Герб Украинской Народной Республики

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Герб Украинской Народной Республики — один из государственных символов Украинской Народной Республики.

Утверждению Тризуба 25 февраля 1918 года гербом УНР предшествовала длительная дискуссия, из исторических символов достоин стать главным знаком новой украинской государственности. Главными «претендентами» было три: галицкий золотой лев, спинающийся на скалу; киевский архистратиг Михаил, который на рубеже ХІХ-ХХ веков стали воспринимать как герб Приднепровской Украины; казак с мушкетом со времён Гетманщины, который уже в ХVII веке трактовали как «национальный герб». Михаил Грушевский осенью 1917 года даже выдвинул идею о совершенно новом символе «творческого мирного труда в новой Украине» — золотой плуг на синем фоне.[1]

Тризуб — знак из монет времён князя Владимира Великого, известный только узкому кругу специалистов — воспринимался сначала скорее как робкий компромиссный вариант.[2]

[править] История

16 (3 ст. ст.) сентября 1917 года Михаил Грушевский публикует свою первую статью на тему герба. Он отмечает, что «один из таких вопросов вроде бы мелких, но не маловажных, с которым издавна обращаются ко мне (и я наконец пообещал объяснить это дело в прессе) — это вопрос о том, что должно считаться гербом Украины». Делая беглый обзор возможных, по его мнению, для использования исторических символов, каждый раз отсылает читателей к изображениям в его «Иллюстрированной истории…»: «На монетах и других предметах старого Киевского государства видим хорошо стилизованный геральдический знак неясного значения, что-то вроде трезубца (см. Иллюстрированную историю Украины с. 76, 77, 81, 85, 89). Полагают, что это верх скипетра, может оно быть и стилизованным цветком…». Положительно оценивает также арбалет — древний герб Киева до конца ХVIII в. «Я считаю, что эти два знака имеют право на то, чтобы их считали украинским гербом, — пишет Грушевский. И добавляет: — Третий знак — это традиционный казак с мушкетом и саблей, „с искривленным на правый бок шлыком“, как его описывают казацкие историки. Он неизменно выступает как герб казацкого войска с начала XVII в. <…>. А с половины XVII века войско казацкое представляет и украинскую государственность». Совсем отвергает галицкого льва и киевского архангела — как с опущенным, так и с поднятым мечом.[3]

Генеральный Секретариат образования 13 ноября (31 октября ст. ст.) 1917 года рассылает учёным, искусствоведам и специалистам по геральдике письма-приглашения принять участие в работе подготовительной комиссии по разработке герба Украины. Письмо подписали генеральный секретарь Иван Стешенко и директор комиссии Павел Зайцев. Заседание состоялось 15 (2 ст. ст.) ноября в 7 вечера в клубе «Семья» в Киеве на ул. Владимирской, 42. Участие в этом совещании приняли Николай Беляшевский, Михаил Грушевский, Павел Зайцев, Василий Кричевский, Федор Кричевский, Георгий Нарбут, Григорий Павлуцкий и Кость Широцкий. «Председатель Комиссии, проф. М. С. Грушевский, подает мнение, что почти все старые гербы имеют характер милитаристический или империалистический, а мы хотим создавать новые государственные и социальные формы, то и эмблема того должна быть новая и, кроме того, понятная для всего населения страны…», — указано в протоколе совещания, копию которого хранил в своих бумагах Георгий Нарбут. Ход заседания описал и сам Михаил Грушевский в новой статье на тему герба. «Совещание имело чисто теоретический характер, говорилось о необходимости конкурса в этом деле и т. д. Но теперь это дело становится на более близкую очередь…», — отмечает. «…Все присутствующие, — пишет далее, — поддержали ту мысль, что „казенный“ герб Киева — архистратиг (герб Киевского воеводства в польские времена, и герб Киевской губернии в российские) не может считаться украинским гербом, потому что никакой украинской традиции за ним не видно. Из государственных гербов Украины самый близкий нам временем и традицией герб Гетманщины — казак с мушкетом, и кое-кто высказывался, за то, чтобы этот герб без всяких изменений и взять за герб новой Украины».[4]

