Внешняя политика США в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 1937 году в США был принят Акт о нейтралитете, запрещавший экспорт военных материалов и предоставление финансовых кредитов воюющим сторонам. Он также запрещал американским судам и американским гражданам находиться в районе, где конфликтующие стороны ведут боевые действия.[1]

4 сентября 1939 года, в соответствии с Актом о нейтралитете, Рузвельт запретил американским судам и гражданам путешествовать через европейскую зону военного конфликта в Атлантике.[2]

5 сентября 1939 года Рузвельт объявил американские прибрежные воды зоной безопасности, простирающейся на много сотен миль в Атлантику.[3]

Неофициальная миссия заместителя госсекретаря США С.Уэллеса, посетившего в феврале 1940 г. Рим, Берлин и Лондон, где он встречался с руководителями Италии, Германии, Великобритании и Франции, во многом была нацелена на поиск возможностей для европейского урегулирования.[4]

18 апреля 1941 года адмирал Кинг объявил, что американская зона безопасности протянулась в восточном направлении до 26° западной долготы, то есть более чем на 2300 миль от американского побережья в районе Нью-Йорка.[5]

После начала войны с Японией 7 декабря 1941 года Соединенные Штаты сразу же объявили весь Тихий океан театром военных действий и начали вести там неограниченную подводную войну.[6]

В конце 1947 года правительство США внесло на рассмотрение Конгресса законопроект о плане Маршалла о предоставлении 16 европейским странам кредитов на сумму в 17 млрд долл. В Конгрессе эту сумму сочли слишком обременительной для американской экономики и постановили в первые 15 месяцев предоставить Европе 6,8 млрд долл. с тем, чтобы в последующем вернуться к этому вопросу, если дополнительное кредитование потребуется.[7]

После принятия закона об иностранной помощи по программе европейского возрождения в апреле 1948 г. правительство США сформировало «Управление по экономическому сотрудничеству» (Economic Cooperation Administration — ECA) под руководством американского промышленника Пола Хоффмана. Управление решало вопросы распределения американской помощи по отдельным западноевропейским странам.[8]

Статус «основного союзника вне НАТО» (Major non-NATO ally — MNNA) был введен в США так называемой поправкой Нанна в 1989 году. Первоначально этот статус получили шесть стран — Австралия, Новая Зеландия, Израиль, Египет, Япония и Южная Корея.[9]

Содержание

[править] Территории

[править] Ближний Восток

23 января 1980 г. президент Джеймс Картер (1977—1980) в ежегодном послании Конгрессу сформулировал основы политики США на Ближнем Востоке (отсюда ее название — «доктрина Картера»). Согласно этой концепции Персидский залив является зоной жизненных интересов Соединенных Штатов.[10]

[править] Бразилия

В 1938-46 до­ля США в бразильском им­пор­те уве­ли­чи­лась с 24 до 58 %, в экс­пор­те — с 34 до 42 %.[11]

[править] Великобритания

В 1920—1930-х годах США серьёзно готовились к войне с Британской империей.

15 мая 1940 года Черчилль попросил Рузвельта оказать помощь Великобритании тем, что в настоящий момент не нужно американским вооруженным силам.[12]

В июле 1940 года Рузвельт направил в Лондон комиссию под председательством адмирала Гормли для проведения совместно с британским адмиралтейством подготовительных мероприятий для начала полного и всестороннего сотрудничества между Великобританией и Соединенными Штатами в области морского флота. В соответствии с решениями Лондонской конференции штаб американских ВМС составил план, предусматривающий возможность вовлечения Америки в войну. Согласно плану, первоочередной задачей американских ВМС должна была стать защита атлантических конвоев.[13]

2 сентября 1940 года США подписали с Великобританией соглашение о военном сотрудничестве. Оно предусматривало поставки для британской армии американских вооружений и 50 боевых кораблей. Взамен Британия передала в аренду США сроком на 99 лет восемь своих военно-морских и военно-воздушных баз в Северной и Южной Америке. США разом приобрели целую сеть превосходно оснащенных стратегически важных пунктов для защиты своей безопасности.[14]

Получив подтверждение своих полномочий на президентских выборах 1940 года, президент Рузвельт продолжил курс на поддержку Британии.[15]

