Бюджеты регионов России в XXI веке
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Доходы
В 2018 году по сравнению с предыдущим годом довольно сильно увеличилась дифференциация налоговых доходов субнациональных бюджетов.[1]
[править] Расходы
С 2013 года по 2015 год в России совокупные расходы региональных бюджетов сократились на 9 % в реальном выражении — это на пять процентных пунктов больше, чем сокращение доходов.[2]
[править] Профицит
Совокупный дефицит региональных бюджетов в России сократился с 0,8 % ВВП в 2009 г. почти до нуля в 2011 г.[3]
В России совокупное сальдо сводного бюджета региональных органов власти по отношению к ВВП достигло своего низшего уровня в 2013 году (0,9 % ВВП).[4]
В период с 2013 по 2015 гг., несмотря на уменьшение налоговых поступлений и выделяемых средств на фоне ослабления экономики, состояние бюджетов региональных органов власти в России улучшилось в связи с резким сокращением расходов. Совокупные расходы региональных органов власти снизились на 9 % в реальном выражении. Более всего были сокращены расходы на образование — на 11 % в реальном выражении — несмотря на принятое на федеральном уровне обязательство по повышению зарплат учителей (при этом капитальные затраты уменьшились на 30 %). Аналогичным образом, без учета взносов в Фонд обязательного медицинского страхования, региональные расходы на здравоохранение сократились на 23 % (при этом капитальные затраты уменьшились на 32 %).[5]
Совокупный дефицит региональных бюджетов в России в 2015 г. был достаточно умеренным (0,2 % ВВП и 1,8 % доходов).[6]
Рост доходов и сдерживание роста расходов консолидированных бюджетов регионов в 2018 году положительно сказались на их сбалансированности: впервые за последние 11 лет был зафиксирован профицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, размер которого достиг исторического максимума — 0,5 трлн рублей. Данные в региональном разрезе свидетельствуют о повышении сбалансированности консолидированных бюджетов большинства субъектов РФ. Количество субъектов, имеющих бюджетный дефицит, в 2018 г. сократилось более чем в 3 раза по сравнению с 2017 г. и составило 15.[7]
[править] Бюджеты с профицитом
В 2015 году в 9 регионах наблюдался профицит бюджета.[8]
С профицитом в 2018 г. был сведен консолидированный бюджет в 69 субъектах Российской Федерации (по сравнению с 36 регионами в 2017 г.). Суммарный объем бюджетного профицита в этих регионах составил 576,9 млрд руб., или 1,9 % от величины доходной части их бюджетов (в 2017 г. — 133,3 млрд руб., или 4,8 % доходной части бюджетов). Медианное значение бюджетного профицита составило 3,1 % доходной части бюджета. Наибольшее значение отношения профицита к уровню доходов консолидированного бюджета было достигнуто в Ямало-Ненецком АО — 18,4 %, в Кемеровской области — 15,1, в Тюменской области — 15,0, в Вологодской области — 14,4 %. На г. Москву в 2018 г. пришлось 10,1 % суммарного профицита бюджетов регионов, сведенных с профицитом, или 58,4 млрд руб., на Ямало-Ненецкий АО — 8,0 %, или 46,0 млрд руб., на Ханты-Мансийский АО — 7,1 %, или 41,1 млрд руб., на Тюменскую область — 6,4 %, или 36,9 млрд руб., на Кемеровскую область — 6,3 %, или 36,0 млрд руб.[9]
[править] Бюджеты с дефицитом
В 2015 году в 30 регионах наблюдался умеренный дефицит бюджета в диапазоне до 5 % доходов, а в 25 других регионах дефицит составлял 5-10 % доходов, тогда как в 22 регионах дефицит превышал 10 % доходов.[10]
В 2018 году с дефицитом был сведен консолидированный бюджет (включая территориальные государственные внебюджетные фонды) в 16 субъектах РФ и г. Байконуре (в 2017 г. — в 59 регионах и г. Байконуре). Суммарный объем дефицита составил 64,0 млрд руб., или 2,8 % от доходной части их бюджетов (в 2017 г. — 194,8 млрд руб., или 2,4 % от доходной части бюджетов регионов, имеющих дефицит). Медианный уровень бюджетного дефицита составил 0,8 % к доходам соответствующего бюджета. Наибольшее значение отношения бюджетного дефицита к доходной части бюджета сложилось в Республике Мордовия — 14,2 %, в Хабаровском крае — 7,0 %, в Сахалинской области — 5,0 %. Почти половина — 48,6 % — суммарного дефицита консолидированных бюджетов регионов, имеющих дефицит, или 31,1 млрд руб., пришлась на Московскую область, 16,0 %, или 10,3 млрд руб., — на Хабаровский край, 13,3 %, или 8,5 млрд руб., — на Сахалинскую область, 11,0 %, или 7,0 млрд руб., — на Республику Мордовия.[11]
