Бюджеты регионов России в 2001 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В результате налоговой реформы и реформы межбюджетных отношений федеральное правительство усилило в 2001 году свою роль в перераспределении налоговых доходов между уровнями бюджетной системы РФ. С одной стороны, отмена и снижение ставок по части налогов, поступающих в территориальные бюджеты, и перераспределение других в пользу федерального бюджета привели к заметному росту доли внутренних налоговых поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет. С другой стороны, федеральный бюджет вернул регионам практически всю перераспределенную часть налоговых поступлений в виде безвозмездной финансовой помощи. В результате распределение налоговых поступлений между федеральным и региональными бюджетами, с учётом федеральной финансовой помощи последним, осталось в 2001 таким же, как и в 2000. Снижение собственных доходов региональных бюджетов было более чем скомпенсировано значительным ростом помощи из федерального бюджета, что привело к росту доходов региональных бюджетов, в целом. Исполнение консолидированного бюджета субъектов РФ оказалось, по предварительным результатам года, практически сбалансированным. Продолжилось сокращение кредиторской задолженности. С другой стороны, в силу ряда причин введение дополнительной местной ставки налога на прибыль не позволило полностью скомпенсировать, как это планировалось, потерю доходов местных бюджетов вследствие отмены налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, что внесло определённый вклад в снижение налоговых доходов консолидированных бюджетов регионов. Совокупные доходы консолидированного бюджета субъектов РФ, с учётом безвозмездных перечислений из федерального бюджета, составили в 2001 году, по предварительным данным, 1316,0 млрд руб., или 14,6 % ВВП, что на 0,1 % ВВП больше, чем за соответствующий период предыдущего года. При этом существенные изменения произошли в структуре доходов. Значительно выросли безвозмездные перечисления из федерального бюджета, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 1,1 % ВВП. Доходы целевых бюджетных фондов сократились на 0,3 % ВВП. Собственные доходы составили 10,6 % ВВП, уменьшившись на 0,4 % ВВП, причём налоговые доходы уменьшились на 0,5 % ВВП, а неналоговые увеличились на 0,1 % ВВП. Основной причиной такой динамики доходов консолидированных бюджетов регионов в 2001 году является перераспределение доходных источников между федеральным и территориальными бюджетами в результате налоговой реформы и реформы межбюджетных отношений.[1]

В результате этих реформ возросла концентрация внутренних налоговых доходов в федеральном бюджете, которая сопровождалась одновременным ростом безвозмездных федеральных перечислений регионам. Так, в 2000 году внутренние налоговые доходы до распределения трансфертов делились между федеральным и консолидированным региональным бюджетами поровну, а в 2001 году это соотношение изменилось на 56 : 44 в пользу федерального бюджета. Однако практически вся дополнительно централизованная Правительством доля налоговых доходов была возвращена региональным бюджетам в виде федеральной помощи. В результате распределение внутренних налоговых доходов между федеральным и региональными бюджетами после перечисления трансфертов практически не изменилось, составив 55 : 45 в пользу региональных бюджетов в 2001 году против 57 : 43 в 2000 году.[2]

Значительные изменения произошли в структуре налоговых поступлений в 2001 году в связи с вступлением в силу нового налогового законодательства и изменением порядка распределения отдельных налоговых поступлений между бюджетами разного уровня. Полное перераспределение поступлений по НДС в пользу доходах региональных бюджетов значительным ростом поступлений по подоходному налогу и налогу на прибыль.[3]

В первом квартале 2001 года указанное перераспределения налоговых доходов было полностью скомпенсировано в региональных бюджетах ростом поступлений по подоходному налогу и налогу на прибыль, а также сохраняющимися поступлениями по оборотному налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, который отменён новым налоговым законодательством с 1 января 2001 года. Поступления последнего налога, полученные в первом квартале, представляли собой, в основном, доначисления за 2000 год. Начиная с мая 2001 года эти доначисления прекратились, и месячные сборы этого налога, выраженные в процентах от ВВП, резко сократились (более чем в 10 раз по сравнению с теми же месяцами 2000 года). Одного лишь роста поступлений по подоходному налогу и по налогу на прибыль оказалось недостаточно для компенсации выпавших налоговых доходов, что привело к снижению налоговых поступлений.[4]

