Военное судостроение России в XX веке
Материал из Documentation.
К концу 1925 года функционировало около 30 заводов, которые проводили ремонт и восстановление кораблей и судов.[1]
В 1930-е гг. на базе техбюро «Северной верфи» и Балтийского завода были сформированы ЦКБС-1 и ЦКБС-2 для проектирования надводных кораблей и подводных лодок соответственно, а для создания систем вооружения и военной техники для кораблей — НИИ и КБ в Ленинграде. Научное обеспечение проектирования кораблей вели образованные в 1930—1931 гг. в Ленинграде научные институты судостроения и стандартизации (НИСС) и водного (морского и речного) транспорта (ЦНИВТ).[2]
В 1930 г. началось серийное строительство сторожевых кораблей и торпедных катеров.[3]
27 марта 1936 г. вышло постановление СТО «О возобновлении строительства Судбасстроя» под Ленинградом, в котором предусматривалось сооружение глубоководного и мелководного бассейнов, кавитационной и аэродинамической труб, модельных мастерских, административных зданий и вспомогательных объектов.[4]
Во второй половине 1936 г. руководство Советского Союза приняло решение о строительстве большого океанского флота с соответствующим вооружением.[5]
Постановлением СНК СССР от 26 июня 1936 г. была утверждена десятилетняя программа военного кораблестроения (ПВК-36), предусматривавшая создание флота в количестве 533 кораблей суммарным водоизмещением 1,3 млн тонн. При этом предполагалось построить восемь ЛК водоизмещением 35 тыс. тонн (вариант А) и 16 — по 26 тыс. тонн (вариант Б), 20 легких крейсеров (КРЛ), 17 лидеров (ЛД), 128 ЭМ, 90 больших, 164 средних и 90 малых ПЛ.[6]
В начале 1937 г. В. М. Орлов и Р. А. Муклевич как заместители наркомов обороны и оборонной промышленности подписали соглашение о выполнении плана кораблестроения в 1937 г., определили облик ЛК для проектирования.[7]
В мае 1937 г. руководители флота и судпрома приняли решение о проектировании ЛК-А в размерах полноценного сильного корабля.[8]
15 августа 1937 г. было принято постановление СНК СССР о переработке ПВК-36. Новый начальник морских сил флагман флота 1 ранга М. В. Викторов и его заместитель флагман флота 2 ранга Л. М. Галлер в сентябре 1937 г. представили предложения, предусматривавшие создание мощного флота.[9]
В течение 1937—1938 гг. началось выполнение большой судостроительной программы, при этом проектирование и закладка кораблей велись в чрезвычайно большом темпе.[10]
В феврале 1938 г. руководство ВМФ подготовило очередной вариант «Программы строительства боевых и вспомогательных кораблей на 1938—1945 гг.», известной под названием «большая». Правительство ее одобрило, но не утвердило. Впоследствии она служила руководством при разработке годовых планов строительства кораблей.[11]
В 1938 г. согласно решению правительства Научный институт военного кораблестроения (НИВК) передали в НКОП под наименованием НИИ-45, а после объединения с НИСС — ЦНИИ-45.[12]
27 апреля 1939 г. наркомом ВМФ назначили флагмана флота 2 ранга Н. Г. Кузнецова. Уже 6 августа он представил руководству страны переработанный десятилетний план строительства кораблей ВМФ, который предусматривал к 1948 г. следующий состав флота: 699 кораблей основных классов, 358 ТКА, восемь канлодок, 274 охотника за подводными лодками, 263 тральщика и других кораблей общим водоизмещением 3 млн тонн, из них 1,2 млн тонн на Тихоокеанском и 518,6 тонн на Северном флоте. НКСП рассмотрел только план на 1938—1942 гг., предложил сократить число крупных кораблей и дал другие замечания. Программу с разногласиями нарком ВМФ вынес на решение Политбюро ЦК ВКП(б) и правительства, но постановления по ним и утверждение программы не последовали.[13]
Содержание |
[править] Виды кораблей
[править] Надводные корабли
В 1908 г. Морским министерством был объявлен международный конкурс на проект линейного корабля.
