Блага в Китае в XXI веке
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Машиностроительная продукция
[править] Автомобили
В Китае продажи автомобилей в октябре 2020 года увеличились по итогам седьмого месяца подряд, говорится в отчёте Китайской ассоциации автопроизводителей (China Association of Automobile Manufacturers, CAAM). В Китае было реализовано 2,57 млн машин, что на 12,5 % превышает показатель за тот же месяц прошлого года, свидетельствуют данные CAAM, отслеживающей продажи автомобилей дилерским центрам.[1]
В 2021 году продажи автомобилей в Китае составили 26 млн единиц (для сравнения — в США в том же году было продано 15 млн единиц).[2]
[править] Экспорт
По итогам 2021 год экспорт автомобилей из Китая составил более 2 млн единиц, что вдвое больше, чем в 2020 году.[3]
[править] Беспилотные водные аппараты
В феврале 2018 года прошло испытание с участием «косяка» катеров HUSTER-68.[4]
Весной 2018 года в ЮКМ прошло испытание с 56 беспилотными катерами производства компании Yunzhou-Tech, которые координированно группировались с учетом сопротивления волн и выстраивались в правильные фигуры и иероглифы (например, 军民 — «военно-гражданская интеграция»).[5]
[править] Беспилотные наземные аппараты
Первый образец китайской «собаки» был представлен публике осенью 2014 года. Ее основные обязанности — носить амуницию и помогать солдатам на поле боя.[6]
[править] Вооружения
По состоянию на 2020 год КНР являлась крупным экспортёром вооружения.
[править] Танки
Основной боевой танк Тип-99 был принят на вооружение в 2001 году.[7]
[править] Двигатели
Стендовые испытания опытных образцов CJ-1000A были начаты в 2018 году. В марте 2023 года были начаты летные испытания одного образца CJ-1000A на самолете-летающей лаборатории на базе нового китайского транспортного самолета Y-20.[8]
[править] Космические аппараты
В октябре 2017 года корпорация CASC сообщала о намерении осуществить в 2020 году первый запуск многоразового космического аппарата.[9]
4 сентября 2020 года с космодрома Цзюцюань на северо-западе Китая с помощью ракеты-носителя «Чанчжэн-2F» (CZ-2F, «Великий поход-2F») был произведен успешный запуск экспериментального космического аппарата многоразового использования. По американским данным, китайский многоразовый аппарат был успешно выведен на орбиту и в каталоге космических объектов получил международное обозначение 2020—063А и номер 46389. Сообщается, что аппарат обнаружен на низкой околоземной орбите с наклонением 50,2 градуса, минимальной высотой 332 километра и максимальной — 348 километров.[10]
[править] Летательные аппараты
[править] Беспилотные летательные аппараты
Летом 2017 года CETC в сотрудничестве с Университетом Цинхуа проводил тестовый полет «роя» из 120 восьмироторных летательных аппаратов (измененных версий коммерческих БПЛА Х-6 Skywalker), запущенного с катапульты.[11]
В конце 2017 года компания Ehang подняла в воздух над Гуанчжоуской площадью Хуачэн 1180 БПЛА.[12]
В мае 2018 года Ehang побила собственный рекорд, представив шоу из 1374 БПЛА.[13]
Министерство торговли Китая 31 июля 2023 года объявило о введении экспортного контроля в отношении высокопроизводительных беспилотных воздушных судов (БВС), которые могут быть использованы в военных целях.[14]
[править] Пассажирские самолёты
В 2008 году в Китае начался очередной виток развития авиастроения — программа среднемагистрального пассажирского самолёта С919, запущенная СОМАС.[15]
Китайская гражданская авиастроительная корпорация COMAC 30 августа 2019 года сообщила, что три крупнейшие китайские авикомпании — Air China, China Eastern Airlines и China Southern Airlines — подписали твердая контракты каждая на закупку 35 разработанных и производимых СОМАС китайских региональных пассажирских самолетов ARJ21-700. Стоимость каждого контракта 1,33 млрд долл.[16]
Сертификационные полеты С919 в рамках испытаний были завершены 3 июля 2022 года, и 29 сентября 2022 года самолет официально получил сертифкат типа Управления гражданской авиации Китая (CAAC). Самолёт был сертифицирован в базовом исполнении по нормам лётной годности CCAR-25 CAAC, гармонизированным с американскими нормами FAR-25. 29 ноября 2022 года самолёт получил производственный сертификат СААС.[17]
По официальным данным COMAC, портфель заказов и опционов на С919 на весну 2023 года включал около 1200 самолётов (в том числе 483 в твёрдых контрактах) от 32 китайских авиаперевозчиков и лизинговых компаний.[18]
