Государственная промышленная политика в России во II тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В начале царствования Пётр I основное внимание обратил на те отрасли промышленности, которые были непосредственно связаны с обеспечением военных нужд.[1]

Со второй половины Северной войны, когда её исход уже не вызывал сомнений, начинается передача части государственных промышленных предприятий в частные руки, государство предоставляет льготы, и даже кредиты желающим создавать заводы.

При Петре I создаются центральные ведомства, в компетенцию которых входит управление наиболее важными отраслями промышленности. В 1700 г. был создан Рудный приказ, но он оказался нежизнеспособным и в 1711 г. был упразднен. В 1719 г. создана Берг-коллегия, которая стала управлять всей горной промышленностью страны. В 1722 г. была учреждена Мануфактур-коллегия, ведавшая легкой промышленностью.[2]

Главной причиной промышленного подъёма в России на рубеже ХIХ-ХХ веков явилась экономическая политика правительства.

В отличие от Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградский был крупным промышленным специалистом: учёным-механиком и основоположником теории автоматического регулирования в промышленности, что позволило ему на посту министра финансов России более равномерно распределять денежные потоки между отраслями промышленности.[3]

В начале 1890-х годов возникла необходимость пересмотра Положения о пошлинах за право торговли и промыслов. Это было связано с ростом числа предприятий крупной промышленности, доходы которых были несопоставимы с размером пошлин.[4]

Министр финансов России С. Ю. Витте в конце XIX века провёл реформы, способствовавшие росту промышленного производства. Предложенная им программа включала четыре основных направления:

  1. Жёсткая налоговая политика, высокие налоги на крестьян, постоянный рост косвенных налогов, что позволило увеличить вложения средств в промышленность.
  2. Строгий протекционизм.
  3. Финансовая реформа, гарантировавшая стабильность и платежеспособность рубля.
  4. Обращение к иностранному капиталу, инвестиции в промышленность, государственные облигационные займы.

В первое десятилетие XX века правительством России создаются органы регулирования транспортного машиностроения, металлургии, судостроительной промышленности, например, «Комитет по распределению железнодорожных заказов», «Совещание по судостроению» и другие.

Весной-летом 1915 года правительство России усилило воздействие государства на промышленность. Для мобилизации предприятий были созданы Особые совещания по обороне, артиллерийскому снабжению армии, по топливу, продовольствию, перевозкам, которые возглавлялись соответствующими министрами. В них приглашались персонально отдельные капиталисты, предпочтение отдавалось петроградским финансовым и промышленным магнатам, которые получали львиную долю заказов. Особые совещания имели право требовать выполнения в первую очередь военных заказов, при необходимости секвестировать предприятия, то есть назначать для них государственных управляющих. Так, например, в феврале 1916 года был секвестирован Путиловский завод.

В ноябре 1917 — марте 1918 года на территории 31 губернии России в рамках национализации у прежних владельцев было изъято 836 промышленных объектов.

СНК 28 июня 1918 года издал декрет о национализации всех важных отраслей промышленности России.

В итоге в период «военного коммунизма» в Советской России была проведена широкая национализация промышленных предприятий, включая и мелкие, «с числом рабочих более десяти или более пяти, но с использованием механического двигателя».

В 1921 году в России была ликвидирована большая часть главков, являвшихся административной надстройкой над промышленностью.

В мае 1921 года в России начался процесс денационализации промышленности.

В апреле 1923 года был издан декрет ВЦИК и СНК «О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчёта». Этот документ явился своего рода правовой основой для создания рыночной модели экономики СССР. На основе этого постановления осуществлялся перевод государственных предприятий на хозрасчёт. В основу их деятельности был положен принцип самоокупаемости, хозяйственной самостоятельности.