Строительство сторожевых кораблей началось в 1925 г., когда сошел на воду «Шторм».
В 1930 г. началось серийное строительство сторожевых кораблей и торпедных катеров.
С сентября 1932 г. началась работа коллектива конструкторов во главе с А. И. Масловым над проектом первого советского легкого крейсера «Киров».
В 1933 г. на Балтике начались испытания трех первых спущенных на воду минных заградителей типа «Ленинец».
Первый тральщик специальной постройки «Трал» появился в СССР в 1934 г. Тральщики этого типа длиной 62 м и шириной 7 м, вооруженные одной 100-мм пушкой, несколькими зенитными автоматами и пулеметами, развивали скорость до 21 узла.
В 1937 г. была создана 180-мм трехорудийная башня для крейсеров типа «Киров», стреляющая на расстояние свыше 45 км.
В 1930-е гг. советские кораблестроители создали два типа эсминцев — «Гневный» и «Сторожевой». Применив новейшие достижения в кораблестроении и машиностроении, они дали стране корабли, со скоростью 38 узлов несшие два трехтрубных торпедных аппарата, четыре дальнобойных 130-мм орудия в броневых щитах, две 76-мм универсальные пушки и четыре 37-мм зенитных автомата.
Первый советский лидер эсминцев «Ленинград» вышел на испытания в 1935 г. Этот довольно большой корабль длиной 139 м, шириной 13,7 м и водоизмещением 2589 тонн вооружался пятью 130-мм орудиями в броневых щитах, тремя 76-мм универсальными пушками, пятью 37-мм зенитками и двумя трехтрубными торпедными аппаратами.
В 1930-е гг. строительство канонерских лодок не велось.
В СССР в 1930-х годах конструкторы под руководством Л. Л. Ермаша создали малые охотники за подводными лодками МО-4. Деревянные катера длиной 27 м и шириной 4 м, имевшие скорость 26 узлов, оказались мореходными и прочными. Вооружались МО-4 двумя 45-мм пушками, двумя крупнокалиберными пулеметами, глубинными бомбами, аппаратурой для постановки дымовой завесы, могли брать четыре мины или ставить тралы.
В конце 1930-х гг. советское кораблестроение дало флоту шесть новых крейсеров типа «Киров», по два для Балтийского и Черного морей и Тихого океана.
Накануне Великой Отечественной войны разработали три проекта речных бронекатеров. БКА-1124 водоизмещением 44 тонны вооружался двумя 76-мм пушками в танковых башнях, несколькими пулеметами и развивал скорость до 21 узла. БКА-1125 водоизмещением 28 тонн нес одну танковую башню и пулеметы. Оборудовали их и установками реактивных снарядов.
7 сентября 1969 года — Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР принято решение о строительстве первого в СССР атомного надводного корабля для ВМФ СССР.[14]
1981 год — В состав ВМФ СССР принят первый авианесущий атомный крейсер «Киров».[15]
5 августа 1984 года — Атомная подводная лодка «К-278», принятая в состав ВМФ СССР в 1983 году, погрузилась на глубину 1000 метров, что стало возможным благодаря сверхпрочному титановому корпусу.[16]
1988 год. В строй вошло самое большое судно на воздушной подушке в мире — десантный корабль «Зубр».[17]
[править] Подводные лодки
В 1927 г. балтийские кораблестроители заложили первую советскую подводную лодку «Декабрист» (типа Д), которая могла уходить в море на 2-3 тыс. миль, погружалась на 90 м, несла восемь торпедных аппаратов и 100-мм и 45-мм орудия.
12 июня 1952 года — Предложение руководства ПГУ по проектированию атомной подводной лодки с торпедами Т-15, оснащенными термоядерным зарядом.[18]
25 ноября 1952 года — Постановление правительства СССР по плану работ над атомной подводной лодкой (Проект-627). Научный руководитель — А. П. Александров, главный конструктор подводной лодки — В. Н. Перегудов, главный конструктор ядерного реактора — Н. А. Доллежаль.[19]
8 марта 1955 года — Пуск в Лаборатории «В» ядерного реактора для первой атомной подводной лодки.[20]
9 августа 1957 года — Спущена на воду первая атомная подводная лодка «Проекта-627».[21]
В 1957 г. началось проектирование большой дизель-электрической транспортной подводной лодки проекта 648, которая среди прочих грузов должна была перевозить 500 т авиационного топлива.
