Грузовой железнодорожный транспорт России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
С 1860-х гг. ж.-д. транспорт стал играть гл. роль в грузообороте, вытеснив водный и гужевой транспорт, в 1870-х гг. на его долю приходилось 4 /5 объёма перевезённых грузов.[1]
Содержание |
[править] Виды грузов
Первоначально в грузообороте рос. ж. д. преобладали хлебные грузы, в 1880-1890-х гг. в ж.-д. перевозках возросла доля пром. грузов (до 2/3 общего объёма перевозок), что свидетельствовало о том, что развитие ж. д. было подчинено нуждам пром-сти.[2]
[править] Грузонапряжённость
Интенсивность использования железнодорожной инфраструктуры («грузонапряжённость») в 1988 году в СССР превысила уровень 1913 года более чем в 25 раз и существенно превышала уровень любой другой железнодорожной системы в мире.[3]
[править] Цены
За период 1997—1998 гг. уровень тарифов на грузовые железнодорожные перевозки во внутригосударственном сообщении в России был снижен на 22 % при росте оптовых цен в промышленности на 32 %. Это позволило существенно уменьшить совокупную транспортную составляющую в конечной стоимости промышленной продукции для потребителей, и, наряду с макроэкономическими и институциональными изменениями, способствовало преодолению экономического кризиса в стране и росту объемов производства и перевозок.[4]
[править] Себестоимость перевозок
Если за период с 1950 г. по 1960 г., в период бурного внедрения технических и технологических инноваций, прежде всего — новых видов тяги, себестоимость грузовых перевозок на железных дорогах СССР снизилась почти в 1,8 раза, за следующее десятилетие — на 15 %, то затем, к середине 1980-х годов, она возросла более чем на треть.[5]
[править] Электрификация дорог
К 1977 году была проведена сплошная электрификация транспортного грузового хода от Москвы до станции Карымская в Забайкалье (почти 6,5 тыс. км).
[править] Тормоза поездов
На грузовых поездах стали использоваться пневматич. тормоза с воздухораспределителями системы Ф. П. Казанцева (1925) и И. К. Матросова (1931), значительно улучшившие управление движением подвижного состава.[6]
[править] Регионы
[править] РСФСР
В 1970-е годы среднегодовые темпы прироста грузооборота железных дорог РСФСР сократились в полтора раза — до 3,3 %, а в следующем десятилетии — еще почти вчетверо — до 0,9 %.[7]
[править] Показатели
[править] Грузооборот
В 1940 году на железные дороги приходилось 86,6 % всего грузооборота транспортной системы СССР.[8]
В 1990 году на железные дороги приходилось 46,9 % всего грузооборота транспортной системы СССР.[9]
Грузооборот железнодорожного транспорта России в 1999 году возрос более чем на 18 %.[10]
[править] Объём перевозок
В 1868 г. по железным дорогам России было перевезено 439 млн пудов различных грузов, в 1873 г. — 1117, в 1881 г. — 2532, в 1893 г. — 4846, в 1896 г. — 6145.[11]
С 1868 года по 1877 год количество перевозимых грузов по российским железным дорогам возросло в 3,8 раза.[12]
Перевозка грузов с 1881 по 1890 год на железных дорогах удвоилась.
[править] Объём погрузки
В сентябре 1998 года уровень погрузки на железнодорожном транспорте России снизился до минимального значения за весь период продолжавшегося уже десять лет спада. Он был в 2,75 раза ниже сентября «максимального» 1988 года и даже по сравнению с сентябрем предшествующего 1997 г., то есть всего за год, погрузка была снижена более чем на 12 %.[13]
Уровень погрузки на железнодорожном транспорте России в декабре 1998 года к сентябрю 1998 года возрос на 6 %.[14]
[править] Цены
Если в первой половине 1870-х годов средняя ставка на перевозки грузов составляла на сети железных дорог России около 2 копеек за тонно-километр, то через 20 лет она опустилась ниже уровня 1,5 коп. за тонно-километр, то есть более чем на четверть.[15]
[править] Прочее
К середине 1916 года на станциях скопилось залежавшихся грузов примерно на 127 тыс. вагонов.[16]