В 2001 году на рост поступлений по налогу на прибыль в консолидированные бюджеты регионов оказывали влияние три основных фактора. Во первых, улучшилось администрирование налога на прибыль. В целом за 2001 год недоимка по этому налогу сократилась на 0,2 % ВВП, в то время как за 2000 год она возросла на 0,2 % ВВП. Во вторых, анализ данных МНС по базам налогообложения показывает, что в 2001 году эффективная ставка налога на прибыль возросла по сравнению с предыдущим годом. Основной причиной этого является введение дополнительной местной ставки налога на прибыль, предусмотренной законодательством для компенсации выпадающих доходов в связи с отменой оборотного налога на содержание объектов социально-культурной сферы. В третьих, доля прибыли в ВВП несколько снизилась в 2001 году по сравнению с 2000 годом, что негативно сказалось на поступлениях налога на прибыль, выраженных в процентах ВВП. В результате рост поступлений по этому налогу (в процентах от ВВП) за счёт введения дополнительной ставки был практически полностью скомпенсирован падением доли прибыли в ВВП, а итоговый рост поступлений оказался равным сокращению недоимки в 2001 году относительно 2000 года.[5]

На протяжении всего 2001 года наблюдается превышение поступлений в консолидированный бюджет регионов по подоходному налогу (в процентах от ВВП) над соответствующим уровнем прошлого года. Основными источниками этого роста являются: рост доходов населения, практически полное перераспределение поступлений по данному налогу в пользу региональных бюджетов, введение в действие новой плоской шкалы налога с 1 января 2001 года (рост минимальной ставки налога с 12 % до 13 %), отмена и отсрочка льгот. Наиболее значимыми представляются перераспределение налоговых поступлений и отмена льгот по уплате подоходного налога военнослужащими и приравненными к ним лицами. Наряду с ростом поступлений по подоходному налогу в 2001 году наблюдается увеличение эффективного налогообложения доходов населения, которое можно оценить как отношение поступлений по этому налогу в бюджеты всех уровней к величине доходов населения за вычетом необлагаемых доходов (пенсии, стипендии и т. п.) . Наиболее значимое расхождение эффективных ставок налогообложения наблюдалось в первых половинах 2001 и 2000 гг. При этом видна тенденция к сокращению разрыва с течением времени. Во второй половине года разница эффективных ставок была стабильна и не столь выражена. Более того, если скорректировать эффективную ставку подоходного налога в 2001 году на прирост за счёт отмены льгот военнослужащим и приравненным к ним лицам, то рост этой ставки по итогам года оказывается не столь впечатляющим. Среди основных источников усиленного роста скорректированной на льготы военнослужащим эффективной ставки в первом полугодии 2001 года можно назвать увеличение ставки налога по сравнению с минимальной в 2000 году и возможный перенос выплат зарплаты за 2000 год на первые месяцы 2001 года, факторы, которые прекратили своё действие по мере приближения к концу года. Рост этой ставки по результатам года в целом включает в себя также и эффект от изменения порядка предоставления льгот по налогу (например, имущественной). Все это оставляет совсем мало места для гипотезы о том, что рост подоходного налога 2001 году в определённой мере связан с выходом части доходов населения из тени. Однако, несмотря на это, полностью данную гипотезу исключить пока нельзя. Для корректной проверки её требуется детальная статистика МНС за прошлый год, включающая сведения о динамике поступлений подоходного налога по различным налоговым ставкам в течение года, а также об объёмах предоставленных в течение года налоговых льгот, которая в настоящее время недоступна.[6]

В 2001 году значительно выросли безвозмездные перечисления из федерального бюджета в бюджеты регионов, которые составили 2,5 % ВВП (рост на 1,1 % ВВП по сравнению с предыдущим годом). Как следствие, значительно возросла доля безвозмездной федеральной помощи в доходах регионов.[7]

Одной из главных причин этого увеличения является продолжающаяся реформа межбюджетных отношений в Российской Федерации. В соответствии с этой реформой, в 2001 году проводилось упорядочение финансирования трёх федеральных мандатов. Расходы по федеральным законам «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» финансируются за счёт дотаций и субвенций из вновь образованного фонда компенсаций федерального бюджета. Одновременно с этим поступления по НДС полностью зачисляются в федеральный бюджет. В 2001 году из фонда компенсаций бюджеты регионов получили 33,4 млрд рублей. Расходы по закону «О ветеранах» финансируются полностью из региональных бюджетов за счёт перераспределения 15 процентов поступлений по подоходному налогу из федерального бюджета в пользу региональных, а также дополнительных дотаций (8,4 млрд руб.) тем регионам, которым не хватило перераспределённых средств. В рамках реформы продолжается переход на общероссийские нормы межбюджетных отношений республик Башкортостан и Татарстан, которые раньше осуществляли свои взаимоотношения с Российской Федерацией на основе двухсторонних соглашений. В соответствии с Законом о федеральном бюджете на 2001 год и в целях урегулирования межбюджетных отношений, эти республики получили в 2001 году 18,9 млрд рублей финансовой помощи.[8]