17 декабря 1958 года — Принятие в опытную эксплуатацию первой советской атомной подводной лодки.[22]
С августа 1959 г. началось проектирование атомной транспортной подводной лодки проекта 664, которая среди прочих грузов должна была перевозить 1000 тонн авиационного топлива.
В 1963 г. началось проектирование подводной лодки проекта 671РТ (главный конструктор Г. Н. Чернышев), вооружение которой состояло из двух 650-мм торпедных аппаратов и четырех 533-миллиметровых аппаратов.
1969 год. Атомная субмарина «Анчар» (К-222) достигла подводной скорости свыше 80 км/ч.[23]
1981 год. Спущена на воду атомная подводная лодка типа «Акула».[24]
[править] Заводы
Для ускорения ввода в строй судостроительного завода на Амуре в 1936 г. сформировали военно-строительный корпус численностью более 15 тыс. человек, что позволило уже через два года заложить на его стапелях крейсер «Калинин» и собрать первую подводную лодку Л-1.[25]
В 1936 г. приняли решение о строительстве ССЗ в районе Архангельск — Никольское устье Северной Двины, а в конце 1939—1940 гг. на заводе уже заложили два линкора.[26]
[править] Управление отраслью
После Гражданской войны национализированные крупные предприятия судостроительной промышленности объединили в тресты и синдикаты по регионам.[27]
В 1924 г. создали Центральное управление судостроения (Центросудострой).[28]
Вместо синдикатов и трестов в 1929 г. создали Всесоюзное объединение морских судостроительных заводов (ССЗ) «Союзверфь» и речных — «Речсоюзверфь».[29]
В 1933 г. в составе Наркомата тяжелой промышленности было образовано Главное управление морского судостроения (Главморпром), объединившее восемь крупных ССЗ и завод по производству торпед, и Главречпром — 16 верфей.[30]
11 января 1939 г. был создан Наркомат судостроительной промышленности (НКСП). В его состав вошли 24 крупных ССЗ, ряд машиностроительных и приборостроительных заводов, ЦКБ (17, 18, 19 и 32-й) — проектанты кораблей и судов, ЦНИИ-45 и НИИ-48 (Институт корабельной брони) и КБ по созданию корабельных видов вооружения и военной техники, головные НИИ по направлениям технологии судостроения, девять высших учебных заведений и 11 техникумов. НКСП передали также Ижорский, Кулебакский и Мариупольский металлургические заводы.[31]
В 1939 г. первым наркомом судостроительной промышленности стал И. Ф. Тевосян, которого 17 мая 1940 г. сменил Н. И. Носенко. Для проведения единой технической политики и руководства работой НИИ и КБ в НКСП создали Главное управление по проектированию и научным исследованиям, которое возглавил М. В. Егоров.[32]
Весной 1940 г. строительство крупных кораблей начало сворачиваться, но это еще не стало кардинальным пересмотром судостроительной программы. Постановлением Комитета обороны от 19 октября 1940 г. «О плане военного судостроения на 1941 г.» предписывалось закладку новых линкоров и тяжелых крейсеров не производить, а заложенный 21 декабря 1939 г. линейный корабль «Советская Белоруссия» разобрать. Постановление требовало сосредоточить усилия на строительстве головных эскадренных миноносцев и средних крейсеров, чтобы вывести их на испытания в 1941 г., с одновременной закладкой 19 эскадренных миноносцев и 11 средних крейсеров по новым проектам.[33]
[править] Показатели
В 1939 г. на корабли и вооружение ВМФ было израсходовано 1,2 млрд рублей.[34]
[править] Примечания
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ [1]
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны
- ↑ Вооружение и военная техника накануне войны