Бисмарк (линкор)

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Бисмарк — линейный корабль военно-морского флота Германии. Заложен 1 июля 1936 года. Спущен на воду 14 февраля 1939 года. Вступил в строй — 24 августа 1940 года.

Полное боевое водоизмещение — 50129 тонн. Длина по ватерлинии — 241,5 метров. Скорость — 29 узлов. Дальность плавания — 8525 миль (при скорости 19 узлов). Броневая защита бортов — 320 мм. Защита палубы над орудийными погребами — 95 мм. Экипаж 2065 человек. 4 самолёта Arado Ar 196.

Содержание

[править] Вооружение

  • 4 башни главного калибра («Антон», «Бруно», «Дора», «Цезарь») с 8 орудиями калибра 38 сантиметров. Вес снарядов — 800 кг, дальность стрельбы 36,52 км;
  • 12 орудий калибра 15 см;
  • 16 — 10,5 см;
  • 16 — 3,7 см;
  • 18 — 2 см.

[править] Рейд «Бисмарка» в 1941 году

[править] 18-22 мая

Линкор «Бисмарк» и тяжёлый крейсер «Принц Ойген» под началом командующего надводным флотом Германии адмирала Лютьенса начинают свой рейд. Они заходят в Норвегию, где поджидают подходящую погоду, а затем направляются на север в Датский пролив.

[править] 21 мая

Британский самолёт-разведчик обнаруживает германские корабли в Бергенском фьорде.

[править] 22 мая

Новая разведка устанавливает, что корабли оттуда исчезли.

[править] 23 мая

«Бисмарк» и «Принц Ойген» обнаружены в Датском проливе английскими тяжёлыми крейсерами «Норфолк» и «Суффолк». Англичане определяют курс и скорость немецких рейдеров. По приказу командующего английским флотом на север Атлантики направляется ряд линейных кораблей и крейсеров, а также авианосцев. В первой волне идут линкор «Принц оф Уэлс» и крейсер «Худ» в сопровождении шести эсминцев. Немцы в свою очередь установили, что они обнаружены, и несмотря на тяжёлую встречную волну, увеличивают ход.

[править] 24 мая

Немецкие рейдеры, сопровождаемые крейсерами «Норфолк» и «Суффолк» идут в Северной Атлантике, прижимаясь к ледовым полям у берегов Гренландии.

  • 03:40. Английское соединение берет курс на сближение с немецкими рейдерами.
  • 05:35. Английские корабли устанавливают контакт с немецкими. В этот момент сказываются две ошибки, совершённые англичанами. Во-первых, командующий английским соединением вице-адмирал Холланд распорядился вести огонь по более мощному «Бисмарку», считая, что он идёт ведущим в строю. Между тем, ведущим был «Принц Ойген». Вторая ошибка была серьёзнее. Англичане выбрали неправильную тактическую позицию для боя. Их корабли идут наперерез немцам таким курсом, при котором у них не могут действовать кормовые башни главного калибра — восемь из 18 орудий. Немцы изначально получают преимущество в мощности орудийного залпа.
  • 05:52. Англичане открывают огонь на дистанции 22, 7 км. Английские снаряды ложатся с большим перелетом, тем не менее «Принц оф Уэльс» добивается попадания в «Бисмарк».
  • 05:55. Немцы открывают огонь. Со второго залпа они накрывают идущий впереди «Худ», на котором вспыхивает сильный пожар.

24 мая 1941 года 05.55 утра «Бисмарк» открывает огонь по «Худу»

  • 06:00. Видя невыгодность своей позиции, вице-адмирал Холланд приказывает изменить курс на 20 градусов влево, чтобы ввести в действие кормовые башни и вести бой на параллельных курсах. «Бисмарк» снова получает попадание тяжелого снаряда.
  • 06:01. При начале поворота в «Худ» попадает тяжёлый снаряд «Бисмарка». За носовой надстройкой крейсера поднимается ослепительно яркий столб пламени. Огромный корабль, переломившись пополам, уходит под воду. Подоспевшие эсминцы подбирают только трех моряков из экипажа численностью более 1500 человек. В этот же момент «Принц оф Уэлс» добивается третьего попадания в «Бисмарк».