В длинном меморандуме от 8 декабря 1940 года, составленном в форме письма американскому президенту, Черчилль заявил: чтобы выиграть войну, жизненно необходимо предотвратить дальнейшие потери судов в Атлантике. Черчилль изложил следующие требования и предложения:[16]

  1. Защиту британского торгового судоходства должны выполнять американские военные корабли. Гитлер не станет рассматривать этот акт как основание для объявления войны, поскольку не хочет войны с Соединенными Штатами.
  2. Расширение контролируемой американцами зоны на восток было бы весьма полезным для Великобритании.
  3. Треть британского тоннажа теряется из-за того, что подводная война вынуждает организовывать конвои, выбирать кружные маршруты и почти постоянно следовать на зигзаге. Предел возможностей Великобритании в постройке флота — 1,5 млн тонн в год. Это недостаточно. Необходимо еще 3 млн тонн ежегодно. Это может сделать только судостроительная промышленность США.
  4. Великобритании крайне необходимы американская истребительная авиация и военные материалы в больших количествах.
  5. Великобритания находится не в том положении, чтобы платить за американскую помощь в поставке судов и военных материалов, и выражает надежду, что в общих интересах, кои заключаются в поражении стран оси, Америка не будет настаивать на немедленной оплате.

29 декабря 1940 года Рузвельт сказал: «Еще ни разу со времен Джеймстауна и Плимут-Рока наша американская цивилизация не находилась в такой опасности, как сейчас… Если Великобритания будет побеждена, страны оси получат контроль над Европой, Азией, Африкой и Австралией и смогут направить колоссальные военные и военно-морские ресурсы против нашего полушария. Не будет преувеличением сказать, что все мы, американцы, будем жить под прицелом орудий, заряженных разрывными снарядами, причем как с военной, так и с экономической точки зрения.»[17]

В январе 1941 года в Конгресс США был представлен, а в марте 1941 года утверждён закон о ленд-лизе, разрешавший администрации за счет государственного бюджета оказывать помощь государствам, сопротивление которых агрессии имело жизненно важное значение для обороны США. Речь пока еще шла главным образом о Великобритании, о формировании ее союза с США.[18]

[править] Германия

В 1925 году доля США в импорте Германии возросла (по сравнению с 1913 годом) с 6 до 18 %.[19]

[править] Дания

В 1917 году датская часть архипелага Виргинские острова была продана США за $25 млн, что равнялось полугодовому бюджету Дании. Одной из причин сделки стала угроза оккупации Датской Вест-Индии немецкими войсками.[20]

7 июля 1941 года американцы приняли на себя «защиту» Исландии, высадили там войска и создали военно-морские и военно-воздушные базы.[21]

[править] Индия

В 1971 году Индия и США стояли на грани столкновения, когда американцы поддерживали своего союзника Пакистан в его войне с Индией.[22]

[править] Ирак

В 1990 году США заморозили 1,3 млрд долларов иракских средств.

17 января 1991 г. многонациональные силы начали военную операцию по освобождению Кувейта под названием «Буря в пустыне», которой руководил американский генерал Норман Шварцкопф. Она продолжалась 42 дня и завершилась разгромом иракских войск. Только убитыми Ирак потерял более 100 тыс. человек. В составе многонациональных сил погибли 223 человека (из них 146 американцев). Значительную роль в обеспечении победы сыграло широкое использование коалицией высокоточного оружия. 28 января 1991 г. силы коалиции освободили Кувейт, начав развивать наступление на Багдад. 2 марта 1991 г. в иракском городе Басра было подписано перемирие. По его условиям суверенитет Кувейта восстанавливался. Режим С. Хусейна в Ираке сохранился, но его возможности были ограниченны. Во-первых, он должен был ликвидировать программы создания оружия массового поражения (ОМП) под контролем МАГАТЭ и Специальной комиссии ООН (ЮНСКОМ). Во-вторых, сохранялись в силе санкции против Ирака: для их отмены требовалось принятие специальной резолюции Совета Безопасности ООН. В-третьих, в воздушном пространстве страны создавались бесполетные зоны (non-fly zone) для ее авиации. ВВС США и Британии уничтожали самолеты ВВС Ирака, если они пересекали границы этих зон. В-четвертых, Ираку запрещалось применять силу для подавления выступлений курдов.[23]

[править] Иран

В 1977 году под напором администрации США во главе с Джимми Картером шах Ирана вынужденно выпустил из тюрем политических противников и объявил о демократизации режима.[24]

[править] Италия

В 1925 году доля США в импорте Италии возросла (по сравнению с 1913 годом) с 14 до 24 %.[25]

[править] Канада

В середине 1920-х гг. канадский экспорт в США впервые с 1889 г. значительно превысил экспорт в Великобританию.[26]

[править] Китай

В начале XX века США усилили экспансию в Китай.