28 мая 2023 года состоялся первый коммерческий пассажирский рейс нового китайского среднемагистрального узкофюзеляжного самолёта С919, ознаменовавший начало ввода этого типа в эксплуатацию. Первый поставленный китайской авиакомпании China Eastern Airlines серийный борт С919 (серийный номер 10107, регистрационный номер В-919А) совершил первый рейс (MU9191) из шанхайского аэропорта Хунцяо, где расположена штаб-квартира China Eastern Airlines, в столичный аэропорт Пекина. Вылет из Хунцяо состоялся в 10.32 ч. по местному времени, с прибытием в Пекин в 12.31 ч.[19]
[править] Реактивные самолёты
Первый полёт ARJ21-700 (80-90-местный вариант) состоялся в 2008 г. В 2016 г. первый самолет поступил в эксплуатацию в региональную китайскую авиакомпанию Chengdu Airlines, созданную при авиазаводе в Ченду. К августу 2019 г. в Шанхае построили 15 серийных самолетов ARJ21-700.[20]
[править] Самолёты
В 2008 году Airbus организовал сборку в Тяньцзине для китайского рынка своих лайнеров А320. К августу 2019 года это предприятие поставило более 400 машин.[21]
Самолет ARJ21-700 совершил первый полет в 2008 году. В 2016 году первый самолет поступил в эксплуатацию в региональную китайскую авиакомпанию Chengdu Airlines — дочернюю компанию СОМАС, созданную при авиазаводе в Чэнду. Фактическое серийное производство ARJ21-700 было начато со второй половины 2017 года. К сентябрю 2019 года СОМАС на своем предприятии в Шанхае построила 15 серийных самолетов ARJ21-700, 14 были поставлены в две китайские авиакомпании — Chengdu Airlines и Genghis Khan Airlines (бывшую Tianjiao Airlines).[22]
Самолёт H-6K был принят на вооружение в 2009 году.[23]
[править] Турбовинтовые самолёты
Турбовинтовой региональный самолёт МА700 начали создавать в 2007 году на предприятии Xi’an Aircraft Industrial Corporation (ХАС) в Сиани.[24]
[править] Процессоры
Корпорация Loongson основана в 2002 году Академией наук Китая для создания альтернативы американским процессорам Intel и AMD. Весной 2021 года корпорация представила собственную архитектуру Loongson Instruction Set Architecture (LoongArch), она совместима с программами, написанными под архитектуру Intel (X86) и AMD (ARM).[25]
[править] Ракеты
[править] Крылатые ракеты
В сентябре 2018 года были опубликованы данные об испытаниях H-6K с новой авиационной крылатой ракетой FT-12 (Feiteng), разработки Китайской корпорации космической науки и технологий (CASC).[26]
[править] МБР
К 2007 году количество китайских МБР оценивалось Пентагоном в 50-60 ед., включая 20 МБР ограниченного радиуса DF-4, 20 МБР DF-5 и до 20 МБР DF-31/31А.[27]
С 2014 года, вероятно в ответ на расширение американской системы ПРО, КНР приступила к развертыванию МБР с разделяющейся головной частью с блоками индивидуального наведения (DF-5B).[28]
[править] Противокорабельные ракеты
Летом 2018 года прошли испытания H-6K с противокорабельной баллистической ракетой, напоминающей российскую гиперзвуковую ракету «Кинжал».[29]
[править] Суда
28 апреля 2020 году в Гуанчжоу на китайском судостроительном предприятии Huangpu Wenchong Shipbuilding Company Limited (входит в состав объединения Guangzhou Shipyard International Company Limited китайской государственной судостроительной корпорации China State Shipbuilding Corporation — CSSC) было спущено на воду гражданское патрульное и аварийно-спасательное судно Shenhai 01, ставшее первым в КНР и одним из первых в мире судов, оснащенных электрической энергетической установкой с литий-ионными батареями.[30]
[править] Подводные лодки
Боевое патрулирование первой ПЛАРБ проекта 094 началось в 2015 году.[31]
По состоянию на июль 2019 года на вооружении КНР стояли четыре атомные ракетные подводные лодки, четыре атомные торпедные подводные лодки и 50 неатомных подводных лодок.[32]
[править] Электровозы
В июле 2020 года было сообщено, что китайские CRRC Zhuzhou Locomotive Co. и China Energy Investment Corp. разработали сверхмощный электровоз. Локомотив получил название «Шэнь-24» (Shen-24). Его мощность составляет 28,8 тыс. кВт, тяговая сила — 2280 кH. Это мировой рекорд. Предыдущее достижение принадлежало электровозу мощностью 14,4 тыс. кВт. «Шэнь-24» состоит из шести секций и имеет 106 метров в длину. Он может развивать скорость до 120 км/ч и перемещать грузовой состав массой до 10 тыс. тонн по участку с уклоном 1,2 %. По сравнению с предыдущими моделями новый электровоз не только является более мощным, но и более интеллектуальным, безопасным и экологически чистым, заявил представитель CRRC Ван Вэй.