Немецкие корабли переносят огонь на английский линкор, он получает попадания пяти 381-мм снарядов с «Бисмарка» и трех 203-мм с «Принца Ойгена». «Принц оф Уэлс» закрывается дымовой завесой и уходит с места боя, не выпуская однако, из видимости своих радаров немецкие рейдеры.

«Принц оф Уэлс» вышел в море ещё не «доведённый до кондиции». (Башни главного калибра, например, ещё не были приняты от строителей. И одна из них во время боя просто вышла из строя). Несмотря на это и на полученные повреждения, он продолжает вместе с «Норфолком» и «Суффолком» следовать за немецкими рейдерами.

Адмирал Лютьенс принимает решение изменить план операции: разделить корабли и отправить «Принца Ойгена» в рейд самостоятельным маршрутом. Это в дальнейшем спасло корабль от почти верной гибели. Такое решение Лютьенса обусловлено серьёзной причиной: один из тяжёлых снарядов линкора «Принц оф Уэлс» повредил две носовые топливные цистерны «Бисмарка». «Бисмарк» теряет горючее, вода затапливает носовые отсеки, скорость корабля заметно падает. Лютьенс отвергает советы своих офицеров возвращаться в Германию для ремонта северным путём. И решает пробиваться в Брест (Франция), где имеется док, способный вместить «Бисмарка».

Англичане не знают о серьёзных повреждениях «Бисмарка» и собирают все силы, чтобы перехватить его на севере Атлантики, не допустив к многочисленным конвоям, пересекающим океан.

Следом за «Бисмарком» и почти рядом с ним идут крейсера «Норфолк» и «Суффолк» под командованием контр-адмирала Уэйк-Уокера. Тут же держится «Принц оф Уэлс».

С северо-востока под началом командующего флотом метрополии адмирала сэра Джона Тови движется флагманская эскадра в составе линкора «Кинг Джордж V», линейного крейсера «Рипалс» и авианосца «Викториеc».

С востока идут линкор «Родней», крейсера «Лондон», «Эдинбург», «Дорсетшир» и несколько флотилий миноносцев.

С запада идут линкоры «Рэммилес» и «Ривенд».

С юга движется эскадра адмирала Соммервила в составе авианосца «Арк Роял», линейного крейсера «Ринаун» и крейсера «Шеффилд».

Англичане оставляют без охраны все свои конвои и маршруты транспортов и стягивают свои корабли в огромное кольцо в северо-восточной Атлантике, надеясь на огромное превосходство в силах.

Но судьба едва над ними не посмеялась.

  • 18:00-19:00. «Бисмарк» делает поворот и неожиданно для англичан идёт прямо навстречу им. Английские корабли отходят. «Принц Ойген» в этот момент скрывается в предвечерней дымке, уходя курсом на юго-запад. «Бисмарк» разворачивается, и продолжает путь на юго-восток к берегам Франции.
  • 22:00. Авианосец «Викориес» приближается к «Бисмарку» и, несмотря на позднее время поднимает в воздух свои торпедоносцы «Суордфиш» — устаревшая к началу Второй мировой войны модель торпедоносца-биплана со скоростью 200 км/ч. 9 самолётов находят «Бисмарк» в кромешной тьме и бросают торпеды, лишь одна попадает в цель, но не наносит серьёзного вреда.

[править] 25 мая

  • 03:06. «Бисмарк» снова совершает разворот и идёт в атаку против отряда кораблей Уэйк-Уокера. Англичане отходят и теряют контакт с немецким линкором. Продолжая путь на юго-восток, «Бисмарк» проскальзывает сквозь кордон английских кораблей и обретает верный шанс уйти от погони.

Но тут начинается «радио-война».

«Бисмарк» отправляет радиограмму, и англичане пеленгуют корабль. Но при передаче данных на флот, они допускают ошибку и часть английских кораблей разворачивается на обратный курс — к Исландии. Ошибку обнаруживают, но потеряно несколько драгоценных часов.

[править] 26 мая

  • 7:00-8:00. «Бисмарк» отправляет две радиограммы, одну из которых удается расшифровать. Из неё англичане узнают о решении Лютьенса прорываться в Брест. Но точное место положения «Бисмарка» им по-прежнему остаётся неизвестным.
  • 10:30. Летающая лодка «Каталина» командования английской береговой авиации обнаруживает «Бисмарк».