В 1925 году доля США в импорте Китая возросла (по сравнению с 1913 годом) с 6 до 15 %.[27]

В октябре 1949 года китайские коммунисты объявили об окончательной победе над поддерживаемым Соединенными Штатами гоминьдановским режимом Чан Кайши и провозгласили создание КНР.[28]

Во время Корейской войны успехи на полях сражений после вмешательства китайских «добровольцев» сменились поражениями, война перешла в затяжную фазу.[29]

В феврале 1972 года Никсон поразил весь мир, приехав в Китай и договорившись с Мао Цзэдуном о нормализации американо-китайских отношений. Никсон стал первым президентом США, посетившим КНР.[30][31]

В 1998 году, в ходе поездки в Восточную Азию, Клинтон провёл обстоятельные переговоры с китайским руководством.[32]

[править] Куба

1 марта 1982 г. США включили Кубу в список стран, поддерживающих терроризм.

[править] Мексика

Последние вооружённые инциденты между США и Мексикой пришлись на время Мексиканской революции (1910—1920). В 1914 году американские ВМС захватили один из крупнейших портов Мексики — Веракрус, в 1916 году мексиканские повстанцы во главе с Панчо Вильей напали на приграничный американский Колумбус.[33]

[править] НАТО

Администрация Клинтона начала расширять НАТО в 1997 году, когда она инициировала членство в альянсе Польши, Чешской Республики и Венгрии.[34]

[править] Никарагуа

В конце 1926 г. Соединенные Штаты осуществили вооруженную интервенцию в Никарагуа, направив туда несколько тысяч солдат морской пехоты.[35]

[править] Россия

Президент США Ф.Рузвельт не испытывал симпатии к коммунизму, политическим воззрениям И. В. Сталина и его методам. Но одновременно Рузвельт и не чувствовал себя скованным в такой мере, как его предшественники, предубежденностью к СССР. Президент ясно видел, что национальные интересы США, прежде всего в Азии, но и в Европе, создают необходимость вовлечения Советского Союза в международные дела. США хотели сохранения статус-кво в Азии и Европе. Угроза его нарушения, как полагали в Вашингтоне, скорее исходила от Японии и Германии, а не от СССР. Значит, Вашингтону было полезно иметь партнерские отношения с Москвой — тем более, что того же самого добивалась часть американских деловых кругов, осознавшая выгоды экономического сотрудничества с СССР.[36]

В ноябре 1933 г., после 16 лет непризнания Соединенные Штаты установили дипломатические отношения с СССР. Это позволило обеим странам вступить в диалог по поводу ситуации на Дальнем Востоке в связи с дестабилизацией обстановки в этой части мира. Советская сторона проявляла особый интерес к переговорам с США, поскольку в 1933 г. в очередной раз обострились советско-японские отношения в связи с конфликтом вокруг КВЖД и И. В. Сталин всерьез опасался скорого нападения Японии.[37]

Во время личной беседы с наркомом иностранных дел СССР М. М. Литвиновым 17 ноября 1933 г. в Вашингтоне новый президент США Франклин Делано Рузвельт обещал Советскому Союзу полную моральную и дипломатическую поддержку против японской опасности. Однако он подчеркнул, что США не готовы к войне и не смогут оказать военную помощь СССР. В ходе дальнейшего обмена мнениями была высказана идея подписания «тихоокеанского пакта» о ненападении с участием четырех держав — СССР, США, Японии и Китая. Сама идея была высказана М. М. Литвиновым, но к ее формулированию непосредственное отношение имели также Ф. Д. Рузвельт и присутствовавший на беседе Уильям Буллит — вновь назначенный первый посол США в СССР. Рузвельт поручил Буллиту заняться проработкой вопроса о пакте. Однако он отклонил предложение Литвинова о подписании советско-американского соглашения по поводу совместных действий в случае угрозы миру на Дальнем Востоке, объяснив это традиционной изоляционистской политикой США и невозможностью принятия военных обязательств в мирное время. Идея «тихоокеанского пакта» о ненападении возникла на переговорах спонтанно. М. М. Литвинов отнесся к ней очень серьезно — в отличие от Ф. Д. Рузвельта, который даже не счел нужным информировать о сути беседы с Литвиновым госдепартамент США.[38]

