Грузовой железнодорожный транспорт России во II тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



С 1860-х гг. ж.-д. транс­порт стал иг­рать гл. роль в гру­зо­обо­ро­те, вы­тес­нив вод­ный и гу­же­вой транс­порт, в 1870-х гг. на его до­лю при­хо­ди­лось 4 /5 объ­ё­ма пе­ре­ве­зён­ных гру­зов.[1]

Содержание

[править] Виды грузов

Пер­во­на­чаль­но в гру­зо­обо­ро­те рос. ж. д. пре­об­ла­да­ли хлеб­ные гру­зы, в 1880-1890-х гг. в ж.-д. пе­ре­воз­ках воз­рос­ла до­ля пром. гру­зов (до 2/3 об­ще­го объ­ё­ма пе­ре­во­зок), что сви­де­тель­ст­во­ва­ло о том, что раз­ви­тие ж. д. бы­ло под­чи­не­но ну­ж­дам пром-сти.[2]

[править] Грузонапряжённость

Интенсивность использования железнодорожной инфраструктуры («грузонапряжённость») в 1988 году в СССР превысила уровень 1913 года более чем в 25 раз и существенно превышала уровень любой другой железнодорожной системы в мире.[3]

[править] Цены

За период 1997—1998 гг. уровень тарифов на грузовые железнодорожные перевозки во внутригосударственном сообщении в России был снижен на 22 % при росте оптовых цен в промышленности на 32 %. Это позволило существенно уменьшить совокупную транспортную составляющую в конечной стоимости промышленной продукции для потребителей, и, наряду с макроэкономическими и институциональными изменениями, способствовало преодолению экономического кризиса в стране и росту объемов производства и перевозок.[4]

[править] Себестоимость перевозок

Если за период с 1950 г. по 1960 г., в период бурного внедрения технических и технологических инноваций, прежде всего — новых видов тяги, себестоимость грузовых перевозок на железных дорогах СССР снизилась почти в 1,8 раза, за следующее десятилетие — на 15 %, то затем, к середине 1980-х годов, она возросла более чем на треть.[5]

[править] Электрификация дорог

К 1977 году была проведена сплошная электрификация транспортного грузового хода от Москвы до станции Карымская в Забайкалье (почти 6,5 тыс. км).

[править] Тормоза поездов

На гру­зо­вых по­ез­дах ста­ли ис­поль­зо­вать­ся пнев­ма­тич. тор­мо­за с воз­ду­хо­рас­пре­де­ли­те­ля­ми сис­те­мы Ф. П. Ка­зан­це­ва (1925) и И. К. Мат­ро­со­ва (1931), зна­чи­тель­но улуч­шив­шие управ­ле­ние дви­же­ни­ем под­виж­но­го со­ста­ва.[6]

[править] Регионы

[править] РСФСР

В 1970-е годы среднегодовые темпы прироста грузооборота железных дорог РСФСР сократились в полтора раза — до 3,3 %, а в следующем десятилетии — еще почти вчетверо — до 0,9 %.[7]

[править] Показатели

[править] Грузооборот

В 1940 году на железные дороги приходилось 86,6 % всего грузооборота транспортной системы СССР.[8]

В 1990 году на железные дороги приходилось 46,9 % всего грузооборота транспортной системы СССР.[9]

Грузооборот железнодорожного транспорта России в 1999 году возрос более чем на 18 %.[10]

[править] Объём перевозок

В 1868 г. по железным дорогам России было перевезено 439 млн пудов различных грузов, в 1873 г. — 1117, в 1881 г. — 2532, в 1893 г. — 4846, в 1896 г. — 6145.[11]

С 1868 года по 1877 год количество перевозимых грузов по российским железным дорогам возросло в 3,8 раза.[12]

Перевозка грузов с 1881 по 1890 год на железных дорогах удвоилась.

[править] Объём погрузки

В сентябре 1998 года уровень погрузки на железнодорожном транспорте России снизился до минимального значения за весь период продолжавшегося уже десять лет спада. Он был в 2,75 раза ниже сентября «максимального» 1988 года и даже по сравнению с сентябрем предшествующего 1997 г., то есть всего за год, погрузка была снижена более чем на 12 %.[13]

Уровень погрузки на железнодорожном транспорте России в декабре 1998 года к сентябрю 1998 года возрос на 6 %.[14]

[править] Цены

Если в первой половине 1870-х годов средняя ставка на перевозки грузов составляла на сети железных дорог России около 2 копеек за тонно-километр, то через 20 лет она опустилась ниже уровня 1,5 коп. за тонно-километр, то есть более чем на четверть.[15]

[править] Прочее

К середине 1916 года на станциях скопилось залежавшихся грузов примерно на 127 тыс. вагонов.[16]

Личные инструменты