В ноябре 1928 г. были опубликованы контрольные цифры пятилетнего плана развития промышленности, разработанные Высшим Советом Народного Хозяйства СССР.[5]

В конце 1920-х годов пра­ви­тель­ст­во СССР по­шло на бес­пре­це­дент­ные си­ло­вые ре­ше­ния, на­прав­лен­ные на рез­кое по­вы­ше­ние тем­пов ин­ду­ст­риа­ли­за­ции, что мо­ти­ви­ро­ва­лось внеш­ни­ми и внут­рен­ни­ми уг­ро­за­ми. Осн. эле­мен­ты ин­ду­ст­риа­ли­за­ции 1930-х гг.: кон­цен­тра­ция в ру­ках го­су­дар­ст­ва всех ма­те­ри­аль­ных и фи­нан­со­вых ре­сур­сов и их цен­тра­ли­зо­ван­ное пе­ре­рас­пре­де­ле­ние; сверх­экс­плуа­та­ция сель­ско­го хо­зяй­ст­ва; ин­фля­ци­он­ное фи­нан­си­ро­ва­ние бюд­жет­ных рас­хо­дов; ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние при­ну­ди­тель­но­го тру­да кре­сть­ян­ст­ва и за­клю­чён­ных.[6]

Эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка 1930-х гг. ис­то­ри­че­ски бы­ла пер­вым при­ме­ром по­сле­до­ва­тель­ной им­пор­то­за­ме­щаю­щей ин­ду­ст­риа­ли­за­ции, пред­по­ла­гаю­щей на­ла­жи­ва­ние про­из­вод­ст­ва всех не­об­хо­ди­мых про­дук­тов внут­ри стра­ны.[7]

В ходе индустриализации в СССР осуществлялась реорганизация управления промышленностью. Начало ей положило принятое 5 сентября 1930 года постановление ЦК ВКП(б) «О мерах по упорядочению управления производством и установлению единоначалия».

В январе 1932 года ВСНХ был преобразован в наркоматы: тяжёлой промышленности (нарком Г. К. Орджоникидзе), лесной промышленности (С. С. Лобов) и лёгкой промышленности (И. Е. Любимов).

Задания третьего пятилетнего плана (1938—1942 годы), утверждённого XVIII съездом ВКП (б) в марте 1939 года, предусматривали дальнейшее приоритетное развитие тяжёлой промышленности.

В 1940 году число промышленный наркоматов увеличилось с 6 до 21.

В 1950-х годах в СССР был осуществлён ряд крупных мер по расширению прав союзных республик в управлении народным хозяйством. В 1954—1955 годах из союзного подчинения в ведение союзных республик было передано свыше 11 тыс. промышленных предприятий. Постановлением Совета министров СССР от 4 мая 1955 г. совминам союзных республик предоставлялось право самостоятельно утверждать планы производства и распределения всех видов промышленной продукции, вырабатываемой в республиках.

Существенной реорганизацией управления производством явился закон 1957 года, по которому все общесоюзные и союзно-республиканские промышленные и строительные министерства, за исключением министерств электростанций, оборонной, авиационной, судостроительной, радиотехнической и химической промышленности, были упразднены. Управление промышленностью и строительством было организовано по территориальному принципу в рамках крупных административных районов, где были созданы Советы народного хозяйства — Совнархозы.

В 1962 году в СССР был предпринят ещё один эксперимент: обкомы и райкомы КПСС были разделены на промышленные и сельские.

Сентябрьский (1965 года) Пленум Центрального Комитета КПСС принял решение «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства».

Активную роль в разработке и осуществлении этой реформы промышленности сыграл председатель Совета министров СССР А. Н. Косыгин. По своим взглядам он был приверженцем курса либерализации экономических отношении в рамках плановой экономики, который до него в разные годы пытались реализовать Вознесенский и Маленков. Цель реформы состояла в улучшении руководства экономикой страны на основе сочетания централизованного планирования с развитием хозяйственной инициативы и самостоятельности предприятий. Предприятиям предоставлялась определённая автономия. К минимуму было сведено число обязательных показателей (с 30 до 9). В рамках единого государственного плана предприятия переводились на хозрасчет, расширялась их самостоятельность в вопросах планирования, использования основных фондов и оборотных средств и т. п. Они по-лучили право оставлять в своем распоряжении часть прибыли и создавать из этих средств фонды для развития производства, материального поощрения, социально-культурных мероприятий.

Работа промышленных предприятий СССР строилась на основе Положения о промышленном предприятии, утверждённом в октябре 1965 года. В нём излагались новые права и обязанности предприятий, освобождавшие их от мелочной опеки, регламентирования всех деталей и частностей в работе.