Содержание беседы о «тихоокеанском пакте» Литвинов изложил советскому руководству. В тогдашних условиях политбюро ЦК ВКП(б) не считало своевременным открытое выступление СССР с подобными предложениями. Сам Литвинов тоже признавал, что шансов для реализации подобного замысла было мало. Руководство СССР одобрило саму идею, но сочло, что последующие шаги должны исходить от американской стороны.[39]

Дискуссии были продолжены в Москве, куда в первой половине декабря 1933 г. прибыл Буллит. Литвинов и заместитель наркома иностранных дел Л. М. Карахан в разговорах с послом обрисовали ему свое видение четырехстороннего пакта. В ответ Буллит заметил, что США не могут заключить пакт о ненападении с участием Японии, поскольку это означало бы признание законности действий Японии в Маньчжурии. Соответственно, подписание пакта, по мнению американской стороны, было возможным только после вывода из Маньчжурии японских войск. Советский Союз со своей стороны не считал присутствие японских войск в Маньчжурии препятствием для заключения пакта.[40]

В начале 1934 г. после консультаций в Вашингтоне Буллит довел до сведения Литвинова, что президент США в принципе согласился с идеей многостороннего «тихоокеанского пакта» о ненападении с участием всех заинтересованных держав, но американская сторона отказалась взять на себя инициативу в оглашении этого проекта, в то время, как СССР продолжал настаивать именно на этом. Охлаждение советско-американских отношений в последующие месяцы в связи с началом полосы сталинских репрессий внутри СССР разрушило благоприятную атмосферу для продолжения переговоров о «тихоокеанском пакте».[41]

26 июня 1941 года Вашингтон заявил, что закон о нейтралитете не распространяется на помощь Советскому Союзу.[42]

Чтобы прояснить для американской администрации ситуацию с помощью Москве и обсудить британско-американское взаимодействие, в Европу направился Гарри Гопкинс, доверенное лицо президента Рузвельта. В Лондоне он столкнулся с достаточно пессимистическим взглядом на перспективы СССР сдержать германское наступление. Гопкинс обратился к Рузвельту с просьбой направить его в Москву в качестве личного представителя. Рузвельт, с большим вниманием относившийся к советским запросам о поставках оружия и вообще видевший в СССР незаменимого союзника, немедленно дал согласие. Гопкинс прибыл в Москву 30 июля 1941 г. Он передал Сталину послание Рузвельта: ничего не было важнее победы над Гитлером и гитлеризмом. США были готовы оказать СССР всю возможную помощь в кратчайшие сроки. Гопкинс предложил трехстороннюю конференцию, на которой были бы обсуждены интересы каждой стороны и каждого театра военных действий. Сталин заверил Гопкинса, что Советский Союз выстоит; в то же время он приветствовал бы объявление Соединенными Штатами войны Германии и даже появление американских войск на любом участке советско-германского фронта — под американским командованием.[43]

Гопкинс дал в высшей степени позитивный отчет о своих переговорах с советским лидером. Он получил уверенность в главном: Советский Союз был готов сражаться с Германией до победного завершения войны. Миссия Гопкинса благоприятным образом повлияла на трехстороннее антифашистское сотрудничество. 2 августа 1941 г. между СССР и США состоялся обмен нотами; американская сторона заявила о решении американского правительства оказать все возможное экономическое содействие СССР.[44]

[править] Саудовская Аравия

В 1973 году Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) под руководством Саудовской Аравии нанесла удар по экономике США, перекрыв экспорт нефти в ответ на то, что Америка поддержала войну Израиля с арабскими государствами.[45]

7 августа 1990 г. Пентагон начал операцию «Щит пустыни» по переброске войск в Саудовскую Аравию.[46]

[править] Узбекистан

В конце XX века США начинают тесное сотрудничество с Узбекистаном.

