География Московской области

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Климат

Климат Московской области — умеренно континентальный, сезонность чётко выражена; лето тёплое, зима умеренно холодная; континентальность возрастает с северо-запада на юго-восток. В связи с большой изменчивостью атмосферной циркуляции погода часто меняется. Общий характер циркуляционных процессов определяется в основном влиянием западного переноса воздушных масс с Атлантического океана, прерываемого вторжениями холодных масс воздуха из Арктики в тылу циклонов, смещающихся по рассматриваемой территории преимущественно с запада на восток.[1]

Среднегодовая температура воздуха имеет положительные значения и составляет от +4.1 °C до +4.7 °C. Годовой ход среднемесячной температуры воздуха характеризуется максимумом в июле от +17.7 °C до 18.3 °C и минимумом в январе от −9.7 °C до −10.3 °C. Абсолютный максимум — +38 °C. Абсолютный минимум температур наблюдался в январе и составлял — 44 °C.[2]

В течение года в Московской области преобладают ветра южного, юго-западного и западного направления.[3]

Территория относится к зоне достаточного увлажнения. Повышенная влажность наблюдается в холодный период года, минимум приходится на май.[4]

Продолжительность периода с устойчивым снежным покровом изменяется от 137 до 145 дней. Высота снежного покрова сильно варьирует по годам. На территории Московской области метели чаще всего связаны с прохождением южных и западных циклонов. Наиболее частая их повторяемость наблюдается в период с декабря по март.[5]

Уровень загрязнения атмосферного воздуха в области формируется под влиянием Москвы и наиболее крупных городов.[6]

[править] Поверхностные воды

Гидрографическая Московской области принадлежит Верхне-Волжскому району.[7]

[править] Почвы

В соответствии с системой почвенно-географического районирования основная часть территории Московской области находится в среднерусской провинции дерново-подзолистых среднегумусированных почв в зоне дерново-подзолистых почв южной тайги.[8]

Основные типы почв представлены зональными дерново-подзолистыми и серыми лесными и интразональными аллювиальными. Центральная и южная части области (междуречье рек Москвы и Оки) характеризуются высокой степенью эрозионного расчленения.[9]

На остальной, большей, части территории области встречаются преимущественно единичные оползни или поверхностные карстовые формы — площади слабого проявления процессов. Преобладают малоплодородные почвы, требующие внесения удобрений. Зимой почва промерзает на глубину 65—75 см.[10]

На территории Московской области по функциональному назначению в целом преобладают земли лесного фонда — 40.05 % и земли сельскохозяйственного назначения — 38.22 %. Существенную долю территории занимают земли поселений −11.76 %, в том числе земли сельских поселений. Доля земель промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения составляет 3.19-6.04 %.[11]

[править] Растения

Территория Московской области к югу от Москвы до Оки относится к подзоне широколиственно-хвойных (смешанных) лесов, а южнее Оки — к подзоне широколиственных лесов; крайний юг (Серпуховской район) находится в лесостепной зоне.[12]

К настоящему времени коренных лесов в Подмосковье сохранилось очень мало. В результате хозяйственной деятельности они замещены производными (мелколиственно-еловыми, мелколиственно-сосновыми), и, преимущественно, вторичными мелколиственными (берёзовыми, осиновыми). Мелколиственные леса распространены повсеместно относительно небольшими массивами.[13]

Сильное негативное воздействие на состояние древесных насаждений оказывают выбросы автомобильного транспорта.[14]

Флора области состоит из почти 2000 видов сосудистых растений. Около 10 % видов находятся под охраной. Кроме этого в Красную книгу внесены 23 вида моховидных, 3 вида водорослей, 37 видов лишайников и 22 вида грибов.[15]

[править] Животные

Фауна млекопитающих региона насчитывает около 70 видов. В Красную книгу Московской области занесено 20 видов млекопитающих (4 вида насекомоядных, 5 видов рукокрылых, 7 видов грызунов, 4 вида хищных). Наиболее многочисленны лесные и луговые виды, в том числе объекты охоты (лось, кабан, косуля, благородный олень, барсук и др.).[16]

В регионе насчитывается более 200 гнездящихся видов птиц из которых 68 видов находится под охраной. Из более чем 10 видов пресмыкающихся и 6 видов земноводных 9 занесены в Красную книгу.[17]

Ихтиофауна насчитывает около 50 видов костных рыб и круглоротых (миноги). Из них 11 относятся к категории редких и исчезающих. Многие виды рыб являются объектами любительской рыбалки. Состояние рыбных ресурсов региона во многом определяется относительно высокими уровнями загрязнения многих водоемов, браконьерством, разрушением пойм (строительством в водоохранных зонах) и т. п.[18]