Англичане осознают, что «Бисмарк» имеет реальный шанс прорваться в Брест. Чтобы остановить его, адмирал Тови решает бросить в бой торпедоносцы с авианосца «Арк Роял», находящегося в 130 км от «Бисмарка».

Погода ужасна: непрерывный дождь, крупные волны захлестывают взлётную палубу, килевая качка авианосца достигает 30 градусов. Тучи лежат над самым морем. Видимость не превышает сотен метров. В такой обстановке десять самолетов «Суордфиш» все таки взлетают и берут курс на врага. Но первым на их курсе оказывается английский крейсер «Шеффилд», следующий в непосредственной близости от «Бисмарка». В условиях отвратительной видимости торпедоносцы принимают «Шеффилд» за «Бисмарк» и атакуют его. Ни одна торпеда не попадает в цель.

  • 19:00 — 20:00. Погода продолжает ухудшаться. Шторм крепчает. Видимость падает. Наступает вечер. Но «Арк Роял» решает повторить налёт. Последние свежие 15 экипажей взлетают с качающейся палубы и берут курс на «Бисмарк». Как и при первых двух налётах, артиллерия «Бисмарка» встречает тихоходные бипланы мощным зенитным огнём. Воздух над кораблем окружён плотным кольцом разрывов. Прорываясь сквозь него, англичане атакуют на разных курсах и на разной высоте. Их настойчивость приносит успех. Две, а может быть, и три торпеды попадают в цель. Взрыв одной из них, угодившей в кормовую часть корабля, оказывается роковым для «Бисмарка». Этот взрыв выводит из строя систему управления рулями и повреждает винты линкора. «Бисмарк» не в состоянии выдерживать постоянный курс и описывает на море неправильные зигзаги. Незадолго до полуночи адмирал Лютьенс сообщает командованию: «Корабль потерял способность управляться. Мы будем драться до последнего снаряда. Да здравствует фюрер!»

К этому моменту англичане были в поистине драматической ситуации: они сумели остановить «Бисмарк», но на их тяжёлых кораблях, способных нанести рейдеру окончательный удар, горючее было в обрез. Они начали расходовать неприкосновенный запас. Премьер-министр Уинстон Черчилль предложил адмиралу Тови преследовать «Бисмарк» до конца, даже если английскую эскадру потом придётся вести домой на буксире. Но после второй торпедной атаки самолёты-разведчики с «Арк Рояла» и находившееся на близкой дистанции английские крейсера сообщают о том, что «Бисмарк» ходит кругами и заметно потерял в скорости. Англичане решают дать последний бой рейдеру. Ночью их эсминцы атакуют гигант, но потопить его им не удается. За ночь к месту боя подходят английские линкоры.

[править] 27 мая

  • 08:47. Линкор «Родней» открывает огонь из девяти 406-мм орудий. Через минуту — «Кинг Джордж V». «Бисмарк» отвечает и третьим залпом накрывает «Родней». Но английский линкор выдерживает это попадание, а его снаряды разрушают сперва главный, а затем вспомогательный посты управления огнём «Бисмарка». Рейдер охвачен огнем, но продолжает отстреливаться. Англичане усиливают огонь.
  • 10:15. На «Бисмарке» замолкают последние орудия, но его машины работают и он продолжает медленно рассекать волны. Экономя горючее и стремясь ускорить развязку, адмирал Тови приказывает крейсеру «Дорсетшир» произвести торпедную атаку. «Дорсетшир» в упор выпускает в «Бисмарк» 4 торпеды. «Бисмарк» превращён в пылающий остров, но держится на плаву.

По «Бисмарку» было выпущено снарядов:

  • 380 — 40.6 см с «Родней»
  • 339 — 35.6 см с «Кинг Джордж V»
  • 527 — 20.3 см с «Норфолк»
  • 254 — 20.3 см с «Дорсетшир»
  • 716 — 15.2 см с «Родней»
  • 660 — 13.3 см с «Кинг Джордж V»

Понимая, что всё кончено, немцы открывают кингстоны, и «Бисмарк» тонет кормой вперёд и ложась на левый борт. С ним гибнет более 2000 человек команды. Были спасены 110 человек, в том числе лишь один офицер.

[править] Ссылки

Личные инструменты