Государственная внешнеторговая политика в России во II тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В России во второй половине XVII века благодаря усилиям Ордина-Нащокина стала проводиться политика протекционизма.[1]

Новоторговый устав стал первым и очень ярким проявлением протекционистской политики русского правительства.[2]

Большое внимание в Новоторговом уставе было уделено укреплению финансового положения России: запрещался вывоз из России золота и серебра, а в целях поощрения ввоза благородных металлов иностранным купцам, привозившим в Россию золото и ефимки и обменивающим их на границе на русские деньги, предоставлялось право беспошлинно покупать и вывозить русские товары за границу.[3]

Внешнеторговая политика Российской империи на протяжении всего XVIII века неоднократно менялась, что было вызвано изменениями в приоритетах внешней политики, обострением или улучшением межгосударственных отношений, переменами в тарифной и таможенной политике государства, потребностями внутреннего рынка и отечественного производства.[4]

Нередко внешнеторговая политика правительства Анны Иоанновны носила ярко выраженный протекционистский характер. Это было связано, прежде всего, со стремлением поощрять национальное производство и не допускать зависимости государственной казны исключительно от экспорта сырьевых товаров.[5]

Поворотным пунктом во внешней торговле России стало принятие именного указа от 16 июля 1731 года «О свободной торговле всякого звания иноземцам в России с уплатой положенной с товаров пошлины». В соответствии с этим указом, всем иностранцам разрешалось приезжать по торговым делам в Россию как морским путём, так и через сухопутную границу при условии оплаты положенных пошлин.[6][7]

В декабре 1737 года Сенатским указом было установлено, что российские купцы, отъезжавшие по торговым делам за границу, должны были получать паспорта от губернаторов или провинциальных воевод. Такое решение было вызвано необходимостью усилить контроль за тем, чтобы купцы не отклонялись от маршрута и не могли провозить необъявленные товары. А в феврале 1738 г. этот указ был усилен и конкретизирован новым, обязывавшим купцов удостоверять по месту жительства отсутствие у них каких-либо долгов.[8]

Расширение всемирной торговли к середине XVIII века вызвало потребность в изменении национального внешнеторгового законодательства в России.[9]

В 1757 году был обнародован новый тариф.[10]

В 1758 году по инициативе графа П. И. Шувалова при Сенате была создана Комиссия о коммерции, задачей которой стало собрать все рациональные предложения о способах и методах развития российской внешней торговли.[11]

Заключение о нецелесообразности откупной системы в таможенном деле было сделано Екатериной II в 1763 году после краха компании откупщиков во главе с Н. Т. Шемякиным.[12]

Общие руководящие начала для заключения торговых договоров с иностранными державами были выработаны Коммерц-коллегией перед заключением коммерческого трактата с Австрией в 1785 году.[13]

В 1797 году правительством Павла I был принят таможенный тариф. В основу его был положен проект, разработанный в середине 1790-х гг. и выражавший направление экономической и торговой политики последних лет правления Екатерины II.[14]

Введенные ещё в самом конце XVIII века высокие таможенные пошлины в 1800 году дополнились установлением полного запрета на импорт в Россию шелковых, хлопчатобумажных, льняных и пеньковых изделий, а также стекла, фарфора и фаянса.[15]

В XIX век Россия вступила, имея достаточно хаотичную законодательную базу в сфере внешней торговли.

С начала XIX века таможенная политика России была ориентирована на поощрение отечественного производства и ограничение импорта готовых заграничных изделий.[16]

В области внешнеторговой политики главное внимание правительства Александра I было сосредоточено на разработке нового таможенного тарифа.[17]

В первых мерах правительства Александра I в области внешнеторговой политики ясно выразилось стремление новой власти изменить ее направление и, прежде всего, освободить торговлю по западной границе от введенных при Павле I ограничений меркантилистского и протекционистского характера.[18]

Проект тарифа, подготовленный в 1801 году Коммерц-коллегией, сохранял главные черты тарифа 1797 года.[19]

Комитет для рассмотрения проекта тарифа был учрежден по распоряжению Александра I в начале 1802 года. В Комитете обсуждались некоторые мероприятия в области таможенной политики, но главная задача решена не была.[20]

8 сентября 1802 г. внешней торговлей России стало управлять Министерство коммерции России, бессменным министром которого был Н. П. Румянцев.[21]

В программе деятельности Министерства коммерции России, представленной Александру I в 1802 г., были определены принципы новой таможенной политики.[22]

Высочайшим повелением от 21 октября 1804 г. для рассмотрения записки министра коммерции Н. П. Румянцева «О разуме тарифа» и представленного Коммерц-коллегией проекта таможенного тарифа был возобновлен Особый комитет.[23]