Очевидно, речь идет о Нарбуте. Однако, считает Грушевский, хотя «этому гербу следует дать первое и самое важное место между старыми, традиционными символами украинской государственности, но на знак новой Украины он не годится. Восстанавливая нашу старую украинскую государственность мы не восстанавливаем нашей гетманщины, мы хотим творить новый строй, новые государственные и общественные формы, и эмблема (знак) того должна быть новая, чтобы не было подозрения в замыслах возрождения старого». Высказывая далее свои «некоторые дополнительные мысли, которые пришли на мысль позже», Михаил Грушевский ориентируется на символы тогдашних государств с республиканским устройством: «Как проще всего можно было бы взять за знак новой Украины золотые (желтые) звезды на синем фоне, по числу земель новой Украинской республики, или золотую букву У (Украина), или У. Н. Р. (Украинская Народная Республика) на синем фоне — по образцу герба французской республики R. F. Но геральдисты говорят, что буква в гербе это против правил геральдики. В таком случае, я проектировал бы как символ творческого мирного труда в новой Украине, ее цивилизационных задач — золотой плуг на синем фоне, с тем, чтобы этот знак новой Украины занял центральное место в государственном гербе Украины». В качестве примера при этом вспоминает плуг в гербе Либерии — «республики освобождённых из неволи негров». Но этот знак должен был занять место на щите, составленном из исторических гербов: «Вокруг него (над ним, полукругом или что) можно разместить в трех полях государственные знаки старой Украины: знак старого Киевского государства Владимира Великого, герб Галицко-Владимирского королевства — всадника (см. Иллюстр. ист., с. 126) и герб гетманщины. Внизу, в двух полях, можно дать гербы Киева и Львова, двух культурных центров старой Украины: киевский лук и львовского льва, в его старой форме — как видим его на щите того же галицко-волынского ездока. На верхушке этого гербового щита, если бы хотели его чем-то венчать, можно было бы поставить одну эмблему старших наших несовершенных мечтаний — с печати „Великого княжества Русского“, образованного Гадячской унией 1657 года. Это голубь с оливковой ветвью, вестник национального примирения и спокойствия (Иллюстр. ист. с. 332). Оливковой ветвью можно было бы и окружить этот щит, вместо какой-либо арматуры — так как это имеет герб Португалии. А если бы хотелось вместо этого поставить каких-то щитоносцев, то вместо каких-нибудь других фигур я бы рад видеть символы трудящегося народа, например, женщину с серпом по одной стороне и рабочего с молотом по другой. Вообще хотел бы в атрибутах нашего герба видеть как наиболее подчеркнутый, культурный, созидательный, объединяющий характер нашей новой республики», — заключает Грушевский.[5]

В декабре 1917 года Генеральный Секретариат рассматривает вопрос о печати украинских денег. А уже 6 января 1918 года (24 декабря 1917-го по ст. ст.) появился в обращении первый кредитный билет в 100 рублей. На этой банкноте, разработанной Георгием Нарбутом, в восьмиугольной рамке был изображён знак Владимира Великого — Тризуб, с крестом над средним «зубом». Между тем, в конце 1917 — начале 1918 года появляются новые публикации по вопросу герба, в основном — отзывы на вторую статью Грушевского. В частности, статья Лонгина Цегельского в нескольких номерах львовского «Украинского слова». Автор критически относится к идее создания совершенно нового символа: «Герб Украины должен быть историческим, возможно старейшим и символизирующим именно государственность. <…> Я лично предлагал бы, чтобы был им спинающий в гору золотой лев на голубом щите староукраинской формы; никаких приложений к этому не нужно. На втором только месте поставил бы я запорожско-гетманского казака с мушкетом — в тех же красках. Такой исторический герб будет говорить к миллионам украинцев языком столкновений, напоминая им славу и соревнования прадедов, двигая в гору народного духа, вызывая многими, быстрыми и легкими ассоциациями мыслей и чувств патриотическое одушевление. А этого никак не может дать ни достойный впрочем уважения, но и напоминающий нам панщинное рабство и „мужицкую“ фазу нашего национального летарга плуг, ни поэтические, но политически ничего не говорящие золотые звезды на небесном море, ни заносящие бюрократизмом или купечеством буквы на гербовом поле, ни оливковая ветвь в эмблеме общественного произведения, главной задачей которого является именно оружейная оборона нации и ее достояния.» В итоге, Цегельский не отвергает совсем создание нового герба, но предлагает проект свой — такой, который должен «соединить новое с древним, а одновременно символизировать и природу, и современные соревнования Украины, как их себе представляют творцы Украинской Республики. А это: золотое, лучистое солнце на голубом поле.»[6]