Процесс перехода промышленности СССР на новые условия хозяйствования происходил постепенно. В январе 1966 года на систему хозрасчёта перешли первые 43 завода и фабрики в 20 городах СССР. Это были наиболее опытные коллективы. Их работа по-новому показала, что реформа благотворно влияет на деятельность предприятий. В 1967 г. по новой системе работало уже 7 тыс. предприятий с занятостью свыше 10 млн человек. На их долю приходилось около 40 % всей промышленной продукции. К концу пятилетки переход промышленности на систему хозрасчёта был в основном завершён.

На заседании Комитета по экономической реформе ВС СССР в мае 1991 года был представлен проект Закона о разгосударствлении и приватизации промышленных предприятий. Закон был проведен через голосование в ВС СССР практически без прений.

К середине 1994 году в России было приватизировано почти 70 % промышленных предприятий.

В 1995—1996 годах пра­ви­тель­ст­во России по­шло на пе­ре­да­чу в ча­ст­ные ру­ки ря­да круп­ных пред­при­ятий неф­те­до­бы­чи и ме­тал­лур­гии.[8]

Всего в ноябре-декабре 1995 года в России было проведено 12 залоговых аукционов. На этих аукционах, в частности, было продано право номинального владения пакетами акций ряда крупных промышленных предприятий: нефтяных компаний — «Сибнефть», «Сиданко», «Юкос», «Сургутнефтегаз», АО «Нафта-Москва», «Лукойл»; предприятий металлургии — «Норильский никель», Новолипецкий металлургический комбинат.

Приватизация в 1990-х годах привела к свёртыванию целых отраслей промышленности России.

22 январь 1999 года правительством России образован Совет по проблемам реструктуризации и развития промышленности.

[править] Внешнеторговая политика

Протекционистский тариф 19 декабря 1810 года, принятый накануне войны с Наполеоном для защиты российской экономики в условиях континен­тальной блокады, запрещал импорт всех иностранных изделий, облагал высокой пошлиной полуфаб­рикаты и объявлял беспошлинным ввоз сырья, необходимого для мануфактур и ремесел. Этот акт стимулировал промышленное развитие страны и способствовал росту внешней торговли.

Тариф 31 марта 1816 года снял многие запреты с импорта промышленных товаров, а тариф 20 ноября 1819 года установил срав­нительно низкие ставки обложения и отменил все ограничения на ввоз изделий Эти меры были уступкой союзникам по антинаполеоновской коалиции, прежде всего Велико­британии и Пруссии, заинтересованным в расширении торговых связей с Россией. Смягчение таможенной охраны привело к резкому возрастанию импорта иностранных товаров, сокращению числа промышленных предприятий и объема выпускаемой продукции, ухудшению торгового баланса.

Оценивая внешнеторговый тариф 1819 года, министр финансов России Е. Канкрин говорил, что этот тариф «убил русскую промышленность».

В начале 1820-х годов в России в действие был введён протекционистский тариф 1822 года. Данный тариф, несомненно, стал реакцией на последствия введения либерального тарифа 1819 года, нередко оценивавшиеся современниками как катастрофические. Задачей нового тарифа стало преодоление кризиса национального производства.

Тариф 1822 года предусматривал разделение всех товаров на 4 класса: 1) товары первой необходимости, которые имелось ввиду пропускать беспошлинно, например: сырье, необходимое для наших фабрик и которого у нас недостаточно или вовсе нет, жизненные припасы и медицинские материалы, которые не могут быть заменены отечественными; 2) материалы, необходимыеили полезные для наших фабрик и мануфактур или для жизни, которые со временем могут быть у нас производимы или заменены отечественными произведениями; для этих товаров проект устанавливает очень умеренные пошлины; 3) товары, служащие для роскоши или прихоти, мануфактурные произведения, без которых можно обойтись, а также произведения, которые, при условии премий и других поощрений, а также вследствие введения машин у нас могут быть вырабатываемы, — на все эти товары наложена высокая пошлина, и 4) товары, привоз которых вредил бы преуспеянию нашей промышленности, — привоз их запрещен.