Наибольшее видовое разнообразие наблюдается среди беспозвоночных животных, численность видов которых в области составляет около 8 тыс. В Красную книгу включено 320 таксонов беспозвоночных.[19]

[править] Ландшафты

Все ландшафты Московской области, в коридоре оценивания классификации В. А. Николаева, относятся к классу равнинных, типу лесных.[20]

Большая часть области расположена в лесной зоне. Причём пространства, лежащие севернее р. Оки, относятся к подзоне широколиственно-хвойных (смешанных) лесов, а южнее Оки (до широтного отрезка р. Осётр) — к подзоне широколиственных лесов.[21]

[править] Ссылки

[править] Карты

[править] Видео

[править] Примечания

  1. Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Ростов-на-Дону — Адлер». Участок в границах Московской области. Оценка воздействия на окружающую среду. Резюме нетехнического характера // Ленгипротранс, 2013
  2. Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Ростов-на-Дону — Адлер». Участок в границах Московской области. Оценка воздействия на окружающую среду. Резюме нетехнического характера // Ленгипротранс, 2013
  3. Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Ростов-на-Дону — Адлер». Участок в границах Московской области. Оценка воздействия на окружающую среду. Резюме нетехнического характера // Ленгипротранс, 2013
  4. Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Ростов-на-Дону — Адлер». Участок в границах Московской области. Оценка воздействия на окружающую среду. Резюме нетехнического характера // Ленгипротранс, 2013
  5. Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Ростов-на-Дону — Адлер». Участок в границах Московской области. Оценка воздействия на окружающую среду. Резюме нетехнического характера // Ленгипротранс, 2013
  6. Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Ростов-на-Дону — Адлер». Участок в границах Московской области. Оценка воздействия на окружающую среду. Резюме нетехнического характера // Ленгипротранс, 2013
  7. Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Ростов-на-Дону — Адлер». Участок в границах Московской области. Оценка воздействия на окружающую среду. Резюме нетехнического характера // Ленгипротранс, 2013
  8. Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Ростов-на-Дону — Адлер». Участок в границах Московской области. Оценка воздействия на окружающую среду. Резюме нетехнического характера // Ленгипротранс, 2013
  9. Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Ростов-на-Дону — Адлер». Участок в границах Московской области. Оценка воздействия на окружающую среду. Резюме нетехнического характера // Ленгипротранс, 2013
  10. Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Ростов-на-Дону — Адлер». Участок в границах Московской области. Оценка воздействия на окружающую среду. Резюме нетехнического характера // Ленгипротранс, 2013
  11. Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Ростов-на-Дону — Адлер». Участок в границах Московской области. Оценка воздействия на окружающую среду. Резюме нетехнического характера // Ленгипротранс, 2013
  12. Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Ростов-на-Дону — Адлер». Участок в границах Московской области. Оценка воздействия на окружающую среду. Резюме нетехнического характера // Ленгипротранс, 2013
  13. Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Ростов-на-Дону — Адлер». Участок в границах Московской области. Оценка воздействия на окружающую среду. Резюме нетехнического характера // Ленгипротранс, 2013
  14. Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Ростов-на-Дону — Адлер». Участок в границах Московской области. Оценка воздействия на окружающую среду. Резюме нетехнического характера // Ленгипротранс, 2013
  15. Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Ростов-на-Дону — Адлер». Участок в границах Московской области. Оценка воздействия на окружающую среду. Резюме нетехнического характера // Ленгипротранс, 2013
  16. Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Ростов-на-Дону — Адлер». Участок в границах Московской области. Оценка воздействия на окружающую среду. Резюме нетехнического характера // Ленгипротранс, 2013
  17. Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Ростов-на-Дону — Адлер». Участок в границах Московской области. Оценка воздействия на окружающую среду. Резюме нетехнического характера // Ленгипротранс, 2013
  18. Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Ростов-на-Дону — Адлер». Участок в границах Московской области. Оценка воздействия на окружающую среду. Резюме нетехнического характера // Ленгипротранс, 2013
  19. Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Ростов-на-Дону — Адлер». Участок в границах Московской области. Оценка воздействия на окружающую среду. Резюме нетехнического характера // Ленгипротранс, 2013
  20. Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Ростов-на-Дону — Адлер». Участок в границах Московской области. Оценка воздействия на окружающую среду. Резюме нетехнического характера // Ленгипротранс, 2013
  21. Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Ростов-на-Дону — Адлер». Участок в границах Московской области. Оценка воздействия на окружающую среду. Резюме нетехнического характера // Ленгипротранс, 2013
Личные инструменты