На заседании Генерального Секретариата 11 января 1918 года (29 декабря 1917-го по ст. ст.) слушали и приняли проект временного закона о флоте УНР. Генеральный секретарь Дмитрий Антонович (вскоре он станет министром морских дел), который докладывал, рекомендовал внести его на рассмотрение Центральной Рады. В п. ІІ законопроекта подавалось: «Флагом Украинской военной флотилии является полотнище в двух: жёлтом и голубом цветах. В кряже голубого цвета исторический золотой трезубец времён Украинско-Русского государства Х в.» Центральная Рада утвердила этот закон только 27 января 1918 года и в изменённой редакции. В частности, п. 2 в такой: «Флагом украинской военной флоты является полотнище в двух — голубом и желтом цветах. В кряже голубого цвета исторический золотой трезубец с белым внутренним полем в нём». А п. 3: «Флагом Украинской торговой флоты является полотнище в двух — голубом и жёлтом цветах». По настоянию Морского Совета над Тризубом был добавлен крест.[7]

Появление Трезубца на нарбутовских 100 рублях и на морском флаге УНР склонили вопрос государственного герба в его пользу. После провозглашения 22 января 1918 года Четвёртым универсалом Центральной Рады самостоятельности Украины, этот вопрос требовал уже немедленного решения. Большевистское наступление на Киев не позволяло провести конкурс, да и Центральная Рада, проведя 7 февраля 1918 года последнее заседание в столице, была вынуждена покинуть город и переехать в Житомир, потом в Сарны и наконец — в Коростень. Именно там 25 февраля (12 по ст. ст.) 1918 года на заседании Совета Народных Министров — так теперь называлось правительство — принято: «Внести в Раду закон об установлении для Украинского государства принятого морским флотом герба Владимира Великого (без Креста)». В тот же день на заседании Малой Рады, которая действовала между пленарными заседаниями Центральной Рады, утверждено: «Гербом Украинской Народной Республики принимается знак Киевского Государства времён Владимира Святого».[8]

28 (15 ст. ст.) февраля 1918 года, в своей статье «Украинский Государственный герб» в «Народной воле» Михаил Грушевский пишет: «…Это украшение исконное, не заимствованное, связанное с нашей тысячелетней государственной политической и культурной историей». Статью перепечатывают многие издания на Украине.[9]

12 марта 1918 года Михаил Грушевский поручает разработать проекты рисунков герба и печати УНР графику и архитектору Василию Кричевскому. С ним он издавна имел дружеские отношения: тот оформлял его «Иллюстрированную историю Украины». 22 марта 1918 года Грушевский выносит на рассмотрение Малой Рады готовые уже изображения герба и печати.[10]

В обоих гербах и печатях Василия Кричевского Тризуб был разработан на основе знака с монет Владимира Великого. Художник толковал его как стилизованное изображение сокола, который летит вниз за добычей, и считал, что «сокол символизирует силу, поэтому и был (по мнению Василия Кричевского) гербом государства святого Владимира». На его проектах Тризуб окружен стилизованным оливковым венком, который должен был отражать мирную политику УНР. Вероятно, его добавил по предложению Грушевского, который еще в своей второй статье о гербе писал: «Оливковой ветвью можно бы и окружить этот щит, вместо какой-нибудь арматы — так, как это имеет герб Португалии».[11]

Утверждённый государственным гербом Украины, Трезубец появляется на денежных знаках и других государственных бумагах. Их проектированием занимался созданный в марте 1918 года художественно-граверный отдел при Экспедиции заготовки государственных бумаг26. Над изготовлением проектов банкнот, почтовых, гербовых, консульских и театральных марок, водяных знаков, карт к игре работало более 20 художников, в частности: Георгий Нарбут, Василий Кричевский, Михаил Бойчук, Антин Середа, Александр Богомазов, Григорий Золотов, Иван Мозалевский, Александр Красовский, Борис Романовский, Антон Приходько и другие. Форма Тризуба в проектах этих художников имеет очень разнообразные художественные интерпретации. 30 марта 1918 года в обращение поступают знаки Государственной казны номиналом 25 и 50 рублей, на которых уже фигурирует изображение Тризуба. Автором банкнот был Александр Красовский.[12]