В связи с осложнением международной обстановки в 1806 году правительство России приостановило подготовку либерального таможенного тарифа и приняло меры охранительного и даже запретительного характера в области внешней торговли.[24]

Тильзитский договор и присоединение к континентальной блокаде коренным образом изменили направленность внешнеторговой и таможенной политики России, в еще большей степени поставили ее в зависимость от напряженного дипломатического диалога европейских держав, бурных военно-политических событий, развернувшихся на континенте.[25]

17 августа 1810 г. полномочия Министерства коммерции России в области внешней торговли были переданы Министерству финансов России.[26]

Тариф 1797 года просуществовал с некоторыми изменениями до 1811 года.[27]

25 октября 1811 года состоялось официальное открытие Департамента внешней торговли.[28]

В 1815 г. в Департаменте внешней торговли было открыто Счетное отделение, а в 1823 г. утвержден новый штат.[29]

В 1819 году был принят единый для всей Российской империи и Царства Польского таможенный тариф, который, по сути, отменял ранее установленные запреты и предоставлявший значительную свободу в импорте любых иностранных товаров. Следствием такого шага правительства стало уменьшение производства российских изделий и затруднение в их сбыте.[30]

С 1822 по 1842 г. таможенная политика российских властей была нацелена на ограждение и защиту интересов российских производителей и торговцев.[31]

Негативные тенденции, проявившиеся в отечественной внешней торговле в конце второго — в начале третьего десятилетия XIX века, вызвали необходимость изменения таможенной политики государства, что привело к установлению нового таможенного тарифа 1822 года. Суть данного тарифа сводилась к запрету для привоза многих иностранных товаров или установления достаточно высоких таможенных пошлин. Тариф 1822 года был призван отвечать требованиям отечественной промышленности и запросам фискальной политики государства. Принятие нового таможенного тарифа 1822 года знаменовало начало нового этапа во внешнеторговой политике Российской империи, который завершился в 1849 году.[32]

Во второй четверти XIX века регулирование внешней торговли Российской империи осуществлялось в русле общеевропейского внешнеторгового права.[33]

26 октября 1864 года указом российского императора было утверждено мнение Государственного Совета о сосредоточении в одном Департаменте Министерства финансов всех торговых дел. В связи с этим, из Департамента внешней торговли в Департамент мануфактур и внутренней торговли было переведено Отделение внешних торговых сношений. Тем же указом Департамент внешней торговли был переименован в Департамент таможенных сборов, а Департамент мануфактур и внутренней торговли — в Департамент торговли и мануфактур.[34]

В 1868 году в России был принят новый таможенный тариф (введен в действие с 1 января 1869 года), который систематизировал классификацию импортных и экспортных товаров, отнес 16 статей тарифа из разряда пошлинных в разряд беспошлинных, увеличил пошлины по 35 статьям и уменьшил пошлины по 152 статьям. Акцент в новом тарифе был сделан на поощрение ввоза сырья из-за границы для нужд российской промышленности и стимулировал экспорт готовой российской продукции.[35]

В 1877 году таможенная политика России вновь претерпела изменения. Это было связано с отрицательным балансом во внешней торговле, неравномерным развитием отраслей отечественной промышленности, необходимостью пополнения государственного бюджета. На этот раз правительство вновь прибегло к покровительственной политике.[36]

В 1885 году государственная политика в сфере внешней торговли претерпела изменения вследствие существенных дополнений в Положение о пошлинах за право торговли и промыслов. В частности, особыми сборами были обложены ярмарки, установлены сборы в пользу земств и городов, увеличены торговые сборы за свидетельства и билеты, сокращено количество билетов для приобретения торговых и промысловых свидетельств.[37]

В 1891 году в России был утверждён новый таможенный тариф.[38]

22 (9) апреля 1918 года — декрет Совета Народных Комиссаров «О национализации внешней торговли».[39]

[править] Коммерц-коллегия

Центральным органом управления внешней торговли на протяжении практически всего XVIII века оставалась Коммерц-коллегия, учреждена я в 1716 г. Петром Великим. После решения всех организационных вопросов этот орган государственного управления торговлей приступил к работе в 1718 г. Первым президентом Коммерц-коллегии стал граф Пётр Андреевич Толстой. В ведении этого органа государственного управления находился самый широкий круг вопросов как внешней, так и внутренней торговли.[40]

В 1800 году было утверждено новое штатное расписание Коммерц- коллегии, причём её президент князь Гагарин стал именоваться Министром коммерции.[41]

В 1802 году в связи с учреждением министерств государственная Коммерц-коллегия была упразднена, а её функции перешли к Временному департаменту Коммерц-коллегии (в ведении Министерства финансов).[42]

[править] Наркомат внешней торговли

По состоянию на 1940 год Народный комиссариат внешней торговли СССР находился на углу улицы Куйбышева, напротив Политехнического музея.[43]

Личные инструменты