал первым «круглогодично действующим регулярным поездом дальнего следования с самым большим количеством пассажирских мест».[14]
В 2016 году составы поездов дополнили ещё одной новинкой — двухэтажными штабными вагонами с зоной отдыха.[15]
В 2017 году были запущены двухэтажные поезда «ФПК» между Москвой и Кисловодском и Ростовом-на-Дону и Адлером, а двухэтажные поезда Москва — Воронеж стали скоростными.[16]
27 октября 2017 года на Киевском вокзале Москвы состоялось торжественное отправление первого двухэтажного поезда «Аэроэкспресса», который направился в аэропорт «Внуково».[17]
[править] Показатели
[править] Объёмы перевозок «ФПК»
В 2017 году двухэтажными поездами АО «ФПК» воспользовались свыше 3,3 млн пассажиров (+24 % к 2016 году). Наиболее популярными направлениями стали Москва — Воронеж (34,6 % от общего объема перевезенных двухэтажными поездами пассажиров за 2017 г.), Москва — Санкт-Петербург (24,8 %) и Москва — Адлер (12,3 %).[18]
С января по август 2018 года двухэтажными поездами «ФПК» воспользовались около 3,2 млн пассажиров. Это на 43,9 % больше, чем за аналогичный период предыдущего года. В том числе в августе поездки в двухэтажных поездах совершили свыше 490 тыс. пассажиров (+21,7 % к августу 2017 года).[19]
За 5 лет (с 1 ноября 2013 года по 1 ноября 2018 года) двухэтажные поезда «ФПК» перевезли 11,9 млн пассажиров.[20]
По результатам 2018 года двухэтажными поездами «ФПК» перевезено 4,57 млн пассажиров.[21]
[править] Парк «ФПК»
По состоянию на сентябрь 2017 года в парке «ФПК» 270 двухэтажных вагонов различных типов (СВ, купейные, купейные штабные с купе для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья, с местами для сидения, а также вагоны-рестораны).[22]
По состоянию на январь 2018 года в парке «ФПК» 297 двухэтажных вагонов различных типов (СВ, купейные, купейные штабные с купе для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья, с местами для сидения, а также вагоны-рестораны).[23]
[править] Перспективы
В 2019—2020 годах «Федеральная пассажирская компания» планирует запустить ещё 15 двухэтажных составов, в том числе — из Москвы в Петрозаводск, Мурманск, Чебоксары, Йошкар-Олу, Казань, Ульяновск, Тольятти, Уфу, Оренбург, Пензу. В 2021—2022 гг. они, как ожидается, появятся еще на девяти маршрутах. В целом за это время запланировано приобретение 1047 двухэтажных вагонов.
[править] Ссылки
[править] Вагоны ТВЗ
- Модель 61-4492. Вагон пассажирский двухэтажный с местами для сидения
- Модель 61-4465. Вагон пассажирский двухэтажный купейный со спальными местами
- Модель 61-4473. Вагон-ресторан двухэтажный
- Модель 61-4472. Вагон пассажирский двухэтажный купейный штабной
- Модель 61-4503. Вагон пассажирский двухэтажный штабной с местами для сидения
[править] Видео
- Из Воронежа в Москву на двухэтажном поезде. 9 июля 2015
- Двухэтажный поезд РЖД — ПЯТЬ баллов! 24 декабря 2021
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ История АО «Тверской вагоностроительный завод»
- ↑ История АО «Тверской вагоностроительный завод»
- ↑ История АО «Тверской вагоностроительный завод»
- ↑ История АО «Тверской вагоностроительный завод»
- ↑ История АО «Тверской вагоностроительный завод»
- ↑ История АО «Тверской вагоностроительный завод»
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ [17]