Государственная научная политика в России в XXI веке
Материал из Documentation.
3 апреля 2001 года Путин заявил: «Сегодня необходимо точно определить приоритеты государственного финансирования научных направлений. И одновременно с этим изменить механизм их финансирования, в том числе, таким образом, как это уже не первый год делают отечественные научные фонды. Они на конкурсной основе финансируют именно исследования, а не исследовательские учреждения.»[1]
Структура, созданная указом главы государства от 8 ноября 2001 года, первоначально носила название «Совет при президенте РФ по науке и высоким технологиям». 30 августа 2004 года он был преобразован в Совет при президенте РФ по науке, технологиям и образованию, а 28 июля 2012 года получил наименование Совет по науке и образованию при президенте РФ.[2]
В 2002 году по инициативе Путина впервые сформулирован Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники.[3]
В 2004—2010 годах в России существовало Федеральное агентство по науке и инновациям.
2006 год — «Российская венчурная компания».[4]
По инициативе Дмитрия Медведева был разработан и принят закон (2.8.2009), дающий право НИИ и вузам создавать малые предприятия, стали выделяться гранты на привлечение иностранных учёных.[5]
Дмитрий Медведев выступил с инициативой создания Инновационного центра «Сколково» (28.9.2010), дал старт его строительству (14.12.2010).[6][7]
В Указе «О долгосрочной государственной экономической политике» (2012 год) Путин поручил к 2018 году увеличить долю продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в ВВП в 1,3 раза.[8]
Фонд перспективных исследований был создан в 2012 году по инициативе президента России Владимира Путина.[9]
В 2012 году в первом чтении был принят законопроект о статусе наукоградов.
Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) было создано указом президента России Владимира Путина, подписанным одновременно с законом о реформе РАН 27 сентября 2013 года.[10]
Российский научный фонд был создан в 2013 году по инициативе Путина для поддержки научных исследований. В ноябре 2013 года Путин подписал закон № 291 «О Российском научном фонде…». Согласно документу, цель фонда — «финансовая и организационная поддержка фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, подготовки научных кадров, развития научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определенной области науки». Учредителем фонда является Российская Федерация. Поддержка проектов осуществляется на конкурсной основе. В 2014—2016 годах фонд заключил грантовые соглашения с 551 организацией в целях финансирования 2434 научно-исследовательских проектов в 69 регионах России. Общий объем доходов РНФ за 2013—2016 годы составил 47 млрд руб. 60 % всех поступлений составила субсидия из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в размере 28,2 млрд руб. Кроме этого в структуру доходов фонда вошло добровольное пожертвование от ОАО «Роснефтегаз» — 14,9 млрд руб. (31,7 % поступлений). В ноябре 2016 года на заседании Совета по науке и образованию президент Владимир Путин сообщил, что «Роснефтегаз» продолжит финансировать науку. «В прошлом году это было 14 с лишним миллиардов, в этом году — где-то 12, в следующем году — примерно 11 миллиардов»,— отметил президент.[11]
Решение о разработке концепции нового закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» было принято 31 января 2014 г. на заседании совета по вопросам образования и науки Госдумы при участии министра образования и науки Дмитрия Ливанова. По итогам заседания решением председателя Госдумы Сергея Нарышкина в парламентском комитете по науке и наукоемким технологиям была образована рабочая группа по подготовке концепции проекта нового закона. В ее состав вошли депутаты, представители Минобрнауки, Общественной палаты, РАН и других государственных академий наук, научных институтов, университетов и т. д.[12]
В ноябре 2014 года Минобрнауки представило макет структуры нового закона о науке, а в феврале 2015 г. был предложен доработанный макет с детализацией отдельных статей. 1 марта 2016 г. министерство опубликовало концепцию проекта федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности». Минобрнауки продолжило разработку законопроекта и после смены руководства: в августе 2016 г. Ливанова на посту министра образования и науки сменила Ольга Васильева. В августе того же года закон был внесен на рассмотрение правительства. 26 апреля 2017 г. первое обсуждение законопроекта прошло на уровне экспертного совета профильного комитета Госдумы.[13]
Стратегия научно-технологического развития России была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».[14][15]
В 2018 году в России началась реализация национального проекта «Наука». Всего в него включены три подраздела — федеральных проекта: «Развитие научной и научно-производственной кооперации», «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации» и «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок». Цели нацпроекта — обеспечить присутствие Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в приоритетных областях научно-технологического развития; создать привлекательные условия для работы в России российским и зарубежным ведущим ученым, а также молодым перспективным исследователям; увеличить внутренние затраты на научные исследования и разработки за счет всех источников.[16]
Национальный проект «Наука» включает в себя 7 целевых показателей:[17]
- выход в 2024 году России на 5-е место по удельному весу в общем числе статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, в изданиях, индексируемых в международных базах данных (в 2018 году Россия находилась на 11-м месте);
- на 5-е место по удельному весу в общем числе заявок на получение патента на изобретение, поданных в мире по приоритетным областям (в 2018 году — 8);
- на 4-е место по численности исследователей в эквиваленте полной занятости среди ведущих стран мира (в 2018 году — 5);
- увеличение в 2024 году до 30,8 тыс. количества ученых (российских и зарубежных), работающих в российских организациях и имеющих статьи в научных изданиях первого и второго квартилей, индексируемых в международных базах данных (в 2018 году — 27,7 тыс. ученых);
- до 1,02 соотношения темпа роста внутренних затрат на исследования и разработки (за счет всех источников) к темпу роста валового внутреннего продукта (в 2018 году — 1,00);
- до 50,1 % доли исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей (в 2018 году — 43,3 %);
- до 1 трлн 847,61 млрд руб. внутренних затрат на исследования и разработки за счет всех источников (в 2018 году — 1 трлн 110,20 млрд руб.).
В рамках проекта «Наука» планируется создать единую сеть, включающую в себя не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня (на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики), не менее 14 центров компетенции Национальной технологической инициативы (обеспечивающих формирование инновационных решений в области «сквозных» технологий), а также не менее 16 научных центров мирового уровня с участием ведущих ученых России и других стран (в том числе центры геномных исследований, международные математические центры), а также иные исследовательские центры. Обновить не менее чем на 50 % приборную базу ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки. Создать механизмы «карьерных» лифтов в сфере исследований и разработок, увеличить количества подготовленных высококвалифицированных кадров, в том числе в рамках программ подготовки аспирантов и др.[18]