[править] Филиппины

В 1946 году Филиппины получили полную независимость от Соединенных Штатов.[47]

[править] Франция

В 1925 году доля США в импорте Франции возросла (по сравнению с 1913 годом) с 11 до 14 %.[48]

США сохранили дипотношения с правительством Петена и даже добились от него привилегий для американской торговли во французских колониях.[49]

Утром 8 ноября 1942 года правительство Петена разорвало дипломатические отношения с Соединенными Штатами.[50]

В 1964 г. президент Франции Ш. де Голль (1958—1969) выступил против приоритета доллара в мировой финансовой системе и предъявил к обмену на золото более 2 млрд долл. США.[51]

[править] Япония

В 1920—1930-х годах США организовали «стратегическое сдерживание» Японии в Азиатско-тихоокеанском регионе в экономической и военной областях.

В феврале 1922 г., в ходе работы Вашингтонской конференции, был подписан договор пяти держав (США, Великобритании, Японии, Франции и Италии) об ограничении морских вооружений, установивший для этих стран соотношение предельного тоннажа наиболее мощных и крупных кораблей — линкоров (5: 5: 3: 1,67: 1,67), общий их тоннаж, максимальные нормы водоизмещения (35 тыс. т) и предельный калибр орудий (16 дюймов). Этот договор устанавливал примерное равновесие военно-морских сил между великими державами и прекращал гонку в наиболее дестабилизирующем классе морских вооружений на Тихом океане, начавшуюся между США и Японией сразу после первой мировой войны. Вашингтон и Токио были главными гарантами договора. США обеспечили себе право иметь крупнейший наряду с Великобританией военно-морской флот и добились ограничения роста японского флота. Япония, получив в целом меньшую квоту, все же гарантировала себе преимущество в западной части Тихого океана, так как ее ВМФ концентрировался поблизости от Японских островов, а американский был рассчитан на просторы двух мировых океанов. Кроме того, США и Британии запрещалось иметь военно-морские базы на расстоянии менее 5 тыс. км от Японии, а Соединенным Штатам — укреплять островные владения в Тихом океане.[52]

В 1925 году доля США в импорте Японии возросла (по сравнению с 1913 годом) с 17 до 26 %.[53]

На Лондонской конференции по ограничению и сокращению морских вооружений 1930 г. режим ограничений военно-морских сил великих держав ужесточился и был распространен на те классы судов, которые не были охвачены предыдущим договором и активно строились — крейсеры, эсминцы и подводные лодки. Япония соглашалась, чтобы ее военно-морской флот по отношению к американскому составлял по общему тоннажу: тяжелых крейсеров — 60 %, легких крейсеров и эсминцев — 70 %, подводных лодок — 100 %. Устанавливался потолок общего тоннажа этих судов, предельное водоизмещение подлодок, максимальное число тяжелых крейсеров. В отношении линкоров были произведены дальнейшие количественные и качественные сокращения. США, Великобритания и Япония обязались не спускать в течение 1931—1936 гг. на воду новые линкоры, сдать на слом и переоборудовать несколько линейных кораблей для уменьшения общего их числа. Хотя Япония претендовала на большее, она согласилась на компромисс, опасаясь разорительной гонки вооружений, которую угрожали навязать ей Соединенные Штаты. Статус-кво на Тихом океане был сохранен еще на несколько лет. Однако итоги конференции и позиция японского правительства на ней вызвали недовольство военно-морских кругов в Японии, настаивавших на больших квотах. Юко Хамагути, глава правительства, на которого была возложена ответственность за соглашение по военно-морским вооружениям, был убит японским экстремистом.[54]

С самого начала маньчжурских событий Соединенные Штаты занимали очень осторожную позицию, опасаясь осложнить свои отношения с Японией. В Вашингтоне считали, что умеренное японское правительство Рэйдзиро Вакацуки и особенно японское министерство иностранных дел во главе с Кидзюро Сидэхара не причастны к маньчжурской операции, которая проводилась без их ведома по инициативе военных кругов. Поэтому США стремились предоставить К.Сидэхара возможность самому овладеть ситуацией, нейтрализовать влияние армейских чинов. Американская дипломатия не делала попыток прибегать к угрозам или открытой критике японского правительства, считая, что внешнее давление лишь разожжет пламя национализма и сыграет на руку военной партии в Токио.[55]