Число регионов России, которые закончили 2019 год с дефицитом бюджета, выросло по сравнению с предыдущим годом более чем в два раза — с 15 до 35, свидетельствуют данные Минфина об исполнении консолидированных бюджетов субъектов. Доля таких регионов год к году выросла с 17 до 40 %. Суммарный дефицит 35 регионов оценивается в 233 млрд руб.[12]
[править] Показатели
[править] Доходы
Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (% ВВП):[13]
- 2014 год: 11,24 %
- 2015 год: 11,16 %
- 2016 год: 11,54 %
- 2017 год: 11,68 %
- 2018 год: 11,96 %
Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (трлн рублей):[14]
- 2014 год: 8,906
- 2015 год: 9,308
- 2016 год: 9,924
- 2017 год: 10,758
- 2018 год: 12,392
Реальный прирост доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (% к предыдущему году):[15]
- 2015 год: −7,4 %
- 2016 год: 1,2 %
- 2017 год: 5,8 %
- 2018 год: 10,5 %
[править] Расходы
Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (% ВВП):[16]
- 2014 год: 11,81 %
- 2015 год: 11,37 %
- 2016 год: 11,55 %
- 2017 год: 11,74 %
- 2018 год: 11,47 %
Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в расходах бюджетов бюджетной системы России:[17]
- 2008 год: 42,6 %
- 2009 год: 37,2 %
- 2010 год: 36,0 %
- 2011 год: 36,5 %
- 2012 год: 34,1 %
- 2013 год: 32,6 %
- 2014 год: 31,5 %
- 2015 год: 29,7 %
- 2016 год: 30,0 %
- 2017 год: 31,5 %
- 2018 год: 33,1 %
[править] Профицит
Профицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (% ВВП):[18]
- 2014 год: −0,57 %
- 2015 год: −0,21 %
- 2016 год: −0,01 %
- 2017 год: −0,06 %
- 2018 год: +0,49 %
В 2017 году консолидированный региональный бюджет и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов были сведены с дефицитом в 61,5 млрд руб., или 0,07 % ВВП.[19]
В 2017 году бюджеты субъектов Российской Федерации были сведены с дефицитом в 15,5 млрд руб., бюджеты городских округов — с дефицитом в 29,5 млрд руб., бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения — с профицитом в 0,5 млрд руб., бюджеты муниципальных районов — с дефицитом в 5,4 млрд руб., бюджеты городских и сельских поселений — с дефицитом в 1,0 млрд руб., бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — с дефицитом в 9,6 млрд руб.[20]
По итогам 2018 года консолидированный региональный бюджет и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов были сведены с профицитом в размере 512,9 млрд руб., или 0,49 % ВВП.[21]
В 2018 году бюджеты субъектов Российской Федерации были сведены с профицитом в 491,5 млрд руб., бюджеты городских округов — с дефицитом в 0,8 млрд руб., бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения — с дефицитом в 0,4 млрд руб., бюджеты муниципальных районов — с профицитом в 16,0 млрд руб., бюджеты городских и сельских поселений — с профицитом в 3,5 млрд руб., бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — с профицитом в 2,7 млрд руб.[22]
[править] Примечания
- ↑ Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
- ↑ Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
- ↑ Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
- ↑ Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
- ↑ Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
- ↑ Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
- ↑ Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
- ↑ Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
- ↑ Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
- ↑ Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
- ↑ Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
- ↑ [1]
- ↑ Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
- ↑ Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
- ↑ Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
- ↑ Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
- ↑ Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
- ↑ Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
- ↑ Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
- ↑ Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
- ↑ Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
- ↑ Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019