Тариф 1822 года оказал положительное влияние на развитие российского хлопча­тобумажного производства, способствовал созданию предпосылок для промышленной революции.

После ухода Е. Ф. Канкрина с поста министра финансов в 1844 году в таможенной политике России начали преобладать тенденции к смягчению протекционизма. Принятый 13 октября 1850 года таможенный тариф значительно смягчил запретительные тенденции. В результате в период с 1850 года в Россию хлынул поток товаров. В период действия таможенного тарифа 1850 года произошло падение темпов среднегодового прироста производства в ряде важнейших отраслей российской промышленности, таких как чугуноплавильная, железоделательная, машиностроительная и химическая.

Внешнеторговый тариф 1857 года ограждал основную массу русских промышленников от иностранной конкуренции.

В интересах российских промышленников, прежде всего для развития машиностроения, заводам, имеющим паровой или гидравлический двигатель с 1861 года предоставлялось право на получение из-за границы без уплаты пошлины чугуна и железа в требуемом количестве. В 1864 году это положение было распространено на любые машиностроительные заводы, которые занимались производством и ремонтом любых машинных приборов, механизмов, пароходов, мостов и т. п. За период 1861—1871 годов эту льготу получил 141 завод, хотя реально ей смогли воспользоваться только 119 предприятий.

В целом таможенные тарифы 1850 и 1857 годов не смогли обеспечить заметное развитие российской промышленности.

Таможенный тариф 1868 года стимулировал значительный прирост производства в главных отраслях российской промышленности.

В 1880 году в России по ходатайству горнозаводчиков был отменён существовавший до того беспошлинный ввоз в страну чугуна и железа для машиностроения и железных дорог. Одновременно введены были пошлины на ввозимые в Россию паровозы, вагоны, сельскохозяйственные орудия, машинное оборудование, инструменты и т. д. В 1885 г. были повышены пошлины на импорт железа, в 1887 г. — на импорт чугуна. Трижды повышалась пошлина на импорт каменного угля — в 1884, 1886 и 1887 гг. Тариф 11 июня 1891 г., открыто провозгласивший таможенную русско-германскую войну, имел для ввоза многих изделий обрабатывающей промышленности почти запретительный характер. Обложение по этому тарифу достигало 30 % стоимости товаров.

Таможенная политика Советской Республики строилась по принципу промышленного протекционизма.

[править] Государственные ведомства по управлению промышленностью

В свя­зи с пол­ным ого­су­дар­ст­вле­ни­ем эко­но­ми­ки в СССР во­про­са­ми управ­ле­ния промышленными пред­при­ятия­ми за­ни­ма­лись множество государственных ведомств. Сре­ди них — мин-ва ма­ши­но­строе­ния (1948—1949, 1953-54, 1956-57, 1968-89), сред­не­го (1953-63, 1965-89) и об­ще­го (1955—1957, 1965-91) ма­ши­но­строе­ния, мин-ва (до 1946 нар­ко­ма­ты) лёг­кой (1932-53, 1955-57, 1965-89), лес­ной (1932-48, 1951-53, 1954-57, 1988-91), обо­рон­ной (1936-39, 1953-57, 1965-91), мяс­ной и мо­лоч­ной (1939-53, 1965-85), авиа­ци­он­ной (1939-57, 1965-91, с пе­ре­ры­вом в мар­те — авг. 1953), ав­то­мо­биль­ной (1946—1947, 1955-57, 1965-88), неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щей и неф­те­хи­ми­че­ской (1965—1989), неф­тя­ной (1939-46, 1948-57, 1970-89) и га­зо­вой (1965-88) пром-сти, мин-ва строи­тель­ст­ва (1953-57, 1967—1986), сель­ско­го (1967-85), пром. (1967—1986) и транс­порт­но­го (1954-63, 1965—1991) строи­тель­ст­ва и мн. др.[9]

В 1990-х годах, свя­зи с пе­ре­хо­дом к ры­ноч­ным от­но­ше­ни­ям, в Рос­сии со­кра­ти­лось ко­ли­че­ст­во центральных уч­ре­ж­де­ний, ве­даю­щих промышленностью.[10]

Личные инструменты