Одобрение проектов государственного герба УНР в исполнении Василия Кричевского вызвало негативную реакцию со стороны специалиста по украинской геральдике Вадима Модзалевского и графика Георгия Нарбута. Они считали, что гербом Украины следует утвердить казака с мушкетом, а Трезубец использовать как нашлемник. Расхождение взглядов между Нарбутом и Грушевским еще раньше привело к обострению отношений между ними. Видимо, это произошло еще во время заседания комиссии по вопросам герба в начале ноября 1917-го, а после выпуска выполненных по проекту Нарбута первых украинских банкнот с изображением Тризуба Грушевский едко заметил, что «на 100-рублевых билетах он [Тризуб] рисовальщику не удался».[13]

Министр народного образования поручил Вадиму Модзалевскому, который был главой Архивно-библиотечного отдела министерства, подготовить историческую справку о гербах УНР, что тот и сделал 10 апреля 1918 года. А 18 апреля 1918 года на заседании Совета Центрального Комитета охраны памятников старины и искусства было решено: «Поскольку принятый сейчас герб Украины не имеет под собой серьёзных исторических оснований, Совет постановил: для решения этого вопроса созвать специальную комиссию». После переворота 29 апреля 1918 года, роспуска Центральной Рады и провозглашения Украинского Государства с гетманом Павлом Скоропадским во главе, Модзалевский и Нарбут начинают добиваться отмены утверждённых гербов и печатей УНР. Критикуют их вид, исполнение, указывают на несоответствие геральдическим нормам. В докладной записке (на русском) на имя государственного секретаря Сергея Завадского от 19 июня 1918 года его заместитель (товарищ) Николай Могилянский отмечает о «необходимости выработать новые образцы для Государственного Герба и Печати».[14]

В сентябре 1918 года выходит первый номер журнала «Наше прошлое» со статьей Модзалевского и Нарбута «К вопросу о государственном гербе Украины». Проекты Василия Кричевского, особенно «ромбов» и «орнаментов» в них, авторы категорически не воспринимают. «К сожалению, большой и малый гербы Украинской Народной Республики, а также большая и малая ее печати, которые были приняты Центральной Радой того же 22 марта 1918 года, не выдерживают никакой критики со стороны геральдической (мы не касаемся их выполнения со стороны художественной, — пишут, в частности. — <… > Со стороны геральдической надо признавать их по крайней мере за четыре разных герба, поскольку „Знак Владимира“ на них нарисован в одном случае — одной черной линией, во втором — двумя линиями, „щит“ на одних рисунках имеет какие-то „ромбы“ в количестве 10, на других — в количестве двух; малая печать имеет „щит“, обведенный линией (тоже „ромб“), большая — линии такой нет, но в низу „щита“ помещен какой-то орнамент (может это украинский орнамент?) и т. д. Кроме того, в середине знака Владимира вставлены тоже „ромбы“, соединенные какими-то кривыми и прямыми линиями. Мы не можем представить себе, чем, делая это все, руководствовался художник, которому было поручено нарисовать герб, но можем смело сказать, что рисуя герб, он делал это только как художник, не обращая никакого внимания на требования геральдики и даже совершенно незнакомый с нею». Не нравится авторам и плоское исполнение Тризуба, без «характера плетения». В статье сделан также обзор древних украинских гербов. Упомянуты предлагаемые еще на заседании комиссии в ноябре 1917 года исторические и современные варианты. В частности, авторы отвергают вариант с архангелом: «По сравнению со знаком Владимира, который можно признавать гербом Киевского княжества, то есть более или менее большой территории, при том давних времен, архистратига Михаила, как эмблему для государственного герба всей Украины, надо отбросить, тем более, что Киев еще в ХѴІІ веке употреблял для своего герба — лук. Сторонники герба с архистратигом Михаилом указывают на то, что такой герб имеет важный религиозный элемент, но на это надо сказать, что знак князя Владимира, которого церковь признает святым, „равноапостольным“, также можно признавать гербом с религиозным мотивом, и поэтому, если надо вводить такой элемент в государственный герб (а это очень сомнительно), то лучше взять для этой цели знак Владимира, который имеет еще <…> и характер государственный».[15]

Личные инструменты