[править] Энергоносители
[править] Нефть
В 2016 году потребление нефти Китаем составило 12,4 млн баррелей в день.[33]
В 2017 году Китай стал крупнейшим в мире импортером нефти, обойдя по этому показателю США.[34]
По итогам 2017 года крупнейшим поставщиком нефти в Китай оказалась Россия; второе место заняла Саудовская Аравия, третье — Ангола.[35]
В 2019 году Китай установил новый рекорд импорта нефти: поставки в эту страну по сравнению с 2018 годом выросли на 9,5 % и превысили 500 млн тонн.[36]
Согласно статистическим данным, опубликованным Управлением энергетической информации США (Energy Information Administration — EIA), 67,3 % потребляемой нефти в Китае в 2019 г. приходилось на импорт.[37]
В 2019 году нефтяные запасы КНР составляли 900 млн баррелей, а в 2014 году — 200 млн баррелей.[38]
Китай в марте 2020 года увеличил импорт нефти на 4,5 % по сравнению с АППГ для заполнения нефтехранилищ в условиях низких цен из-за пандемии. Рост импорта сопровождался общим снижением потребления нефти в КНР и её переработки. Китай импортировал в марте 2020 года в абсолютном выражении 41,1 млн тонн нефти или 9,68 млн баррелей в сутки.
Импорт нефти Китаем в апреле 2020 года вырос по сравнению с предыдущим месяцем. Это произошло из-за того, что нефтеперерабатывающие заводы страны увеличили производство на фоне восстановления спроса на топливо после вспышки коронавируса. Импорт нефти в апреле 2020 года вырос почти на 8 %, до 10,4 млн баррелей в день по сравнению с 9,7 млн баррелей в сутки в марте 2020 года.[39]
Импорт нефти в Китай вырос в феврале-июле 2020 года на 30 % к АППГ.[40]
Китай переработал 670 млн тонн сырой нефти в 2020 году, что на 3 проц. больше по сравнению с показателем 2019 года.[41]
[править] Природный газ
В 2017 году Китай стал вторым крупнейшим импортёром СПГ, обогнав Южную Корею, а в 2018 году — крупнейшим импортёром природного газа в мире, опередив Японию.[42]
По данным ВР, потребление газа в 2018 году выросло в Китае на 17,7 % к уровню 2017 года и составило 283 млрд м³ в год, импорт увеличился на 30,7 %, до 125,5 млрд м³ в год.[43]
Основными поставщиками газа в Китай в 2018 году были Туркменистан (33,8 млрд куб. м), Австралия (23,6 млрд куб. м) и Катар (10,3 млрд куб. м).[44]
По итогам 2019 года потребление газа в КНР увеличилось почти на 10 %, превысив 300 млрд кубометров.[45]
Китай в августе 2020 года импортировал 11,384 млрд м³ природного газа по трубопроводам и в сжиженном виде, что на 6 % превышает уровень августа 2019 года, свидетельствуют данные таможенной статистики КНР.
[править] Уголь
В первой половине 2007 года Китай впервые импортировал больше угля, чем вывез.[46]
[править] Электроэнергия
Проблемы с электричеством в Китае начались летом 2021 года. В июле 2021 года власти начали плановые отключения в Пекине и Сиане.[47]
[править] Внешняя торговля
[править] Импорт
За 2021 год Китай импортировал 512,98 миллиона тонн нефти, 121,356 миллиона тонн природного газа и 323,21 миллиона тонн угля.[48]
[править] Пища
[править] Имбирь
По состоянию на 2020 год Китай являлся крупным экспортёром имбиря.
[править] Мёд
В 2017 году лидером среди мировых экспортёров мёда стал Китай с долей в общем объёме экспорта 19 %.[49]
[править] Металлургическая продукция
[править] Сталь
Доля Китая в мировом производстве стали продолжала возрастать в 2009 году и составила 47 %.
Доля Китая в мировом производстве стали в 2010 году впервые за много лет снизилась — до 44,3 % с 46,7 % годом ранее.
[править] Импорт
Активное восстановление экономики Китая после коронавирусного кризиса вызвало резкое увеличение импорта металлов в Китай.[50]