Рост доходов консолидированных региональных бюджетов позволил увеличить и их расходы, которые составили в 2001 году 1314,4 млрд рублей или 14,5 % ВВП, что на 0,6 % ВВП выше расходов 2000 года. В сопоставимых ценах, при дефлировании на индекс потребительских цен, рост расходов составил 6 %.[9]

Доля расходов на зарплату и социальные нужды (стипендии, жилищно-коммунальный сектор, приобретение медикаментов и продуктов питания и т. д.) в расходах региональных бюджетов осталась в 2001 году (44,6 %) практически на уровне предыдущего года (45,1 %). В 2001 году регионы потратили на субсидии экономике чуть большую часть своих бюджетов, чем в предыдущем году. Доля этих расходов в консолидированном бюджете регионов возросла в 2001 году на 0,7 процентных пункта по сравнению с предыдущим годом и составила 5,5 %.[10]

За исключением всплеска накопления кредиторской задолженности в феврале-марте, регионы сокращали эту задолженность в остальные месяцы 2001 года. Общее сокращение кредиторской задолженности региональных бюджетов составило по итогам 2001 года 14,9 млрд. рублей или 22% от общего объёма этой задолженности на 1.01.2001.[11]

Традиционный декабрьский рост расходов, значительно опережающий полученные в этом месяце доходы, привёл к почти сбалансированному исполнению консолидированного бюджета субъектов РФ в 2001 году. По итогам года общий профицит составил 1,5 млрд рублей, или 0,02 % ВВП, тогда как по итогам 11 месяцев он составлял 54,3 млрд рублей и практически целиком был сосредоточен в остатках средств на бюджетных счетах, которые и были потрачены в декабре.[12]

В 2001 году приблизительно половина всех субъектов РФ (46 регионов) исполнили свои бюджеты с суммарным профицитом в 20,2 млрд. руб., причём, более сорока процентов этого профицита (8,9 млрд. руб.) приходится на один только московский бюджет. Число регионов, исполнивших свои бюджеты с дефицитом, резко возросло за декабрь с 15 до 42, а их суммарный дефицит по результатам года составил 18,7 млрд. руб. Основными источниками финансирования дефицитов региональных бюджетов были внутренние заимствования и ссуды из федерального бюджета. Дефициты региональных консолидированных бюджетов, как правило, невелики и составляют в среднем около 5% от объёма доходов за вычетом федеральной помощи. При этом лишь в семи регионах этот показатель превышает 10%. Особенно неблагополучно обстоят дела в Эвенкийском АО, дефицит консолидированного бюджета которого в 1,8 раза превышает его доходы за вычетом федеральной финансовой помощи. Причиной такого положения явились непомерные заимствования округа на внутреннем рынке, которые были использованы на предоставление бюджетных ссуд предприятиям.[13]

В целом в течение последних трёх лет прослеживается динамика более сбалансированного исполнения регионами своих консолидированных бюджетов.[14]

[править] Примечания

  1. Обзор экономических показателей, 11 февраля 2002
  2. Обзор экономических показателей, 11 февраля 2002
  3. Обзор экономических показателей, 11 февраля 2002
  4. Обзор экономических показателей, 11 февраля 2002
  5. Обзор экономических показателей, 11 февраля 2002
  6. Обзор экономических показателей, 11 февраля 2002
  7. Обзор экономических показателей, 11 февраля 2002
  8. Обзор экономических показателей, 11 февраля 2002
  9. Обзор экономических показателей, 11 февраля 2002
  10. Обзор экономических показателей, 11 февраля 2002
  11. Обзор экономических показателей, 11 февраля 2002
  12. Обзор экономических показателей, 11 февраля 2002
  13. Обзор экономических показателей, 11 февраля 2002
  14. Обзор экономических показателей, 11 февраля 2002
Личные инструменты