На такой позиции Соединенные Штаты оставались до середины ноября 1931 г. При этом они сотрудничали с Лигой в попытках мирно урегулировать конфликт. США были заинтересованы в маньчжурском вопросе в силу территориальной близости Китая к Филиппинам, принадлежавших Соединенным Штатам, а также желания сохранить регион стабильным и открытым для американской торговли.[56]

По мере нарастания признаков готовности японских властей в Маньчжурии развивать наступление, невзирая на международную реакцию, позиция Вашингтона стала постепенно ужесточаться. Когда в ноябре 1931 г. японская армия стала продвигаться на север Маньчжурии в провинцию Хэйлунцзян, в Вашингтоне пришли к выводу о том, что токийский кабинет не способен сдержать собственных военных, не прочь воспользоваться плодами их побед. Возник вопрос о выработке новой американской позиции.[57]

Стимсон предлагал ясно заявить Японии о том, что ее действия являются нарушением пакта Бриана-Келлога и договора девяти держав по Китаю от 1922 г. Он также предлагал применить против Японии экономические санкции, как того добивался Китай. Однако президент Г.Гувер полагал, что введение санкций неизбежно приведет к войне, участвовать в которой у США не было оснований, поскольку их жизненным интересам ничто не угрожало. Точка зрения президента стала определяющей.[58]

Американское руководство решило, что лучшим средством противодействия Японии будет отказ от признания результатов ее агрессии против Китая. 7 января 1932 г. Стимсон направил Японии и Китаю идентичные ноты с изложением позиции США в отношении японских захватов в Китае. Соединенные Штаты заявили, что они не признают и не будут признавать никакого фактического положения дел и никаких договоров, которые будут навязаны Китаю насильственными методами, противоречащими пакту Бриана- Келлога, наносить ущерб правам и интересам США и американских граждан в Китае, включая те, что относятся к суверенитету, независимости или территориальной и административной целостности Китая или к международной политике в отношении Китая, известной под названием политики «открытых дверей». Новая линия американской администрации вошла в историю под названием «доктрины Стимсона» или «доктрины непризнания». Она была одним из первых свидетельств поворота США к признанию потенциальной угрозы со стороны Японии в зоне Восточной Азии. Ни Великобритания, ни Франция американский демарш не поддержали. Не высказался в его поддержку и СССР.[59]

Таким образом, в начале 1932 года из всех великих держав, включая Советский Союз, США занимали в отношении японской агрессии в Китае наиболее решительную позицию.[60]

Токио в декабре 1934 г. объявил об отказе соблюдать Вашингтонский и Лондонский договоры о морских вооружениях после окончания срока их действия, который истекал через два года.[61]

Попытку добиться компромисса Япония предприняла на очередной конференции пяти держав по военно-морским вооружениям в Лондоне в конце 1935 — начале 1936 г. Не добившись удовлетворения ее требований и на этот раз, японская делегация покинула конференцию в январе 1936 г. Ее примеру последовала Италия. Оставшиеся участники — США, Великобритания и Франция подписали между собой новое соглашение, которое не предусматривало количественных ограничений в строительстве военных флотов и фиксировало только качественные лимиты, относившиеся к предельному водоизмещению и калибру орудий. Это означало, что флоты держав получали возможность численного расширения, что открывало дорогу новой гонке морских вооружений.[62]

С лета 1939 г. политика США в отношении Японии стала заметно жестче, между двумя странами стало быстро нарастать недоверие.[63]

США вступили во Вторую мировую войну в декабре 1941 года после нападения Японии на Перл-Харбор.[64]

7 декабря 1941 года начальник штаба ВМФ США объявил о начале неограниченной подводной войны против японцев.[65]

В августе 1945 года Гарри Трумэн отдал приказ о проведении единственного в истории человечества боевого применения ядерного оружия — бомбардировках Хиросимы и Нагасаки.[66]

В 1970-х годах Япония стала теснить США на мировых рынках.

Личные инструменты